ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия
«мотивация» 6
1.2. Характеристика мотивационной сферы детей младшего школьного
возраста 11
1.3. Анализ программ и методических рекомендаций по формированию
учебной мотивации обучающихся в начальной школе 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Изучение учебной мотивации второклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы 29
2.2 Описание практической работы по формированию учебной мотивации второклассников 41
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по теме исследования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Проблема учебной мотивации - одна из ключевых проблем педагогики. Если рассматривать обучение как процесс приобретения индивидуального опыта, то становится понятным, что именно мотивы учения - первые в структуре мотивов человека и во многом обусловливают всю ее активность. Важность изучения мотивов учения является общепризнанной, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований. Учебная мотивация является одним из важнейших параметров, характеризующих психическое развитие ребёнка. Во многом она определяет его успешное обучение в школе. Особенности её динамики оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения младшего школьника, играют важнейшую роль в постановке и достижении целей, в способах разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности в различные мероприятия. Лишенная внутренних мотивов учебная деятельность теряет свою самоценность, привлекательность, становясь средством для решения иных, чаще всего социальных задач.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте - является учение. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем психическим процессам ребенка. Формирование психических процессов в период младшего школьного возраста тесно связаны с теми новообразованиями, которые присуще данному возрастному этапу. События, происходящие с младшим школьником в школе, сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Этот отрезок жизни обладает высокой значимостью, что и определяет актуальность данной работы. Актуальность темы также заключается и в ее практическом смысле. Понимая мотивацию обучения современных младших школьников, педагоги могут оптимизировать процесс обучения, составлять такие учебные программы и планы, которые максимально соответствуют мотивам учеников, и поэтому гарантировать максимальный результат.
В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью создания и развития мотивации учения младших школьников и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения. Указанное противоречие обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования, а также позволяет сформулировать проблему исследования: каковы пути формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования - мотивация учения младших школьников.
Предмет исследования - содержание и формы педагогической работы по формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и методических источников обосновать, разработать и апробировать содержание и формы педагогической работы по формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие об учебной мотивации детей младшего школьного возраста;
2. провести анализ программ и методических рекомендаций по формированию учебной мотивации обучающихся в начальной школе;
3. выполнить диагностику учебной мотивации младших школьников;
4. разработать и апробировать на практике содержание и формы педагогической работы формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно- методической); эмпирические, в том числе тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
База опытно-поисковой работы: МБОУ СОШ № 13 г. Екатеринбурга, в исследовании принимали участие 24 человека в возрасте 8-9 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Качество усвоения знаний учащимися всегда находилось в центре внимания педагогов и психологов. Особенно важной эта проблема является для учителей начальной школы, так как именно в этот период закладываются основы мотивации познавательной деятельности, формируются интересы. Проблема учебной мотивации одна из важнейших и острейших проблем школы.
Теоретический анализ показывает многогранность учебной деятельности и в этом смысле сложность определения мотивации учения. Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. В ходе работы мы провели опытно-поисковую работу, направленную на формирование учебной мотивации младших школьников. По результатам данного исследования было выявлено, что в классе преобладают дети с уровнем мотивации, который характеризуется положительным отношением к школе, но при этом школа привлекает детей больше внеучебными сторонами, у наибольшего количества детей интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории и не способов решения, что соответствует низкому и удовлетворительному уровню мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Отсюда сделан вывод о необходимости поиска и применения методов и приемов повышения мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
В качестве средства для формирования учебной мотивации учеников начальной школы мы использовали тренинговую программу, которая включала разнообразные задания, игровые упражнения, разминки и пр. Также мы предложили различные методы и приемы активизации и повышения учебной мотивации младших школьников, разработали методические рекомендации для педагогов, провели семинар для педагогов по теме исследования.
По данным итоговой диагностики стала преобладать группа детей с хорошей мотивацией, устойчивым учебно-познавательным интересом, что подтверждает эффективность системы тренинговых занятий для формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, поставленные задачи решены. Цель исследования, состоявшая в изучении на теоретическом уровне особенностей развития мотивации у младших школьников к учебной деятельности и апробировании на практике специально разработанной программы, способствующей формированию мотивации у младших школьников, достигнута.
1. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2005. - 688 с.
2. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие личности [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2014. - 280 с.
3. Белякова, Е. Г., Строкова, Т. А. Психолого-педагогический мониторинг [Текст] / Е. Г. Белякова. Учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. — 240 с.
4. Божович, Л. И., Морозова, Н. Г., Славина, Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников [Текст] / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова // Психология в вузе. 2011. № 5.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович: Избранные психологические труды 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК» 2011. — 352 с.
6. Власова, Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. Н. Власова. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2011. - 150 с.
7. Габай, Т. В. Педагогическая психология [Текст] / Т. В. Габай. М.: Академия, 2012. - 240 с.
8. Гани, С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] / С. В. Гани. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2010. - 210 с.
9. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии М.: Ось-89, 2014. - 144 с.
10. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. - Мн .: Харвет, 2014. - 354 с.
11. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т. О. Гордеева. М.: Смысл; Академия, 2016. — 336 с
12. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н. И. Гуткина. М.: Психологическое образование, 2012. — 235 с.
13. Дубровина, И. В. Психология [Текст] / И. В. Дубровина. Учебное пособие. VII класс. — М.: МПСИ, Модэк, 2012. — 240 с.
14. Дусавицкий, А. К., Репкин, В. В. О развитии познавательных интересов младших школьников [Текст] / А. К. Дусавицкий // Вопросы психологии. 2010. № 3.
15. Есина, Е. В. Педагогическая психология [Текст] / Е. В. Есина: конспект лекций М.: Эксмо, 2010. - 160 с.
16. Зимняя, И. А. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы [Текст] / под ред. проф. И.А. Зимней. Изд. 2-е. доп. и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2014. - 480 с.
17. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.
18. Контрольные работы по курсу «Возрастная и педагогическая
психология»: Метод. рекоменд. [Текст] / Сост Н.В. Старовойт. -
Калининград: КГУ, 1998. - 31 с.
19. Корсини, Г., Ауэрбах, А. Психологическая энциклопедия [Текст] / Г. Корсини, А. Ауэрбах. - СПб., 2012. - 954 с.
20. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И. Ю. Кулагина. М., 2011. - 450 с.
21. Кулагина, И. Ю. Мотивация отстающих в учении школьников [Текст] / И. Ю. Кулагина // Журнал практического психолога. 2015. № 4. С. 90-95
22. Кулагина, И. Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева // Московская психологическая школа. История и современность [Текст] / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 4. М., 2012.
23. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. М., 2012. - 640 с.
24. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология [Текст] / Г. Лефрансуа. - СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2015. - 416 с.
25. Липкина, А. И. Психологический анализ труда, вложенного в учение [Текст] / А. И. Липкина // Вопросы психологии. 2013. № 6.
26. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2012. - 752 с.
27. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклеланд. СПб., 2014. - 570 с.
28. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. М., 2012. - 450 с.
29. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
30. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения Кн. для учителя [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 2010. — 192 с.
31. Мартин, Д. Психологические эксперименты. секреты механизмов психики [Текст] / Д. Мартин. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. - 480 с.
32. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2013. - 352 с.
33. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. М., 2010. - 340 с.
34. Матюхина, М. В. Психология обучения: Материалы к курсу лекций [Текст] / Матюхина М. В. Психология обучения: Материалы к курсу лекций, но пед. Психол. -Волгоград: Перемена, 2011. - 52 с.
35. Музыка А. Л. Курсовые работы по психологии [Текст] / А. Л. Музыка. - Житомир: От-во ЖДУ им. И.Я. Франко, 2007. - 104 с.
36. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 688 с.
37. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М .: ВАЛДОС, 2010. - 640 с.
38. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2014. — 608 с.
39. Общая психология. [Текст] / А.В. Скрипченко, Л. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - М .: Просвещение, 2015. - 464 с.
40. Олпорт, Г. У. Функциональная автономия мотивов [Текст] / Г. У. Олпорт // American Journal of Psychology. 1937. Vol. 50. P.141-156. Пер. с англ. М. Фаликман.
41. Основы психологии: Учебник [Текст] / под общ. Ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - М .: Просвещение, 2009. - 632 с.
42. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] // ФГОС НОО URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html (дата обращения: 11.09.2017)
43. Психология. Словарь [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М .: Политиздат, 2015. - 494 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2010. - 720 с.
45. Смирнов, А. В. Учебная самоорганизация как фактор развития познавательной мотивации студентов технического вуза [Текст] / А.В. Смирнов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Самара. КГТУ. 2011. - 22 с.
46. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н. Ф. Талызина: - М .: Изд. центр «Академия», 2013. - 288 с.
47. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс] URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176 (дата обращения: 18.10.2017)
48. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально¬
психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М .: Изд-во Инст.
психотерапии, 2012. - 339 с.
49. Фридман, Л. М., Волков, К. Н. Психологическая наука - учителю [Текст] / Л. М. Фридман, К. Н. Волков. - М .: Просвещение, 2015. - 224 с.
50. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Хекхаузен: В 2 т. М., 2010. - 470 с.
51. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зинглер. - СПб .: Питер, 2010. - 608 с.
52. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин: Избранные психологические труды. - М .: Моск. Психолого-социальный инст., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 416 с.