Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия
«мотивация» 6
1.2. Характеристика мотивационной сферы детей младшего школьного
возраста 11
1.3. Анализ программ и методических рекомендаций по формированию
учебной мотивации обучающихся в начальной школе 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Изучение учебной мотивации второклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы 29
2.2 Описание практической работы по формированию учебной мотивации второклассников 41
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по теме исследования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия
«мотивация» 6
1.2. Характеристика мотивационной сферы детей младшего школьного
возраста 11
1.3. Анализ программ и методических рекомендаций по формированию
учебной мотивации обучающихся в начальной школе 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Изучение учебной мотивации второклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы 29
2.2 Описание практической работы по формированию учебной мотивации второклассников 41
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по теме исследования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Проблема учебной мотивации - одна из ключевых проблем педагогики. Если рассматривать обучение как процесс приобретения индивидуального опыта, то становится понятным, что именно мотивы учения - первые в структуре мотивов человека и во многом обусловливают всю ее активность. Важность изучения мотивов учения является общепризнанной, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований. Учебная мотивация является одним из важнейших параметров, характеризующих психическое развитие ребёнка. Во многом она определяет его успешное обучение в школе. Особенности её динамики оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения младшего школьника, играют важнейшую роль в постановке и достижении целей, в способах разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности в различные мероприятия. Лишенная внутренних мотивов учебная деятельность теряет свою самоценность, привлекательность, становясь средством для решения иных, чаще всего социальных задач.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте - является учение. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем психическим процессам ребенка. Формирование психических процессов в период младшего школьного возраста тесно связаны с теми новообразованиями, которые присуще данному возрастному этапу. События, происходящие с младшим школьником в школе, сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Этот отрезок жизни обладает высокой значимостью, что и определяет актуальность данной работы. Актуальность темы также заключается и в ее практическом смысле. Понимая мотивацию обучения современных младших школьников, педагоги могут оптимизировать процесс обучения, составлять такие учебные программы и планы, которые максимально соответствуют мотивам учеников, и поэтому гарантировать максимальный результат.
В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью создания и развития мотивации учения младших школьников и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения. Указанное противоречие обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования, а также позволяет сформулировать проблему исследования: каковы пути формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования - мотивация учения младших школьников.
Предмет исследования - содержание и формы педагогической работы по формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и методических источников обосновать, разработать и апробировать содержание и формы педагогической работы по формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие об учебной мотивации детей младшего школьного возраста;
2. провести анализ программ и методических рекомендаций по формированию учебной мотивации обучающихся в начальной школе;
3. выполнить диагностику учебной мотивации младших школьников;
4. разработать и апробировать на практике содержание и формы педагогической работы формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно- методической); эмпирические, в том числе тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
База опытно-поисковой работы: МБОУ СОШ № 13 г. Екатеринбурга, в исследовании принимали участие 24 человека в возрасте 8-9 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте - является учение. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем психическим процессам ребенка. Формирование психических процессов в период младшего школьного возраста тесно связаны с теми новообразованиями, которые присуще данному возрастному этапу. События, происходящие с младшим школьником в школе, сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Этот отрезок жизни обладает высокой значимостью, что и определяет актуальность данной работы. Актуальность темы также заключается и в ее практическом смысле. Понимая мотивацию обучения современных младших школьников, педагоги могут оптимизировать процесс обучения, составлять такие учебные программы и планы, которые максимально соответствуют мотивам учеников, и поэтому гарантировать максимальный результат.
В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью создания и развития мотивации учения младших школьников и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения. Указанное противоречие обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования, а также позволяет сформулировать проблему исследования: каковы пути формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования - мотивация учения младших школьников.
Предмет исследования - содержание и формы педагогической работы по формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и методических источников обосновать, разработать и апробировать содержание и формы педагогической работы по формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие об учебной мотивации детей младшего школьного возраста;
2. провести анализ программ и методических рекомендаций по формированию учебной мотивации обучающихся в начальной школе;
3. выполнить диагностику учебной мотивации младших школьников;
4. разработать и апробировать на практике содержание и формы педагогической работы формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно- методической); эмпирические, в том числе тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
База опытно-поисковой работы: МБОУ СОШ № 13 г. Екатеринбурга, в исследовании принимали участие 24 человека в возрасте 8-9 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Качество усвоения знаний учащимися всегда находилось в центре внимания педагогов и психологов. Особенно важной эта проблема является для учителей начальной школы, так как именно в этот период закладываются основы мотивации познавательной деятельности, формируются интересы. Проблема учебной мотивации одна из важнейших и острейших проблем школы.
Теоретический анализ показывает многогранность учебной деятельности и в этом смысле сложность определения мотивации учения. Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. В ходе работы мы провели опытно-поисковую работу, направленную на формирование учебной мотивации младших школьников. По результатам данного исследования было выявлено, что в классе преобладают дети с уровнем мотивации, который характеризуется положительным отношением к школе, но при этом школа привлекает детей больше внеучебными сторонами, у наибольшего количества детей интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории и не способов решения, что соответствует низкому и удовлетворительному уровню мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Отсюда сделан вывод о необходимости поиска и применения методов и приемов повышения мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
В качестве средства для формирования учебной мотивации учеников начальной школы мы использовали тренинговую программу, которая включала разнообразные задания, игровые упражнения, разминки и пр. Также мы предложили различные методы и приемы активизации и повышения учебной мотивации младших школьников, разработали методические рекомендации для педагогов, провели семинар для педагогов по теме исследования.
По данным итоговой диагностики стала преобладать группа детей с хорошей мотивацией, устойчивым учебно-познавательным интересом, что подтверждает эффективность системы тренинговых занятий для формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, поставленные задачи решены. Цель исследования, состоявшая в изучении на теоретическом уровне особенностей развития мотивации у младших школьников к учебной деятельности и апробировании на практике специально разработанной программы, способствующей формированию мотивации у младших школьников, достигнута.
Теоретический анализ показывает многогранность учебной деятельности и в этом смысле сложность определения мотивации учения. Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. В ходе работы мы провели опытно-поисковую работу, направленную на формирование учебной мотивации младших школьников. По результатам данного исследования было выявлено, что в классе преобладают дети с уровнем мотивации, который характеризуется положительным отношением к школе, но при этом школа привлекает детей больше внеучебными сторонами, у наибольшего количества детей интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории и не способов решения, что соответствует низкому и удовлетворительному уровню мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Отсюда сделан вывод о необходимости поиска и применения методов и приемов повышения мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
В качестве средства для формирования учебной мотивации учеников начальной школы мы использовали тренинговую программу, которая включала разнообразные задания, игровые упражнения, разминки и пр. Также мы предложили различные методы и приемы активизации и повышения учебной мотивации младших школьников, разработали методические рекомендации для педагогов, провели семинар для педагогов по теме исследования.
По данным итоговой диагностики стала преобладать группа детей с хорошей мотивацией, устойчивым учебно-познавательным интересом, что подтверждает эффективность системы тренинговых занятий для формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, поставленные задачи решены. Цель исследования, состоявшая в изучении на теоретическом уровне особенностей развития мотивации у младших школьников к учебной деятельности и апробировании на практике специально разработанной программы, способствующей формированию мотивации у младших школьников, достигнута.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



