ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ 5
1.1. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения их
природа и особенности 5
1.2. Анализ нормативных документов 11
1.3. Обзор принятых методик обучения по предмету ОБЖ на тему
«Чрезвычайные ситуации геологического происхождения» 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ГЕОЛОГИ
ЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 20
2.1. Учёт возрастных особенностей обучающихся 20
2.2. Выбор форм и методов проведения занятий 22
2.3. Методические рекомендации на тему «Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций геологического происхожде-
ния» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
Человек на протяжении своего существования находится в разнообразных средах: социальной, природной, бытовой, производственной и т. д. Человек совместно со средой его обитания образуют систему, которая в свою очередь состоит из нескольких взаимодействующих элементов, имеет упорядоченность и обладает характерными свойствами. Такое взаимодействие складывается из множества факторов и оказывает положительное или отрицательное воздействие как на самого человека, так и на среду его обитания.
Отрицательные влияния факторов природной среды выражаются главным образом в чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти вследствие стихийных бедствий и производственной деятельности населения.
На территории РФ за последние 5 лет (2013 - 2017гг.) произошло 1340 чрезвычайных ситуации, в которых пострадали 513740 человек, погибло - 3075, из них 12 чрезвычайных ситуации геологического происхождения, в которых пострадало 216102 человек [17].
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - одна из актуальных проблем современного мира. Умения правильно действовать при спасении людей, оказывать им требуемую помощь, проведение аварийно-спасательных работ в эпицентре поражений, дают возможность уменьшить число человеческих жертв и сократить материальные потери. В связи с этим актуальной становится проблема подготовки населения, способного грамотно и умело организовать устранение экстремальных ситуаций и оказать посильную помощь в ликвидации опасности.
Какие-то катастрофы можно спрогнозировать, а некоторым и благополучно противостоять, однако любые действия против естественных процессов требуют хорошего их знания. Следует знать, как они возникают, их механизм, условия распространения и все прочие явления, которые связанны с этими бедствиями. Знание причин возникновения, поражающих факторов и характера стихийных бедствий даёт возможность при заблаговременном 3
принятии мер защиты, при разумном поведении населения в существенной мере сократить потери.
Таким образом, актуальность работы обусловлена важностью и необходимостью формирования у обучающихся знаний на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» об особенностях чрезвычайных ситуаций геологического происхождения и правилах безопасного поведения при их возникновении.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в образовательной организации, предмет исследования - методические рекомендации по ОБЖ в области безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
Цель исследования: разработать и предложить эффективные методические рекомендации по теме «Безопасное поведение при возникновении чрезвычайных ситуаций геологического происхождения».
Задачи исследования:
• изучить требования нормативных документов и учебно-материальную базу по теме «Чрезвычайные ситуации геологического происхождения»;
• разработать методические рекомендации по обеспечению безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций геологического происхождения;
• оценить эффективность разработанных методических рекомендаций , проанализировать и представить результат работы.
В заключение хотелось бы сказать, что вопросы безопасности в современном мире являются актуальными. Системное изучение чрезвычайных ситуаций, их природы и особенностей, поражающих факторов и последствий, обучение безопасному поведению в таких условиях призваны подготовить человека к выбору верных разумных решений в опасных ситуациях. Возникла необходимость построения системы обучения по теме: «Чрезвычайные ситуации геологического происхождения». Создание этой системы в образовательных организациях позволит повысить уровень знаний в этой области и правильность действий, что в свою очередь снизит ущерб.
В результате работы разработаны и предложены методические рекомендации по теме «Правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения» для 7 класса.
В первой главе мы исследовали основные нормативно-правовые документы, природу чрезвычайных ситуаций геологического происхождения и принятые методики обучения. Выявили недостатки рабочей программы и внесли свои коррективы.
Во второй главе нами были изучены возрастные особенности школьников 7 класса, определены соответствующие формы и методы для организации каждого занятия, предложены методические рекомендации.
Разработка план-конспектов - заключительный этап подготовки к проведению занятия. Он составляется с учетом возрастных особенностей обучающихся, предложенных методических рекомендаций. План-конспект должен соответствовать всем требованиям нормативных документов и способствовать формированию у обучающихся знаний, умений и навыков по теме «Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы нами были достигнуты поставленные цель и задачи.
1. <Письмо> Минобрнауки РФ от 01.04.2005 N 03-417 "О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений".
2. <Письмо> Минобрнауки РФ от 07.07.2005 N 03-1263 "О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана".
3. Баринов А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: Учеб. пособие. М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 496 с.
4. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. М.: Высшая школа, 2008. 592 с.
5. Болт Б.А., Хорн У.Л., Макдоналд Г.А., Скотт Р.Ф. Геологические стихии: землетрясения, цунами, извержения вулканов, лавины, оползни, наводнения. Перевод с англ., под ред. д.ф.-м.н. Н.В. Шебалина. М.: Мир, 2008. 440 с.
6. Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Марков В.В., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2013. 206 с.
7. Вострокнутов А. Л., Супрун Г.В., Шевченко В.Н. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М.: Юрайт, 2015. 400 c.
8. Зазулинский, В. Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. М.: Экзамен, 2014. 256 с.
9. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10. Крючек Н. А., Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: НЦ ЭНАС, 2006. 259 с.
11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.
12. Мазур И.И., Иванов О.П. Опасные природные процессы. Вводный курс: Учебник / Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Академия гражданской защиты МЧС России, кафедра устойчивости экономики и жизнеобеспечения. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004.
13. Мастрюков Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природнотехногенной сфере. Прогнозирование последствий. М.: Академия, 2012. 368 c.
14. Махмутов М.И. Методы обучения и их классификация // Техническая
и гуманитарная литература [Электронный ресурс]. URL: http: //www.telenir. net/pedagogika/pedagogika_shpargalka/p24. php (дата
обращения: 4.02.2018).
15. Методические рекомендации по организации первоочередного жизне
обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения
(утв. МЧС России 25.12.2013 N 2-4-87-37-14)...