Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе предметной игры

Работа №98002

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические исследования в области сенсорного
воспитания детей 6
1.2. Характеристика сенсорной сферы детей раннего возраста 11
1.3. Специфика предметной игры и ее значение для сенсорного 18
воспитания детей раннего возраста 18
1.4. Анализ авторских образовательных программ дошкольного
образования в аспекте сенсорного воспитания детей раннего возраста 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Педагогическая диагностика сенсорного развития и предметной игры
детей раннего возраста 34
2.2. Организация предметных игр как средства сенсорного воспитания
детей раннего возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования определяется необходимостью воспитания подрастающего поколения, способного быть состоятельным членом современного общества. Постоянно нарастающее информационное окружение вызывает необходимость целенаправленного, начинающегося с первых лет жизни, формирования у детей компетенций, обеспечивающих наиболее оптимальный выбор, приобретение и творческое применение разнообразных сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
Формирование информационной компетентности требует высокого уровня развития познавательной деятельности, которая, согласно работам Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др., формируется уже в раннем детстве под воздействием сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
Особый интерес к сенсорному воспитанию детей раннего возраста обусловлен тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает активно действовать, познавать окружающий мир и себя в нём. Главным средством познания является освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. В раннем детстве у ребенка происходит обогащение сенсорного опыта, накопленного в младенчестве. Осязание, мышечные чувства, зрение направлены на познание величины, формы и цвета предметов. Планомерное развитие сенсорной сферы обеспечит необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления и др.).
Основная задача сенсорного воспитания детей раннего возраста согласно Примерной образовательной программе дошкольного образования заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.
В исследованиях Л. А. Венгер, Т. П. Высоковой, Е. И. Тихеевой, Т. Д. Марцинковской, Л. Н. Павловой, В. А. Пилюгиной, Е. А. Флериной, Ю. М. Хохряковой и др. показано, что для повышения эффективности сенсорного воспитания в раннем возрасте большое значение имеет использование в педагогическом процессе предметных игр, что обусловлено возрастными особенностями детей.
Вместе с тем анализ программно-методических разработок показывает, что сегодня многие авторы недооценивают возможности предметной игры в процессе сенсорного воспитания детей второго-третьего года жизни.
Исходя из данного противоречия проблема исследования состоит в формировании комплекса предметных игр, обеспечивающих сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе предметной игры».
Объектом исследования является сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Предметом исследования является комплекс предметных игр, обеспечивающих сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Цель: теоретически обосновать, разработать и внедрить в практику комплекс предметных игр, обеспечивающих сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать развитие сенсорной сферы ребенка раннего возраста;
- выявить возможности предметной игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- проанализировать программное обеспечение образовательного процесса в раннем возрасте с точки зрения формирования у детей сенсорных эталонов в предметной игре;
- с помощью специально подобранных методик изучить уровень сенсорного развития детей раннего возраста;
- разработать и внедрить в практику комплекс предметных игр, обеспечивающих развитие сенсорной сферы детей раннего возраста.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам:
- сенсорного развития (Ф. Фребель, Я. А. Каменский, М. Монтессори, В.Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Т. В. Николаева, Н. П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддъяков, Е. А. Стреблева, Е. И. Тихеева, Г. А. Урунтаева, А. В. Усова и др.);
- использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста: Л. А. Венгер, Т. П. Высокова, Е. И. Тихеева, Т. Д. Марцинковская, Л. Н. Павлова, В. А. Пилюгина, Е. А. Флерина, Ю. М. Хохрякова и др.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Базой исследования стала группа детей раннего возраста ДОО «Теремок» г. Асбеста Свердловской области, состоящая из 10 человек в возрасте от 2,5 до 3-х лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования был проведен научно-теоретический анализ процесса сенсорного развития детей раннего возраста в ходе предметных игр.
В связи с поставленной целью в работе рассмотрены теоретические положения исследуемой проблемы в историческом (Ф. Фребель, Песталоцци, Я. А. Каменский, М. Монтесори), и методологическом (В.Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Т. В. Николаева, Н. П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддъяков, Е. А. Стреблева, Е. И. Тихеева, Г. А. Урунтаева, А. В. Усова и др.) контексте.
Рассмотрены возможности игр с предметами в сенсорном развитии детей раннего возраста (Л. А. Венгер, Т. П. Высокова, Е. И. Тихеева, Т. Д. Марцинковская, Л. Н. Павлова, В. А. Пилюгина, Е. А. Флерина, Ю. М. Хохрякова и др.).
Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений путем выполнения перцептивных действий (обнаружение, различение, идентификация, сравнение, выделение, классификация и т.п).
Цель сенсорного развития дошкольников - формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д.
Особенностями сенсорного развития в раннем возрасте являются:
- ведущее место зрительного восприятия;
- восприятие предметов в процессе предметной деятельности;
- освоение сенсорных эталонов: цвета, размера, формы;
- возрастание целенаправленности, планомерности, управляемости, осознанности восприятия, направленных на результат;
- интеллектуализация восприятия в связи с развитием речи;
- зачатки игровой деятельности.
В раннем детстве ведущей деятельностью является предметная.
Предметные игры являются основным средством сенсорного воспитания. Сущность предметной игры - это варьирование места, объекта, условий или способа действий, изменение функций предмета, одушевление его. В процессе действий с предметами дети раннего возраста усваивают признаки и свойства предметов, знакомятся с функциями предметов.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к предметно-игровой деятельности, начинается накопление того минимума игровых впечатлений, которые являются основой для сенсорного воспитания. Правильно-созданные педагогические условия способствуют повышению уровня развития восприятия и ощущений, являющихся основой сенсорного воспитания дошкольников раннего возраста.
В дошкольной педагогике накоплены значительные материалы о содержании, методах, средствах, приемах сенсорного воспитания детей раннего возраста, разработаны педагогические требования к предметной деятельности, методика руководства играми и упражнениями, содержания предметной среды.
Анализ образовательных программ вариативных и авторских программ сенсорного воспитания детей («От рождения до школы», «Детство», «Кроха») позволил найти возможные подходы к включению в воспитательный процесс комплекса предметных игр, обеспечивающих наиболее эффективное развитие сенсорных эталонов у детей.
В рамках исследуемой проблемы мы использовали подход авторов Л. Т.В. Николаевой, Е.А. Стреблевой и др., рассматривающих сенсорное развитие как качество личности и выделили следующие показатели: форма, цвет, величина, цвет и величина, зрительное восприятие.
Теоретические положения и методические выводы позволили провести диагностику и разработать комплекс игр для сенсорного развития детей третьего года жизни. Эмпирическое исследование было проведено на базе дошкольного учреждения ДОО «Теремок» г. Асбеста Свердловской области.
В ходе для проведения диагностики формирования сенсорных эталонов были разработаны показатели (форма, цвет, величина, цвет и величина, зрительное восприятие) и выделены уровни сенсорного развития. Диагностическое обследование формирования сенсорных эталонов детей на констатирующем этапе показало, что дети испытывают трудности в распознавании цвета, формы, величины предмета. Уровень сенсорного развития невысокий и требует дальнейшего развития. Это обусловлено, в значительной степени, неэффективностью традиционного подхода к развитию данной психической функции.
Результаты диагностики и возможности предметных игр послужили основой для разработки и апробации комплекса предметных игр, направленных на развитие у детей сенсорных эталонов и сенсорного восприятия. Основной формой деятельности стала предметная игра.
В процессе предметных игр дети раннего возраста последовательно знакомились с цветом, формой, величиной предметов, исследованием свойств предметов, путем прикладывания, примеривания, действие по образцу, сопоставления предметов или их частей и пр. Обогащение и накопление сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности осуществлялось по следующим направлениям:
- формирование первичных представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
- обучение способам обследования предметов;
- развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Обследованию ребенком многообразия предметов и их свойств способствовало создание насыщенной предметно-игровой среды, включающая дидактические пособия и предметы разного содержания.
Руководство игрой осуществлялось педагогом, который побуждал ребенка к действиям с предметами путем показа действий, словесными комментариями, побуждающими высказываниями.
Комплекс предметных игр позволил обеспечить конкретность в накоплении сенсорных впечатлений и совершенствование сенсорного развития.
Для повышения эффективности разработанного комплекса предметных игр предлагается целенаправленно создавать ряд педагогических условий:
- обогащение предметно-игровой среды;
- педагогическое руководство игрой;
- формирование интереса к предметно-игровой деятельности; побуждение к игре.
Разработанный комплекс предметных игр и целенаправленно созданные педагогические условия его реализации позволят добиться успеха в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста. Результатом внедрения комплекса предметных игр, направленных на сенсорное воспитание детей раннего возраста должны стать следующие успехи каждого ребенка:
- форма: различает предметы по форме и называет их (кубик, кирпичик, шар и пр.);
- цвет: различает предметы по цвету и называет их; формирует группы однородных предметов по цвету;
- количество: формирует группы однородных предметов. Различает количество предметов (один - много);
-величина: различает предметы контрастных размеров и обозначает их в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т. д.);
- форма: различает предметы по форме и называет их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Таким образом, цель выпускной работы достигнута, задачи реализованы.



1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2005. - 176 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. [Электронный ресурс] / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 2000. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9846(дата обращения 20.05.2017)
3. Бетехтина, О. Ю. Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины ХХ века [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07. / О. Ю. Бетехтина; Московский государственный педагогический институт. - М, 1999. - 162 с.
4. Бине, А. Измерение умственных способностей [Электронный
ресурс] / А. Бине. Пер. с франц. Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. - СПб. : Дельта, 1999 - 431 с. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9846(дата
обращения 20.05.2017)
5. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 208 с. - URL:
http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9846(дата обращения 20.05.2017)
6. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. - М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 816 с.
7. Букатова, В. М. Секреты дидактических игр: психология, методика, дисциплина [Текст] / В. М. Букатова. - СПб. : Питер, 2010. - 203 с.
8. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9846(дата обращения 20.05.2017)
9. Выготский, Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте [Текст]: хрестоматия по вниманию / Л. С. Выготский и др.; под ред.
А. Н. Леонтьева. - М., 2007.- 219 с.
10. Высокова, Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Программа, конспекты занятий [Текст] / Т. П. Высокова. - М. : Учитель, 2014. - 80 с.
11. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. - № 1 56 с.
12. Гуськова, Т. В. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет [Электронный ресурс] / Т. В. Гуськова, М. Г. Елагина. URL: http://pishem.net/page-id-23.html (дата обращения: 19.04.2017).
13. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Авт. сост. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.
14. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве [Текст] / А. В. Запорожец; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М. : Педагогика, 1986. - 320 с.
15. Запорожец, А. В. Психология действия [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 736 с.
16. Зворыгина, Е. В. Я играю! Условия для развития сюжетных игр малышей в детском саду и семье [Текст]: методическое пособие / Е. В. Зворыгина. - М. : Просвещение, 2010. - 112 с.
17. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. [Текст] : Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. - М. : Сфера, 2001. - 512 с.
18. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Кобель // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 779-783.
19. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 9-е изд., пер. и доп. - М. : Академия, 2011. - 416 с.
20. Кроха [Текст] : пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет /Авт. сост. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. - 5-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2014. - 253 с.
21. Крысько, В.Г. Педагогика и психология [Текст] : учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. М.: Юрайт, 2013. 471 с.
22. Лазовская, Н. Л. Специфика формирования предметности и
предметно-игровой деятельности детей раннего возраста с особенностями психофизического развития [Электронный ресурс]. URL:
http://conf.grsu.by/alternant/2011/04/14/190/(дата обращения: 19.04.2017).
23. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения
[Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Медиа, 1983. - 392 с.
24. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебно¬
методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов : Николаев, 2005. - 76 с.
25. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] : учебник / Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
26. Марцинковская, Т. Д. Психология и педагогика [Текст]: учебник / Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович. - М. : Проспект, 2013. - 464 с.
27. Монтессори, М.Впитывающий разум ребенка [Текст] / М. Монтессори. - СПб. : Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009.- 320 с.
28. Николаева, Т. В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом [Текст] : Методическое пособие / Т. В. Николаева. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 112 с.
29. Островский, Э. В. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. - М. : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 с.
30. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп.- М. : Мозайка-Синтез,
2016. - 368 с.
31. Павленко, Н. Н. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. - М. : КноРус, 2013. - 496 с.
32. Павлова, Л. Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание [Текст] : методическое пособие для педагогов групп раннего возраста / Л. Н. Павлова, Л. Е. Курнешова. - М. : Школьная книга, 2004. - 80 с.
33. Палагина, Н. Н. Предметная игровая активность в раннем детстве [Электронный ресурс] / Н. Н. Палагина. URL: http://www.hr- portal.ru/article(дата обращения: 19.04.2017).
34. Пилюгина, В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста [Текст] : книга для воспитателей детского сада и родителей / В. А. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1996. - 112 с.
35. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности [Текст] : теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Н. Н. Поддъяков. М. : Просвещение, 2001. - 456 с.
36. Программа воспитания и обучения «Радуга» [Текст] / Под ред. Т.Н. Дороновой. - М. : Просвещение, 2016. - 345 с.
37. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2015. - 718 с.
38. Сакулина, Н. П. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] : методические указания / Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддъяков. - М. : Просвещение, 1969. - 176 с.
39. Самыгин, С. И. Педагогика и психология [Текст] : учебное пособие С. И. Самыгин, А. М. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.
40. Светлова, Е. А. Характеристика основных систем общественного дошкольного воспитания Западной Европы и России 19 - 20 в. [Электронный ресурс] / Е. А. Светлова. URL: http://www.ucheba.com.(дата обращения:
19.04.2017).
41. Смирнова Е. О. Детская психология [Текст] : учебник для вузов / Е. О. . - 3-е изд. Перераб. - СПб. : Питер, 2009. - 304 с.
42. Сологубова, П. А. Организация сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] / П. А. Сологубова. URL: http://ped-kopilka.ru (дата обращения: 19.04.2017)
43. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст] : учебник для студентов Вузов / А. М. Столяренко. - М.: Юнити Дана, 2014. - 543 с.
44. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2014. -164 с.
45. Уайт, Б. Первые три года жизни [Текст] / Б. Уайт. Перев. с англ. - М. : Педагогика, 1993. - 176 с.
46. Урунтаева, Г. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие Г. А. Урунтаева. - 5-е изд. Стереотип. - М. : Академия, 2001. - 336 с.
47. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 8-15.
48. Усова, А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] / А. В. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - 2005. - С.121-135.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва - М. : УЦ Перспектива, 2014. - 32с.
50. Флерина, Е. А. Игра и игрушка [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Е. А. Флерина; под ред. Д. В. Менджерицкой. - М. : Просвещение, 1973. - 48 с.
51. Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Ю. М. Хохрякова. - М. : ТЦ Сфера,
2014. - 128 с.
52. Чепцова, Н. А. Анализ современных образовательных программ дошкольного воспитания - «Развитие», «Детство», «Шаг за шагом» [Электронный ресурс] / Н. А. Чепцова. URL: http://superinf.ru/2017(дата обращения: 19.04.2017).
53. Шульгина, Е. В. Наследие Е. И. Тихеевой как целостная педагогическая система [Текст] : автореф. дис. ... канд.пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Шульгина ; Московский гуманитарный университет. - Москва, 2007. - 46 с.
54. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие / Д. Б. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ