ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 6
1.1. Характеристика воображения как психического процесса 6
1.2. Особенности развития творческого воображения в дошкольном
возрасте 15
1.3. Характеристика сказки как литературного жанра; виды сказок 20
1.4. Роль сказки в развитии творческого воображения детей 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 36
2.1. Изучение начального уровня развития творческого воображения... 36
2.2. Описание деятельности педагога по использованию сказки как
средства развития творческого воображения детей 43
2.3. Анализ результатов исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования
Устное народное творчество является одним из эффективнейших инструментов в воспитании детей дошкольного и более старшего возраста. Практически с рождения ребенок слышит от мамы потеши, колыбельные, сказки и др. В детском саду и школе очень часто используются эти и другие жанры для развития и воспитания. Загадки, сказки, поговорки обогащают эмоции, развивают воображение, а также являются отличным образцом русского языка. Богатые по содержанию и форме, эти народные произведения позволяют показать детям на примерах некоторые нравственные ценности.
Детство ребенка во многом зависит от окружающей среды. Если при этом родители и педагоги окружают ребенка заботой и лаской, при этом обогащая занятия с ним, используя устное народное творчество, высока вероятность, что у него уже в раннем возрасте будут заложены основные нравственные качества, которые в дальнейшем будут только развиваться. Фольклор не только помогает в воспитании и развитии, но и просто разнообразит будни и праздники.
Объектом исследования выступает процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются педагогические методы работы со сказкой, способствующие развитию творческого воображения ребенка.
Целью исследования заключается в выявлении методов работы со сказками, обеспечивающих развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения;
2) Подобрать диагностические методики для исследования уровня развития творческого воображения у детей дошкольного возраста;
3) Выявить совокупность методов, способствующих развитию творческого воображения дошкольников в процессе работы над сказкой;
4) Разработать конспекты бесед с детьми с использованием различных методов работы со сказкой.
Гипотеза исследования заключается в том, что сказка будет являться эффективным средством развития творческого воображения, если:
- на первом этапе педагог читает и анализирует с детьми сказки, используя следующие методические приемы: словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героя, обстановки, интерьера сказки, рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту, сопровождение и рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями, сравнение образов персонажей и иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту;
- на втором этапе педагог организует творческую деятельность с детьми по работе со сказками с использованием разнообразных методов;
- на всех этапах работы с детьми педагог систематически поощряет детское речевое творчество.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, количественная и качественная обработка результатов.
Теоретическую основу исследования составили теоретико-методологическое обследование дошкольного возраста как сенситивного периода в формировании и развитии личности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); теоретические положения о ведущей роли обучения в зоне ближайшего развития (Л.С.
Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); исследования (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) по проблемам развития творческих способностей детей; исследования (А.В. Запорожец, Т.Г. Казакова) о роли сказки в развитии детей в период детства.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении методов, обеспечивающих развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе работы со сказками, а также в методических разработках занятий для детей дошкольного возраста, которые могут проводить не только педагоги ДОУ, но и родители воспитанников.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №31" Асбестовского городского округа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенная работа доказала, что выдвинутая нами догадка, а именно: применение различных способов чтения и сочинения сказок будет содействовать наилучшему становлению творческого воображения старших дошкольников, обнаружила доказательство в фактической части работы. В ходе нашей работы мы подтвердили, что систематическое и целеустремленное применение разных способов работы со сказками, создает данные для наилучшего становления творческого воображения. В связи с этими данными, мы пришли к выводу, что данная система работы с дошкольниками содействует наилучшему становлению их творческого воображения.
Сказка помогает осуществить педагогический процесс по становлению воображения продуктивнее, многообразнее. Чтение и сочинение сказок привлекает детей вероятностью проявить свое созидание, сделать что-то новое, неповторимое. Сочинение сказок также содействует становлению детей во многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом, эмоциональном. С помощью сказки дети расширяют свой кругозор, черпают из нее уйма знаний, представлений. Через сказку дошкольники получают большие познания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира. Совместное действие по придумыванию сказок содействует сплочению детей, учит их трудиться совместно.
На основе проделанной работы дозволено составить ряд выводов и некоторых рекомендаций:
1. Воображение детей дошкольного возраста нуждается в непрерывном подкреплении, обогащении ощущениями из жизни, образами.
2. Работа по становлению воображения должна проводиться планомерно, систематически и целеустремленно.
З. Данную работу по становлению творческого воображения целесообразнее осуществлять в разных видах деятельности.
В завершение своей работы, хочется сказать, что работа по применению разных способов сочинения сказок увлекательна и интересна. Дети восприняли ее с огромным удовольствием. В своих планах на грядущее мы планируем продолжить эту работу в данном направлении. Для этого мы поставили задачи:
- Продолжить работу по сочинению сказок с применением различных методических приемов;
- Ввести целеустремленное, систематическое применение разных способов и приемов по внедрению воображения в педагогический процесс;
- Объединить продукты сочинительства с театрализованной деятельностью.
В ходе нашей работы мы доказали, что систематическое и целенаправленное использование различных методов сочинения сказок, создает условия для наилучшего развития творческого воображения. В связи с этим, можно прийти к выводу, что данная система работы со старшими дошкольниками способствует наилучшему развитию творческого воображения старших дошкольников. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения продуктивнее, разнообразнее. Сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое. Сочинение сказок также способствует развитию детей во многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом, эмоциональном. Благодаря сказке дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплочению детей, учит их работать вместе.
На основе проделанной работы можно составить ряд рекомендаций:
1. Воображение детей дошкольного возраста нуждается в постоянном подкреплении, обогащении впечатлениями из жизни, образами.
2. Работа по развитию воображения должна проводиться систематически, планомерно и целенаправленно.
3. Данную работу по развитию творческого воображения целесообразнее осуществлять в различных видах деятельности.
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 [Текст] // Дошкольное воспитание. -2014. -№2. -С.4-17.
2. Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-10 [Текст] //Вестник образования. - 2014. -№7. -С35-51.
3. Баландина, Л.А., Корчаловская Н.В. Пред школьное образование в условиях введения ФГОС ДО [Текст] //Справочник старшего воспитателя. - 2014. -№2. -С.38-42.
4. Белая, К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] //Справочник старшего воспитателя. -2014. -№4. -С.4-8.
5. Болотина, Л.Р. Комарова Т. С. Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.» [Текст]. - М: Издательский центр «Академия»,2010. - 369 с.
6. Боровик О.В. Развитие воображения. [Текст] М.: ООО «ЦГЛ «Рон»,2002.112с.
7. Буре, Р. С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» [Текст]. - М.: 2011. - 327с.
8. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд [Текст]. / Р.С. Буре Р., Година Г. Н., Шатова А. Д. - М.: - 2011. - 397 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. СПб.: Союз 1999 305с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. СПб.: Союз 1999 305с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]. - М.: Педагогика, 2013. - т.4 - 358с.
12. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи...[Текст] - М.: Линка- Пресс,
13. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона [Текст] // Логопед, 2014 - № 1. - с. 41-47
14. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб. Пособие [Текст]. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 174 с.
15. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст]. - М.: Педагогика, 2012. - 424с.
16. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения[Текст]. - М.: Педагогика, 2010. - 230с.
17. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении[Текст]. - Томск, 2012. - 114с.
18. Давыдов, В.В. Психология младшего школьника [Текст] // Феникс. - 2015 -№2. - С. 63
19. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста [Текст] // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 44-51.
20. Зернова, Т.А. «Воспитание любви и уважения к книге» [Текст] // Д/в №6 - 2011. - 136 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] СПб.:Речь, 2000.
22. Иванова, М.О. «Воспитание культуры речи» [Текст] // Д/в №12 - 2010. - 114 с.
23. Кравченко, А.И. Психология и педагогика [Текст] : Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: ИЦ РИОР, 2010. - 112 c.
24. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] - М.: Просвещение, 2012. - 214 с.
25. Логинова, В.И. Формирование словаря у старших дошкольников [Текст] - СПб.: Питер, 2012. - 367 с.
26. Логинова, В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика [Текст] - М.: - 2011. - 298 с.
27. Маклаков А.Г Общая психология [Текст] СПб.: 2008 - 583 с.
28. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. - М.: 2012. - 347 с.
29. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] - М.: 2014 - 96 с.
30. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] - М, - 19. - 239 с.
31. Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной сказки [Текст] - М., 2001.
32. Петрова, И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста [Текст] - М.: - 2011. - 95 с.
33. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] - М.: 2010. - 238 с.
34. Полуянов Ю.А. Воображение и способности [Текст] М.: Знание, 2003. 50с.
35. Пономарёв Я.А. Психология творчества [Текст] М.: Наука, 2001. 304с.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] В 2 кн.Книга 2 М.: Владос, 2004. 528с.
37. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии [Текст] М.: Союз, 2002. 356с.
38. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Обнинск, 1997.
39. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.
40. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст] : Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c.
41. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст] : Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт,
2012. - 671 с.
42. Стрелкова Л.П. Уроки сказки [Текст] / М., 1989.
43. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей [Текст] Екатеринбург: У-Фактория, 2005 . 192с.
44. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
45. Туревская, Е.И. Психология детства [Текст] - М.: Развитие, 2011. - 567 с.
46. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] // Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., - М.: «Академия», 2011. - 336 с.
47. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика [Текст] : Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 с.
48. Шерагина Л.И. Логика воображения [Текст] М.: Союз,2001. 285с.
49. Школяр, Л.В., Савенкова Л.Г. Сад Детства: Новый взгляд на дошкольное образование [Текст] - М.: ТЦ Сфера,2014. - 128с.-(Управление детским садом).
50. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] - М., 1984.