ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДИВ К ПРОБЛЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Ценностные установки как психологический
феномен 5
1.2. Влияние нарушения зрения на формирование личности детей с
нарушением зрения 10
1.3. Анализ направлений работы психолога по оценке и формированию ценностных установок у детей подросткового возраста
с нарушениями зрения 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 24
2.1. Описание методического материала, используемого для
изучения ценностных установок у детей подросткового возраста 24
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения ценностных 26
установок у детей подросткового возраста с нарушениями зрения
2.3. Статистический анализ достоверности различий проявления
ценностных ориентаций у детей подросткового возраста с нарушенным и сохранным зрением 44
ЗАКЛЮЧЕНЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной темы связана с тем, что в современном обществе усиливается внимание к идеям гуманизма, что также отражается в системе образования. В настоящий момент большое значение имеет личностная сфера человека, его ценностные установки, моральное сознание, нравственное развитие. Гармоничное воспитание человека, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, залог здорового и развитого общества.
В связи с этим представляется актуальным изучение ценностных установок при различных аномалиях развития, в том числе и при нарушениях зрения.
Исследованием личности детей и подростков с нарушениями зрения занимались такие исследователи как: А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, М. И. Земцова, Л. И. Каплан, З. Г. Ермолович и др. в работах авторов рассмотрены многие аспекты становления личности детей и подростков с нарушениями зрения, влияние зрительного дефекта на развитие личности и психики.
Однако, сведений об особенностях ценностных установок у данной категории лиц при анализе источниковой базы находится крайне мало.
Исследовательский интерес к подростковому возрасту как к экспериментальному полю обусловлен тем, что в данном периоде происходит интенсивное формирование морального сознания, наблюдается переосмысление взглядов и отношений (Л. Колберг). Изучение указанного феномена в данном возрасте необходимо для предупреждения личностных деформаций и в конечном итоге социальной дезадаптации (В. В. Москвичев, Л. Г. Аглеева)
Все вышесказанное стало основанием для формулировки цели исследования - на основе анализа теоретической литературы и данных психолого-педагогического эксперимента изучить ценностные установки у детей подросткового возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования - ценностные установки у детей подросткового возраста.
Предмет исследования - особенности работы психолога по выявлению ценностных установок у детей подросткового возраста с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по изучаемой проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения ценностных установок у детей подросткового возраста.
3. Экспериментальным путем изучить ценностные установки у детей подросткового возраста с нарушениями зрения.
4. Характеризовать особенности работы психолога по выявлению ценностных установок у детей подросткового возраста с нарушениями зрения.
В данном исследовании применяются такие методы, как: анкетирование и анализ. А также такие методики, как: методика незаконченных предложений и опросник для изучения отношений подростков к некоторым актуальным проблемам современности.
Исследование проводилось на базе Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат №10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» города Каменска-Уральского.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
По итогу работы можно заключить, что по средствам анализа литературных источников и анкетирования детей подросткового возраста с нарушенным и сохранным зрением было выявлено следующее: особенности развития личности и психических функция обучающихся с нарушениями зрения, ценностные установки детей подросткового возраста с нарушенным и сохранным зрением.
Актуальность данного исследования связана с тем, что в современном обществе усиливается внимание к идеям гуманизма, что также отражается в системе образования. В настоящий момент большое значение имеет личностная сфера человека, его ценностные установки, моральное сознание, нравственное развитие. Гармоничное воспитание человека, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, залог здорового и развитого общества.
В связи с этим представляется актуальным изучение ценностных установок при различных аномалиях развития, в том числе и при нарушениях зрения.
Исследованием личности детей и подростков с нарушениями зрения занимались такие исследователи как: А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, М. И. Земцова, Л. И. Каплан, З. Г. Ермолович и др. в работах авторов рассмотрены многие аспекты становления личности детей и подростков с нарушениями зрения, влияние зрительного дефекта на развитие личности и психики.
Однако, сведений об особенностях ценностных установок у данной категории лиц при анализе источниковой базы находится крайне мало.
Исследовательский интерес к подростковому возрасту как к экспериментальному полю обусловлен тем, что в данном периоде происходит интенсивное формирование морального сознания, наблюдается переосмысление взглядов и отношений (Л. Колберг). Изучение указанного феномена в данном возрасте необходимо для предупреждения личностных деформаций и в конечном итоге социальной дезадаптации (В. В. Москвичев, Л. Г. Аглеева)
Была поставлена цель - на основе анализа теоретической литературы и данных психолого-педагогического эксперимента изучить ценностные установки у детей подросткового возраста с нарушениями зрения.
Поставленная цель была достигнута. По ходу достижения цели были решены задачи:
1. Проанализированы литературные источники по изучаемой
проблеме.
2. Подобран диагностический инструментарий для изучения
ценностных установок у детей подросткового возраста.
3. Экспериментальным путем изучены ценностные установоки у детей подросткового возраста с нарушениями зрения.
4. Охарактеризованы особенности работы психолога по выявлению ценностных установок у детей подросткового возраста с нарушениями зрения.
В ходе исследования были выявлены ценностные установки детей подросткового возраста с нарушениями зрения, которые сравнивались с ценностными установками детей подросткового возраста с нормальным зрением. По результатам исследования выяснилось, что ценностные установки детей подросткового возраста с нарушенным и сохранным зрением имеют небольшие различия.
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе специального психолога для выявления установок у детей подросткового возраста с нарушениями зрения.
1. Акимушкин, В. М. Основы тифлологии [Текст] : психологопедагогические основы социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению / В. М. Акимушкин, И. С. Моргулис. - Киев, 1980. - 64 с.
2. Алмазова, С. Л. Методы психологической диагностики [Текст] : учеб. пособие / С. Л. Алмазова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 116 с.
3. Бодалев, А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] / А. Бодалева. - М. : Когито-центр, 2011. - 2280 с.
4. Большой психологический словарь [Текст] /
под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. - М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
5. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования [Текст] : учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. - М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.- 352 с.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский; под. ред. А. В. Запорожец - М. : Педагогика, 1983.
Т. 5 : Основы дефектологии. - 1983. - 369 с.
7. Глулевич, О. А. Психологические основы юриспруденции [Текст] : учебное пособие / О. А. Гулевич - М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. - 512 с.
8. Гребень, Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов [Текст] / Н.Ф. Гребень. - Минск : Соврем. Шк., 2007. - 496 с.
9. Дети с глубокими нарушениями зрения [Текст] / под ред. М. И. Земцовой, Л. И. Каплан, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1967. - 376 с.
10. Добровольская, Т. А. Социально-психологические особенности взаимодействия инвалидов и здоровых [Текст] / Т. А. Добровольская // Социологические исследования. - 1993. - № 1. - С. 62-67.
11. Евмененко, Е. В. Психология лиц с нарушениями зрения [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. В. Евмененко, А. В. Трущелева. - Ставрополь : СГПИ, 2008. - 220 с.
12. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 240 с.
13. Ермолович, З. Г. Тифлопсихология: особенности чувственного отражения мира слепыми и слабовидящими (часть 1) [Текст] : учебно- методическое пособие / З. Г. Ермолович. - Минск, 2004. - 71 с.
14. Жохова, В. П. Учителю о близорукости [Текст] / В. П. Жохова, Т. З. Особова. - М., 1990. - 47 с.
15. Земцова, М. Н. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М. Н. Земцова. - М., 1973. - 159 с...