Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические технологии формирования приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №97979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Проблема развития памяти у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития в психологии 7
1.2. Особенности опосредованной памяти при задержке
психического развития 14
1.3. Формирование приемов опосредованного запоминания у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1. Организация и психодиагностический инструментарий
констатирующего этапа эксперимента 23
2.2. Описание проведения констатирующего этапа эксперимента 31
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 34
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОПОСРЕДОВАННОГО
ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 55
3.1. Описание коррекционной программы 55
3.2. Описание проведения коррекционной программы 62
3.3. Результаты проведения контрольного этапа эксперимента 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В последнее время отмечается значительное увеличение количества детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). По данным Министерства образования Российской Федерации, среди поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР. Данная категория детей предполагает незначительные проблемы в развитии, которые могут проявляться в предпосылках интеллектуальной деятельности, в том числе и в мнемических процессах. Устойчивый интерес к проблеме развития памяти у детей с ЗПР нашёл отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных, таких как: Э. И. Истомина, Б. В. Зейгарник, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и других, что нередко рассматривается в качестве доказательства степени ее разработанности.
Младший школьный возраст при данной патологии является сензитивным периодом для преодоления недостатков в познавательной сфере, поэтому исследование развития памяти у данной категории - является одной из актуальных задач психологии и требует постоянного изучения и исследования. Особо важным в этом ключе является поиск эффективных методов коррекции и оптимизации развития памяти. Поэтому существует потребность в коррекционных мероприятия, нацеленных на развитие данной функции.
Проблемой опосредованной памяти занимались следующие ученые: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Д. Забрамная и другие. Они отмечали, данный вид памяти активно развивается именно в младшем школьном возрасте, что большинство детей указанной категории не владеют
приемами опосредованного запоминания, такими как: группировка,
ассоциации, установление смысловых связей, аналогии и другими, а чаще пользуются механическим запоминанием, в то время как у нормально развивающихся сверстников опосредованное запоминание активно развивается.
Таким образом механизм опосредованной памяти предполагает использование мнемических приемов, которые можно сформировать в рамках коррекционных мероприятий, а так же в рамках работы психолога, который сможет организовать целенаправленный, систематический процесс.
Ряд исследований, проводимых такими авторами как: Л. Венгер,
A. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. Леви,
B. К. Воробьева, Т. А. Ткаченко, В. П. Глухов, Т. В. Большова, Л. Н. Ефименкова, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и другими учеными, рассматривают мнемотехнический инструментарий, как один из основных в коррекции психических процессов, в том числе и памяти.
Цель: исследование психологических технологий формирования
приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: опосредованное запоминание у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: формирование приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по изучаемой проблеме.
2. Подобрать диагностические методики для изучения опосредованного запоминания и зрительной произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Составить экспериментальные задания для оценки уровня сформированное™ приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Провести экспериментальное исследование опосредованного запоминания и зрительной произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Составить коррекционную программу, направленную на формирование приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
6. Оценить эффективность коррекционной программы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (67) и приложений (16). Работа содержит 11 рисунков и 19 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последнее время наблюдается тенденция роста численности детей младшего школьного возраста с ЗПР. Изучение данного феномена имеет огромное социально-психологическое значение, что подтверждается большим количеством работ, как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как: Г. Е. Сухаревой, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер,
К. Л. Лебединской, К. Барта, Л. Бендера, М. Трамера и других. Для детей данной категории характерны проблемы в развитии, которые могут проявляться в предпосылках интеллектуальной деятельности, в том числе и в мнемических процессах. Младший школьный возраст при ЗПР является сензитивным периодом для преодоления недостатков в познавательной сфере. Этот возрастной этап так же является периодом интенсивного развития и преобразования мнемических процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Опосредованная память активно развивается именно в этом возрасте, но большинство детей указанной категории не владеют приемами опосредованного запоминания, такими как: группировка, ассоциации, установление смысловых связей, аналогии и другими, а чаще пользуются механическим запоминанием, в то время как у нормально развивающихся сверстников опосредованное запоминание активно развивается. Поэтому исследование развития памяти у данной категории детей является одной из актуальных задач психологии и требует постоянного изучения и исследования. Особо важным в этом ключе является поиск эффективных методов коррекции и оптимизации развития памяти.
Интерес к проблеме развития различных видов памяти, в том числе, и опосредованной у детей с ЗПР нашёл отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных, таких как: Э. И. Истомина, Б. В. Зейгарник, П.И. Зинченко, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и других, что говорит о степени ее разработанности.
Ряд исследований, проводимых такими авторами, как: Л. Венгер,
A. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. Леви,
B. К. Воробьева, Т. А. Ткаченко, В. П. Глухов, Т. В. Большова, Л. Н. Ефименкова, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др., рассматривают мнемотехнический инструментарий, как один из основных в коррекции психических процессов, в том числе и памяти.
Следовательно, механизм опосредованной памяти предполагает использование мнемических приемов, которые можно сформировать в рамках коррекционных мероприятий, а так же в рамках работы психолога, который сможет организовать целенаправленный, систематический процесс.
На основании анализа проблемы была сформулирована цель - исследование психологических технологий формирования приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель была достигнута, путем решения конкретных теоретических и экспериментальных задач.
Проанализированы литературные источники по изучаемой проблеме. Систематизирована информация про особенности памяти, психологические технологии, дается анализ особенностей развития опосредованной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Подобраны диагностические методики для изучения опосредованного запоминания и зрительной произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, такие как: методика «Опосредованное запоминание» (по А. Н. Леонтьеву) и методика «Десять предметов» (по Т. Д. Марцинковской).
Составлены экспериментальные задания для оценки уровня сформированности приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, такие как: «Рассказ с иллюстрациями», «Вспомни животных», «Звуки».
В ходе экспериментального исследования было обнаружено, что наиболее низкий уровень характерен для опосредованной памяти, а наиболее высокий для зрительной произвольной памяти.
На основании полученных данных была составлена коррекционная программа, направленная на формирование приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Программа была реализована в сроки: с середины февраля по конец марта. Основной формой организации занятий была - групповая с использованием игр, упражнения и физкультминуток.
1. По результате констатирующего этапа эксперимента оказалась что наиболее существенных положительных сдвигов удалось добиться в отношении опосредованной памяти.
Использование Т-критерия Стьюдента доказало статистическую достоверность между показателями опосредованной памяти до и после проведения формирующего этапа эксперимента.
Таким образом цель достигнута и задачи успешно решены
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе специального психолога для формирования приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста.


1. Агавелян, М. Г. Основы детской психопатологии с элементами дефектологии [Текст] / М. Г. Агавелян, Г. Г. Буторин. - Челябинск : ЧГУ, 2001. - 99 с.
2. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический анализ диагностики развития высших психических функций [Текст] : учеб. для студентов вузов / Т. В. Ахутина, С. Ю. Игнатьева, М. Ю. Максименко, Н. Н. Полонская. - М. : Академия, 1992. - 440 с.
3. Бабкина, Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития [Текст] : пособие для школьного психолога / Н. В. Бабкина. - М. : Школьная Пресса, 2006. - 80 с.
4. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляция у младших школьников [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002. - № 5. - С. 40-46.
5. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т. В. Большова. - СПб., 2005.
6. Борякова, Н. Ю. Нарушения речи детей с ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова // Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. - 2004. - № 1. - С. 15-20.
7. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : учебно­методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 19 с.
8. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1979. - 288 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Академия, 2003. - 368 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991.
11. Дементий, Л. И. Психологический практикум «Память» [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. И. Дементий, Н. В. Лейфрид. - Омск : Омск. гос. ун-т, 2003. - 124 с.
12. Дети с временной задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М., 1971.
13. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 1984.
14. Дульнев, Г. М. О значении намерения для точности и полноты воспроизведения текста [Текст] / Г. М. Дульнев. - М., 1940.
15. Житникова, Л. Учите детей запоминать [Текст] / Л. Житникова. - М. : Просвещение, 1985...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ