Психологические технологии формирования приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Проблема развития памяти у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития в психологии 7
1.2. Особенности опосредованной памяти при задержке
психического развития 14
1.3. Формирование приемов опосредованного запоминания у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1. Организация и психодиагностический инструментарий
констатирующего этапа эксперимента 23
2.2. Описание проведения констатирующего этапа эксперимента 31
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 34
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОПОСРЕДОВАННОГО
ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 55
3.1. Описание коррекционной программы 55
3.2. Описание проведения коррекционной программы 62
3.3. Результаты проведения контрольного этапа эксперимента 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Проблема развития памяти у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития в психологии 7
1.2. Особенности опосредованной памяти при задержке
психического развития 14
1.3. Формирование приемов опосредованного запоминания у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1. Организация и психодиагностический инструментарий
констатирующего этапа эксперимента 23
2.2. Описание проведения констатирующего этапа эксперимента 31
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 34
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОПОСРЕДОВАННОГО
ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 55
3.1. Описание коррекционной программы 55
3.2. Описание проведения коррекционной программы 62
3.3. Результаты проведения контрольного этапа эксперимента 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В последнее время отмечается значительное увеличение количества детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). По данным Министерства образования Российской Федерации, среди поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР. Данная категория детей предполагает незначительные проблемы в развитии, которые могут проявляться в предпосылках интеллектуальной деятельности, в том числе и в мнемических процессах. Устойчивый интерес к проблеме развития памяти у детей с ЗПР нашёл отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных, таких как: Э. И. Истомина, Б. В. Зейгарник, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и других, что нередко рассматривается в качестве доказательства степени ее разработанности.
Младший школьный возраст при данной патологии является сензитивным периодом для преодоления недостатков в познавательной сфере, поэтому исследование развития памяти у данной категории - является одной из актуальных задач психологии и требует постоянного изучения и исследования. Особо важным в этом ключе является поиск эффективных методов коррекции и оптимизации развития памяти. Поэтому существует потребность в коррекционных мероприятия, нацеленных на развитие данной функции.
Проблемой опосредованной памяти занимались следующие ученые: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Д. Забрамная и другие. Они отмечали, данный вид памяти активно развивается именно в младшем школьном возрасте, что большинство детей указанной категории не владеют
приемами опосредованного запоминания, такими как: группировка,
ассоциации, установление смысловых связей, аналогии и другими, а чаще пользуются механическим запоминанием, в то время как у нормально развивающихся сверстников опосредованное запоминание активно развивается.
Таким образом механизм опосредованной памяти предполагает использование мнемических приемов, которые можно сформировать в рамках коррекционных мероприятий, а так же в рамках работы психолога, который сможет организовать целенаправленный, систематический процесс.
Ряд исследований, проводимых такими авторами как: Л. Венгер,
A. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. Леви,
B. К. Воробьева, Т. А. Ткаченко, В. П. Глухов, Т. В. Большова, Л. Н. Ефименкова, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и другими учеными, рассматривают мнемотехнический инструментарий, как один из основных в коррекции психических процессов, в том числе и памяти.
Цель: исследование психологических технологий формирования
приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: опосредованное запоминание у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: формирование приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по изучаемой проблеме.
2. Подобрать диагностические методики для изучения опосредованного запоминания и зрительной произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Составить экспериментальные задания для оценки уровня сформированное™ приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Провести экспериментальное исследование опосредованного запоминания и зрительной произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Составить коррекционную программу, направленную на формирование приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
6. Оценить эффективность коррекционной программы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (67) и приложений (16). Работа содержит 11 рисунков и 19 таблиц.
Младший школьный возраст при данной патологии является сензитивным периодом для преодоления недостатков в познавательной сфере, поэтому исследование развития памяти у данной категории - является одной из актуальных задач психологии и требует постоянного изучения и исследования. Особо важным в этом ключе является поиск эффективных методов коррекции и оптимизации развития памяти. Поэтому существует потребность в коррекционных мероприятия, нацеленных на развитие данной функции.
Проблемой опосредованной памяти занимались следующие ученые: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Д. Забрамная и другие. Они отмечали, данный вид памяти активно развивается именно в младшем школьном возрасте, что большинство детей указанной категории не владеют
приемами опосредованного запоминания, такими как: группировка,
ассоциации, установление смысловых связей, аналогии и другими, а чаще пользуются механическим запоминанием, в то время как у нормально развивающихся сверстников опосредованное запоминание активно развивается.
Таким образом механизм опосредованной памяти предполагает использование мнемических приемов, которые можно сформировать в рамках коррекционных мероприятий, а так же в рамках работы психолога, который сможет организовать целенаправленный, систематический процесс.
Ряд исследований, проводимых такими авторами как: Л. Венгер,
A. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. Леви,
B. К. Воробьева, Т. А. Ткаченко, В. П. Глухов, Т. В. Большова, Л. Н. Ефименкова, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и другими учеными, рассматривают мнемотехнический инструментарий, как один из основных в коррекции психических процессов, в том числе и памяти.
Цель: исследование психологических технологий формирования
приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: опосредованное запоминание у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: формирование приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по изучаемой проблеме.
2. Подобрать диагностические методики для изучения опосредованного запоминания и зрительной произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Составить экспериментальные задания для оценки уровня сформированное™ приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Провести экспериментальное исследование опосредованного запоминания и зрительной произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Составить коррекционную программу, направленную на формирование приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
6. Оценить эффективность коррекционной программы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (67) и приложений (16). Работа содержит 11 рисунков и 19 таблиц.
В последнее время наблюдается тенденция роста численности детей младшего школьного возраста с ЗПР. Изучение данного феномена имеет огромное социально-психологическое значение, что подтверждается большим количеством работ, как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как: Г. Е. Сухаревой, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер,
К. Л. Лебединской, К. Барта, Л. Бендера, М. Трамера и других. Для детей данной категории характерны проблемы в развитии, которые могут проявляться в предпосылках интеллектуальной деятельности, в том числе и в мнемических процессах. Младший школьный возраст при ЗПР является сензитивным периодом для преодоления недостатков в познавательной сфере. Этот возрастной этап так же является периодом интенсивного развития и преобразования мнемических процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Опосредованная память активно развивается именно в этом возрасте, но большинство детей указанной категории не владеют приемами опосредованного запоминания, такими как: группировка, ассоциации, установление смысловых связей, аналогии и другими, а чаще пользуются механическим запоминанием, в то время как у нормально развивающихся сверстников опосредованное запоминание активно развивается. Поэтому исследование развития памяти у данной категории детей является одной из актуальных задач психологии и требует постоянного изучения и исследования. Особо важным в этом ключе является поиск эффективных методов коррекции и оптимизации развития памяти.
Интерес к проблеме развития различных видов памяти, в том числе, и опосредованной у детей с ЗПР нашёл отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных, таких как: Э. И. Истомина, Б. В. Зейгарник, П.И. Зинченко, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и других, что говорит о степени ее разработанности.
Ряд исследований, проводимых такими авторами, как: Л. Венгер,
A. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. Леви,
B. К. Воробьева, Т. А. Ткаченко, В. П. Глухов, Т. В. Большова, Л. Н. Ефименкова, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др., рассматривают мнемотехнический инструментарий, как один из основных в коррекции психических процессов, в том числе и памяти.
Следовательно, механизм опосредованной памяти предполагает использование мнемических приемов, которые можно сформировать в рамках коррекционных мероприятий, а так же в рамках работы психолога, который сможет организовать целенаправленный, систематический процесс.
На основании анализа проблемы была сформулирована цель - исследование психологических технологий формирования приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель была достигнута, путем решения конкретных теоретических и экспериментальных задач.
Проанализированы литературные источники по изучаемой проблеме. Систематизирована информация про особенности памяти, психологические технологии, дается анализ особенностей развития опосредованной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Подобраны диагностические методики для изучения опосредованного запоминания и зрительной произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, такие как: методика «Опосредованное запоминание» (по А. Н. Леонтьеву) и методика «Десять предметов» (по Т. Д. Марцинковской).
Составлены экспериментальные задания для оценки уровня сформированности приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, такие как: «Рассказ с иллюстрациями», «Вспомни животных», «Звуки».
В ходе экспериментального исследования было обнаружено, что наиболее низкий уровень характерен для опосредованной памяти, а наиболее высокий для зрительной произвольной памяти.
На основании полученных данных была составлена коррекционная программа, направленная на формирование приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Программа была реализована в сроки: с середины февраля по конец марта. Основной формой организации занятий была - групповая с использованием игр, упражнения и физкультминуток.
1. По результате констатирующего этапа эксперимента оказалась что наиболее существенных положительных сдвигов удалось добиться в отношении опосредованной памяти.
Использование Т-критерия Стьюдента доказало статистическую достоверность между показателями опосредованной памяти до и после проведения формирующего этапа эксперимента.
Таким образом цель достигнута и задачи успешно решены
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе специального психолога для формирования приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста.
К. Л. Лебединской, К. Барта, Л. Бендера, М. Трамера и других. Для детей данной категории характерны проблемы в развитии, которые могут проявляться в предпосылках интеллектуальной деятельности, в том числе и в мнемических процессах. Младший школьный возраст при ЗПР является сензитивным периодом для преодоления недостатков в познавательной сфере. Этот возрастной этап так же является периодом интенсивного развития и преобразования мнемических процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Опосредованная память активно развивается именно в этом возрасте, но большинство детей указанной категории не владеют приемами опосредованного запоминания, такими как: группировка, ассоциации, установление смысловых связей, аналогии и другими, а чаще пользуются механическим запоминанием, в то время как у нормально развивающихся сверстников опосредованное запоминание активно развивается. Поэтому исследование развития памяти у данной категории детей является одной из актуальных задач психологии и требует постоянного изучения и исследования. Особо важным в этом ключе является поиск эффективных методов коррекции и оптимизации развития памяти.
Интерес к проблеме развития различных видов памяти, в том числе, и опосредованной у детей с ЗПР нашёл отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных, таких как: Э. И. Истомина, Б. В. Зейгарник, П.И. Зинченко, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и других, что говорит о степени ее разработанности.
Ряд исследований, проводимых такими авторами, как: Л. Венгер,
A. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. Леви,
B. К. Воробьева, Т. А. Ткаченко, В. П. Глухов, Т. В. Большова, Л. Н. Ефименкова, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др., рассматривают мнемотехнический инструментарий, как один из основных в коррекции психических процессов, в том числе и памяти.
Следовательно, механизм опосредованной памяти предполагает использование мнемических приемов, которые можно сформировать в рамках коррекционных мероприятий, а так же в рамках работы психолога, который сможет организовать целенаправленный, систематический процесс.
На основании анализа проблемы была сформулирована цель - исследование психологических технологий формирования приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель была достигнута, путем решения конкретных теоретических и экспериментальных задач.
Проанализированы литературные источники по изучаемой проблеме. Систематизирована информация про особенности памяти, психологические технологии, дается анализ особенностей развития опосредованной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Подобраны диагностические методики для изучения опосредованного запоминания и зрительной произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, такие как: методика «Опосредованное запоминание» (по А. Н. Леонтьеву) и методика «Десять предметов» (по Т. Д. Марцинковской).
Составлены экспериментальные задания для оценки уровня сформированности приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, такие как: «Рассказ с иллюстрациями», «Вспомни животных», «Звуки».
В ходе экспериментального исследования было обнаружено, что наиболее низкий уровень характерен для опосредованной памяти, а наиболее высокий для зрительной произвольной памяти.
На основании полученных данных была составлена коррекционная программа, направленная на формирование приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Программа была реализована в сроки: с середины февраля по конец марта. Основной формой организации занятий была - групповая с использованием игр, упражнения и физкультминуток.
1. По результате констатирующего этапа эксперимента оказалась что наиболее существенных положительных сдвигов удалось добиться в отношении опосредованной памяти.
Использование Т-критерия Стьюдента доказало статистическую достоверность между показателями опосредованной памяти до и после проведения формирующего этапа эксперимента.
Таким образом цель достигнута и задачи успешно решены
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе специального психолога для формирования приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - Развитие произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития на уроках окружающего мира в третьем классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция свойств памяти младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Использование компьютерных технологий для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью в процессе их обучения в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022





