Подбор и адаптация психодиагностического инструментария для выявления признаков одиночества у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА 8
1.1. Определение понятия одиночества как феномена психологопедагогической науки 8
1.2. Феномен одиночества в подростковый возрастной период.
Предпосылки одиночества 13
1.3. Феномен одиночества в специальной психологии и специальной
педагогике 17
1.4. Обзор психодиагностического инструментария по выявлению
признаков одиночества у детей подросткового возраста 20
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА 26
2.1. Определение понятия нарушения опорно-двигательного аппарата .... 26
2.2. Общая психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 32
2.3. Анализ проблемы одиночества у детей подросткового возраста с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 35
ГЛАВА 3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ОДИНОЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 38
3.1. Характеристика базы исследования и психолого-педагогическая
характеристика испытуемых 38
3.2. Составление диагностической программы для выявления
признаков одиночества у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 44
3.3. Апробация диагностической программы и анализ результатов 46
3.4. Методические рекомендации специальным психологам по
составлению и применению диагностической программы, на выявление признаков одиночества у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 102
Проблемой становится внедрение психодиагностического инструментария в практику выявления признаков одиночества, и тормозится из-за недостаточной разработки методов, способствующих качественному определению психологического состояния детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Не смотря на то, что в настоящее время вопросу одиночества посвящают материалы для исследования сущности феномена, вычисляют первопричины возникновения, особенности в проявлениях и влияние на психологию различного возрастного контингента людей, растёт количество социальных проблем.
Вследствие этого, актуальность выбранной темы опирается на недостаточную осведомленность социума о важности изучения и решения проблем вышеуказанного социально-психологического явления, особенно заметен дефицит наработанного научно-практического и научнотеоретического материала в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. Не каждый человек осознает, что его психологическое здоровье, или состояние людей входящих в круг его общения, имеет вероятность нарушения под воздействием проблем социальной изоляции, непримечательной на первый взгляд.
Объект исследования: признаки одиночества у детей подросткового возраста: нормально развивающихся и с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: процесс подбора и адаптации психодиагностического инструментария для выявления признаков одиночества у детей подросткового возраста с нарушениями опорнодвигательного аппарата.
Цель исследования: составление и апробация диагностической программы, направленной на выявление признаков одиночества у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Подбор и анализ источников психолого-педагогической литературы по проблеме феномена одиночества в целом и у детей подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья в частности.
2. Теоретический анализ литературы по проблеме изучения особенностей развития детей подросткового возраста с нарушениями опорнодвигательного аппарата, включая проявления признаков одиночества у них.
3. Подбор и адаптация методов и методик психодиагностики для составления психодиагностической программы по выявлению признаков одиночества у детей подросткового возраста с нарушениями опорнодвигательного аппарата.
4. Планирование, организация и проведение констатирующего этапа психологического эксперимента, направленного на апробацию диагностической программы. Анализ результатов.
5. Написание методических рекомендаций по составлению и применению диагностической программы выявления признаков одиночества у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
6. Оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями.
Методы и методики исследования:
С целью теоретического исследования используются такие методы, как анализ научной литературы, составление программы диагностики, опрос- беседа с испытуемыми и выборочное периодическое наблюдение;
Для экспериментального исследования с целью выявления признаков одиночества у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата использовались следующие методики: личностный опросник EPI (Г. Айзенк), модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (модификация ПДО А. Е. Личко), опросник «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассел, М. Фергюсон), опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина), опросник для определения вида одиночества С. Г. Корчагиной, дифференциальный опросник переживания одиночества (Е.Н. Осин, Д. А. Леонтьев).
База исследования: Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Адрес образовательной организации: 620142, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Цвилинга, 14. В экспериментальном исследовании участвовали 12 испытуемых, 7, 8 и 9 класса...
Так как в литературе отражено недостаточное количество исследований о проявлениях одиночества у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, об источниках этого феномена, особенностях, то необходимо констатировать, что актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и на практике.
Проявление чувства одиночества в подростковом возрасте явление часто наблюдаемое, в каждом классе есть дети, испытывающие глубокие переживания, ведущие к ощущениям социальной изоляции. Причины их появления могут быть самыми разнообразными. Это и конфликты внутри семьи, и неправильное воспитание, и взаимоотношения со сверстниками, и многое другие. Из-за внутреннего ощущения одиночества, дети не могут чувствовать себя комфортно. Одиночество может способствовать развитию неврозов, дети не чувствуют уверенности в себе. Частым следствием будет являться недостаточная социализация ребенка.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента и изученной литературы по данной теме необходимо отметить, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют средний уровень чувства одиночества.
Цель работы, подбор и адаптация психодиагностического инструментария с целью изучения выявления признаков одиночества у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, также достигнута в соответствии с обозначенными задачами.
В процессе исследования была проанализирована психологопедагогическая литература по проблеме изучения, сформулированы основные понятия по проблеме исследования, подобраны и изучены методики диагностики на выявление признаков одиночества у детей
подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня, вида и наличию чувства одиночества у детей подросткового возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Диагностика на выявление признаков одиночества осуществляется основными психодиагностическими методами - наблюдением, беседой, опросниками.
В первой главе рассмотрены теоретические основы проявлений чувства одиночества, его виды, формы. Так же охарактеризованы причины и последствия подросткового одиночества. Рассмотрен феномен одиночества в специальной психологии и специальной педагогике. Выполнен обзор психодиагностического инструментария на выявление признаков чувства одиночества у детей подросткового возраста.
Во второй главе определяется характеристика нарушений опорнодвигательного аппарата. Рассматривается историческая линия изучения вопроса, классификация, неблагоприятные факторы способствующие появлению нарушения. Перечислены возможные двигательные и речевые отклонения в развитии лиц, представлена общая психологическая характеристика лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Заключительная, третья, глава посвящена изучению проявлений одиночества у детей подросткового возраста с нарушениями опорнодвигательного аппарата. Охарактеризована база исследования, на которой был проведена диагностика. Обоснован выбор диагностического инструментария. Представлены результаты и анализ констатирующего этапа эксперимента. Обозначены методическое рекомендации к составлению коррекционной программы для детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования была достигнута путем решения поставленных задач: проанализирована литература по заявленной проблеме изучения, проведена экспериментальная диагностика, описан процесс исследования, проанализированные результаты и даны методические рекомендации по дальнейшему использованию психодиагностических методик, на выявление признаков одиночества, у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] / под ред. М. К. Акимовой. - СПб. : Питер, 2005. - 303 с.
2. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст] : учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. - М. : «Академия», 2001. - 192 с.
3. Альманах психологических тестов [Текст] / сост. С. Римский, Р. Римская ; под ред. С. Римского и Р. Римской. - 3-е изд., стер. - М. : КСП, 1996.- 400 с.
4. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. - М. : Академия, 2001. - 384 с.
5. Барсегян, О. В. Межличностные отношения подростков-сирот с умственной отсталостью [Текст] : автореф. ... канд. психол. наук / О. В. Барсегян. - СПб : СПбГУ, 2007. - 26 с.
6. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст] : учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2003. - 352с.
7. Вейс, Р. Вопросы изучения одиночества [Текст] / Р. Вейс ; пер. с англ. Н. Е. Покровский. - М. : Прогресс, 1989. - 114 с.
8. Венгер, М. В. Психология [Текст] : учебник / М. В. Вегнер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988. - 220 с.
9. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 174 с.
10. Гончарова, Е. Л. Специальная психология [Текст] / Е. Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2002. -
№ 5. - С. 3.
11. Данилюк, Л. Е. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : дис. ... канд. социол. наук / Л. Е. Данилюк. - М., 2011. - 229 с.
12. Долгинова, О. Б. Одиночество и отчуждённость в подростковом и раннем юношеском возрасте [Текст]: автореф. дис .... канд. пс. наук / О. Б. Долгинова. - Спб., 1996. - 166 с.
13. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В. Н. Дружинин. - Екатеринбург : Деловая кн., 2000. - 200 с.
14. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2008. - 269 с.
15. Елина, 13. Елина, А. А. Проблема одиночества в подростковом возрасте [Текст] / А. А. Елина // Междун. Студенч. научный вестн. - 2014. - №3. - С. 74-75.
Кн. 3 / Р. С. Немов. - 2000. - 613 с...