Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Составление программы профилактики агрессивного поведения на основе анализа динамики его проявлений у детей с умственной отсталостью

Работа №97972

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Определение основных понятий по теме исследования 8
1.2. Проявления агрессивного поведения в детском возрасте 15
1.3. Проявления агрессивного поведения у детей с умственной
отсталостью 17
1.4. Профилактика проявлений агрессивного поведения у детей с
умственной отсталостью 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ ИХ В РАЗНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУППАХ 26
2.1. Характеристика базы исследования и психолого-педагогическая
характеристика испытуемых 26
2.2. Обоснование выбора диагностического инструментария для
проведения экспериментальной работы с испытуемыми 33
2.3. Условия проведения диагностического обследования 36
2.4. Анализ результатов диагностического обследования в разных
экспериментальных группах 40
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 91
3.1. Формы работы специального психолога по профилактике
агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью 91
3.2. Программа специального психолога по профилактике агрессивного
поведения у детей с умственной отсталостью 94 3.3 Анализ направлений работы по профилактике агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью в образовательной организации и методические рекомендации в адрес специального
психолога по апробации программы 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 109
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием на общество. Некоторые отечественные и зарубежные психологи придерживаются мнения, что причины возникновения агрессивности носят исключительно биологический характер, однако важно помнить, что большое влияние на появление агрессивности также оказывает воспитание и культурный уровень общества. В современном обществе наблюдается стремительно прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм и жестокость детей, которые чаще всего становятся причиной возникновения проявлений агрессивного поведения.
Особое внимание уделяется детям с умственной отсталостью. Изменения системы отношений во всех сферах современного общества, их стремительный темп ставят указанную группу детей в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость. Основаниями для этого являются представления о человеке, как о биосоциальном существе, возрастные особенности детей, среди которых на первое место выдвигаются несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик.
Изучением этой проблемы занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Так за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей. Это работы
Г. С. Абрамовой, М. А. Алемаскина, Ю. М. Антонян, С. А. Беличевой, В. М. Бехтерева, А. Д. Глоточкина, И. В. Дубровиной, В. В. Знакова, Е. Я. Иванова, К. Е. Игошева, Д. Д. Исаева, Д. Н. Исаева, А. Г. Ковалёва, И. С. Кона, В. Т. Кондратенко, А. Е. Личко, Г. М. Миньковского, И. А. Невского, В. Ф. Пирожкова, К. К. Платонова, Г. М. Потанина, Д. И. Фельдттейна и др.
Однако, анализ этих работ показывает, что современная практика профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения проявлений агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью является недостаточно эффективной. В профилактике агрессивного поведения детей с умственной отсталостью имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.
Дети с умственной отсталостью - это особенные дети, которые из-за психических особенностей иначе воспринимают окружающий мир, что привод к осложнению процесса адаптации. Нарушения нервной и психической деятельности делают таких детей неустойчивыми к негативному влиянию со стороны окружающих их людей. Данная категория детей часто сталкивается со сложностями в общении с нормально развивающимися сверстниками, с педагогами и даже с родителями, по причине того, что не все понимают и знают об психических особенностях данной категории детей, что часто приводит к конфликтным ситуациям . Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.
Цель: на основе теоретического исследования и проведения
констатирующего этапа эксперимента составить программу психологической профилактики агрессивного поведения детей с умственной отсталостью.
Объект исследования: агрессивное поведение детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования: профилактика агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме и теме исследования.
2. Планирование, организация, проведение и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
3. Составление психологической программы профилактики
агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью
4. Составление методических рекомендаций специальному
психологу образовательной организации по апробации программы
5. Оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями
Гипотеза исследования: предполагается, что программа профилактики агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью может быть более эффективной, если наряду с традиционными формами профилактической работы в образовательной организации, в нее будут привнесены дополнения, основанные на анализе динамики проявлений агрессивного поведения детей в разных экспериментальных группах
Методы исследования и методики:
1. Теоретический анализ общей и специальной литературы по рассматриваемой проблеме;
2. Эксперимент. Для проведения эксперимента использовались следующие методики:
• методика «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич);
• графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова);
• методика «Тест руки» (Э. Вагнер);
• методика «Шкала агрессивности» (А. Г. Долгова)
• методика «Опросник BPAQ-24» (А. Басс, М. Перри)
База исследования: Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат №12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Всего в исследовании приняли участие 24 обучающихся с умственной отсталостью в возрасте 8-16 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав ( одной теоретической и двух практических), заключения, списка источников и литературы (55 источников), приложение, в состав которого следующие документы: подробные описания методик использованных в
констатирующем этапе эксперимента, работы испытуемых. Объем работы - 114 страниц машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном обществе проблема проявлений агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью остается актуальной, несмотря на многочисленные теоретические и практические исследования указанного феномена. Во всем мире отмечается рост насилия, жестокости и физического проявления агрессии у детей по отношению к окружающим их людям, в том числе к родителям, педагогам и к другим детям.
Профилактика является одним из главных методов борьбы с возникновением у детей с умственной отсталостью проявлений агрессивного поведения или снижением выраженности уже сформировавшихся проявлений. В наше время этому направлению деятельности стали уделять намного меньшее значение, делая упор на коррекцию, либо применяя программы, составленные без учета возрастных и поведенческих особенностей детей с умственной отсталостью, вследствие чего программы оказываются малоэффективными. Обозначив проблему, нами была сформулирована цель исследования: на основе теоретического исследования и проведения констатирующего этапа эксперимента составить программу психологической профилактики агрессивного поведения детей с умственной отсталостью.
При теоретическом анализе психолого-педагогической литературы были выявлены следующие аспекты:
1. Понятие «агрессивное поведение» нельзя рассматривать в отдельности от понятий «агрессия» и «агрессивность». Х. Хекхаузен определяет агрессию как множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Термин агрессивность относится к особенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению.
2. Агрессивное поведение имеет множество форм проявлений, однако общей классификации данных проявлений на данный момент не существует. Формы проявления агрессивного поведения условно можно разделить на следующие категории: по направленности на объект (внешние, внутренние); по способу выражения (произвольные, непроизвольные); по конечной цели (инструментальные, враждебные); по форме выражения (физические, вербальные, косвенные, негатевизм).
3. Проявления агрессивного поведения имеют разные формы и направленность в зависимости от возраста.
4. У детей с умственной отсталостью проявления агрессивного поведения часто приобретают очень жестокий и опасный для окружающих характер. Основными проявлениями агрессивного поведения у данной группы детей являются: желание ударить другого ребенка, обозвать его или забрать у него игрушку; они часто провоцируют других детей на драки, а взрослых выводят из состояния душевного равновесия.
5. Профилактика агрессивного поведения - самая эффективная форма
воздействия на детей с умственной отсталостью, так как она позволяет предотвратить возникновение проявлений агрессивного поведения. При этом профилактическое направление деятельности специального психолога в образовательной организации на настоящий момент реализуется
недостаточно.
6. Профилактическая работа будет наиболее эффективной, если в нее будут включены не только занятия с детьми, но и просвещение и консультирование родителей и педагогов, чьи взаимодействия с детьми являются важными факторами, влияющими на его развитие.
На основании всего вышеизложенного была выдвинута гипотеза: предполагается, что программа профилактики агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью может быть более эффективной, если наряду с традиционными формами профилактической работы в образовательной организации, в нее будут привнесены дополнения, основанные на анализе динамики проявлений агрессивного поведения детей в разных экспериментальных группах.
С целью проверки этого предположения был проведен констатирующий этап эксперимента на базе ГКОО СО «Екатеринбургская школа-интернат №12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В эксперименте приняли участие 24 обучающихся с умственной отсталостью в возрасте 8-16 лет, которые были разделены на три экспериментальные группы.
Для решения поставленных в исследовании задач были применены методики на исследование склонности к агрессивному поведению: методика «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич), графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова), методика «Тест руки» (Э. Вагнер), методика «Шкала агрессивности» (А. Г. Долгова), методика «Опросник BPAQ-24» (А. Басс, М. Перри).
В результате проведенного констатирующего этапа эксперимента были сделаны следующие выводы:
1. Наиболее выраженные проявления агрессивного поведения были обнаружены у детей младшего подросткового возраста с умственной отсталостью. Данная группа проявляет наибольшую склонность к проявлениям физической и вербальной агрессии.
2. В младшем школьном возрасте проявления агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью слабо выражены и в основном проявляются в форме вербальной агрессии и в очень редких случаях в форме физической агрессии. В младшем подростковом возрасте у данной группы детей проявления агрессивного поведения достигают пика своей выраженности и часто проявляются в опасных для окружающих формах. В подростковом возрасте наблюдается снижение выраженности проявлений агрессивного поведения.
Причиной данной динамики проявления агрессивного проявления у детей с умственной отсталостью может быть обусловлена тем, что при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому возрасту происходят значительные изменения в физиологическом и психологическом плане. Перестройка организма влияет больше всего на психику ребенка, приводит к эмоциональной нестабильности, повышенной тревожности и раздражительности, меняется ведущий вид деятельности, что и приводит к более сильной выраженности агрессивных проявлений в поведении. Снижение выраженности агрессивных проявлений в подростковом возрасте можно обосновать тем, что с детьми проводится коррекционная работа, способствующая их адаптации и снижению агрессивности.
Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать тот факт, что анализ динамики агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью позволяет выявить, в каком возрасте проявления агрессивности наиболее выражены, в каких формах они проявляются и на основании этих данных разработать эффективную программу профилактики агрессивного поведения.
Следовательно, заявленная в исследовании гипотеза о том, что программа профилактики агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью может быть более эффективной, если наряду с традиционными формами профилактической работы в образовательной организации в нее будут привнесены дополнения, основанные на анализе динамики проявлений агрессивного поведения детей в разных экспериментальных группах подтвердилась, задачи исследования выполнены.
Полученные результаты диагностического исследования позволили составить программу профилактики агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью и составить методические рекомендации для специального психолога по апробации данной программы в образовательной организации.


1. Агрессия, у детей и подростков [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. - СПб. : Речь, 2004. - 336 с.
2. Алворд, М. Как работать с агрессивными детьми [Текст] / М. Алворд, П. Бэйкер. - М. : Катарсис, 1997. - 280 с.
3. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Мысль, 1986. - 157 с.
4. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. - М. : Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
5. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков. - СПб. : КАРО, 2005. - 228 с.
6. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика [Текст] /
С. Ю. Бородулина. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2004. - 356 с.
7. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в
консультировании детей и подростков [Текст] / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова. - М. : Академия, 2002. - 416 с.
8. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричердсон. - СПб. : Питер, 1998. - 336 с.
9. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М. : Педагогика, 1991. - 145 с.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 165 с.
11. Волкова, Е. М. Трудные дети или трудные родители [Текст] / М. Е. Волкова. - М. : Профиздат, 1992. - 96 с.
12. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением [Текст] / под ред. М. И. Рожкова. - М. : Владос, 2006. - 239 с.
13. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] /
А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 1999. - 280 с.
14. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии [Текст] / Ю. Г. Демьянов. - СПб. : Паритет, 1999. - 224 с.
15. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т. Б. Епифанцева ; под ред. Т. О. Епифанцева. - 2-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 486 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ