Психологическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушениями опорно двигательного аппарата
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛИЗЦАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Определение понятий «психологическое сопровождение»,
«социализация», «профессиональное самоопределение» 7
1.2. Нарушения опорно-двигательного аппарата: этиология, виды... 11
1.3. Сравнение процессов социализации и профессионального
самоопределения нормально развивающихся детей подросткового возраста и детей подросткового возраста с нарушениями опорнодвигательного аппарата 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 24
2.1. Организация и диагностическая программа
эксперимента 24
2.2. Количественный и качественный анализ полученных
результатов 31
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЗИТИВНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 41
3.1. Теоретическое обоснование программы 41
3.2. Содержание программы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 86
Актуальность. Вопрос социализации и профессионального самоопределения людей с ограниченными возможностями здоровья волнует общественность уже достаточно продолжительный период времени, поскольку успешно интегрироваться в общество, а также устроиться на работу для людей с инвалидностью - задача непростая. Понятие социализации включает в себя такие аспекты, как: усвоение правил и нравственных ценностей, норм поведения, опыта, знаний и навыков, принятых в обществе, в которое необходимо интегрироваться индивидуумам, а также умение идти на контакт с окружающими людьми и грамотно выстраивать коммуникацию. Процесс социализации у людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, помимо индивидуальных особенностей личности (например, типа темперамента и уровня самооценки), усложняется особенностями протекания заболевания, такими как: нарушения артикуляции (как следствие - невозможность четко и ясно произносить слова) и сложности передвижения (например, человек в инвалидном кресле не всегда имеет возможность посетить какое-либо мероприятие, даже если имеет огромное желание общаться с людьми, потому как не все здания снабжены пандусами и лифтами). Описанные ранее особенности также осложняют процесс профессионального самоопределения. У людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не такой большой выбор профессий, как хотелось бы, ввиду наличия некоторых ограничений. Но учитывать интересы, навыки, склонности и возможности каждого необходимо. Именно поэтому так важно помочь детям подросткового возраста, выпускникам образовательных организаций с успешной социализацией и выбором дальнейшего пути, как образовательного (колледж, ВУЗ), так и профессионального.
Цель - составить и частично реализовать программу, направленную на позитивную социализацию и профессиональное самоопределение детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе психологического сопровождения.
Задачи:
1. Осуществить теоретический обзор психолого-педагогических исследований по проблеме социализации и профессионального самоопределения нормально развивающихся детей подросткового возраста и детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Подобрать методы и методики для изучения социализированности и профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Провести психолого-педагогический эксперимент, направленный на изучение динамики процесса социализированности и профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушениями опорнодвигательного аппарата.
4. Составить и частично апробировать программу, направленную на позитивную социализацию и профессиональное самоопределение детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект - социализация и профессиональное самоопределение детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет - психологическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза - процессы социализации и профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата будут более эффективными при создании следующих специальных условий:
• оказание коррекционной помощи в преодолении страхов, тревожности, неуверенности в себе;
• развитие навыков коммуникации;
• актуализация знаний, умений и склонностей профессиональной направленности у детей;
• информирование о способах поиска работы.
Данная выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, в каждой из которых выделено 2-3 параграфа, заключение, список источников и литературы и приложение.
Целью данной выпускной квалификационной работы является составление и частичная реализация программы, направленной на позитивную социализацию и профессиональное самоопределение детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе психологического сопровождения.
Подробное изучение и анализ психолого-педагогических исследований по проблеме социализации и профессионального самоопределения нормально развивающихся детей подросткового возраста и детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата позволило сделать вывод о том, что данные процессы у детей подросткового возраста разных категорий проходят по-разному, а именно: дети
подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата не осваивают самостоятельно в полной мере навыки выстраивания коммуникации и их общий уровень социализации ниже в сравнении с нормально развивающимися детьми.
Были подобраны методы и методики для выявления актуального уровня социализированности, изолированности личности, умений и навыков социального взаимодействия и для помощи детям подросткового возраста с профессиональным самоопределением личности. Также подобрана группа испытуемых: 10 человек, обучающихся в 9-11 классах школы, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу. Проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента с целью выявления динамики процессов социализации и профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на позитивную социализацию и профессиональное самоопределение детей подросткового возраста.
По итогам контрольного этапа эксперимента после проведения разработанной коррекционно-развивающей программы были достигнуты следующие результаты:
• расширен круг социальных контактов детей подросткового возраста;
• сформирована способность понимать и анализировать свое настроение и настроение окружающих;
• снижен уровень тревожности и количество страхов, связанных с предполагаемой неуспешностью коммуникации;
• повышена уверенность в себе и своих силах;
• определены сферы профессиональной направленности и сформированы представления об интересующих профессиях для большинства детей подросткового возраста, участвующих в программе;
• сформированы навыки по составлению резюме и поиску интересующих вакансий;
• повышен показатель социальной ответственности детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, была выявлена незначительная нестабильная динамика показателей, что говорит о необходимости продолжения реализации программы для достижения более высоких показателей.
Обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что все задачи данной работы были выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена, проведение коррекционно-развивающей программы доказало свою практическую эффективность.
1. Акош, К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика [Текст] / К. Акош. - М. : Наука, 1994. - 98 с.
2. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю. Е. Алешина. - М. : Независимая фирма Класс, 1999. - 208 с.
3. Бабаева, Ю. Д. Психология одаренности детей и подростков [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др. - М. : Издательский центр Академия, 2000. - 336 с.
4. Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности : практич. руководство по психодиагностике [Текст] / А. В. Батаршев. - СПб. : Речь, 2005. - 137 с.
5. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. - М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 1993. - 198 с.
6. Бендюков, М. А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы [Текст] / М. А. Бендюков, Е. И. Горбатого, И. Л. Соломин. - СПб. : Изд-во Речь, 2000. - 203 с.
7. Бондарей, В. П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля [Текст] / В. П. Бондарей; под ред. С. Н. Чистяковой, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер, П. С. Лернер и др. - М. : Просвещение, 2001. - 506 с.
8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский ; сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова ; авт. коммент. М. А. Степанова. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский ; гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1982-1984.
10. Горбушина, О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения [Текст] / О. П. Горбушина. - СПб. : Питер, 2007. - 176 с.
11. Гросс, Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Н. А. Гросс. - М. : Совет. спорт, 2000. - 224 с.
12. Гуменная, Г. С. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Г. С. Гуменная ; науч-исслед. ин-т дефектологии акад. пед. наук СССР ; под ред. Т. А. Власовой. - М. : Педагогика, 1985. - 128 с.
13. Данилова, Ю. М. Содействие в трудоустройстве и развитии карьеры выпускников колледжей [Текст] : Ю. М. Данилова, В. А. Солнцева. - М. : Типографский отдел НП АПО, 2008.
14. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 кл. [Текст] / Н. И. Дереклеева. - М. : ВАКО, 2004. - 152 с.
15. Дидковская, Я. В. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Я. В. Дидковская; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург, 2000. - 20 с...