Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ И ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Работа №97949

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ДЕЛИНКВЕНТНЫХ И
ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Характеристика временной перспективы в зарубежной и
отечественной психологии 7
1.2. Понятие, структура и функция временной перспективы 12
1.3. Развитие временной перспективы в онтогенезе 14
1.4 Психологические особенности девиантных и делинквентных подростков 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВРЕМЕННОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ У ДЕВИАНТНЫХ И ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 32
2.1. Организация исследования 32
Анализ и интерпретация данных 33
2.2. Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53

Кем я хочу быть? Как будет дальше развиваться моё будущее? За что мне такие испытания в прошлом? Что сделать, чтобы моё будущее было и успешным? Как действовать сейчас, чтобы будущее было светлым? Зависит ли наше настоящее от прошлого? Кем мне стать? Какую профессию выбрать? Эти вопрос хотя бы раз завал себе любой человек. Но чаще такой вопрос себе задают подростки. Подростковый возраст является сенситивным периодом в жизни человека, подросток решает, кем ему быть, с кем ему общаться, какую профессию выбрать. Однако, не всегда всё бывает гладко, что-то может пойти не так и подросток выберет ассоциальный образ жизни и его ощущение времени будет иное, прошлое, настоящее и будущее будут восприниматься как несвязанные элементы. Какие же особенности ощущения себя во времени у подростков с девиантными и делинквентными формами поведения... Именно этим вопросом мы будем заниматься в нашем исследовании.
Актуальность данного исследования заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество подростков, совершающих противоправные действия, возрастает чувство безнаказанности. Мы решили изучить данную проблему со стороны временного восприятия, временной перспективы девиантных и делинквентных подростков. Когда в структуре личности присутствует недостаточная осознанность происходящих с ним событий, то возникает феномен «временной некомпетентности», он же в свою очередь негативно влияет на адаптацию личности к социуму, что приводит в подростковом возрасте в девиантному, а в запущенных случаях к делинкветному поведению. Невозможно грамотно составить цель и действия психокоррекции отклоняющегося поведения без учета прошлого опыта и возможностей настоящего. Возникает необходимость изучения понятия временной перспективы и её роли в структуре личности подростка с девиантным и делинкветным поведением, и разработки на основе полученных данных психокоррекционных программ.
Целью данной работы является изучить психологические особенности временной перспективы девиантных и делинквентных подростков.
К задачам данной работы относятся:
1. Анализ основных направлений исследования временной перспективы в отечественной и зарубежной литературе
2. Анализ особенностей формирования временной перспективы в онтогенезе.
3. Подбор диагностического инструментария для исследования временной перспективы.
4. Проведение исследования на подобранном материале.
5. Обобщение полученных данных.
Объект исследования: временная перспектива девиантных и делинкветных подростков
Предмет исследования: психологические особенности временной перспективы у девиантных и делинквентных подростков.
Гипотеза данного исследования: существуют различия временной перспективы у девиантных подростков и у подростков с делинкветными формами поведения.
Теоретико - методологическая основа исследования
В тоерии К. Левина описывается временная перспектива как «существующая в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого».
Ж. Нюттен пишет о том, что «временная установка - это позитивное и негативное отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Временная ориентация - основная направленность поведения на объекты и события прошлого, настоящего или будущего. Временная перспектива задается объектами, находящимися во времени.»
Ф. Зимбардо утверждает, что «временная перспектива - фундаментальный и неосознаваемый процесс, с помощью которого личный опыт соотносится с временными категориями, что позволяет придать смысл и неприрывистость прожитому опыту».
Человек в теории Л.И. Божовича выступает инициатором своей активности. От мотивации человека зависит его временная перспектива.
А. А. Кроник описывал «психологическое время с точки зрения его течения, оно можетбыть как непрерывным, так и прерывистым».
К.А. Абульханова - Славская считает, что жизненные планы - это способ осознания своего отношения к происходящему, повышение собственной активности, которая дает регуляцию своей жизнедеятельности, которое в свою очередь выражается в принимаемых решениях, выборах, формирующихся предпочтениях».
И. С. Кон рассматривает понятие временной перспективы с одной стороны в контексте проблемы поиска смысла жизни, а с другой, когда предметом размышлений выставляется не только конечный результат, но и способы достижения цели, то происходит формирование структурированного жизненного плана и благополучной временной перспективы
Д. И. Фельдштейн включает понятие объективного места,
занимаемого человеком в системе общественных связей и внутренней позиции по отношению к разным сферам социальной действительности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы);
- психологические (психодиагностические методики);
- статистические (описательный метод; непраметрический критерий Манна-Уитни; коэффициент ранговой корреляции Спирмена);
- методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел);
- методика «Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI)»;
- «метод мотивационной индукции ММИ» Ж. Нюттена
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении и описании психологических особенностей временной перспективы девиантных и делинквентных подростков, а также их экспериментальное изучение.
Практическая значимость заключается в том, что используя данные полученные в ходе эмпирического исследования, возможно усовершенствовать психокоррекционную работу с девиантными и делинквентными подростками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического исследования мы смогли определить, что является временной перспективой, условия формирования временной перспективы, изучили развитие временной перспективы в онтогенезе. Также мы исследовали особенности подросткового возраста, риски, которые способствуют развитию девиантного и делинкветного поведения у подростков. Изучили психологические особенности девиантных и делинкветных подростков. Изучив теоретические подходы разных ученых можно сделать вывод о том, что временная перспектива является важным звеном в построении счастливой жизни. Именно от сформированности оптимальной временной перспективы зависит успешное будущее. Под «оптимальной» временной перспективой мы подразумеваем непрерывность ощущения времени, когда прошлое, настоящее и будущее гармонично связаны и ориентация человека направлена на будущее, на постановку всё новых и новых целей для себя. Целость видения себя в прошлом, будущем и настоящем является самым важным звеном в формировании оптимальной временной перспективы. Также для оптимального проживания жизни необходимо позитивное отношение к своему прошлому и настоящему, т.к. прошлое и настоящее создают фундамент для будущего. Важным периодом формирования временной перспективы является самый сенситивный период в жизни человека, когда с одной стороны ты уже не ребенок, но ещё и не взрослый. И перед «уже не ребенком» стоит важная задача - самоопределение. Именно в этот период важно встать на нужный путь.
Мы изучили при каких факторах возможно развитие девиантного и делинкветного поведения у подростка, к ним мы отнесли биологические, психологические и социальные. Также мы отметили, что временная перспектива у подростков нецелостная, и в имеет ориентацию на прошлое. Мы подобрали необходимый нам диагностический инструментарий, провели исследование.
В ходе эмпирического исследования наша гипотеза о том, что существуют различия между временной перспективой девиантных и делинкветных подростков подтвердилась. Различия временной перспективы девиантных и делинкветных подростков заключаются в том, что у девиантных подросков временная песрпектива сформирована на более долгосрочные планы, чем у делинкветных подростков, также из данных видно, что у делинкветных подростков недолгосрочная временная перспектива более устройчива и коррективровать данный феномен будет сложнее. Также мы можем утверждать на основе полученных данных о нарушении субъектности связанной на прямую с временной перспективной личности, нарушении психологического восприятия времени, разорванности и прерывистости ощущения времени, отсутствии слаженности и единства как деятельности, так и сознания личности девиантного и делинкветного подростка.



1. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени. // Теории личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 1999.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
3. Абульханова, К. А.; Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001
4. Ананьев Б. Г. А64 О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»)
5. Асеев В.Г. Н50 Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с. - ISBN 5-09-007335-Х.
6. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7-ми томах. Том 1, М.: 2003.
— 955 с.
7. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко ; изд. подгот. И. М. Фейгенберг ; редкол. : А. А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. — М. : Наука, 1990. — 494, [1] с. : 1 л. портр., ил. —(Классики науки). — Библиогр.: с. 480-487. — Имен. указ.: с.488-491.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
— СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии).
— Библиогр.: с. 386-389.
9. Болотова, А.К. Б 79 Психология организации времени : Учебное пособие для студентов вузов / А. К. Болотова. — М.: Аспект Пресс, 2006.— 254 с. ISBN 5-7567-0420-5
10. Вилюнас В. К. В 46 Психологические механизмы мотивации человека.—М.: Изд-во МГУ, 1990.—288 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека - М.: Смысл, 2004
12. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976.
13. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности,
наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.
14. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: изд-во «Наукова думка». 1988.
15. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. // Теории личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 1999.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ