Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепция храмовой росписи Знаменского собора Абалакского монастыря в г.Тобольске

Работа №97939

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
Глава I. История становления и развития Знаменского собора Абалакского монастыря в г. Тобольске 7-.24
1.1 Характерные черты архитектуры Тобольска XVII- ХУШвв 7-13
1.2 История Становления Абалакского монастыря г. Тобольска.. .14-20
1.3 Типологические черты архитектуры Знаменского собора
Абалакского монастыря 21-24
Глава II. Традиционные особенности системы декораций культовой архитектуры Московского государства в XVII в 25-55
2.1 Византийский храм - как единая система декораций 25-31
2.2 Система декорации храмов Московского государства в
XVDb 32-38
2.3 Программа росписи Знаменского собора Абалакского
монастыря 39-51
Заключение 52-55
Список источников и литературы


Актуальность. В настоящее время, когда восстанавливаются и создаются новые храмы, вопрос составления концепции росписей становится не только актуальной, но неотъемлемой частью творческой работы плеяды мастеров: художников, искусствоведов, историков. В этой цепочке главная роль отводится художнику, но который не всегда владеет алгоритмом создания подобной программы.
В основе концепции росписей лежит общая богословская идея храмового здания как такового. Этот содержательный план программы является общим для любого восточно-христианского крестово-купольного храма. Другой
содержательный план сочетания изображений в интерьере православной церкви определяется более индивидуально в каждом конкретном случае. Это круг богословских тем, связанных в основном с раскрытием догматов о Святой Троице и Боговоплощении. Третий план содержательного наполнения живописного ансамбля может быть обусловлен пожеланиями заказчика (особое внимание определенным святым, поминальное значение церкви, выбор аналога для иконического подражания и др.).
Концепция росписи, сложившаяся в Московском государстве в XVI- XVIIBB. наиболее точно выражает основные цели и назначение храма. В связи с этим для составления программы росписи в ново построенных или отреставрированных храмах этот стиль подходит лучше всего. Росписи этого периода послужили примером для составления программы росписи в Знаменском соборе Абалакского монастыря.
Анализ литературы. Литература по теме выпускного проекта делится на два основных направления, это литература по системе декорации культовых сооружений и по Знаменскому собору Абалакского монастыря.
Прямыми источниками использованным в работе будут Знаменский собор Абалакского монастыря, проектная документация реставрационных работ, архивные документы и фотографии, выполненные автором.
Тобольские губернские ведомости и Тобольские Епархиальные ведомости косвенные источники по истории и архитектуре. В них собраны исторические документы, раскрывающие внутреннюю жизнь общества Тюменской Епархии и Тобольской губернии. Так же в них много данных о устройстве и строительстве многих храмов Тобольска и его окрестностей интересующего нас периода.
С.П. Заварихин в своем труде «В древнем центре Сибири» основной упор делает на историю области. Но в тоже время очень внимательно описывает и архитектуру. Но он в своем труде анализирует Знаменский собор Абалакского монастыря с позиции историка. Излагая факты, вехи истории.
Е.М. Козлова-Афанасьева в работе «Архитектурное наследие Тюменской области» пишет по архитектуре Тюменской области, ее истории и развитии с позиции искусствоведа. Она делает большой упор на развитие архитектуры, ее изменении и характерных особенностях именно в данной области.
Труд В.В Кириллова «Тобольск» это прежде всего архитектурно-художественный очерк-путеводитель по Тобольску и его окрестностям. В нем он художественным языком рассказывает об особенностях архитектуры города. Приводит исторические детали.
Н.Л. Абрамов, С.В. Копылова, Л.А. Перфильев - эти авторы помогли более полно увидеть архитектуру собора и лучше ее оценить. Их труды дали возможность увидеть собор с разных позиций.
В книге «Иконоборчество: Археологическое досье» (L’iconoclasme byzantin: Dossier archeol. P., 1957, 1984 2) Грабар раскрыл смысл христианского образа, а также его статус и восприятие на протяжении нескольких столетий с VI до IX в.
Наиболее полный анализ системы храмовой росписи, сложившейся в средневизантийский период, дает О.Демус в своей, не потерявшей до наших дней значения, работе «Мозаики византийских храмов».
Труды Лазарева В.Н. «История византийской живописи» и «Мозаики Софии Киевской» раскрывают формирование структуры живописной декорации храма. В труде Мозаики Софии Киевской автор подробно рассматривает символику росписей в Софийском соборе.
Цель исследования. Целью данной работы является разработка программы росписи Знаменского собора Абалакского монастыря.
Задачи исследования.
1) Изучение литературы по теме ВКР
2) Рассмотрение истории становления концепции росписи в Византии.
3) Анализ структуры росписи в Московском государстве.
4) Выявление характерных черт архитектуры Тобольска в XVII- XVIIIBB
5) Исследование архитектурных особенностей Знаменского собора Абалакского монастыря.
6) Разработка программы росписи Знаменского собора Абалакского монастыря.
Объектом выпускной квалификационной работы является концепция росписи культовых сооружений Московского государства.
Предмет работы - программа росписи Знаменского собора Абалакского монастыря.
Основные хронологические рамки выпускной работы это XVII- XVIIIBB. Но приводятся и более ранее время при анализе возникновения и развития росписей.
Географические рамки. Географически работа ограничена Московским государством при изучении развития структуры росписей. Тобольск и его окрестности основные географические рамки.
Выпускная квалификационная работа имеет теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость работы. Исследование программы храмовой росписи Московского государства. Анализ различий в концепции росписей Византийских и Русских храмов.
Практическая значимость. В работе была изучена, исследована и разработана программа росписи храма с учетом его архитектурных особенностей, практического значения церкви и отличительных особенностей посвящения храма иконе Знаменской Божией Матери.
Методы исследования. При выполнении работы выделяются методы исследования:
искусствоведческий анализ, метод сравнительного анализа, исторический, хронологический, в том числе эмпирические - наблюдение, описание, измерение.
Для достижения цели и решения поставленных задач была необходимая база, были доступные исторические материалы и информационные источники, в которых рассказывается о Знаменском соборе и концепции росписи храмов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании изученных источников и литературы были решены задачи поставленные в начале исследования.
Проблема восточных и украинских заимствований в сибирском зодчестве XVIII века занимала и исследователей советского времени. Отмечался «бурятский декор» иркутских храмов и подобие их объемно-планировочных решений тем, что использовались зодчими северорусских городов - Тотьмы и Великого Устюга. С точки зрения Т. С. Проскуряковой, правомерно выделять два «субрегиональных типа» ранней сибирской храмовой архитектуры - западносибирский (Тобольск, Тюмень, Зауралье) и восточносибирский (Иркутск). А. Ю. Каптиков также различает западно- и восточносибирские изводы барокко. Он видит в сибирском зодчестве XVIII века одну из провинциальных школ русского барокко - наряду с устюжской, вятской и уральской.
Тобольск Занимает особое место в архитектуре Сибири. Выделяется отдельная Тобольская школа. Она называется Тобольское барокко. Которое приобрело целый ряд отличительных особенностей.
Сейчас все тобольские церкви выглядят абсолютно белыми с известковой окраской своих стен и декоративных деталей, в чем, несомненно, сказалось воздействие северного идеала красоты. Но сплошная побелка, по всей видимости, плод про-водившихся более поздних их реставраций. Так, расчистка стен в Захарьевской церкви показала, что наличники окон первоначально имели терракотовую окраску, контрастно выделявшуюся на фоне побеленных стен, что создавало особый декоративный эффект местного барокко. Сибирская специ-фика сказалась здесь в смещении цветового акцента со сте-ны на декор - прием, присущий не столько российским традициям, сколько декоративным принципам древней архитек-туры дальневосточных народов. Если эти открытия подтвердятся и на примере других каменных церквей Тобольска, то перед нами - уникальное сибирское явление, в котором свое-образно сплавились северорусский и специфически азиатский идеалы красоты.
Византийский храм - это образ мира, символически отображающий небо или рай и «мир дольний», то есть землю, все пространство храма делится на определенные иерархические зоны. Верхняя зона - купол и своды - небесная сфера, в которой пребывает Бог, стены, нижняя часть храма - земная, здесь изображаются святые и, наконец, само реальное пространство церкви, в котором пребывают молящиеся, земная церковь. Алтарь является вторым небом, где еще определённее, в Святых дарах пребывает сам Господь. Другое символическое толкование связывает все части храма с воспоминанием о Святой земле, на которой жил Спаситель, которая хранит память о Его земном пребывании. Это истолкование храма подробно развивает Симеон Солунский, сопоставляя каждый элемент храма с памятными местами земной жизни Спасителя.
С XVII века как в центральной России, так и в Сибири церковное изобразительное искусство перестает быть оплотом богословия и выражением духовной жизни русского народа. В храмовой декорации начинает доминировать картинное построение сюжетов, при этом сами композиции обрамляются в активные барельефные рамы. Подобная организация храмового пространства, в известной степени, напоминает картинную галерею, в которой приходящий становится пассивным наблюдателем священной истории, а не настоящим участником совершаемого до сего дня Божественного акта спасения.
В Московском государстве монументальные программы русских храмов XVIB. отвечают двум основополагающим принципам. Первый принцип - традиционализма. Его характеризует строгое следование догматическим представлениям о символике храма и литургическом характере храмовой росписи. Второй принцип - прямое соответствие храмовой декорации содержанию церковной жизни. Свойственный эпохе историзм и экклезиологическое направление богословия, стремление воплотить в образах учительное слово и литургическую поэзию, нашли буквальное выражение в программах храмовых росписей.
Отдельные фигуры святых занимают значительное место в системе храмовой декорации. Сохраняя выработанный в после иконоборческий период принцип размещения на несущих элементах церковного здания фигур святых, именуемых столпами Церкви, или мучеников, о которых говорится, что на их крови утвердилась Церковь, искусство позднего средневековья обогатило эту тему новыми оттенками смысла. Усиление внимания в обществе к монашеству, возвышенное отношение к идеалам монастырской жизни, популярность аскетической литературы, чтение которой согласно уставу входило в Великопостные службы, оказало влияние на монументальное искусство.
При разработке концепции храмовой росписи Знаменского собора Абалакского монастыря. Выбран стиль росписей XVIB Московской школы иконописи - мастера Дионисия и его окружения. Данный выбор сделан по следующим причинам.
Во-первых, пластические решения настенной живописи московской школы XVI века позволяют расположить композиции в соответствии с архитектурной особенностью рассматриваемого храма (большие плоскости стен) - развернутым фризом, в котором один композиционный сюжет пластически перетекает в другой, не имея при этом «разгранки» между ними. Это пластическое решение подчеркнет взаимосвязь композиций и вневременность происходящих событий: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13, 8).
Во-вторых, стилистические особенности этой школы сохраняют в себе традицию умного делания - расцвета богословского осмысления церковной живописи на Руси, о чем сказано выше, при этом пластический язык линий и цвета является выразителем особого изящества преображенных в Боге земных форм.
В-третьих, два других храма (Храм колокольня в честь Марии египетской и церковь Николая чудотворца) комплекса монастыря расписаны в соответствии со стилистическими особенностями школы Дионисия. Эти храмы составляют единый ансамбль и должны не только внешне дополнять друг друга но и в росписях.
Таким образом цели и задачи автором были осуществлены в полном объеме. Основная цель работы, разработка программы росписи Знаменского собора Абалакского монастыря была выполнена.



1. Абалакский Знаменский третьеклассный мужской монастырь / Репринт. воспроизведение изд. 1884 г. - Сургут: [Б. и.], 2000. - 27 с.
2. А.Г., прот. Историческое описание церквей г. Тобольска. Михаило- Архангельская церковь. // Тобольские епархиальные ведомости. - 1903. - № 3, с. 55 - 57
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. - 1376 с.
4. Знаменский собор Абалакского монастыря в городе Тобольске
5. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908. -984 с.
6. Дмитриевский И.И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии / Репринт. Воспроизведение изд. 1894 г. - М.: Правило веры 2017. - 640 с.
7. Краткое описание всех существующих тобольских церквей и пространное описание тобольского Софийского собора // ГБУТО ГА в Тобольске. Ф. 144. Протоиерей Александр Сулоцкий. Оп. 1. Д. 53.
8. Реставрация Знаменского собора Абалакского монастыря с. Абалак Тобольский район. Свято Знаменский храм: комплексные научные исследования. Обмерочные чертежи т. II. Кн. 3/ Томск , 2006.
9. Скабалланович М. Толковый типикон. Киев Вып. III. / Репринт. воспроизведение изд. 1915. - М., “Паломник”, 1995. - с.
10. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Часть первая. - Тобольск : Тип. Епарх. Братства, 1913. -66с.
11. Тобольские Губернские Ведомости 1862г. №21 -149 с.
12. Тобольские Губернские Ведомости 1862г. №22 -153с.
13. Тобольские Епархиальные Ведомости 1882 г. №14
14. Тобольские Епархиальные ведомости, 1888, № 23-24. 304. с
Тобольские Епархиальные ведомости, 1899, № 15-16, отдел офиц. 220 с.
16. Успенский П. Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них Порфирия Успенского/ репринт. воспроизведение изд. 1864 г. - М.: Книга по требованию - 2014 г. - 124 с.
Список литература
17. Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской
епархии/Составление тома Ю. Л. Мандрики и В. А. Чупина, предисловие Ф. Петухова, примечания Ю. Л. Мандрики и В. А. Чупина. -Тюмень; СофтДизайн - 1998. - 576 с.
18. Баталов А.Л. Строительство Московского Успенского собора и самоидентификация Руси: к истории замысла митрополита Филиппа I //ДРИ: Византия, Русь, Западная Европа: Искусство и культура. М., 2002. С.353-360.
19. Василий Великий Беседы на шестоднев/Васили Великий.- М.: Изд. Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - 2001. - 264 с.
20. Давидова М.Г. Значение термина Программа росписей» для церковного монументального искусства Вестник ПСТГ вып. 3 - 2015 - c.120-129
21. Демус Отто Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э.С. Смирновой. ред. и сост. А.С. Преображенский. М.: Индрик, 2001. - 160 с.
22. Джурич В. Византийкие фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония/ Пер. с Серб. Г.С. Колпаковой, Е.А. Озерской, Д.Ф. Поплыко М.: «Индрик», 2000. - 596 с.
23. Заварихин С.П. В древнем центре Сибири/ С.П. Заварихин - М. «Искусство». 1987.-192с.
24. Зонова О.В. О ранних алтарных фресках Успенского собора // Успенский собор Московского кремля: Материалы и исследования. М.: 1985. - С.69-86.
25. Иванова Л. В. Памятники гражданской и культовой архитектуры: Тобольск и пригороды// Историко-архитектурные памятники Российской Федерации: учебное пособие/ Л.В. Иванова: ТГУ, 2011. - С.261-271
26. Игумен Александр (Федоров). Церковное искусство как пространственно - изобразительный комплекс. - Спб.: Сатис, 2007. - 223 с.
27. Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии/ Рос. Акад художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств// ред.-сост. А.В. Рындина, А.Л. Баталов- М. : НИИ теории и истории изобразительных искусств, 1994.- 198с.
28. Калашников В. Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре / В. Калашников - М.: Белый город, 2012. - 150 с.
29. Квливидзе Н.В. Библейская иконография в росписях XVI в.: о новой концепции сакрального пространства русского храма. // Иеротопия: Исследование сакральных пространств. М., 2004. С. 154-156.
30. Квливидзе Н.В. Иконографическая программа алтарных росписей московских храмов второй половины XVI в.// Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М.: Северный паломник, 2005. С. 621-646.
31. Квливидзе Н.В. Священный образ царя в московской живописи второй половины XVI в. // Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти. М., 2006. С. 430-439.
32. Кириллов В. В. Тобольск/ В. В Кириллов - М.: «Искусство», 1984. - 240с.
33. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области/ Е.М. Козлова-Афанасьева Тюмень.: «Издательство искусство». 2008.-216с.
34. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: в 2 тт. - Т. 2. - М.: Паломник, 1998. - 462 с.
35. Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири. Конец XVII-XVIII вв. академия наук СССР сибирское отделение институт истории, филологии и философии. / С.В. Копылова. Новосибирск: Изд. Наука. Сиб. От-ние 1979. -. 255 с.
36. Лазарев В.Н. История византийской живописи/В.Н. Лазарев М., 1986. - 550с.
37. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской/В.Н. Лазарев. М., 1965.-.214 с.
38. Майничева А.Ю. Деревянные церкви ХУП века: Формы, Символы, Образы./ А.Ю. Майничева,-Новосибирск.:Изд. Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000.- 66с.
39. Михельсон Т.Н. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему Акафиста/ Т.Н. Михельсон ТОДРЛ. Т. XXII. М.-Л., 1966. - С.144-164
40. Покровский Д. Словарь церковных терминов/ Д. Покровский - Sharon, Massachusetts: «Isograph Studio», 2002. - 166с.
41. Саликова Э.П. Сложение иконографии «Похвала Богоматери» в русском искусстве XV-XVI веков// Русская художественная культура XV-XVI веков. ГММК. Материалы и исследования. Вып. XI. М., 1998.- с. 290-308
42. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи/
В.Д. Сарабьянов М.: «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный
университет». 2007. - 752 с.
43. Смирнова Э.С. Образ монашества в русской живописи второй половины XIV в. // ДРИ: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-ХУвв. СПб., 1998. С. 63-78
44. Согоян Н.Ш. Иллюстрированный словарь архитектурных терминов и понятий/Н.Ш. Согоян - М. «Архитектура-С» 2017. - 400с.
45. Сулоцкий А.И. Сочинения в трех томах: Т.1. О церковных древностях Сибири/ под ред. В.А. Чупина. - Тюмень : Издательство Ю. Мандрики, 2000. - 480с.
46. Федоров А. Церковное искусство как пространственно изобразительны комплекс/ СПб. «Сатис», 2007. -223 с.
47. Grabar A. L’iconoclasme byzantin: Dossier archeologique. P. 1957. P. 267


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ