Коррекционная работа по формированию представлений о величине изображаемых предметов у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА 7
ЕЕ Значение формирования представлений о величине предметов на занятиях изобразительной деятельностью 8
Е2. Физиологические и психологические механизмы восприятия величины предметов 12
1.3. Характеристика изобразительной деятельности и представлений о
величине изображаемых предметов детей дошкольного возраста с сохранным интеллектом 14
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 18
1.5. Особенности изобразительной деятельности и представлений о
величине изображаемых предметов детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
1.6. Методика формирования представлений о величине у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 30
2.2. Изучение особенностей представлений о величине у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 35
2.3. Система критериев и оценок для изучения уровня
сформированности представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 37
2.4. Анализ сформированности представлений о величине предметов у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 50
3.1. Методика формирования представлений о величине
изображаемых предметов 51
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 58
3.3. Формирование представлений о величине изображаемых
предметов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Педагогические рекомендации 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 92
Дошкольный возраст - это один из важнейших периодов жизни человека. И одну из значимых ролей в развитии ребенка дошкольного возраста играет изобразительная деятельность. Этот вид деятельности способствует эстетическому и этическому воспитанию дошкольника, расширению его кругозора и развитию воображения. Занятия изобразительной деятельностью, такие как: рисование, лепка, аппликация и другие, дают толчок сенсорному развитию ребенка, дальнейшему формированию его моторной сферы, пространственному восприятию, положительно воздействуют на формирование речи, игры и помогают ребенку подготовиться к обучению в школе.
Для ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) занятия изобразительной деятельностью, направленные на формирование его познавательной сферы, имеют еще большее значение, чем для нормативно развивающегося сверстника. Благодаря ей, формируются навыки наблюдения, приемы обследования изображаемого объекта - совершенствуются, улучшается двигательная и зрительная память. В конечном итоге - совершенствуются все мыслительные операции.
Для того чтобы изобразить какой-либо предмет, нужно сначала его охарактеризовать, выделить основные признаки. Оценка величины, для полной и правильной характеристики предмета, играет не меньшую роль, чем оценка других его признаков. Умение давать название величине и выделять ее как свойство предмета необходимо не только для изображения этого предмета на бумаге, но и позволяет оказывать существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Изучением детской изобразительной деятельности занимались такие зарубежные ученые, как К. Риччи, Р. Лампрехт, Д. Сёлли и др.
В России: В. М. Бехтерев, С. А. Левитин, Ю.Н. Болдырева. В русле своих концепций психического развития рассматривали детский рисунок Л. С. Выготский и Д. Н. Узнадзе.
Л. В. Занков, Н. П. Сакулина, А. А. Венгер и Е. А Екжанова [13] говорили о необходимости и важности использования детских рисунков для психолого-педагогического изучения и коррекции личности ребенка с ЗПР. Усвоению величины посвящались работы Л. В. Глаголевой, Е. И. Тихеевой А. М. Леушиной, Л. С. Метлиной и других.
Объект исследования - представления о величине изображаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования - процесс формирования представлений о величине изображаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности.
Цель - определение путей повышения эффективности коррекционной работы по формированию представлений о величине у дошкольников с ЗПР, посредством занятий изо - деятельностью.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах'.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу на предмет исследования.
2. Выяснить значение формирования представлений о величине предметов на занятиях изобразительной деятельностью.
3. Изучить физиологические и психологические механизмы восприятия величины предметов.
4. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР.
5. Изучить особенности изобразительной деятельности и представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной нормой и с ЗПР.
6. Изучить используемые на практике методики формирования представлений о величине изображаемых предметов у дошкольников с ЗПР.
7. Подобрать и адаптировать методики для проведения констатирующего и формирующего этапов эксперимента.
8. Провести констатирующий и формирующий эксперименты.
9. Проанализировать полученные результаты
Для достижения цели исследования были использованы следующие методы:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• анализ продуктов деятельности детей;
• наблюдение и беседа с детьми;
• экспериментальный метод;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
Анализ психолого-педагогической литературы по предмету исследования показал, что одну из значимых ролей в развитии у ребенка дошкольного возраста навыков изобразительной деятельности играет сформированность представлений о величине предметов. А этот вид деятельности имеет огромное значение для всестороннего развития личности ребенка, способствует эстетическому и этическому воспитанию дошкольника, расширению его кругозора и развитию воображения.
В ходе исследования была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по теме. С целью изучения уровня сформированности представлений о величине изображаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, был подобран комплекс диагностических методик. По полученным данным констатирующего эксперимента, удалось установить, что группа детей с ЗПР оказалась неоднородной, дети показали низкий и средний уровни сформированности представлений. У детей обнаружились следующие затруднения в овладении представлениями о величине: они не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины. Не владеют навыками выделять основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Часто воспринимают сходные характеристики предмета как одинаковые. Большинство детей не обладают навыком зрительного сравнения предметов. У некоторых возникают трудности в использование приемов сравнения предметов. Большинство детей путаются в понятиях величины, не отражают в речи результаты сравнения. Многие испытывают трудности в сравнении большого числа предметов. Также многие дети испытывают трудности в выстраивании серационного ряда.
Для решения выявленных проблем были подобраны и адаптированы методики формирования представлений о величине изображаемых предметов. Проведена коррекционная работа с экспериментальной группой детей, после чего результаты сравнивались с контрольной группой.
Суммировав полученные результаты, был сделан вывод, что они подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в этой области. А проведенная коррекционная работа - эффективна и может применяться в дошкольных образовательных учреждениях.
1. Баряева, Л. Б. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития [Текст] / Л. Б. Баряева, А. П. Зарин // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С. 71-75.
2. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - СПб. : СОЮЗ, 2003. - 320 с.
3. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст]: Учебнометодическое пособие / Л.Б. Баряева - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. - 479 с.
4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. Заведений [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-400 с.
5. Березина, Р. Л. Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста знаний о величине предметов и об элементарных способах измерения [Текст] : Дисс. канд. пед. наук / Р. Л. Березина ; Ленингр. гос. пед. ин-тим. А. И. Герцена. - Л. : [б. и.], 1971. -305с.
6. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / Под. ред. Т. С. Будько; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. - Брест : Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
7. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973.-176с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : Психологический очерк / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1967.-96 с.
9. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов, С. Л. Корнилова. - М. : Сфера, 2002. - 80 с.
10. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольника [Текст] : Учеб, пособие для студ. высш. псд. учеб, заведении / Г. Г. Григорьева. - М., 1999. - 344 с.
11. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе : Книга для учителя [Текст] / И. А. Грошенков. - М., 1994.- 173 с.
12. Екжанова, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е. А. Екжанова // Специальная дошкольная педагогика : учеб, пособие для вузов ; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М., 2001. - С. 57-93.
13. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности [Текст] : монография / Е. А. Екжанова. - СПб. : Сотне, 2002. - 256 с.
14. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью (умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития) [Текст] : Автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.03 / Е. А. Екжанова. - М. : [б. и.], 2003.-48с.
15. Екжанова, Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР 6- летнего возраста [Текст] / Е. А. Екжанова // Дефектология. - 1989. - № 4. - С. 48 - 55...