Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие логических приемов мышления у старших дошкольников

Работа №97904

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие «мышление» в педагогической и психологической
литературе 7
1.2 Особенности развития логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3 Анализ образовательных программ дошкольного образования 20
1.4 Педагогические условия развития логического мышления 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 42
2.1 Диагностическое исследование уровня развития логического
мышления старших дошкольников 42
2.2 Опытно-поисковая работа по формированию логических приемов
мышления у дошкольников 50
2.3 Диагностика уровня логического мышления дошкольников после
проведения занятий 61
2.4 Рекомендации педагогам и родителям по развитию у детей
старшего дошкольного возраста логического мышления 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Мышление - это одна из самых главных функций мозга, которая позволяет человеку с помощью слов и образов (символов) представить и выразить свое отношение к реально существующим и воображаемым предметам, явлениям окружающей среды, состояниям своего организма. В результате сочетания непосредственных и словесных раздражителей с разнообразными формами деятельности организма возникают временные связи, что является физиологическим аппаратом мышления. Временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти. Это обеспечивает создание новых связей. Такому механизму мышления присущи активность и саморегуляция [1].
Актуальность вопроса развития логического мышления старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни. На современном этапе развития системы дошкольного образования большую значимость приобрела необходимость поиска новых форм воспитания и обучения, которая способствовала бы личностному росту дошкольника.
Проблема исследования: в современных программах дошкольного образования предпринята попытка развития у дошкольников приемов логического мышления с помощью специальных заданий, которые направлены на формирование конкретных логических приемов, а также на развитие умения строить суждения и умозаключения, не всегда является полной и последовательной.
Степень разработанности проблемы.
К настоящему времени в науке накоплен определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения проблемы:
- определена сущность деятельностного аспекта познания (Г.С. Батищев, С.Л. Рубинштейн и др.), обоснованы принципы мышления отражения действительности в психике (A.M. Коршунов и др.);
-выделены виды логического мышления, её структура (A.M. Матюшкин и др.);
- изучены способы развития логического мышления (Я.А. Пономарёв и др.);
- рассмотрено соотношение понятий «логическое мышление» и «логическая деятельность», обоснована взаимосвязь логического мышления и процессов понимания (С.В. Герасимов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);
- выявлены анатомо-физиологические, эмоционально-волевые характеристики дошкольников, детерминирующие их познавательную и поведенческую активность (Р. Буре, Д.Б. Годовикова, Л.Р. Голубева, С.А. Козлов, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков);
- разработаны механизмы развития логического мышления (В.А. Петровский);
- освоены программы дошкольного образования, которые создавались разными научными школами развития личности ребенка (Л.А. Венгер, Т.И. Бабаева, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, В.И. Логинова, С.Л. Новоселова, Н.А. Ноткина, Л.А. Парамонова, К.В. Тарасова, С.Г. Якобсон);
- рассмотрен процесс образования в дошкольных учреждениях с позиций развития личности ребенка (Л.М. Денякина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Р.Б. Стеркина) и возможности развивающей среды (В.А. Караковский, Н.А. Каргапольцева, В.А. Маликова, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Н.А. Рыжова);
- проанализирована роль семейного воспитания как первого воспитательного института (Ю.П. Азаров, С.И. Голод, И.В. Гребенников, В.А. Кан- Калик, А.С Макаренко, А. Фромм).
Целью данной работы является изучение развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития логического мышления старших дошкольников.
Предмет исследования: разработка программы формирования логического мышления и рекомендаций для родителей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «мышление», его трактовку в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенность логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия развития логического мышления у старших дошкольников.
4. Подобрать диагностические задания для определения уровня сформированности логического мышления старших дошкольников.
5. Провести опытно-поисковую работу по формированию приемов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и доказать ее эффективность.
6. Разработать рекомендации педагогам и родителям по развитию у старших дошкольников логического мышления.
Теоретическая основа исследования: Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования логического мышления освещены в исследованиях А.В. Белошистой, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Мартыненко, Я. Пономарева. Проблеме формирования приемов мыслительной, в том числе и логической деятельности, посвящены труды З.И. Калмыковой, С.А. Лебедевой, Л.Ф. Тихомировой, А. Басова, Л. Шведовой и др.
Основные методы исследования:
1) теоретические: анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по теме исследования, передового педагогического опыта;
2) эмпирические: опытно-поисковая работа (констатирующий, формирующий и контрольный этап); диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников (качественный и количественный анализ).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа детский сад комбинированного вида «Росинка». Структурное подразделение детский сад №2 «Золотая рыбка».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе дается характеристика мышления как познавательного процесса, описываются особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, и педагогические условия развития логического мышления. Во второй главе описывается методика изучения развития логических приемов мышления, анализ результатов их проведения, и опытно-поисковая работа по формированию логических приемов мышления у дошкольников.
Список использованной литературы состоит из 50 позиции. Объём работы составляет 86 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мышление является многогранной, содержательной категорией, которая рассматривается многими науками (философией, психологией, логикой, педагогикой и др.) с различных сторон.
Современные авторы определяют мышление как высшую форму отражения действительности в психике, идеальную деятельность, результатом которой является объективная истина. На основании анализа ряда научных исследований можно сказать, что логическое мышление является необходимым для решения задач, формирования выводов, вероятного оценивания и принятия решений. Логическое мышления характеризуется целенаправленностью, контролируемостью, основательностью.
Физиологической основой мышления является деятельность мозга, создание сложнейшей системы временных условно-рефлекторных связей. Возникают они в пределах первой и второй сигнальных систем. Мышление «ни-чего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, находящиеся в связи с внешними предметами, а потом доминирующие» (И. Павлов).
В общем, мышление является сложной многофакторной структурой. В зависимости от уровня обобщения информации, средств, используемых для этого, новизны полученных результатов, степени интеллектуальной активности ученые выделяют несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; практическое и теоретическое мышление; репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.
В современной психологии существуют различные позиции относительно становления логических структур мышления у детей. Все они поддерживают мнение о том, что основу этой структуры закладывают именно в дошкольном детстве. Непрерывное логическое мышление человека формируется от времени его рождения. Планируя свою деятельность, человек не задумывается, что любое конкретное задание имеет много векторов решения и достичь цели, в абсолютном измерении, невозможно. Со временем мы убеждаемся, что решение проблемы достигается различными путями, и алгоритмов деятельности есть множество.
Логическое мышление ребенка старшего дошкольного возраста предусматривает наличие таких составляющих, как: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия согласно этим законам, умение делать логические операции, сознательно их аргументировать, умение строить гипотезы и делать выводы из данных ссылок.
Развитие логического мышления, как и любой процесс становления личности, - это внутренне необходимое движение живой системы от низших к высшим уровням ее функционирования, это качественные изменения в целом, переход от низших структур познания к высшим.
В дошкольном возрасте дети начинают познавать мир с помощью мышления - общественно обусловленного психического процесса, который заключается в обобщенном и опосредованном отражении действительности. Его развитие у дошкольников зависит от развития воображения. Ребенок механически заменяет в игре одни предметы другими, придавая им несвойственные, но очерченные правилами игры новые функции. Позже предметы он заменяет образами, в связи с чем отпадает необходимость практического действия с ними.
Возможность овладеть в дошкольном возрасте логическими операциями, способность к усвоению понятий, означает, что это должно быть основ-ной задачей умственного воспитания детей.
В целом общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО [48] и ориентирована на положения научных экспертиз по написанию такого уровня работ. Программа включает пояснительную за-писку с обоснованием актуальности, новизны опыта, целей, задач, отличительных особенностей, принципов построения занятий, ожидаемых результатов и способов их проверки, формы подведения итогов; основной раздел представ-лен тематическим планом работы с дошкольниками и перечнем необходимого на занятиях оборудования; раздел приложений посвящен общему ресурсному обеспечению и состоит из семи содержательных блоков:
- тематический план занятий с детьми дошкольного возраста;
- дидактические игры с блоками Дьенеша и логическими фигурами;
- занятия с цветными палочками Кюизенера;
- занимательный материал (стихи, загадки, ребусы, задачки, головоломки);
- рекомендации для родителей;
- консультация для педагогов;
- система оценивания результатов.
В заключительной части программы предложены для анализа выводы опытно- поисковой работы, представлен список использованной литературы, даны практические рекомендации.
Результаты экспериментальной группы: динамика положительная, общий уровень развития логического мышления выше, чем у контрольной группы. Таким образом, гипотеза подтвердилась и результаты позволяют сказать, процесс развития логического мышления у детей дошкольного возраста будет осуществляться эффективно при использовании организованной сов-местной со взрослыми деятельности, специальных занятий, упражнений, практических заданий, дидактических игр, во время которых дети решают умственные задачи, а также при условии создания специальной развивающей среды.



1. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 2015. - 432 с.
2. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : Владос, 2013. - 296 с.
3. Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : Инфра-М, 2016. - 252 с.
4. Белошистая, А. В. Развиваем логику [Текст] / А. В. Белошистая // Журнал Дошкольное воспитание. - 2002. - №6. - С.45 - 48.
5. Бехтерева, Н. П. Здоровый и больной мозг человека [Текст] / Н. П. Бехтерева. - М. : АСТ, 2010. - 400 с.
6. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. - СПб. : Питер, 2011. - 364 с.
7. Бортникова, Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь [Текст] / Е. Ф. Бортникова. - Екатеринбург : ООО КнигоМир, 2010. - 320 с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Вы-готский. - М. : Перспектива, 2018. - 224 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Национальное образование, 2016. - 368 с.
10. Венгер, Л. А. Вот и вышел человечек... [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Карапуз, 2010. - 256 с.
11. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология мышления [Текст] / Ю. Б. Гиппен- рейтер. - М. : АСТ/Астрель, 2008. - 644 с.
12. Гуткина, Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность [Текст] / Гуткина Н. И. // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 4. - С. 18-33.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнце-вой и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 434 с.
14. Дейниченко, Л. Б. Особенности развития форм и функций речи старших дошкольников в различных видах их деятельности [Текст] / Л. Б. Дейниченко. - М. : Изд-во МГОУ, 2013. - 241с.
15. Земцова, О. Н. Развиваем мышление [Текст] / О. Н. Земцова. - М. : Азбука-Аттикус, 2012. - 272 с.
16. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З. И. Калмыкова. - М. : Академия, 2011. - 432 с.
17. Кусова, М. Л. Использование логических операций в процессе под-готовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте [Текст] / М. Л. Ку-сова, Л. В. Воронина // Ученые записки ЗабГУ. - 2016. - Т. 11. - № 6. - С. 130-137.
18. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? [Текст] / Л.Д. Комарова. - М. : Изд. ГНОМ, 2012. - 265 с.
19. Лебедева, С. А. Развитие логического мышления у детей [Текст] / С. А. Лебедева. - М. : Илекса, 2009. - 244 с.
20. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Наука, 2012. - 450 с.
21. Лихачева, Е. Н. Причинно-следственный аспект вопроса особенностей индивидуальных различий детей [Текст] / Е. Н. Лихачева, А. Ж. Мухажанова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-7. - С. 1454 - 1458.
22. Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников [Текст]: сборник статей по материалам XXXI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М. : МЦНО. - 2016 - №2 (30). - С. 32-37.
23. Логические блоки Дьенеша как средство развития математических
представлений дошкольников [Электронный ресурс]. -URL:
https://infourok.ru/statya-na-temu-logicheskie-bloki-denesha-kak-sredstvo-razvitiya-atematicheskih-predstavleniy-doshkolnikov-887391 .html(дата обращения: 21.06.2018).
24. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Академия, 2009. - 384 с.
25. Любченко, И. И. Логическое мышление как неотъемлемый аспект развития ребенка в современном обществе [Текст] / И. И. Любченко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - № 1. - С. 59-62.
26. Мартыненко, И. В. Развитие мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения [Текст] / И. В. Мартыненко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 49-1. - С. 55 - 60.
27. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами [Текст] / сост. Я. И. Мельченко. - СПб. : Питер, 2014. - 121 с.
28. Мельниченко, Я. И. Использование блоков Дьенеша для развития логических операций мышления детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Я. И. Мельниченко, Н. В. Голунова // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 март 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 77-79.
29. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М. : Академия, 2013. - 208 с.
30. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. - М. : Детство-Пресс, 2016. - 128 с.
31. Михайлова, З. А. Математика от трех до семи [Текст] / З. А. Михайлова. - С-П.; Детство Пресс, 2010. - 212 с.
32. Михайлова, З. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений [Текст] / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб. : «Детство-Пресс», 2006. - 113 с.
33. Немов, Р. С. Общая психология. Воображение и мышление [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Юрайт, 2016. - 226 с.
34. Новикова, О. Н. Логическое мышление старших дошкольников [Текст] / О. Н. Новикова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 3. - С. 148-149.
35. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст]: метод. реком. / С. Л. Новоселова. - М. : Центр инноваций в педагогике, 2013. - 120 с.
36. Носова, Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст] / Е. А. Носова. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 434 с.
37. Открытия. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / под ред. Е. Г. Юдиной. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/20i4/ 02/Programma_ Otkritie_2.pdf. (Дата обращения 10.06.2018)
38. Перетягина, Н. Н. Инновационные технологии обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н. Н. Перетягина. - Красноярск: Центр информации, 2012. - 180 с.
39. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддьяков. - М. : Национальное образование, 2016. - 304 с.
40. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т. Н. До- ронова, Е. В. Соловьева. - URL: http: //www. firo. ru/wp-
content/uploads/2014/02/Raduga.pdf.(Дата обращения 10.06.2018)
41. Развитие креативно-интеллектуального творчества у дошкольников с помощью логических игр головоломок [Электронный ресурс]. - URL: http://www.secreti.info/23-2p.html(дата обращения: 26.06.18).
42. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы [Текст] / И. М. Сеченов. - М. : АСТ, 2015. - 352 с.
43. Спиридонов, В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем [Текст] / В. Ф. Спиридонов. - М. : Генезис, 2006. - 244 с.
44. Стожарова, М. Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности [Текст] / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалева. - М. : ФЛИНТА, 2013. - 128 с.
45. Тихомиров, О. Психология мышления [Текст] / О. Тихомиров. - М. : Academia, 2008. - 236 с.
46. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 96 с.
47. Ушакова, О. С. А.В. Запорожец и юбилей института дошкольного воспитания [Текст] / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 12. - С. 5-8.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования [Электронный ресурс]. - URL:http: //www. edu.ra/db-minobr/mo/Data/d i3/rn li55.pdf(Дата обращения 10.06.2018)
49. Шведова, Л. Развитие логического мышления и интеллекта [Текст] / Л. Шведова. - М.: Рипол Классик, 2013. - 352 с.
50. Эльконин, Б. Д. Опосредованние. Действие. Развитие [Текст] / Б. Д. Эльконин. - М. : ERGO, 2010. - 280 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ