Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 9
1.1 Понятие и история развития экологической культуры 9
1.2 Структура экологической культуры 20
1.3 Эффективные формы и методы становления экологической
культуры учащихся, младшего школьного возраста 24
1.4 Внеклассная работа по формированию экологической культуры
младших школьников 29
1.5 Программа формирования экологической культуры в начальных
классах во внеурочной деятельности «Экологическая культура» 31
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 46
2.1 Описание выборки исследования и методик диагностики
сформированности экологической культуры у младших школьников . 46
2.2 Описание результатов констатирующего и контрольного
эксперимента 52
2.3 Внедрение программы внеурочной деятельности 57
2.4 Результаты внедрения программы внеурочной деятельности на этапе контрольной диагностики 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
По мере развития общества экология все больше приобретала социальное значение и в XXI веке вышла за рамки естественных наук. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.
Экологическая культура- это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный адаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.
На данный момент акцентируют внимание на проблеме экологической культуры, как в целом в обществе, так и в отдельных отраслях науки. Так в 2000 году в Государственную думу РФ был внесён проект федерального закона «Об экологической культуре», в котором определялись принципы взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как в области реализации конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, так и в области соблюдения конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды. В законопроекте рассматривались вопросы государственного управления в области экологической культуры, включая вопросы государственного регулирования в этой области.
В свою очередь, наука педагогика уделяет внимание формированию ценностного отношения к природе и развитию экологической культуры населения. Великие педагоги, отмечали в своих трудах, что духовная жизнь человека самым неразрывным образом связана с природой. Это такие авторы педагогической мысли, как А. Гумбольдт, Ф. Дистервег, Г. Песталоцци, Ж. Руссо. Основы философского осмысления взаимодействия человека с природой отражены в трудах известных ученых В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, В.А. Сухомлинского и др.
Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда дают возможности ответить на природоведческие вопросы, которые интересно детям. Проведение внеклассной работы, направленной на всестороннее становление личности школьника, способствует более прочному освоению изученного материала на уроках, развивает внимание к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания.
Формировать экологическую культуру необходимо уже с детства, тогда, когда человек познает законы природы, но уже способен оценить экологические проблемы, понять природу как духовный элемент сознания, в котором человек существует одновременно как объект, так и субъект. Наиболее сензитивным периодом в познании природы и формирования экологической культуры, является младший школьный возраст. Для данного возраста характерно формирование ценностей и взглядов на мир, поэтому изучение экологической культуры как ценности, в младшем школьном возрасте является залогом формирования ценности природы у нового поколения в будущем.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России уделяется особое внимание вопросам экологического образования и воспитания школьников.
Младший школьник начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в собственном мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа», у него развивается эмоционально-ценностное отношение к находящемуся вокруг. Интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию у ребенка прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.
Проблема формирования и развития экологических представлений, как в теории методики, так и в практике обучения, - одна из наиболее актуальных и сложных. В Концепции учебного предмета «Человек и мир» подчёркивается, что «учебный материал по предмету «Человек и мир» распределяется таким образом, чтобы не только обеспечить чувственную основу в процессе изучения природы родного края, но и создать необходимые условия для работы по формированию таких ведущих экологических представлений, как «природа», «живая природа», «неживая природа», «растения» и т.д., для получения элементов экологических знаний. В ходе работы по формированию экологических представлений решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе.
Начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой положили работы, связанные с исследованиями по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена повсеместной значимостью проблемы экологической культуры, экологического воспитания, развития ценностного отношения к природе. Обостряется важность данной проблемы на фоне развития цивилизации и экологического загрязнения, связанного с этим, безответственного отношения человек к месту своего обитания и потере связи между человеком и природой. Именно поэтому среди важных отраслей науки, в государственном аппарате поднимаются вопросы об экологические культуры населения, которую необходимо формировать уже с детства. В связи с поставленными проблемами, мы отмечаем важность и необходимость формирования экологической культуры у младшего школьника.
Всё вышесказанное предопределило выбор темы исследования и послужило основанием для определения его цели, объекта и предмета.
Цель исследования - заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке внеурочной деятельности на формирование экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс экологического образования младших школьников.
Предмет исследования -процесс формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме экологического образования школьников. Раскрыть основные понятие, связанные с проблемой экологического образования школьников, цели и задачи.
2. Определить наиболее эффективные формы, методы и приемы внеурочной деятельности в процессе экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста
3. Провести эмпирическое исследование сформированности экологической культуры младших школьников;
4. Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности по формированию экологической культуры;
5. Реализовать контрольный этап эксперимента, сравнить и проанализировать полученные данные данные констатирующего и контрольного эксперимента.
Теоретические основы исследования составляют: идеи современных философов В.И. Вернадского, Э.В. Гирусова, В.Г. Горшкова, В. Крысаченко, Н.Н. Моисеева, о гармонизации взаимодействия человека, природы и общества и роли культуры в этом процессе; концепции устойчивого развития (Г.А. Белявский, Л.Н. Волошина, М.И. Дробноход, Д. Медоуз, Л.Г. Мельник, В.Я. Шевчук), экологической психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Скребец, В.А. Ясвин); идеи глубинной экологии (Г.А. Белецкая, Т.Н. Козловская, Т.О. Король); новые подходы к экологическому образованию ученической и студенческой молодежи, базирующиеся на системности и личностно ориентированном обучении (Д.М. Абдуразакова, Ф.Н. Алипханова, Н.А. Романова); общепедагогические и психологические аспекты экологического воспитания молодежи (З.Х. Галиева, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.Г. Лукьянова, З.З. Сулейманова, И.Т. Суравегина, Л.В. Хомич); теории и практики формирования ответственного отношения к природе (Г.А. Белявский, А.В. Пустовит, Г.П. Пустовит); положения о том, что экологическая культура - это вид будущей глобальной культуры, фактор развития ноосферы (А.А. Горелов, А.Г. Маслеев, К.И. Шилин); работы психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, отражающие закономерности воспитания и развития личности.
Методы исследования:
Для решения задач, поставленных в выпускной квалификационной работе, использовались теоретические методы - анализ психологической литературы по изучаемой проблеме.
Диагностические методы: методика «Альтернатива» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, методика Савенкова А.И. «Палитра интересов», Личностный тест Глазачева С.Н. Математический критерий Т-Виклкоксона для проверки статистически значимых различий.
Этапы исследования:
1. этап- анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов. Построение методической базы исследования. Выбор методик, адекватных целям исследования. Выбор испытуемых для участия в исследовании.
2. этап- проведение эмпирического исследования. На данном этапе мы проводили сбор первичных данных. Диагностика экологической культуры младших школьника.
3. этап- разработка и апробация программы формирования экологической культуры
4. этап- контрольный эксперимент: повторная диагностика
экологической культуры младшего школьника;
5. этап- математическая обработка данных и анализ полученных результатов. Формулирование выводов.
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ школы №50 города Екатеринбурга, среди учащихся начальной школы класса 2А, в возрасте 7-8 лет, в количестве 25 человек.
В ходе теоретического исследования нами были проанализированы работы зарубежных и отечественных авторы: В.И. Вернадского, Р.Эмерсона, Дж. Катлина, Дж. Мьюира, Н.А. Бердяева, И.В. Киреевского, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, и др.ученых. Экологическая культура - это восприятие людьми природы и окружающего мира, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды. Структурой экологической культуры является: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическая деятельность. Компоненты экологической структуры взаимосвязаны между собой и проявляются в деятельности человека. Наиболее эффективным методом формирования экологической культуры является внеурочная деятельность. В младшем школьном возрасте преобладают наглядно-образная и наглядно-действенная формы мышления, которые могут обеспечить понимание усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. В этом возрасте в сознании младших школьников происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которое предопределяет отношение учащегося к природному и социальному окружению. Ребенок еще только учится взаимодействию с природой и отношению к природе. Целью формирования экологической культуры у младшего школьника, формами школьного туризма является укрепление в сознание детей ответственности за природу, развитие потребности в заботе об окружающем мире - как чувство долга, и развитие гуманного отношения к природе и восприятия ее красоты.
В ходе исследования нами была составлена программа по формированию экологической культуры младшего школьника во внеурочной деятельности. После реализации программы, мы сравнивали полученные эмпирические данные до проведения программы и после, по итогам которых мы диагностировали развитие компонентов экологической культуры. Таким образом, поставленная нами ранее цель была эмпирически подтверждена.
По итогам реализации программы, мы оформили рекомендации по созданию условий для формирования экологической культуры. К ним относятся, как активное педагогическое взаимодействие, так и психологическое просвещение детей по проблемам экологии, работа с родителями и другие методы. Формирование экологической культуры является важным в развитии ответственности ребенка, а также носит значение для решения экологических проблем человечеством, в будущем.