Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Устное народное творчество как средство развития у детей младшего школьного возраста математических представлений

Работа №97896

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
201
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 7
1.1. Психологические особенности младших школьников 7
1.2. Устное народное творчество как средство математического
развития детей младшего школьного возраста 14
1.3. Условия математического развития детей младшего школьного
возраста средствами устного народного творчества 23
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 36
2.1. Начальная диагностика уровня математического развития
младших школьников 36
2.2. Опытная работа по реализации условий формирования
математических умений младших школьников средствами устного народного творчества 42
2.3. Динамика повышения уровня развития математических умений 60
Выводы по 2 главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84


Актуальность исследования. Младший школьный возраст требует особого внимания исследователей. В этот период ребенок одновременно включается и в новую деятельность, и в новую социальную группу, и в новый тип отношений. В младшем школьном возрасте ребенок впервые сталкивается с социально регламентированной и обязательной учебной деятельностью [3, с. 12]. Школьник не имеет возможности отказаться от нее или заменить ее другой, равноценной. В пределах субъектно-ценностного подхода в такие критические периоды развития человека предлагается предоставлять ей ценностную поддержку, под которой подразумевается система психологического воздействия, направленная на развитие и стабилизацию субъектных ценностей личности, реализацию ею потребности в признании путем развития ее способностей, социальных отношений и рефлексии [6, с. 44]. Поэтому необходимым является привлечение младшего дошкольника к гражданскому воспитанию, духовно-нравственному и эмоционально-ценностному развитию. Для того, чтобы реализовать данную задачу требуется совершенно новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно носить развивающий характер, быть направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.
Новая парадигма образования в РФ характеризуется личностно ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств. В этой связи особая роль в образовании отводится математике [39]. При этом концепция младшего школьного образования, требования стандартов к обновлению содержания предъявляют серьезные требования к развитию креативности образного мышления, одним из которых являются математические представления. Однако требования социума, изложение в нормативных актах не обеспечены готовностью педагога к реализации творческих технологий.
Противоречие между эмпирической востребованностью формирования математического представления и преобразования информационных форм в преподавании математики в начальной школе требуют решения проблемы развития математических представлений, образного мышления. При этом очень важно сохранить у детей интерес к математике.
Существуют различные формы и средства деятельности по формированию у младших школьников математических представлений. Одним из таких средств является ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора, которое содействует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, существующих в природном и социальном мире; обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Особую значимость в этом плане приобретает специальная организация познавательной деятельности детей, которая обеспечивает интенсивное развитие креативного потенциала, создавая соответствующую ситуацию для активизации внутренних потенций развития ребенка [38, с. 155]. Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева , Е. А. Флерина, А. П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: устное народное творчество, как средство формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста.
Работа по математическому развитию детей средствами устного народного творчества будет протекать успешно при выполнении ряда условий:
- если произведения устного народного творчества будут использоваться систематически в специально организованных формах обучения детей и в повседневной жизни детей;
- будет осуществляться работа с родителями по этому вопросу;
- будет повышаться профессиональная компетентность педагогов по созданию условий в образовательном учреждении для математического развития детей средствами устного народного творчества.
Цель исследования: выявить методические условия формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы математического развития детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества.
2. Подобрать методики и провести диагностику по выявлению уровня развития математических представлений у детей младшего школьного возраста.
3. Определить и обосновать условия формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества.
4. Выявить эффективность формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, конкретизация.
2. Методы эмпирического исследования: наблюдение; мониторинг;
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования стали работы таких исследователей как Т.М. Бабушкина, В.П. Аникина, Г.С. Виноградова, Е.И. Щербакова, Е.В. Шаталова. Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и другими. Современниками методики математического развития являются такие учёные как Н.Ф. Виноградова, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон, Н.Ф. Талызина и другие.
Практическая значимость исследования: разработаны условия и дидактический материал, которые могут быть использованы педагогами начальных классов с целью формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества.
База исследования: МКОУ Ачитского городского округа Уфимская СОШ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приоритетность математического образования отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года No599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в соответствии с которым в настоящее время разработан проект Концепции развития математического образования в РФ. В ней названы главные цели математического образования:
- формирование качеств мышления, свойственных для математической деятельности, а также важных для полноценной жизни в обществе, умственное развитие учащихся;
- овладение определенными математическими знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для применения в практической жизни, для продолжения образования и изучения смежных дисциплин;
- воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности;
- формирование представлений о математике как форме описания и способе познания действительности, об идеях и методах математики.
Без тщательно продуманных методов обучения трудно осуществить усвоение программного материала. Именно поэтому следует совершенствовать те средства и методы обучения, которые способствуют вовлечению учащихся в труд учения и познавательный поиск: помогают самостоятельно и активно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. Одним из таких средств, которые делают урок богаче, ярче, образнее, эмоциональнее, является использование различных фольклорных форм в учебном процессе. Ведь основной путь развития для младшего школьника - обобщение своего собственного опыта. Для него содержание должно быть чувственно воспринимаемо, именно поэтому в работе с детьми так важно применение занимательного материала, которым нас снабжает устное народное творчество. Фольклор маскирует математику, которую практически все считают неинтересной, сухой и далекой от жизни детей.
В связи с этим целью нашего исследования являлось выявление методических условий формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества. В процессе исследования перед нами был поставлен ряд задач, в результате решения которых мы пришли к следующим выводам:
1. Проанализировав теоретические основы математического развития детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества, мы выявили, что важнейшей целью передового российского образования и одной из приоритетных задач государства и общества является воспитание, социально-педагогическая поддержка развития и становления креативного, инициативного, высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина Российской Федерации. Использование малых форм фольклора может помочь учителю в духовно-нравственном воспитании и обучении детей, которые испытывают трудности в усвоении математических знаний о величинах, числах, геометрических фигурах и т.д. Средства устного народного творчества помогают сделать уроки по формированию математических понятий у школьников более интересным, привлекательным. Дети ближе могут познакомиться с народным творчеством, стать более активными, пытливыми и сообразительными. Для развития креативного мышления, воображения, фантазии необходимо использовать сказки, загадки, пословицы, поговорки.
2. Нами была подобрана методика и проведена диагностика по выявлению уровня развития математических представлений у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 20 школьников - учеников 1-го класса МКОУ Ачитского городского округа «Уфимская СОШ». По итогам проведенного диагностического исследования мы выявили, что среди учащихся наиболее часто встречается уровень математических умений ниже среднего.
3. Нами проведено определение и обоснование условий формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества. Выявлено, что систематическое использование произведений устного народного творчества в специально организованных формах обучения и в повседневной жизни детей, работа с родителями по использованию произведений устного народного творчества в повседневной жизни детей, а также профессиональная компетентность педагогов по созданию условий в классе для математического развития детей средствами устного народного творчества, являются необходимыми условиям формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества.
4. Нами была выявлена эффективность формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества. По результатам повторной диагностики уровень математических умений существенно повысился у всех детей.
В заключение необходимо отметить, что использование разработанного нами комплекса мероприятий способствовало математическому развитию, расширило математический кругозор школьников, позволило детям увереннее ориентироваться в элементарных закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни, повысило качество математической подготовленности.



1. Андрушенко, А.В. Развитие пространственного воображения на уроках математики. [Текст] / А.В. Андрушенко. - М.: Владос, 2013. - 125 с.
2. Аникин, В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. [Текст] / В.П. Айкин. - М.: Дет. лит., 2010. - 288 с.
3. Бантова, М.А. Методика преподавания математике в начальных классах. [Текст] / М.А. Бантова. - М.: Просвещение, 2014. - 335 с.
4. Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет. [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Просвещение, 2004. - 24 с.
5. Быкова, К.И. Обучение математике без проблем. [Текст] / К.И. Быкова. - М.: Просвещение, 2010. - 136 с.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2014. - 224 с.
7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. [Текст] / М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
8. Гамидова, Э.М. Игры - забавы. [Текст] / Э.М. Гамидова - Волгоград: Учитель, 2012. - 121 с.
9. Горлова, H.A. Педагогика личности. Концепция личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании. [Текст] / H.A. Горлова. -М.: МГПУ, 2014. - 240 с.
10. Дмитриев, А.А. Обучение учащихся 1-4 классах вспомогательной школы. [Текст] / А.А. Дмитриев - М.: Просвещение, 2011. - 269 с.
11. Дубровина, И. В. Психология. [Текст] / И.В. Дубровина. - М., 2014. - 496 с.
12. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева ; под ред. О. М. Дьяченко - М.: Просвещение, 2011. - 140 с.
13. Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка [Текст] / Запорожец, А. В. - Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка.- М., Педагогика, 2006. - 182 с.
14. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. - Спб: Детство-пресс, 2001. - 400с.
15. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий
[Электронный ресурс]. - URL:http://dogmon.org/v-n-drujinina.html?page=23
16. Ковкин, Н.И. В помощь учителю математики. [Текст] / Н.И. Ковкин. - Черкесск, 2007. - 72 с.
17. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки [Текст] : программа. / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с.
18. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / Рос. акад. Образования: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.:
Просвещении, 2009. - 30 с.
19. Кузнецов, В.И. Решение математических проблем [Текст] / В.И. Кузнецов // Начальная школа. - 2015. - №5. - С. 21-24.
20. Кузнецов, Р.П. Готовимся к математике [Текст] / Р.П. Кузнецов. // Начальная школа. - 2015. - №7. - С. 11-13.
21. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология. [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М., 2017. - 420 с.
22. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. [Текст] / Г.Ф. Кумарина. - М.: Академия, 2013. - 320 с.
23. Лимарев, П.Д. Подготовка к школе. [Текст] / П.Д. Лимарев. - М. : Академия, 2012. - 619 с.
24. Маркова, С.А. Обучение математике в коррекционных классах. [Текст] / С.А. Маркова. - М.: Владос, 2013. - 247 с.
25. Моро, М.И. Методика обучения математике. [Текст] / М.И. Моро. - М. : Просвещение, 2011. - 304 с.
26. Немов, Р. С. Психология. Книга 1. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2013. - 688 с.
27. Немов, Р. С. Психология. Книга 2. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2013. - 496 с.
28. Нузанова, A.M. Математика в 1-4 классах. [Текст] / А.М.
Нузанова. - М.: Просвещение, 2014. - 479 с.
29. Петрова, М.Н Методика преподавания математики во
вспомогательной школе [Текст] / М.Н. Петрова. - М.: Просвещение, 2011. - 305 с.
30. Пышкало, A.M. Геометрия в 1-4 классах (проблемы формирования геометрических представлений у младших школьников) [Текст] / А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 2012. - 260 с.
31. Радужный, А.А. Математика в подготовительный период. [Текст] / А.А. Радужный. - М.: Академия, 2008. - 213 с.
32. Степаненкова, Э.Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5-6 лет в подвижных играх и упражнениях. [Текст] / Э.Я. Степаненкова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в бчастях. Ч. IV-VI. - Спб. : ЛНПК «АРК»., 1994. - С. 156-159.
33. Степаненкова, Э.Я. Ориентировка в пространстве. [Текст] / Э.Я. Степаненкова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - Спб. : ЛНПК «АРК»., 1994. - С. 159-161.
34. Столяр, А.А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет: книга для воспитателей детского сада и родителей. [Текст] / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.
35. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / А.А. Столяр. - М. : Просвещение, Учеб. литература, 1996. - 112 с.
36. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М., 2013. - 288 с.
37. Тарунтаева, Т.В. Чего ждать от этой математики? [Текст] / Т.В. Тарунтаева, Т.И. Алиева // Детский сад со всех сторон. - 2006. - № 43. - С. 1.
38. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2. [Текст] / К.Д. Ушинский ; сост. С.Д. Егоров - М.: Педагогика, 1988. - 469 с.
39. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] - URL:http://apryo.ru/fgos-noo
40. Фиденко, Ю.Л. Специфика фольклора как особого типа культуры: Учебное пособие. [Текст] / Ю.Л. Фиденко - Владивосток, 2014. - 214 с.
41. Фидлер, М. Математика уже в детском саду. [Текст] / М. Фидлер. - М.: Просвещение 1981. - С. 28-32, 97-99.
42. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
43. Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. [Текст] / Л.М. Фридман. - М.: Наука, 1977. - 329 с.
44. Фридман, Л.М. Психологическая наука - учителю. [Текст] / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 1985. - 247 с.
45. Хализева, JI.M. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольников. [Текст] / JI.M. Хализева // Вопросы психологии. - 1978. - № 3. - С. 141-143.
46. Чеплашкина, И.Н. Математика - это интересно [Текст] / И.Н. Чеплашкина, Л.Ю. Зуева ; под ред. И. Н. Чеплашкиной. - СПб.: Изд-во Акцидент, 2011. - 342 с.
47. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] : учеб. пособие. / Е.И. Щербакова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
48. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин ; под ред. В.В. Давыдова, ВЛ. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - 284 с.
49. Эрдниев, П.М. Методика обучения математике в начальной школе. [Текст] / П.М. Эрдниев. - М.: Просвещение, 2012. - 358 с.
50. Якиманская, И.С. Развивающее обучение. [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Просвещение, 1979. - 385 с.
51. Ясюкова, Л.А. Особенности развития детей в зависимости от программ обучения. [Текст] / Л.А. Ясюкова. - М.: Владос, 2010. - 211 с.
52. Ятков, М.А. Математика в начальной школе. [Текст] / М.А. Ятков. - М.: Просвещение, 2010. - 127 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ