УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 7
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного возраста . 7
1.2. Сущностная характеристика понятия «экологическое сознание» 13
1.3. Теоретическое обоснование условий формирования экологического
сознания у дошкольников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Уровень сформированности экологического сознания у старших
дошкольников на начальном этапе исследования 31
2.2. Реализация условий формирования основ экологического сознания у
дошкольников 40
2.3. Анализ сформированности экологического сознания у старших
дошкольников на заключительном этапе исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 7
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного возраста . 7
1.2. Сущностная характеристика понятия «экологическое сознание» 13
1.3. Теоретическое обоснование условий формирования экологического
сознания у дошкольников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Уровень сформированности экологического сознания у старших
дошкольников на начальном этапе исследования 31
2.2. Реализация условий формирования основ экологического сознания у
дошкольников 40
2.3. Анализ сформированности экологического сознания у старших
дошкольников на заключительном этапе исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
Актуальность исследования. В современном мире проблема взаимоотношений общества и природы крайне актуальна. Техногенные факторы, влияющие на состояние окружающей среды, привели наш мир к экологической катастрофе.
Чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, необходимо принимать меры. Необходимо повышать качество экологической образованности населения, начиная с подрастающего поколения.
В период дошкольного детства ребенок активно развивается, совершенствуются психические и физические возможности происходит становление личности ребенка, именно поэтому экологическое образование следует начинать в этом возрасте.
Существует множество стратегий и технологий экологического образования дошкольников, но все больше исследователей склоняются к тому, что экологический кризис во многом мировоззренческий, поэтому необходимо по новому подойти к экологическому образованию детей. Необходимо направить ребенка на позитивное отношение к природе, развить гуманные чувства дошкольника. Сочувствуя живому, заботясь о нем, ребенок накопит эмоционально-положительный опыт общения с природой, будет получать удовольствие от совершения доброго поступка, научиться ценить нормы отношения к природе, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру. Ребенок должен понимать законы природы, осознавать, что сам является частью этой природы, необходимо сформировать поколение с экоцентрическим экологическим сознанием.
Степень разработанности проблемы. Многие ученые, исследователи занимались экологическим образованием. Впервые об этой проблеме заговорили Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ж. Пиаже, в отечественной литературе А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. Исследованиями закономерностей психологического развития детей дошкольного возраста и восприятия ими объектов природы, являются работы (В. П. Арсентьевой, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.А. Горбачевой, Д.Ф. Петяевой, Р.Н. Ибрагимовой, и др.); о принципах психологической типологии субъективного отношения к природе (С. Д. Дерябо, В.А. Ясвина); проблемы формирования сознания изучали (Ш. А. Надирашвили, Г. В., Акопова, Л.П. Буева, В. М. Бехтерева, В. В. Ганзена, Д. Н. Узнадзе, и др.); изучением новой экологической парадигмы - экоцентризма (А. Г. Бусыгина, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, И. Д. Зверева, С. Н. Глазачева, Н. А. Рыжова, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачева,?. М. Носова, В. И. Панова, С. А. Суравегина, и др.); о единстве деятельности и сознания (С. Л. Рубинштейн, И. Я. Зимняя, Б. Ф. Ломова А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, и др.); особенностями организации поисковой, моделирующей, опытно-экспериментальной деятельности детей (П.Г. Саморукова, Л.А. Венгер, М.И. Махмутов, С.Н. Николаева, Н.И. Ветрова, А.М. Матюшкин, и др.); изучением трудовой деятельности дошкольников занимались (В.И. Логинова, П.П. Блонский, Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский ); много трудов связанно с разработкой программ экологического образования (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.И. Зебзеева, И.Н. Белавина, Б.Т. Лихачев, Т.А. Бабакова, А.А. Плешаков и др.).
Проблема исследования: комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию основ экологического сознания у дошкольников при взаимодействии с природой.
Цель исследования - определить, теоретически обосновать условия формирования основ экологического сознания у дошкольников при взаимодействии с природой, и опытно-поисковым путем проверить их эффективность.
Объект исследования - процесс экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - условия формирования основ экологического сознания у дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование основ экологического сознания будет проходить успешно, если:
1. Экологизировать различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста;
2. Внедрить в дошкольном образовательном учреждении экологический проект: «Ребячий экопатруль».
Задачи исследования:
1. Определить особенности экологического образования детей дошкольного возраста;
2. Изучить сущностную характеристику понятия «экологическое сознание»;
3. Теоретически обосновать условия формирования экологического сознания у дошкольников;
4. Опытно - поисковым путем подтвердить эффективность внедренных условий формирования экоцентрического сознания у детей старшего дошкольного возраста;
Теоретическая основа исследования:
• Решая образовательные, развивающие, воспитательные задачи экологического образования, важно учитывать возраст детей, наиболее сензетивным периодом для формирования экологического сознания является возраст 5-7 лет;
• Изучив понятие «экологическое сознание» мы пришли к выводу, что
это проблема психолого-педагогическая. Выделяют типы экологического сознания антропоцентрическое и экоцентрическое (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). Каждому типу характерны особенности и именно сложившийся тип экологического сознания определяет отношение человека к природе. Задача педагогов дошкольного образовательного учреждения сформировать у подрастающего поколения экоцентрический тип экологического сознания;
• взаимодействие дошкольников с природой основывается на деятельностном подходе, подразумевающим включенность детей в различные виды экологической деятельности. На основе экологической деятельности формируется экологическое сознание детей дошкольного возраста;
• метод проектов может способствовать формированию экологического сознания детей, так как является эффективной педагогической технологией.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ методической, психолого-педагогической, экологической литературы); эмпирические (опытно-поисковая работа, анализ результатов деятельности).
Практическая значимость: исследования заключается в том, что разработанные методические материалы могут использоваться педагогами дошкольного образовательного учреждения в практике экологического образования детей.
База исследования. Экспериментальная работа проходила в детском саду №4 «Аистенок», обособленном структурном подразделении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка».
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В тексте размещенно 5 таблиц, 3 рисунка, 2 приложения. В исследовании приняли участие 18 детей, 20 родителей, воспитатели.
Чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, необходимо принимать меры. Необходимо повышать качество экологической образованности населения, начиная с подрастающего поколения.
В период дошкольного детства ребенок активно развивается, совершенствуются психические и физические возможности происходит становление личности ребенка, именно поэтому экологическое образование следует начинать в этом возрасте.
Существует множество стратегий и технологий экологического образования дошкольников, но все больше исследователей склоняются к тому, что экологический кризис во многом мировоззренческий, поэтому необходимо по новому подойти к экологическому образованию детей. Необходимо направить ребенка на позитивное отношение к природе, развить гуманные чувства дошкольника. Сочувствуя живому, заботясь о нем, ребенок накопит эмоционально-положительный опыт общения с природой, будет получать удовольствие от совершения доброго поступка, научиться ценить нормы отношения к природе, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру. Ребенок должен понимать законы природы, осознавать, что сам является частью этой природы, необходимо сформировать поколение с экоцентрическим экологическим сознанием.
Степень разработанности проблемы. Многие ученые, исследователи занимались экологическим образованием. Впервые об этой проблеме заговорили Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ж. Пиаже, в отечественной литературе А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. Исследованиями закономерностей психологического развития детей дошкольного возраста и восприятия ими объектов природы, являются работы (В. П. Арсентьевой, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.А. Горбачевой, Д.Ф. Петяевой, Р.Н. Ибрагимовой, и др.); о принципах психологической типологии субъективного отношения к природе (С. Д. Дерябо, В.А. Ясвина); проблемы формирования сознания изучали (Ш. А. Надирашвили, Г. В., Акопова, Л.П. Буева, В. М. Бехтерева, В. В. Ганзена, Д. Н. Узнадзе, и др.); изучением новой экологической парадигмы - экоцентризма (А. Г. Бусыгина, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, И. Д. Зверева, С. Н. Глазачева, Н. А. Рыжова, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачева,?. М. Носова, В. И. Панова, С. А. Суравегина, и др.); о единстве деятельности и сознания (С. Л. Рубинштейн, И. Я. Зимняя, Б. Ф. Ломова А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, и др.); особенностями организации поисковой, моделирующей, опытно-экспериментальной деятельности детей (П.Г. Саморукова, Л.А. Венгер, М.И. Махмутов, С.Н. Николаева, Н.И. Ветрова, А.М. Матюшкин, и др.); изучением трудовой деятельности дошкольников занимались (В.И. Логинова, П.П. Блонский, Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский ); много трудов связанно с разработкой программ экологического образования (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.И. Зебзеева, И.Н. Белавина, Б.Т. Лихачев, Т.А. Бабакова, А.А. Плешаков и др.).
Проблема исследования: комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию основ экологического сознания у дошкольников при взаимодействии с природой.
Цель исследования - определить, теоретически обосновать условия формирования основ экологического сознания у дошкольников при взаимодействии с природой, и опытно-поисковым путем проверить их эффективность.
Объект исследования - процесс экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - условия формирования основ экологического сознания у дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование основ экологического сознания будет проходить успешно, если:
1. Экологизировать различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста;
2. Внедрить в дошкольном образовательном учреждении экологический проект: «Ребячий экопатруль».
Задачи исследования:
1. Определить особенности экологического образования детей дошкольного возраста;
2. Изучить сущностную характеристику понятия «экологическое сознание»;
3. Теоретически обосновать условия формирования экологического сознания у дошкольников;
4. Опытно - поисковым путем подтвердить эффективность внедренных условий формирования экоцентрического сознания у детей старшего дошкольного возраста;
Теоретическая основа исследования:
• Решая образовательные, развивающие, воспитательные задачи экологического образования, важно учитывать возраст детей, наиболее сензетивным периодом для формирования экологического сознания является возраст 5-7 лет;
• Изучив понятие «экологическое сознание» мы пришли к выводу, что
это проблема психолого-педагогическая. Выделяют типы экологического сознания антропоцентрическое и экоцентрическое (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). Каждому типу характерны особенности и именно сложившийся тип экологического сознания определяет отношение человека к природе. Задача педагогов дошкольного образовательного учреждения сформировать у подрастающего поколения экоцентрический тип экологического сознания;
• взаимодействие дошкольников с природой основывается на деятельностном подходе, подразумевающим включенность детей в различные виды экологической деятельности. На основе экологической деятельности формируется экологическое сознание детей дошкольного возраста;
• метод проектов может способствовать формированию экологического сознания детей, так как является эффективной педагогической технологией.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ методической, психолого-педагогической, экологической литературы); эмпирические (опытно-поисковая работа, анализ результатов деятельности).
Практическая значимость: исследования заключается в том, что разработанные методические материалы могут использоваться педагогами дошкольного образовательного учреждения в практике экологического образования детей.
База исследования. Экспериментальная работа проходила в детском саду №4 «Аистенок», обособленном структурном подразделении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка».
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В тексте размещенно 5 таблиц, 3 рисунка, 2 приложения. В исследовании приняли участие 18 детей, 20 родителей, воспитатели.
Все начинается с детства и только в детстве могут быть заложены основы целостного восприятия мира, как единого живого организма, в котором человек - неотъемлемая часть. Задача взрослых: педагогов, родителей приложить все силы к формированию нового поколения, поколения с экоцентрическим типом сознания, ведь жизнь человека немыслима без сохранения природы.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа в основном подтвердили выдвинутую гипотезу о необходимости использования определенных нами педагогических условий для организации процесса формирования основ экологического сознания дошкольников при взаимодействии с природой, что в заключении позволяет сделать выводы:
Формированием основ экологического сознания у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром необходимо заниматься с раннего детства, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, и «сензитивным» периодом для формирования экологического сознания является возраст 5-7 лет;
Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. Психолого-педагогическая задача решения экологических проблем: формирование экоцентрического типа экологического сознания у подрастающего поколения посредством создания модели психолого-педагогической деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие дошкольников с природой базируется на деятельностном подходе. Экологическая деятельность является фактором формирования экологического сознания детей дошкольного возраста. Метод проектов может способствовать формированию экологического сознания детей, так как является эффективной педагогической технологией
Определены условия организации процесса формирования основ экологического сознания у дошкольников при взаимодействии с природой, а именно: экологизация различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровая, познавательная, трудовая), внедрение в процесс образования экологического проекта: «Ребячий экопатруль»;
Анализ показателей уровня сформированности основ экологического сознания старших дошкольников позволили проследить положительную динамику развития основ экологического сознания старших дошкольников.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа в основном подтвердили выдвинутую гипотезу о необходимости использования определенных нами педагогических условий для организации процесса формирования основ экологического сознания дошкольников при взаимодействии с природой.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа в основном подтвердили выдвинутую гипотезу о необходимости использования определенных нами педагогических условий для организации процесса формирования основ экологического сознания дошкольников при взаимодействии с природой, что в заключении позволяет сделать выводы:
Формированием основ экологического сознания у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром необходимо заниматься с раннего детства, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, и «сензитивным» периодом для формирования экологического сознания является возраст 5-7 лет;
Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. Психолого-педагогическая задача решения экологических проблем: формирование экоцентрического типа экологического сознания у подрастающего поколения посредством создания модели психолого-педагогической деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие дошкольников с природой базируется на деятельностном подходе. Экологическая деятельность является фактором формирования экологического сознания детей дошкольного возраста. Метод проектов может способствовать формированию экологического сознания детей, так как является эффективной педагогической технологией
Определены условия организации процесса формирования основ экологического сознания у дошкольников при взаимодействии с природой, а именно: экологизация различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровая, познавательная, трудовая), внедрение в процесс образования экологического проекта: «Ребячий экопатруль»;
Анализ показателей уровня сформированности основ экологического сознания старших дошкольников позволили проследить положительную динамику развития основ экологического сознания старших дошкольников.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа в основном подтвердили выдвинутую гипотезу о необходимости использования определенных нами педагогических условий для организации процесса формирования основ экологического сознания дошкольников при взаимодействии с природой.
Подобные работы
- Условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством учета еврейских традиций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста средствами фенологических наблюдений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологического отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Становление экологической культуры детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017



