Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 7
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного возраста . 7
1.2. Сущностная характеристика понятия «экологическое сознание» 13
1.3. Теоретическое обоснование условий формирования экологического
сознания у дошкольников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Уровень сформированности экологического сознания у старших
дошкольников на начальном этапе исследования 31
2.2. Реализация условий формирования основ экологического сознания у
дошкольников 40
2.3. Анализ сформированности экологического сознания у старших
дошкольников на заключительном этапе исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75


Актуальность исследования. В современном мире проблема взаимоотношений общества и природы крайне актуальна. Техногенные факторы, влияющие на состояние окружающей среды, привели наш мир к экологической катастрофе.
Чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, необходимо принимать меры. Необходимо повышать качество экологической образованности населения, начиная с подрастающего поколения.
В период дошкольного детства ребенок активно развивается, совершенствуются психические и физические возможности происходит становление личности ребенка, именно поэтому экологическое образование следует начинать в этом возрасте.
Существует множество стратегий и технологий экологического образования дошкольников, но все больше исследователей склоняются к тому, что экологический кризис во многом мировоззренческий, поэтому необходимо по новому подойти к экологическому образованию детей. Необходимо направить ребенка на позитивное отношение к природе, развить гуманные чувства дошкольника. Сочувствуя живому, заботясь о нем, ребенок накопит эмоционально-положительный опыт общения с природой, будет получать удовольствие от совершения доброго поступка, научиться ценить нормы отношения к природе, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру. Ребенок должен понимать законы природы, осознавать, что сам является частью этой природы, необходимо сформировать поколение с экоцентрическим экологическим сознанием.
Степень разработанности проблемы. Многие ученые, исследователи занимались экологическим образованием. Впервые об этой проблеме заговорили Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ж. Пиаже, в отечественной литературе А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. Исследованиями закономерностей психологического развития детей дошкольного возраста и восприятия ими объектов природы, являются работы (В. П. Арсентьевой, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.А. Горбачевой, Д.Ф. Петяевой, Р.Н. Ибрагимовой, и др.); о принципах психологической типологии субъективного отношения к природе (С. Д. Дерябо, В.А. Ясвина); проблемы формирования сознания изучали (Ш. А. Надирашвили, Г. В., Акопова, Л.П. Буева, В. М. Бехтерева, В. В. Ганзена, Д. Н. Узнадзе, и др.); изучением новой экологической парадигмы - экоцентризма (А. Г. Бусыгина, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, И. Д. Зверева, С. Н. Глазачева, Н. А. Рыжова, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачева,?. М. Носова, В. И. Панова, С. А. Суравегина, и др.); о единстве деятельности и сознания (С. Л. Рубинштейн, И. Я. Зимняя, Б. Ф. Ломова А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, и др.); особенностями организации поисковой, моделирующей, опытно-экспериментальной деятельности детей (П.Г. Саморукова, Л.А. Венгер, М.И. Махмутов, С.Н. Николаева, Н.И. Ветрова, А.М. Матюшкин, и др.); изучением трудовой деятельности дошкольников занимались (В.И. Логинова, П.П. Блонский, Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский ); много трудов связанно с разработкой программ экологического образования (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.И. Зебзеева, И.Н. Белавина, Б.Т. Лихачев, Т.А. Бабакова, А.А. Плешаков и др.).
Проблема исследования: комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию основ экологического сознания у дошкольников при взаимодействии с природой.
Цель исследования - определить, теоретически обосновать условия формирования основ экологического сознания у дошкольников при взаимодействии с природой, и опытно-поисковым путем проверить их эффективность.
Объект исследования - процесс экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - условия формирования основ экологического сознания у дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование основ экологического сознания будет проходить успешно, если:
1. Экологизировать различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста;
2. Внедрить в дошкольном образовательном учреждении экологический проект: «Ребячий экопатруль».
Задачи исследования:
1. Определить особенности экологического образования детей дошкольного возраста;
2. Изучить сущностную характеристику понятия «экологическое сознание»;
3. Теоретически обосновать условия формирования экологического сознания у дошкольников;
4. Опытно - поисковым путем подтвердить эффективность внедренных условий формирования экоцентрического сознания у детей старшего дошкольного возраста;
Теоретическая основа исследования:
• Решая образовательные, развивающие, воспитательные задачи экологического образования, важно учитывать возраст детей, наиболее сензетивным периодом для формирования экологического сознания является возраст 5-7 лет;
• Изучив понятие «экологическое сознание» мы пришли к выводу, что
это проблема психолого-педагогическая. Выделяют типы экологического сознания антропоцентрическое и экоцентрическое (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). Каждому типу характерны особенности и именно сложившийся тип экологического сознания определяет отношение человека к природе. Задача педагогов дошкольного образовательного учреждения сформировать у подрастающего поколения экоцентрический тип экологического сознания;
• взаимодействие дошкольников с природой основывается на деятельностном подходе, подразумевающим включенность детей в различные виды экологической деятельности. На основе экологической деятельности формируется экологическое сознание детей дошкольного возраста;
• метод проектов может способствовать формированию экологического сознания детей, так как является эффективной педагогической технологией.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ методической, психолого-педагогической, экологической литературы); эмпирические (опытно-поисковая работа, анализ результатов деятельности).
Практическая значимость: исследования заключается в том, что разработанные методические материалы могут использоваться педагогами дошкольного образовательного учреждения в практике экологического образования детей.
База исследования. Экспериментальная работа проходила в детском саду №4 «Аистенок», обособленном структурном подразделении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка».
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В тексте размещенно 5 таблиц, 3 рисунка, 2 приложения. В исследовании приняли участие 18 детей, 20 родителей, воспитатели.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Все начинается с детства и только в детстве могут быть заложены основы целостного восприятия мира, как единого живого организма, в котором человек - неотъемлемая часть. Задача взрослых: педагогов, родителей приложить все силы к формированию нового поколения, поколения с экоцентрическим типом сознания, ведь жизнь человека немыслима без сохранения природы.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа в основном подтвердили выдвинутую гипотезу о необходимости использования определенных нами педагогических условий для организации процесса формирования основ экологического сознания дошкольников при взаимодействии с природой, что в заключении позволяет сделать выводы:
Формированием основ экологического сознания у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром необходимо заниматься с раннего детства, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, и «сензитивным» периодом для формирования экологического сознания является возраст 5-7 лет;
Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. Психолого-педагогическая задача решения экологических проблем: формирование экоцентрического типа экологического сознания у подрастающего поколения посредством создания модели психолого-педагогической деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие дошкольников с природой базируется на деятельностном подходе. Экологическая деятельность является фактором формирования экологического сознания детей дошкольного возраста. Метод проектов может способствовать формированию экологического сознания детей, так как является эффективной педагогической технологией
Определены условия организации процесса формирования основ экологического сознания у дошкольников при взаимодействии с природой, а именно: экологизация различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровая, познавательная, трудовая), внедрение в процесс образования экологического проекта: «Ребячий экопатруль»;
Анализ показателей уровня сформированности основ экологического сознания старших дошкольников позволили проследить положительную динамику развития основ экологического сознания старших дошкольников.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа в основном подтвердили выдвинутую гипотезу о необходимости использования определенных нами педагогических условий для организации процесса формирования основ экологического сознания дошкольников при взаимодействии с природой.



1. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников [Текст] / Н.К.Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 1. - С.10-12.
2. Асланиди, К. Б. Опыт разработки экологического образования [Текст] / К.Б. Асланиди. - М.: Дельта, 2013. - 559 с.
3. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст] Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 190с.
4. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева. - Минск, 2013. - 297с.
5. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С.А. Веретенникова. - М.: Юнити, 2013. - 547 с.
6. Виноградова, И.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг нас / И.Ф. Виноградова. - М.: Юнити, 2014. - 574 с.
7. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников [Текст] / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. - № 3. - С. 23-27.
8. Ворошилова, В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / В.М. Ворошилова; Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2002. - 243 с.
9. Герасимова, Е.О. В гармонии с природой [Текст] / Е.О. Герасимова. - СПб.: Феникс, 2014. - 632 с.
10. Глебов, В.В. Экологическая психология [Текст]: Учеб. Пособие. / В.В. Глебов. - М.: РУДН, 2008. - 243с.
11. Гончарова, Е.В. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: Учебно-методическое пособие. / Е. В. Гончарова, И. С. Телегина. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 126 с.
12. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
13. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]: учебное пособие для вузов / С.Д.Дерябо, В.П.Ясвин. - Ростов на Дону: Феникс, 2013. - 480 с.
14. Бабаева, Т.И. Детство. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г.
Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 528 с.
15. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
16. Дыбина, О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ [Текст] / О.В. Дыбина. М.: Мозаика-Синтез, 2012 . - С.12-23.
17. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] Учебно - методическое пособие / В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 288 с.
18. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 525 с.
19. Каменева, Л.А. Мир природы и ребенок [Текст] / Л.А. Каменева. - СПб.: Феникс, 2014.- 453 с.
20. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! [Текст] /
Л.В.Ковинько. - М.: Линка-Пресс, 2014. - 72с.
21. Комов, С.В. Экологическое образование и воспитание [Текст] / С.В. Комов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 731 с.
22. Кондратьева, Н.Н. Экологическое образование дошкольников [Текст] / Н.Н. Кондратьева. - М.: Юнити, 2015. - 401 с.
23. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании [Текст] / Н.А. Кочкина. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 542 с.
24. Лазарева, О.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т// О.Н. Лазарева, Н. А. Волкова, Н.А. Ворошилова. — Екатеринбург, 2004.—279 с.
25. Лукьянова (Слизина), В. Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. Лукьянова (Слизина).
- 2013. - URL: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/3813-
ekologicheskie-igry-i-uprazhneniya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html(дата обращения 17.06.2018).
26. Макарова, Л.М. Экологическая психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / Л.М. Макарова. - Самара: Изд-во «Самарский государственный университет», 2014. - 123с.
27. Марченко, Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой / Л.И. Марченко. - М.: Дельта, 2015. - 437 с.
28. Майер, А. А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования [Текст] / А.А. Майер. - М.: Сфера, 2015. - 128 c.
29. Минкина, М.В. Развитие дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / М.В. Минкина. - М.: Просвещение, 2014. - 557 с.
30. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок (Методика экологического
воспитания дошкольников) [Текст]: Учебное пособие для
педагогических училищ по специальности "Дошкольное образование"/ Л. А.Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное.
31. Кукарина, О.С. Использование методов проектов в экологическом образовании детей дошкольеого возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов / О.С. Кукарина. - Челябинск.: ССУЗ, 2013. - 20с.
32. Моисеева, Л.В. Азбука природы [Текст] / Л. В. Моисеева, В.М.
Ворошилова, О.Н. Лазарева. - Пермь: Центр экологического образования при 111ИУ, 1996. - 60с.
33. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях [Текст] / Л.П. Молодова. - Минск: Аскар, 2014.- 128с.
34. Рыжова, Н.А. «Наш дом-природа» [Текст] / Н.А. Рыжова. - Москва - 2005. - 56с.
35. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 396 с.
36. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2012. -336с.
37. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. — М., 1996. - 79с.
38. Николаева, С.Н. Юный эколог [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика синтез, 2014. - 112с.
39. Веракса, Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ [Текст] / Веракса Н.Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. - М., Мозаика - Синтез, 2015. - 327с.
40. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием [Текст] / Л.В. Поздняк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 448 с.
41. Машкова, С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе [Текст] / С.В. Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.
42. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. - 2-е изд. - Москва: Обруч, 2013. - 208с.: ил.
43. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова. - М., 2001. - 432 с.
44. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - с.15-24.
45. Рыжова, Н.А. Я и природа [Текст] / Н.А. Рыжова. - М., 1996. - 56 с.
46. Савенков, А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики [Текст] / А. Савенков //Дошкольное воспитание. - 2000. - №
2. - с. 8-17.
47. Саморукова, П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду [Текст] / П.Г. Саморукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 389 с.
48. Серебрякова, Г.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Г.А. Серебрякова. - М.: Геотар-Медиа, 2015. - 362 с.
49. Сикорская, Г.П. Философские и методологические основы
экологической деятельности [Текст]: Учеб. пособие для студентов гуманит. фак. пед. учеб. Заведений / Г.П. Сикорская, А.Г. Шевцов. - Екатеринбург, 1996. - 69с.
50. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду [Текст] / О.А. Соломенникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 519 с.
51. Суркина, С.А. Экологическое образование дошкольников [Текст]: учебное пособие / С.А.Суркина. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. - 103 с.
52. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно¬дидактические игры для дошкольников [Текст] / А.М. Федотова. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с. - (Библиотека Воспитателя).
53.Чистикова, О.Е. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения: сб. практических материалов [Текст] / О.Е. Чистикова. - Архангельск: АО ИППК РО, 2012. - 36с.
54.Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры [Текст] / В.А. Ясвин. - М., 1999. - 100 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ