Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе

Работа №97885

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы165
Год сдачи2019
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
1.1 Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в 9
психолого-педагогической литературе
1.2. Ценностная составляющая воспитания у дошкольников 20
отношения к природе
1.3. Психолого-педагогические условия формирования 29
ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности 47 ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования 58
ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 144

Изменения в социальном и экономическом укладе современного российского общества ведут к непременным преобразованиям и в системе образования, главная роль в котором отводится формированию духовно- нравственных качеств человека. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование и развитие у детей представлений о ценностях природы и дальнейшее приобретение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с реальными природными объектами. Воспитание ценностного отношения к природе можно обозначить как одну из вечных проблем мировой цивилизации. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Эту проблему необходимо начать решать с дошкольного возраста. Именно этот период является началом развития личности, когда педагогический процесс возможно спланировать и организовать с целью формирования ценностного отношения к природе у дошкольников, что действительно актуально и необходимо в современном обществе. При посещении дошкольной образовательной организации каждый ребенок имеет возможность разностороннего развития и участия во всевозможных видах деятельности, отвечающих его возрасту. Происходит формирование основных фундаментальных ценностей к окружающему миру, в том числе, и к природе. При регулярном, последовательном взаимодействии дошкольников с природой ближайшего окружения формируется ответственность по отношению к растениям и животным, самостоятельность анализа своего поведения в природе и возможность увидеть ценность окружающих нас природных объектов.
Актуальность выбранной темы состоит в потребности обязательного формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, который выступает своеобразным «фундаментом» возникновения и дальнейшего совершенствования экологически направленной личности. Что является одной из проблем современной дошкольной педагогики. Планомерный, эффективный процесс психолого-педагогического воздействия в дошкольном детстве дает возможность формирования необходимых основ ценностного отношения к окружающему миру природы.
Проблемой формирования ценностного отношения к природе у детей рассматривали в своих трудах многие психологи, педагоги, философы и ученые, выделяя именно дошкольный возраст, как предпочтительный и целесообразный период развития для формирования нравственно-ориентированной деятельности в природе (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова и др.). Отечественные педагоги и просветители (К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский) высказывали мнение в пользу общения детей с природой для формирования их миропонимания и осмысления, рассматривали полезность и практичность научных знаний о природе при формировании моральных качеств ребенка. Взаимодействие с природой всегда вызывает у детей эмоциональный отклик, интерес, неравнодушие, симпатию к миру, желание стать ближе, узнать больше обо всем, что рядом. Ценностное отношение в психологии рассматривалось в работах А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. в которых основной психологической характеристикой отношения человека к действительности выступает личностный смысл, который объект приобретает для человека. Мировоззрение, сформированное на знаниях об окружающем мире должно не просто оставаться в сознании личности, оно должно воплощаться в действиях, поступках, поведении. Общепсихологические аспекты отношения в живой природе и методы психологической диагностики рассматриваются в трудах С.Д. Дерябо и В.А.
Ясвина. Развитие у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе было рассмотрено в идеях современных ученых, таких как С.Н. Николаева, Л.В. Моисеева, Н.Е. Щуркова, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова, и др.
В разнообразных исследованиях ученых, занимавшихся изучением ценностных отношений, теоретический аспект раскрыт достаточно полно, но в применении психолого-педагогической практики все еще отсутствует единая технология по формированию ценностного отношения личности к окружающей действительности. Не до конца исследованными остаются вопросы воспитания ценности природы во всех ее проявлениях. Анализируя деятельность дошкольных образовательных учреждений, можно сделать вывод, что у нынешнего подрастающего поколения преобладает потребительская позиция по отношению к природе. Отсутствие заинтересованности к существующим в современной жизни проблемам природопользования и сохранению окружающего мира фактически не включается в систему личностных ценностей, и соответственно, не является частью нравственных убеждений.
Учитывая всё выше сказанное, мы считаем, что, не смотря на большое количество работ по формированию ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, проблема формирования ценностного отношения исследована недостаточно.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе».
Проблема исследования заключается в изучении и обосновании психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить возможности формирования у детей ценностного отношения в процессе ознакомления с природой и определить условия, обеспечивающие результативность этого процесса.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с природой в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования ценностного отношения к природе у дошкольников.
2. Определить критерии, показатели, уровни сформированности ценностного отношения к природе детей дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у дошкольников.
4. Определить уровень сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников;
5. Разработать комплекс заданий и реализовать психолого-педагогические условия, направленные на повышение сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников.
Методология и методика исследования: анализ теоретической и методической литературы, обобщение результатов исследования. Основополагающими выступают позиции и идеи педагогов и психологов, разрабатывающих проблему развития нравственно-ориентированной деятельности в природе у дошкольников, такие как: С.Н. Николаева, Л.В. Моисеева, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова, В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо.
В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, тестирования, анкетирования, беседы, анализа продуктов изобразительной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №12 г. Екатеринбурга, в котором приняли участие 23 воспитанника старшей группы в возрасте от 6 до 7 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения и списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, задачи, поставленные нами в начале исследования, были выполнены. В теоретической части исследования мы провели анализ литературы, который показал, что ценностное отношение к природе трактуется исследователями как сложное личностное образование в единстве трех компонентов: знаний о ценности природы (когнитивный компонент), положительного эмоционального отношения к ней (эмоциональный компонент) и ценностно-ориентированной деятельности (деятельностный компонент).
Дошкольный возраст - уникальный этап в формировании основ ценностного отношения к окружающему миру природы, личностного становления ребенка, развития субъективного мышления. В этом возрастном периоде дошкольник начинает выделять себя из окружающей среды, развивается чувственно и постигает основы ценностного отношения к окружающему миру, формируя азы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимоотношениях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, признания значимости и ценности природы для существования человека. Результат такого воспитания выражается в умении индивида достигать гармонических отношений с находящейся вокруг него природой. Формирование начал экологической культуры - это становление ценностного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих собственных умений в созидательной деятельности в процессе взаимодействия с природой.
Актуальность формирования ценностного отношения к природе старшего дошкольника на психолого-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений подрастающего поколения с природой, ценностного отношения к ней и организации практической деятельности в природной среде.
Содержание формирования ценностного отношения к природе старшего дошкольника складывается из нескольких компонентов: когнитивный компонент - вооружение старших дошкольников представлениями о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы; эмоционально-мотивационный компонент - формирование у дошкольников мотивов, с одной стороны, приносить пользу обществу, а с другой стороны, не наносить ущерб природе в процессе своей жизнедеятельности; деятельностный компонент - включение старших дошкольников во взаимодействие с природной средой в процессе трудовой деятельности на основе усвоенных представлений.
Нами были определены, теоретически обоснованы и апробированы психолого-педагогические условия: процесс экологического воспитания строится с учетом общего развития детей дошкольного возраста; организация непосредственного взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения; целенаправленное формирование элементарных представлений, стимулирующих интерес к природе; организация среды, побуждающей детей к яркому эмоциональному и эстетическому восприятию природы и непосредственному взаимодействию с ней.
В ходе практической работы мы определили уровень сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников. По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неравномерное развитие компонентов ценностного отношения к природе: когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностного, полученные результаты демонстрируют низкий уровень сформированности ценностного отношения к природе. Сводный анализ результатов проведенных методик показал, что у дошкольников доминируют действенная установка и эмоционально-оценочная установка над развитием когнитивной установки.
Также мы разработали план работы, направленный на повышение сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников. Воспитателями и родителями были отмечены положительные результаты в знаниях детей о природе, оценочных суждениях, поведении и поступках дошкольников по отношению к природе.
Несмотря на достигнутый положительный результат, проблема формирования ценностного отношения к природе у дошкольников остается открытой для научного поиска. Данное исследование не претендует на исчерпывающее изучение столь сложного и многогранного явления как формирование ценностного отношения к природе у дошкольников, тем более что процесс формирования ценностного отношения дошкольников находится в постоянной динамике, поэтому некоторые аспекты исследуемой проблемы требуют своего дальнейшего изучения.
Перспективными направлениями дальнейшей разработки темы является выявление различий в возможностях формирования ценностного отношения к природе у дошкольников в зависимости гендерных различий, условий воспитания в семье.



1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий,2012.- 608 с.
2. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования: сборник / авт.-сост. А. С. Русаков. - М.: «Национальное образование», 2015. - 112 с.
3. Афанасьев, А. В. Научные подходы к исследованию понятия «Ценностное отношение» // А. В. Афанасьев. - Журнал Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №1. - С.194-197.
4. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: Детство-пресс, 2014. - 280 с.
5. Белая, К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО / К. Ю. Белая - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.
6. Беляева, Е. Н. Задания по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе [Текст] / Е. Н. Беляева // Биология в школе. - М. - 2013. - № 1. - С. 58-64.
7. Беляева, Е. Н. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к живой природе как одно из условий развития личности школьника [Текст] / Е. Н. Беляева // Наука и школа. - М. - 2012. - № 1. - С. 81-84.
8. Беляева, Е. Н. Эмоционально-ценностное отношения учащихся к живой природе как компонент содержания образования [Текст] / Е. Н. Беляева // «Биологическое и химическое образование: проблемы и перспективы развития». Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала. 19-20 марта 2013 года. - СПб. - Махачкала,
2013. - С. 19-24.
9. Берюхова, Е. К. Экологическое образование в начальной школе [Текст]: метод. рек. для учителей нач. шк. / Е. К. Берюхова, Н. В. Груздева; общ. ред. Н. В. Груздевой. - СПб.: СПб ГУПМ, 1999. - 120 с.
10. Бобылёва Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольника / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 10-15.
11. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - с. 36-42.
12. Буюклыу Н. Н. Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.) / Н. Н. Буюклыу, Е. А. Вершинина, А. А. Токарев. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 75-79
13. Ворошилова, В. М. Экологическое образование детей дошкольноговозраста в свете федерального государственного образовательногостандарта/В. М. Ворошилова. - Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2014. - №4(24). - С.35-39.
14. Гафарова, Л. М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Гафарова Л. М. - Екатеринбург, 2007. - 155 с.
15. Гелетканич, И. Н. Формирование ценностного отношения к познанию природы у дошкольников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Гелетканич И. Н. - Елец, 2011. - 227 с.
16. Дежникова, Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педагогического исследования / Н.С. Дежникова // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования). - М., 2016. - С.45-58.
17. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2016. - 338 с.
18. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Дерябо. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 167 с.
19. Джуринский, А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов / А. Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
-432 с.
20. Е. Е. Морозова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение: научно-образовательный журнал. - 2012. - № 1 (21). - С. 188-191.
21. Захлебный А.Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный // 2015. - № 5. - С. 27-37.
22. Зверев, И.Д. С любовью к природе / И.Д. Зверев. - М.: Педагогика, 2013.-232с.
23. Иващенко, А. В. Особенности ценностного подхода в экологическом
образовании / А. В. Иващенко // 3-я Российская конференция
по экологической психологии: материалы конференции / под общ. ред.
B. И. Панова и А. В. Иващенко. - Москва: Издательство РУДН, 2005. -
C. 80-84.
24. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 160-162.
25. Казарчук, Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников / Г. Казарчук // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 4. - 54-56с.
26. Калюкова Е. А. Диагностика уровня экологической культуры у младших школьников // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 551-555. - URL: http://e-
koncept.ru/2016/46129.htm. (Дата обращения 18.10.2017)
27. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева / под ред. Л.М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
28. Коджаспирова, Г. М. Педагогическая антропология: учебное пособие для студентов вузов / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2005. - 284с.
29. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ф. Козина. - М.: Издательство Прометей. 2011. - 488с.
30. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2 изд., перераб. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 416с.
31. Колесова, В. Е. К проблеме формирования ценностного отношения к природе / В. Е. Колесова // Наука и образование. - 2009. - № 3. - С. 23¬26.
32. Комарова, И. А. К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста // И. А. Комарова, С. В. Спирин. - Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - №2. - С.60-64.
33. Корнилова, В. М. «Экологическое окно» в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
34. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей / Л. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6 (55). - авг. - С. 54-57.
35. Кузовкова, Т. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у школьников Текст. / Т. В. Кузовкова. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. - 98 с.
36. Лазарева, О. Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у дошкольников / О Н. Лазарева // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 102-105.
37. Лазаренко, Е. Н. Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе в процессе обучения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Е. Н. Лазаренко. - Волгоград, 2009. - 199 с.
38. Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления // Вестник Поволжского института управления. - 2011. - № 2. - С. 199-203.
39. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. Пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187с.
40. Моисеева, Л. В. Альтернативные модели экологического образования / Моисеева Л. В. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 156с.
41. Моисеева, Л. В. Формирование экологической компетентности дошкольников // Л. В. Моисеева, Ю. Г. Никитина / Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. - С.203-210.
42. Моисеева, Л. В. Формирование экологической культуры в культурно-информационном пространстве библиотеки // Л.В. Моисеева, А.Г. Мартыненко / Астраханский вестник экологического образования. -
2012.- №1. - С.36-45.
43. Морозова, Е. Е. Формирование ценностного отношения к природе у дошкольников на основе проектной деятельности / Е. Е. Морозова, О. А. Федорова // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2-20. - С.4516-4521.
44. Морозова, Е. Е. Ценностное отношение к экосистемной организации природы как компонент экологической культуры личности учащихся /
45. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного
учреждения. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
46. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2002. - 144с.
47. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада.: кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
48. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2003. - 183 с.
49. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / С. Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия»,
2013. - 272 с.
50. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // С. Н. Николаева / Дошкольное образование. - 2014. - №5. - С. 14-18.
51. Нугаева, О. Г. Психологическая сущность и соотнесение понятий
«Ценности» и «Ценностные ориентации» // О.Г. Нугаева, Ю.Е.
Криводонова / Специальное образование. - 2012. - №2 - С. 120-128.
52. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
53. Панов, В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В.И. Панов. - М.: Наука, 2004. - 197 с.
54. Полковникова, Н. Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации // Н.Б. Полковникова / Дошкольное воспитание. - 2010. - №10. - С.96-105.
55. Психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2006. - 928 с.
56. Разбегаева, Л. П. Гуманитарное образование в контексте ценностного подхода: Сборник материалов международного научного симпозиума. Россия, Москва, 27-31 августа 2013 г. / Л. П. Разбегаева // Педагогическая психология: теория и практика. - Москва. - 2013. - С. 55-68.
57. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова.
- М.: Карапуз, 2001. - 432 с.
58. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду // Н.А. Рыжова / Дошкольное образование. Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - №17 (162). - С.11-14.
59. Самкова, В.А. Экологический бумеранг / В.А. Самкова, А.С.Прутченков
- М.: Новая школа, 1996.
60. Серебрякова Т. А. Экспериментальный подход к воспитанию основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Т.А. Серебрякова / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - №2. - С.113-117.
61. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2016. - 435 с.
62. Тайчинов, М. М. Формирование ценностного отношения учащихся к природе в процессе учебно-созидательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. М. Тайчинов. - Москва, 2012. - 26 с.
63. Терентьева, Л. И. Педагогическая сущность понятия «Ценностное отношение к природе» // Л.И. Терентьева / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №3. - С.138-143.
64. Токарев, А. А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 53-61.
65. Токарева Г. В., Токарев А. А. Экологическое воспитание - средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов Москвы // Г. В. Токарева, А. А. Токарев / Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. - С. 10-14.
66. Трушников, Д. Ю. Формирование ценностного отношения учащихся к природе в условиях интеграции общего и дополнительного образования / В.А. Игнатова, С.Б. Игнатов, Ю.А. Позигун, Д.Ю. Трушников / Федер. агентство по образованию, Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. - Тюмень: Нефтегазовый университет, 2008. - 154 с.
67. Хорошилова Н. А. Педагогические условия формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 12. - С. 681¬685. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54259.htm. (Дата обращения 18.06.2017)
68. Чердымова, Е. И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников // Чердымова Е.И. - Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - №5-1. - С. 163-167.
69. Черных, Т. В. Ценностное отношение к природе как условие развития этических переживаний дошкольника // Актуальные проблемы психологии личности: материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009г. - С.148-154.
70. Щуркова, Н. Е. Ценностные отношения // Н.Е. Щуркова / Воспитание школьников. - 1999. - №3. - С.17-22.
71. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Academia, 2002. - 256 с.
72. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.
73. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ