Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
1.1 Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в 9
психолого-педагогической литературе
1.2. Ценностная составляющая воспитания у дошкольников 20
отношения к природе
1.3. Психолого-педагогические условия формирования 29
ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности 47 ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования 58
ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 144
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
1.1 Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в 9
психолого-педагогической литературе
1.2. Ценностная составляющая воспитания у дошкольников 20
отношения к природе
1.3. Психолого-педагогические условия формирования 29
ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности 47 ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования 58
ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 144
Изменения в социальном и экономическом укладе современного российского общества ведут к непременным преобразованиям и в системе образования, главная роль в котором отводится формированию духовно- нравственных качеств человека. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование и развитие у детей представлений о ценностях природы и дальнейшее приобретение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с реальными природными объектами. Воспитание ценностного отношения к природе можно обозначить как одну из вечных проблем мировой цивилизации. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Эту проблему необходимо начать решать с дошкольного возраста. Именно этот период является началом развития личности, когда педагогический процесс возможно спланировать и организовать с целью формирования ценностного отношения к природе у дошкольников, что действительно актуально и необходимо в современном обществе. При посещении дошкольной образовательной организации каждый ребенок имеет возможность разностороннего развития и участия во всевозможных видах деятельности, отвечающих его возрасту. Происходит формирование основных фундаментальных ценностей к окружающему миру, в том числе, и к природе. При регулярном, последовательном взаимодействии дошкольников с природой ближайшего окружения формируется ответственность по отношению к растениям и животным, самостоятельность анализа своего поведения в природе и возможность увидеть ценность окружающих нас природных объектов.
Актуальность выбранной темы состоит в потребности обязательного формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, который выступает своеобразным «фундаментом» возникновения и дальнейшего совершенствования экологически направленной личности. Что является одной из проблем современной дошкольной педагогики. Планомерный, эффективный процесс психолого-педагогического воздействия в дошкольном детстве дает возможность формирования необходимых основ ценностного отношения к окружающему миру природы.
Проблемой формирования ценностного отношения к природе у детей рассматривали в своих трудах многие психологи, педагоги, философы и ученые, выделяя именно дошкольный возраст, как предпочтительный и целесообразный период развития для формирования нравственно-ориентированной деятельности в природе (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова и др.). Отечественные педагоги и просветители (К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский) высказывали мнение в пользу общения детей с природой для формирования их миропонимания и осмысления, рассматривали полезность и практичность научных знаний о природе при формировании моральных качеств ребенка. Взаимодействие с природой всегда вызывает у детей эмоциональный отклик, интерес, неравнодушие, симпатию к миру, желание стать ближе, узнать больше обо всем, что рядом. Ценностное отношение в психологии рассматривалось в работах А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. в которых основной психологической характеристикой отношения человека к действительности выступает личностный смысл, который объект приобретает для человека. Мировоззрение, сформированное на знаниях об окружающем мире должно не просто оставаться в сознании личности, оно должно воплощаться в действиях, поступках, поведении. Общепсихологические аспекты отношения в живой природе и методы психологической диагностики рассматриваются в трудах С.Д. Дерябо и В.А.
Ясвина. Развитие у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе было рассмотрено в идеях современных ученых, таких как С.Н. Николаева, Л.В. Моисеева, Н.Е. Щуркова, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова, и др.
В разнообразных исследованиях ученых, занимавшихся изучением ценностных отношений, теоретический аспект раскрыт достаточно полно, но в применении психолого-педагогической практики все еще отсутствует единая технология по формированию ценностного отношения личности к окружающей действительности. Не до конца исследованными остаются вопросы воспитания ценности природы во всех ее проявлениях. Анализируя деятельность дошкольных образовательных учреждений, можно сделать вывод, что у нынешнего подрастающего поколения преобладает потребительская позиция по отношению к природе. Отсутствие заинтересованности к существующим в современной жизни проблемам природопользования и сохранению окружающего мира фактически не включается в систему личностных ценностей, и соответственно, не является частью нравственных убеждений.
Учитывая всё выше сказанное, мы считаем, что, не смотря на большое количество работ по формированию ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, проблема формирования ценностного отношения исследована недостаточно.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе».
Проблема исследования заключается в изучении и обосновании психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить возможности формирования у детей ценностного отношения в процессе ознакомления с природой и определить условия, обеспечивающие результативность этого процесса.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с природой в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования ценностного отношения к природе у дошкольников.
2. Определить критерии, показатели, уровни сформированности ценностного отношения к природе детей дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у дошкольников.
4. Определить уровень сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников;
5. Разработать комплекс заданий и реализовать психолого-педагогические условия, направленные на повышение сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников.
Методология и методика исследования: анализ теоретической и методической литературы, обобщение результатов исследования. Основополагающими выступают позиции и идеи педагогов и психологов, разрабатывающих проблему развития нравственно-ориентированной деятельности в природе у дошкольников, такие как: С.Н. Николаева, Л.В. Моисеева, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова, В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо.
В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, тестирования, анкетирования, беседы, анализа продуктов изобразительной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №12 г. Екатеринбурга, в котором приняли участие 23 воспитанника старшей группы в возрасте от 6 до 7 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения и списка литературы и приложений.
Эту проблему необходимо начать решать с дошкольного возраста. Именно этот период является началом развития личности, когда педагогический процесс возможно спланировать и организовать с целью формирования ценностного отношения к природе у дошкольников, что действительно актуально и необходимо в современном обществе. При посещении дошкольной образовательной организации каждый ребенок имеет возможность разностороннего развития и участия во всевозможных видах деятельности, отвечающих его возрасту. Происходит формирование основных фундаментальных ценностей к окружающему миру, в том числе, и к природе. При регулярном, последовательном взаимодействии дошкольников с природой ближайшего окружения формируется ответственность по отношению к растениям и животным, самостоятельность анализа своего поведения в природе и возможность увидеть ценность окружающих нас природных объектов.
Актуальность выбранной темы состоит в потребности обязательного формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, который выступает своеобразным «фундаментом» возникновения и дальнейшего совершенствования экологически направленной личности. Что является одной из проблем современной дошкольной педагогики. Планомерный, эффективный процесс психолого-педагогического воздействия в дошкольном детстве дает возможность формирования необходимых основ ценностного отношения к окружающему миру природы.
Проблемой формирования ценностного отношения к природе у детей рассматривали в своих трудах многие психологи, педагоги, философы и ученые, выделяя именно дошкольный возраст, как предпочтительный и целесообразный период развития для формирования нравственно-ориентированной деятельности в природе (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова и др.). Отечественные педагоги и просветители (К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский) высказывали мнение в пользу общения детей с природой для формирования их миропонимания и осмысления, рассматривали полезность и практичность научных знаний о природе при формировании моральных качеств ребенка. Взаимодействие с природой всегда вызывает у детей эмоциональный отклик, интерес, неравнодушие, симпатию к миру, желание стать ближе, узнать больше обо всем, что рядом. Ценностное отношение в психологии рассматривалось в работах А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. в которых основной психологической характеристикой отношения человека к действительности выступает личностный смысл, который объект приобретает для человека. Мировоззрение, сформированное на знаниях об окружающем мире должно не просто оставаться в сознании личности, оно должно воплощаться в действиях, поступках, поведении. Общепсихологические аспекты отношения в живой природе и методы психологической диагностики рассматриваются в трудах С.Д. Дерябо и В.А.
Ясвина. Развитие у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе было рассмотрено в идеях современных ученых, таких как С.Н. Николаева, Л.В. Моисеева, Н.Е. Щуркова, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова, и др.
В разнообразных исследованиях ученых, занимавшихся изучением ценностных отношений, теоретический аспект раскрыт достаточно полно, но в применении психолого-педагогической практики все еще отсутствует единая технология по формированию ценностного отношения личности к окружающей действительности. Не до конца исследованными остаются вопросы воспитания ценности природы во всех ее проявлениях. Анализируя деятельность дошкольных образовательных учреждений, можно сделать вывод, что у нынешнего подрастающего поколения преобладает потребительская позиция по отношению к природе. Отсутствие заинтересованности к существующим в современной жизни проблемам природопользования и сохранению окружающего мира фактически не включается в систему личностных ценностей, и соответственно, не является частью нравственных убеждений.
Учитывая всё выше сказанное, мы считаем, что, не смотря на большое количество работ по формированию ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, проблема формирования ценностного отношения исследована недостаточно.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе».
Проблема исследования заключается в изучении и обосновании психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить возможности формирования у детей ценностного отношения в процессе ознакомления с природой и определить условия, обеспечивающие результативность этого процесса.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с природой в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования ценностного отношения к природе у дошкольников.
2. Определить критерии, показатели, уровни сформированности ценностного отношения к природе детей дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у дошкольников.
4. Определить уровень сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников;
5. Разработать комплекс заданий и реализовать психолого-педагогические условия, направленные на повышение сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников.
Методология и методика исследования: анализ теоретической и методической литературы, обобщение результатов исследования. Основополагающими выступают позиции и идеи педагогов и психологов, разрабатывающих проблему развития нравственно-ориентированной деятельности в природе у дошкольников, такие как: С.Н. Николаева, Л.В. Моисеева, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова, В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо.
В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, тестирования, анкетирования, беседы, анализа продуктов изобразительной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №12 г. Екатеринбурга, в котором приняли участие 23 воспитанника старшей группы в возрасте от 6 до 7 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения и списка литературы и приложений.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале исследования, были выполнены. В теоретической части исследования мы провели анализ литературы, который показал, что ценностное отношение к природе трактуется исследователями как сложное личностное образование в единстве трех компонентов: знаний о ценности природы (когнитивный компонент), положительного эмоционального отношения к ней (эмоциональный компонент) и ценностно-ориентированной деятельности (деятельностный компонент).
Дошкольный возраст - уникальный этап в формировании основ ценностного отношения к окружающему миру природы, личностного становления ребенка, развития субъективного мышления. В этом возрастном периоде дошкольник начинает выделять себя из окружающей среды, развивается чувственно и постигает основы ценностного отношения к окружающему миру, формируя азы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимоотношениях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, признания значимости и ценности природы для существования человека. Результат такого воспитания выражается в умении индивида достигать гармонических отношений с находящейся вокруг него природой. Формирование начал экологической культуры - это становление ценностного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих собственных умений в созидательной деятельности в процессе взаимодействия с природой.
Актуальность формирования ценностного отношения к природе старшего дошкольника на психолого-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений подрастающего поколения с природой, ценностного отношения к ней и организации практической деятельности в природной среде.
Содержание формирования ценностного отношения к природе старшего дошкольника складывается из нескольких компонентов: когнитивный компонент - вооружение старших дошкольников представлениями о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы; эмоционально-мотивационный компонент - формирование у дошкольников мотивов, с одной стороны, приносить пользу обществу, а с другой стороны, не наносить ущерб природе в процессе своей жизнедеятельности; деятельностный компонент - включение старших дошкольников во взаимодействие с природной средой в процессе трудовой деятельности на основе усвоенных представлений.
Нами были определены, теоретически обоснованы и апробированы психолого-педагогические условия: процесс экологического воспитания строится с учетом общего развития детей дошкольного возраста; организация непосредственного взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения; целенаправленное формирование элементарных представлений, стимулирующих интерес к природе; организация среды, побуждающей детей к яркому эмоциональному и эстетическому восприятию природы и непосредственному взаимодействию с ней.
В ходе практической работы мы определили уровень сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников. По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неравномерное развитие компонентов ценностного отношения к природе: когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностного, полученные результаты демонстрируют низкий уровень сформированности ценностного отношения к природе. Сводный анализ результатов проведенных методик показал, что у дошкольников доминируют действенная установка и эмоционально-оценочная установка над развитием когнитивной установки.
Также мы разработали план работы, направленный на повышение сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников. Воспитателями и родителями были отмечены положительные результаты в знаниях детей о природе, оценочных суждениях, поведении и поступках дошкольников по отношению к природе.
Несмотря на достигнутый положительный результат, проблема формирования ценностного отношения к природе у дошкольников остается открытой для научного поиска. Данное исследование не претендует на исчерпывающее изучение столь сложного и многогранного явления как формирование ценностного отношения к природе у дошкольников, тем более что процесс формирования ценностного отношения дошкольников находится в постоянной динамике, поэтому некоторые аспекты исследуемой проблемы требуют своего дальнейшего изучения.
Перспективными направлениями дальнейшей разработки темы является выявление различий в возможностях формирования ценностного отношения к природе у дошкольников в зависимости гендерных различий, условий воспитания в семье.
Дошкольный возраст - уникальный этап в формировании основ ценностного отношения к окружающему миру природы, личностного становления ребенка, развития субъективного мышления. В этом возрастном периоде дошкольник начинает выделять себя из окружающей среды, развивается чувственно и постигает основы ценностного отношения к окружающему миру, формируя азы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимоотношениях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, признания значимости и ценности природы для существования человека. Результат такого воспитания выражается в умении индивида достигать гармонических отношений с находящейся вокруг него природой. Формирование начал экологической культуры - это становление ценностного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих собственных умений в созидательной деятельности в процессе взаимодействия с природой.
Актуальность формирования ценностного отношения к природе старшего дошкольника на психолого-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений подрастающего поколения с природой, ценностного отношения к ней и организации практической деятельности в природной среде.
Содержание формирования ценностного отношения к природе старшего дошкольника складывается из нескольких компонентов: когнитивный компонент - вооружение старших дошкольников представлениями о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы; эмоционально-мотивационный компонент - формирование у дошкольников мотивов, с одной стороны, приносить пользу обществу, а с другой стороны, не наносить ущерб природе в процессе своей жизнедеятельности; деятельностный компонент - включение старших дошкольников во взаимодействие с природной средой в процессе трудовой деятельности на основе усвоенных представлений.
Нами были определены, теоретически обоснованы и апробированы психолого-педагогические условия: процесс экологического воспитания строится с учетом общего развития детей дошкольного возраста; организация непосредственного взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения; целенаправленное формирование элементарных представлений, стимулирующих интерес к природе; организация среды, побуждающей детей к яркому эмоциональному и эстетическому восприятию природы и непосредственному взаимодействию с ней.
В ходе практической работы мы определили уровень сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников. По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неравномерное развитие компонентов ценностного отношения к природе: когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностного, полученные результаты демонстрируют низкий уровень сформированности ценностного отношения к природе. Сводный анализ результатов проведенных методик показал, что у дошкольников доминируют действенная установка и эмоционально-оценочная установка над развитием когнитивной установки.
Также мы разработали план работы, направленный на повышение сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников. Воспитателями и родителями были отмечены положительные результаты в знаниях детей о природе, оценочных суждениях, поведении и поступках дошкольников по отношению к природе.
Несмотря на достигнутый положительный результат, проблема формирования ценностного отношения к природе у дошкольников остается открытой для научного поиска. Данное исследование не претендует на исчерпывающее изучение столь сложного и многогранного явления как формирование ценностного отношения к природе у дошкольников, тем более что процесс формирования ценностного отношения дошкольников находится в постоянной динамике, поэтому некоторые аспекты исследуемой проблемы требуют своего дальнейшего изучения.
Перспективными направлениями дальнейшей разработки темы является выявление различий в возможностях формирования ценностного отношения к природе у дошкольников в зависимости гендерных различий, условий воспитания в семье.
Подобные работы
- Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ОПЫТА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОЙ СТРАНЕ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей положительного отношения к природе в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада (Камчатский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021



