Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений

Работа №97884

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И
РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ 8
1.1. Основные принципы восприятия величины 8
1.2. Методика обучения дошкольников измерительной
деятельности 13
1.3. Анализ существующих программ по формированию
у дошкольников измерительных умений 25
1.4. Психолого-педагогические условия формирования у детей
измерительных умений 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 45
2.1. Изучение начального уровня сформированное™ измерительных
умений у старших дошкольников 45
2.2. Реализация психолого-педагогических условий в практике
обучения детей в детском саду 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Актуальность исследования. Обновление отечественного образования ориентировано на совершенствование целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса по познавательному развитию детей на всех ступенях непрерывного образования человека.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования дошкольное образование является начальным звеном непрерывного образования, направленным на обеспечение условий для самореализации ребёнка и его социализации.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к оптимизации содержания дошкольного образования имеют достаточно серьёзные требования к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим перед нами встаёт проблема: как обеспечить формирование измерительных умений у детей дошкольного возраста.
Одним из фундаментов математического развития дошкольников является умение верно устанавливать и сравнивать размеры предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов. Выделение величины как свойства предметов, обозначение этого свойства словом оказывает влияние на развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение) и на их основе позволяет понять каждый предмет в отдельности, а также понять отношения между предметами. В результате этого понимания и формируются знания об окружающем мире.
Обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса математического развития в дошкольной организации регламентируется и обеспечивается нормативно - правовыми документами - Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 64); Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (пункт 1.6.) Концепция развития математического образования в Российской федерации от 24 декабря 2013г. (пункт 1 части IV).
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые проистекают вследствие развития элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для развития у детей представлений о величине предметов, формирования измерительных умений. На данном этапе у дошкольника повышается дифференцированность восприятия, отмечается сознательное управление своим вниманием (ребёнок направляет и удерживает его на определенных предметах), совершенствуется планирующая функция речи, происходит развитие произвольного запоминания, активное формирование словесно - логического мышления.
На необходимость формирования у детей представлений о величине предметов указывали основатели теории и методики формирования элементарных математических представлений Тихеева Н.И., Леушина А.М. Вопросу изучения формирования понятия «величина» посвящены и работы Глаголевой Л.В., Березиной Р.Л., Непомнящей Р.Л., Проскуры Е.В и других. Для изучения проблемы по формированию у детей представлений о величине и овладении способами последовательности предметов по размеру мы будем опираться на разработки перечисленных авторов.
Формирование первых представлений об измерительных действиях начинается именно в дошкольном возрасте, так как ребенок путем простых действий с предметами начинает уже более осознано описывать их размер, объем и т.д. Успешность в формировании представлений о величине в дошкольном уровне будет характеризовать дальнейшее усвоение математических и геометрических представлений, следовательно, повлияют и на освоение курса математики в начальной школе.
Кроме того, при формировании у ребенка измерительных умений происходит закрепление его сенсорных навыков и развитие интеллектуальных способностей, так как на данном этапе ребенок учится сравнивать предметы, определять их изменения и описывать все с точки зрения математики.
На практике педагоги испытывают затруднения в разработке и построении образовательного процесса при подготовке и обучению детей к измерительной деятельности, который способствовал бы развитию логических действий, в ходе которых ребёнок будет усваивать цель и способы деятельности, а так же правила, которые обеспечивают формирование знаний о величине предмета.
Необходимо дальнейшее совершенствование методики формирования представлений о величине предметов и измерительной деятельности у дошкольников, направленное на определённое содержание и поиск наиболее эффективных методов педагогического руководства математическим развитием детей. Внедрение в практическую деятельность дошкольных образовательных учреждений инновационных технологий по формированию измерительной деятельности у дошкольников.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность на современном этапе изменений в дошкольном образовании и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений».
Цель исследования: выявить и апробировать в практике ДОУ психолого-педагогические условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений.
Объект исследования: процесс формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста при изучении величин.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования измерительных умений у старших дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, по вопросу формирования измерительной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте;
- выявить особенности и психолого-педагогические условия формирования измерительных умений в старшем дошкольном возрасте;
- определить критерии и показатели сформированности
измерительных умений у старших дошкольников;
- апробировать выделенные психолого-педагогические условия формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста и проверить их эффективность;
- дать сравнительный и качественный анализ сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы; анализ результатов детской деятельности; эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий и контрольный этапы), количественная и качественная оценка результатов экспериментальной работы.
Теоретическая основа: вопросами формирования у детей измерительных умений занимались методисты, педагоги, психологи, в частности, труды Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова посвящены особенностям познавательного развития детей дошкольного возраста; исследования А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, Т.В. Тарунтаевой - роли измерительной деятельности в формировании элементарных математических представлений у детей.
Практическая значимость состоит в том, что данная опытно-поисковая работа и основные положения могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений в ходе работы по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось с детьми 6-7 лет, на базе МАДОУ № 2 «Золотая рыбка» г. Новоуральска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 12 таблиц, 2 рисунка, 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведённой работы были изучены нормативные документы, научно-методическая литература по проблеме формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
При изучении теоретических и психолого-педагогических аспектов формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста:
- определили сущность понятий «величина» и «измерение» и их значение в развитии детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотрели особенности восприятия величины предметов в старшем дошкольном возрасте;
- описали методику обучения измерению детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проблемы сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
- Проблема формирования измерительных умений у старших
дошкольников на сегодняшний день остаётся актуальной.
- Результаты контрольного диагностического этапа показали, что проведенные формы работы с использованием измерительной деятельности детей способствовали повышению уровня сформированности измерительных умений в экспериментальной группе. Дети научились применять опосредованный способ сравнения (оценивать размеры воспринимаемых предметов и сравнивать с уже знакомыми, наблюдающимися в жизни ребенка ранее, измерение условной меркой).
- У детей сформировалось дифференцированное восприятие трех измерений, умение классифицировать предметы по их размерам, понимание относительности и непостоянства величины. Научились делать выводы и многие дети стали использовать в речи математические термины.
Способности к измерительной деятельности вырабатываются в основном в старшем дошкольном возрасте, когда дошкольники уже научились считать и у них уже есть представления о некоторых величинах.
Исследователи проблемы формирования измерительных умений у воспитанников дошкольного возраста полагают, что осваивание этого материала в большей степени влияет как на математическое, так и на общее развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций. Обучение детей измерению, связано с задачей формирования восприятия величины сравниваемых предметов с помощью условных мерок.
Для реализации психолого-педагогических условий направленных для эффективной деятельности по формированию измерительных умений у старших дошкольников выполнено следующее:
- созданы благоприятные условия для развития данного математического направления, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
- была организована и обогащена предметно - пространственная среда группы. Подобраны комплекты наглядного дидактического материала, раздаточного материала, оборудования для самостоятельных игр и занятий, игрушки и игровое оборудование отражающих вопросы формирования у детей измерительных умений.
- смоделирована взрослым, деятельность дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности и конкретное содержание непрерывной и совместной образовательной деятельности, прогнозировать и анализировать качество собственных методических приемов и средств и выбора форм работы.
- обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и увеличения осведомленности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования в области измерительных умений у детей.
Усвоение простейшими способами измерения оказывает влияние на учебную деятельность дошкольников. Они учатся осознавать цель деятельности, осваивать пути и средства ее достижения, подчиняться правилам, определяющим характер и последовательность действий, решать практические и учебные задачи, осуществлять самоконтроль в ходе измерения. У детей при этом вырабатываются точность и аккуратность.
Было установлено, что в старшем дошкольном возрасте детьми используется опосредованный способ сравнения, измерение условной меркой. Поэтому, для наилучшего формирования представлений о величинах и других математических представлений, педагогу нужно создать вокруг дошкольника предметно-развивающую среду, оформленную и оснащенную, развивающими игрушками, обучающими играми и материалами. Включая во время занятий постоянно игровые упражнения, т.к. в игре ребенок может усвоить предлагаемый материал, в более легкой и доступной, а главное в увлекательной форме.
В практической части, которая проводилась в соответствии с теоретическими положениями, мы провели диагностическое обследование с использованием шести заданий. Для оценки уровня сформированности измерительных умений дошкольников использовали количественный метод обработки данных и качественный метод (уровень успешности выполнения заданий).
Уровни сформированности измерительных умений определялись по трем уровням: высокий, средний и низкий.
В формирующей части опытно-поисковой работы были использована система игр и упражнений направленная на развитие и поддержку детской инициативы и формирования измерительных умений; использование инновационных форм работы с детьми, таких как интегрированная образовательная деятельность; взаимодействие с ИКТ; использование маркеров игрового пространства; проектная деятельность со всеми субъектами образовательного пространства.
На контрольном этапе было проведено повторное диагностическое обследование измерительных умений детей экспериментальной и контрольной групп. Исходя из анализа диаграмм всех диагностик, можно сказать, что детей с низким уровнем сформированности измерительных умений в ЭГ нет, а в КГ снизился низкий уровень на 20%. (На констатирующем этапе в КГ - 3 ребёнка, с низким уровнем знаний, и в ЭГ - было 3 ребёнка).
Детей, имеющих высокий уровень знаний в ЭГ по формированию измерительных умений, стало 40% (4 ребёнка), в сравнении с констатирующим этапом детей с высоким уровнем не было. Уменьшилось количество детей, имеющих средний уровень на 20% т.к. эти дети перешли на высокий уровень и соответственно с низкого уровня (20%) на средний. Детей с низким уровнем сформированности измерительных умений нет. Полученные результаты доказывают, что в результате планирования системной работы, повысился уровень сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты опытно-поисковой работы по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста подтверждают о том, что создание психолого-педагогических условий и планирования систематических мероприятий в совместной образовательной деятельности с детьми и родителями, а также современные средства и использование инновационных технологий позволяют сформировать измерительные умения у старших дошкольников.



1. Алиева, Д. С. Моделирование математических понятий и действий при обучении детей с нарушением зрения [Текст] / Д. С. Алиева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 1. - С. 19-23.
2. Ашенкова, Н. Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Н. Ашенкова // Международный образовательный портал. - URL:
http: //www. maam. ru/detskij sad/pedago gicheskaj a-diagnostika-detei-v-sotvetstvi-s-fgos-do.html(дата обращения: 25.06.2018).
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
4. Белошистая, А. В. Я считаю и решаю! Уникальная методика обучения математике [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: У- Фактория, 2007. - 224 с.
5. Березина, Р. Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов [Текст] / Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая; под ред. А. А. Столяра - М: Просвещение, 1988. - 303 с.
6. Березина, Р. Л. Об особенностях различения детьми дошкольного возраста трёхмерности объёмных предметов [Текст] / Р.Л. Березина. - Л.: 1970. - 370 с.
7. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе [Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. - М.: Знание,1994. - 192 с.
8. Вербенец, А. М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода. [Текст] / А. М. Вербенец //Детский сад: теория и практика.- 2012, № 1. - С. 44-69.
9. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е.А. Утюмова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2016. - 233 с.
10. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст]: учебное пособие. /Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под ред. Ворониной Л. В. - Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - 282 с.
11. Воронина, Л. В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Воронина, Н. А. Травина, Е. А. Утюмова ; Урал.гос. пед. ун-т,- Екатеринбург : Изд-во Калинина Г. П.,
2009. - 368 с.
12. Воронина, Л. В. Особенности формирования у дошкольников основ математической культуры [Текст] / Л.В. Воронина // Теоретические и организационно-методические аспекты инновационной деятельности в образовании: сб. науч. статей / Под ред. С.А. Новоселова. - М.: ТЦ Сфера,
2010. - С. 123-137 .
13. Гальперин, П. Я. Формирование начальных математических понятий [Текст] / П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиева // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. - М.: СПб, 1994. - Ч. 3. - 312 с.
14. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 145 с.
15. Давыдов, В. П. Методология и методика проблемно-психологического исследования [Текст] / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И. Уман. - М.: ЛОГОС, 2008. - 248 с.
16. Давайте поиграем [Текст] / Под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение, 1999.
17. Ерофеева, Т. Н. Дошкольник изучает математику. Как и где? [Текст] / Т. Н. Ерофеева // М.: Воспитание дошкольника. - 2016. - № 4. - С. 7-9.
18.. Зайцев, В. В. Математика для детей дошкольного возраста [Текст] /В. В. Зайцев. - М.: Владос, 2001. - 64 с.
19. Запорожец, А. В. Восприятие и действие. [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1967. - 324 с.
20. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации [Текст] / Под ред. Н. В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
21. Короткова, Н. А. Предметно - пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей. [Текст] / Н. А Короткова,. М.: Линка - Пресс, 2010. - 197с.
22. Коротковских, Л. Н. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Н. Коротковских. - СПб.: «Детство-Пресс», 2013. - 224с.
23. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. [Текст] / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
24. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368с.
25. Метлина, Л. С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Л. С. Метлина. - М.: Просвещение,1984. - 256с.
26. Мир открытий. Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования [Текст] // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. - М.: Институт системно¬
деятельностной педагогики, 2014. - 383 с.
27. Михайлова, З. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоения математических представлений: методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст] / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб: «Детство-пресс», 2008. - 80с.
28. Михайлова, З. А. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия. 1 и 2 части [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: Изд-во: Фирма Икар, 1996. - 138 с.
29. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр. - СПб: «Детство-пресс», 2008. - 384 с.
30. Мусейибова, Т. А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Мусейибова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. - Ч. IV-VI. - СПб.: 1994. - С. 303.
31. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 80с.
32. Новикова, В. П. Математика в детском саду [Текст] / В. П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 160с.
33. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
34. Павлова, Е. В. Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с
ФГОС ДО [Текст] / Сайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс] / Е. В. Павлова. - URL:http://vospitateljam.ru/planirovanie-v-doshkolnom-uchrezhdenii-v-sootvetstvii-s-fgos-do/ (дата обращения:
23.08.2018).
35. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей
дошкольного возраста [Текст] /В.Ф.Петрова. - Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013. - 203с.
36. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: планы занятий [Текст] / И.А. Помораева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Мозаика- Синтез, 2010. - 93с.
37. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьёва и др.; под науч.рук. Е.В. Соловьёвой. - М. : Просвещение, 2016. - 232с.
38. Роговская, Е. Б. Формирование представлений о числе и величине у детей дошкольного возраста в процессе моделирования [Текст] / Е.Б. Роговская. - М.: Академия, 1986. - 432с.
39. Смоленцева А. А. Формирование временных представлений у дошкольника [Текст] / А.А. Смоленцева. // Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С. 24-27.
40. Стеценко, И. Б. Очень открытые задачи, или Математика для дошкольников [Текст] / И. Б. Стеценко. - М.: Сфера, 2012 - 58 с.
41. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 320 с.
42. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / Т. В. Турунтаева. - М.: Просвещение,1980. 64с.
43. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр Академия,2001. - 336 с.
44. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова; под редакцией А. В. Запорожца - М.: Просвещение, 1976. - С. 235.
45. Фалькович, Т. А. Формирование математических представлений [Текст] / Т. А. Фалькович, Л. П. Барыкина. - М.: ВАКО, 2009. - 208 с.
46. Торохова, Г. Н. Развитие пространственных представлений у старших дошкольников средствами математического моделирования [Текст] / Г.Н. Торохова. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 4. - С. 78-82.
47. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова; под редакцией А. В. Запорожца - М.: Просвещение, 1976. - С.235.
48. Фалькович, Т. А. Формирование математических представлений [Текст] / Т. А. Фалькович, Л. П. Барыкина. - М.: ВАКО, 2009. - 208 с.
49. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. - Изд-во: Центр педагогического образования, 2014. - 32с.
50. Черных, А. Формирование математических представлений в
самостоятельной деятельности детей старшего возраста [Текст] / А. Черных // Дошкольное образование - 2013. - № 2. - С. 39-40.
51. Шевелёв, К. В. Дошкольная математика в играх: формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет [Текст] / К. В. Швелелев. - М.: Мозаика-синтез, 2004. - 79 с.
52. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие. / Е. И. Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ