Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И
РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ 8
1.1. Основные принципы восприятия величины 8
1.2. Методика обучения дошкольников измерительной
деятельности 13
1.3. Анализ существующих программ по формированию
у дошкольников измерительных умений 25
1.4. Психолого-педагогические условия формирования у детей
измерительных умений 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 45
2.1. Изучение начального уровня сформированное™ измерительных
умений у старших дошкольников 45
2.2. Реализация психолого-педагогических условий в практике
обучения детей в детском саду 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И
РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ 8
1.1. Основные принципы восприятия величины 8
1.2. Методика обучения дошкольников измерительной
деятельности 13
1.3. Анализ существующих программ по формированию
у дошкольников измерительных умений 25
1.4. Психолого-педагогические условия формирования у детей
измерительных умений 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 45
2.1. Изучение начального уровня сформированное™ измерительных
умений у старших дошкольников 45
2.2. Реализация психолого-педагогических условий в практике
обучения детей в детском саду 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность исследования. Обновление отечественного образования ориентировано на совершенствование целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса по познавательному развитию детей на всех ступенях непрерывного образования человека.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования дошкольное образование является начальным звеном непрерывного образования, направленным на обеспечение условий для самореализации ребёнка и его социализации.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к оптимизации содержания дошкольного образования имеют достаточно серьёзные требования к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим перед нами встаёт проблема: как обеспечить формирование измерительных умений у детей дошкольного возраста.
Одним из фундаментов математического развития дошкольников является умение верно устанавливать и сравнивать размеры предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов. Выделение величины как свойства предметов, обозначение этого свойства словом оказывает влияние на развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение) и на их основе позволяет понять каждый предмет в отдельности, а также понять отношения между предметами. В результате этого понимания и формируются знания об окружающем мире.
Обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса математического развития в дошкольной организации регламентируется и обеспечивается нормативно - правовыми документами - Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 64); Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (пункт 1.6.) Концепция развития математического образования в Российской федерации от 24 декабря 2013г. (пункт 1 части IV).
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые проистекают вследствие развития элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для развития у детей представлений о величине предметов, формирования измерительных умений. На данном этапе у дошкольника повышается дифференцированность восприятия, отмечается сознательное управление своим вниманием (ребёнок направляет и удерживает его на определенных предметах), совершенствуется планирующая функция речи, происходит развитие произвольного запоминания, активное формирование словесно - логического мышления.
На необходимость формирования у детей представлений о величине предметов указывали основатели теории и методики формирования элементарных математических представлений Тихеева Н.И., Леушина А.М. Вопросу изучения формирования понятия «величина» посвящены и работы Глаголевой Л.В., Березиной Р.Л., Непомнящей Р.Л., Проскуры Е.В и других. Для изучения проблемы по формированию у детей представлений о величине и овладении способами последовательности предметов по размеру мы будем опираться на разработки перечисленных авторов.
Формирование первых представлений об измерительных действиях начинается именно в дошкольном возрасте, так как ребенок путем простых действий с предметами начинает уже более осознано описывать их размер, объем и т.д. Успешность в формировании представлений о величине в дошкольном уровне будет характеризовать дальнейшее усвоение математических и геометрических представлений, следовательно, повлияют и на освоение курса математики в начальной школе.
Кроме того, при формировании у ребенка измерительных умений происходит закрепление его сенсорных навыков и развитие интеллектуальных способностей, так как на данном этапе ребенок учится сравнивать предметы, определять их изменения и описывать все с точки зрения математики.
На практике педагоги испытывают затруднения в разработке и построении образовательного процесса при подготовке и обучению детей к измерительной деятельности, который способствовал бы развитию логических действий, в ходе которых ребёнок будет усваивать цель и способы деятельности, а так же правила, которые обеспечивают формирование знаний о величине предмета.
Необходимо дальнейшее совершенствование методики формирования представлений о величине предметов и измерительной деятельности у дошкольников, направленное на определённое содержание и поиск наиболее эффективных методов педагогического руководства математическим развитием детей. Внедрение в практическую деятельность дошкольных образовательных учреждений инновационных технологий по формированию измерительной деятельности у дошкольников.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность на современном этапе изменений в дошкольном образовании и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений».
Цель исследования: выявить и апробировать в практике ДОУ психолого-педагогические условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений.
Объект исследования: процесс формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста при изучении величин.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования измерительных умений у старших дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, по вопросу формирования измерительной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте;
- выявить особенности и психолого-педагогические условия формирования измерительных умений в старшем дошкольном возрасте;
- определить критерии и показатели сформированности
измерительных умений у старших дошкольников;
- апробировать выделенные психолого-педагогические условия формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста и проверить их эффективность;
- дать сравнительный и качественный анализ сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы; анализ результатов детской деятельности; эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий и контрольный этапы), количественная и качественная оценка результатов экспериментальной работы.
Теоретическая основа: вопросами формирования у детей измерительных умений занимались методисты, педагоги, психологи, в частности, труды Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова посвящены особенностям познавательного развития детей дошкольного возраста; исследования А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, Т.В. Тарунтаевой - роли измерительной деятельности в формировании элементарных математических представлений у детей.
Практическая значимость состоит в том, что данная опытно-поисковая работа и основные положения могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений в ходе работы по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось с детьми 6-7 лет, на базе МАДОУ № 2 «Золотая рыбка» г. Новоуральска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 12 таблиц, 2 рисунка, 4 приложения.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования дошкольное образование является начальным звеном непрерывного образования, направленным на обеспечение условий для самореализации ребёнка и его социализации.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к оптимизации содержания дошкольного образования имеют достаточно серьёзные требования к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим перед нами встаёт проблема: как обеспечить формирование измерительных умений у детей дошкольного возраста.
Одним из фундаментов математического развития дошкольников является умение верно устанавливать и сравнивать размеры предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов. Выделение величины как свойства предметов, обозначение этого свойства словом оказывает влияние на развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение) и на их основе позволяет понять каждый предмет в отдельности, а также понять отношения между предметами. В результате этого понимания и формируются знания об окружающем мире.
Обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса математического развития в дошкольной организации регламентируется и обеспечивается нормативно - правовыми документами - Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 64); Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (пункт 1.6.) Концепция развития математического образования в Российской федерации от 24 декабря 2013г. (пункт 1 части IV).
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые проистекают вследствие развития элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для развития у детей представлений о величине предметов, формирования измерительных умений. На данном этапе у дошкольника повышается дифференцированность восприятия, отмечается сознательное управление своим вниманием (ребёнок направляет и удерживает его на определенных предметах), совершенствуется планирующая функция речи, происходит развитие произвольного запоминания, активное формирование словесно - логического мышления.
На необходимость формирования у детей представлений о величине предметов указывали основатели теории и методики формирования элементарных математических представлений Тихеева Н.И., Леушина А.М. Вопросу изучения формирования понятия «величина» посвящены и работы Глаголевой Л.В., Березиной Р.Л., Непомнящей Р.Л., Проскуры Е.В и других. Для изучения проблемы по формированию у детей представлений о величине и овладении способами последовательности предметов по размеру мы будем опираться на разработки перечисленных авторов.
Формирование первых представлений об измерительных действиях начинается именно в дошкольном возрасте, так как ребенок путем простых действий с предметами начинает уже более осознано описывать их размер, объем и т.д. Успешность в формировании представлений о величине в дошкольном уровне будет характеризовать дальнейшее усвоение математических и геометрических представлений, следовательно, повлияют и на освоение курса математики в начальной школе.
Кроме того, при формировании у ребенка измерительных умений происходит закрепление его сенсорных навыков и развитие интеллектуальных способностей, так как на данном этапе ребенок учится сравнивать предметы, определять их изменения и описывать все с точки зрения математики.
На практике педагоги испытывают затруднения в разработке и построении образовательного процесса при подготовке и обучению детей к измерительной деятельности, который способствовал бы развитию логических действий, в ходе которых ребёнок будет усваивать цель и способы деятельности, а так же правила, которые обеспечивают формирование знаний о величине предмета.
Необходимо дальнейшее совершенствование методики формирования представлений о величине предметов и измерительной деятельности у дошкольников, направленное на определённое содержание и поиск наиболее эффективных методов педагогического руководства математическим развитием детей. Внедрение в практическую деятельность дошкольных образовательных учреждений инновационных технологий по формированию измерительной деятельности у дошкольников.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность на современном этапе изменений в дошкольном образовании и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений».
Цель исследования: выявить и апробировать в практике ДОУ психолого-педагогические условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений.
Объект исследования: процесс формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста при изучении величин.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования измерительных умений у старших дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, по вопросу формирования измерительной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте;
- выявить особенности и психолого-педагогические условия формирования измерительных умений в старшем дошкольном возрасте;
- определить критерии и показатели сформированности
измерительных умений у старших дошкольников;
- апробировать выделенные психолого-педагогические условия формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста и проверить их эффективность;
- дать сравнительный и качественный анализ сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы; анализ результатов детской деятельности; эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий и контрольный этапы), количественная и качественная оценка результатов экспериментальной работы.
Теоретическая основа: вопросами формирования у детей измерительных умений занимались методисты, педагоги, психологи, в частности, труды Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова посвящены особенностям познавательного развития детей дошкольного возраста; исследования А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, Т.В. Тарунтаевой - роли измерительной деятельности в формировании элементарных математических представлений у детей.
Практическая значимость состоит в том, что данная опытно-поисковая работа и основные положения могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений в ходе работы по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось с детьми 6-7 лет, на базе МАДОУ № 2 «Золотая рыбка» г. Новоуральска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 12 таблиц, 2 рисунка, 4 приложения.
В результате проведённой работы были изучены нормативные документы, научно-методическая литература по проблеме формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
При изучении теоретических и психолого-педагогических аспектов формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста:
- определили сущность понятий «величина» и «измерение» и их значение в развитии детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотрели особенности восприятия величины предметов в старшем дошкольном возрасте;
- описали методику обучения измерению детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проблемы сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
- Проблема формирования измерительных умений у старших
дошкольников на сегодняшний день остаётся актуальной.
- Результаты контрольного диагностического этапа показали, что проведенные формы работы с использованием измерительной деятельности детей способствовали повышению уровня сформированности измерительных умений в экспериментальной группе. Дети научились применять опосредованный способ сравнения (оценивать размеры воспринимаемых предметов и сравнивать с уже знакомыми, наблюдающимися в жизни ребенка ранее, измерение условной меркой).
- У детей сформировалось дифференцированное восприятие трех измерений, умение классифицировать предметы по их размерам, понимание относительности и непостоянства величины. Научились делать выводы и многие дети стали использовать в речи математические термины.
Способности к измерительной деятельности вырабатываются в основном в старшем дошкольном возрасте, когда дошкольники уже научились считать и у них уже есть представления о некоторых величинах.
Исследователи проблемы формирования измерительных умений у воспитанников дошкольного возраста полагают, что осваивание этого материала в большей степени влияет как на математическое, так и на общее развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций. Обучение детей измерению, связано с задачей формирования восприятия величины сравниваемых предметов с помощью условных мерок.
Для реализации психолого-педагогических условий направленных для эффективной деятельности по формированию измерительных умений у старших дошкольников выполнено следующее:
- созданы благоприятные условия для развития данного математического направления, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
- была организована и обогащена предметно - пространственная среда группы. Подобраны комплекты наглядного дидактического материала, раздаточного материала, оборудования для самостоятельных игр и занятий, игрушки и игровое оборудование отражающих вопросы формирования у детей измерительных умений.
- смоделирована взрослым, деятельность дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности и конкретное содержание непрерывной и совместной образовательной деятельности, прогнозировать и анализировать качество собственных методических приемов и средств и выбора форм работы.
- обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и увеличения осведомленности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования в области измерительных умений у детей.
Усвоение простейшими способами измерения оказывает влияние на учебную деятельность дошкольников. Они учатся осознавать цель деятельности, осваивать пути и средства ее достижения, подчиняться правилам, определяющим характер и последовательность действий, решать практические и учебные задачи, осуществлять самоконтроль в ходе измерения. У детей при этом вырабатываются точность и аккуратность.
Было установлено, что в старшем дошкольном возрасте детьми используется опосредованный способ сравнения, измерение условной меркой. Поэтому, для наилучшего формирования представлений о величинах и других математических представлений, педагогу нужно создать вокруг дошкольника предметно-развивающую среду, оформленную и оснащенную, развивающими игрушками, обучающими играми и материалами. Включая во время занятий постоянно игровые упражнения, т.к. в игре ребенок может усвоить предлагаемый материал, в более легкой и доступной, а главное в увлекательной форме.
В практической части, которая проводилась в соответствии с теоретическими положениями, мы провели диагностическое обследование с использованием шести заданий. Для оценки уровня сформированности измерительных умений дошкольников использовали количественный метод обработки данных и качественный метод (уровень успешности выполнения заданий).
Уровни сформированности измерительных умений определялись по трем уровням: высокий, средний и низкий.
В формирующей части опытно-поисковой работы были использована система игр и упражнений направленная на развитие и поддержку детской инициативы и формирования измерительных умений; использование инновационных форм работы с детьми, таких как интегрированная образовательная деятельность; взаимодействие с ИКТ; использование маркеров игрового пространства; проектная деятельность со всеми субъектами образовательного пространства.
На контрольном этапе было проведено повторное диагностическое обследование измерительных умений детей экспериментальной и контрольной групп. Исходя из анализа диаграмм всех диагностик, можно сказать, что детей с низким уровнем сформированности измерительных умений в ЭГ нет, а в КГ снизился низкий уровень на 20%. (На констатирующем этапе в КГ - 3 ребёнка, с низким уровнем знаний, и в ЭГ - было 3 ребёнка).
Детей, имеющих высокий уровень знаний в ЭГ по формированию измерительных умений, стало 40% (4 ребёнка), в сравнении с констатирующим этапом детей с высоким уровнем не было. Уменьшилось количество детей, имеющих средний уровень на 20% т.к. эти дети перешли на высокий уровень и соответственно с низкого уровня (20%) на средний. Детей с низким уровнем сформированности измерительных умений нет. Полученные результаты доказывают, что в результате планирования системной работы, повысился уровень сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты опытно-поисковой работы по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста подтверждают о том, что создание психолого-педагогических условий и планирования систематических мероприятий в совместной образовательной деятельности с детьми и родителями, а также современные средства и использование инновационных технологий позволяют сформировать измерительные умения у старших дошкольников.
При изучении теоретических и психолого-педагогических аспектов формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста:
- определили сущность понятий «величина» и «измерение» и их значение в развитии детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотрели особенности восприятия величины предметов в старшем дошкольном возрасте;
- описали методику обучения измерению детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проблемы сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
- Проблема формирования измерительных умений у старших
дошкольников на сегодняшний день остаётся актуальной.
- Результаты контрольного диагностического этапа показали, что проведенные формы работы с использованием измерительной деятельности детей способствовали повышению уровня сформированности измерительных умений в экспериментальной группе. Дети научились применять опосредованный способ сравнения (оценивать размеры воспринимаемых предметов и сравнивать с уже знакомыми, наблюдающимися в жизни ребенка ранее, измерение условной меркой).
- У детей сформировалось дифференцированное восприятие трех измерений, умение классифицировать предметы по их размерам, понимание относительности и непостоянства величины. Научились делать выводы и многие дети стали использовать в речи математические термины.
Способности к измерительной деятельности вырабатываются в основном в старшем дошкольном возрасте, когда дошкольники уже научились считать и у них уже есть представления о некоторых величинах.
Исследователи проблемы формирования измерительных умений у воспитанников дошкольного возраста полагают, что осваивание этого материала в большей степени влияет как на математическое, так и на общее развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций. Обучение детей измерению, связано с задачей формирования восприятия величины сравниваемых предметов с помощью условных мерок.
Для реализации психолого-педагогических условий направленных для эффективной деятельности по формированию измерительных умений у старших дошкольников выполнено следующее:
- созданы благоприятные условия для развития данного математического направления, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
- была организована и обогащена предметно - пространственная среда группы. Подобраны комплекты наглядного дидактического материала, раздаточного материала, оборудования для самостоятельных игр и занятий, игрушки и игровое оборудование отражающих вопросы формирования у детей измерительных умений.
- смоделирована взрослым, деятельность дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности и конкретное содержание непрерывной и совместной образовательной деятельности, прогнозировать и анализировать качество собственных методических приемов и средств и выбора форм работы.
- обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и увеличения осведомленности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования в области измерительных умений у детей.
Усвоение простейшими способами измерения оказывает влияние на учебную деятельность дошкольников. Они учатся осознавать цель деятельности, осваивать пути и средства ее достижения, подчиняться правилам, определяющим характер и последовательность действий, решать практические и учебные задачи, осуществлять самоконтроль в ходе измерения. У детей при этом вырабатываются точность и аккуратность.
Было установлено, что в старшем дошкольном возрасте детьми используется опосредованный способ сравнения, измерение условной меркой. Поэтому, для наилучшего формирования представлений о величинах и других математических представлений, педагогу нужно создать вокруг дошкольника предметно-развивающую среду, оформленную и оснащенную, развивающими игрушками, обучающими играми и материалами. Включая во время занятий постоянно игровые упражнения, т.к. в игре ребенок может усвоить предлагаемый материал, в более легкой и доступной, а главное в увлекательной форме.
В практической части, которая проводилась в соответствии с теоретическими положениями, мы провели диагностическое обследование с использованием шести заданий. Для оценки уровня сформированности измерительных умений дошкольников использовали количественный метод обработки данных и качественный метод (уровень успешности выполнения заданий).
Уровни сформированности измерительных умений определялись по трем уровням: высокий, средний и низкий.
В формирующей части опытно-поисковой работы были использована система игр и упражнений направленная на развитие и поддержку детской инициативы и формирования измерительных умений; использование инновационных форм работы с детьми, таких как интегрированная образовательная деятельность; взаимодействие с ИКТ; использование маркеров игрового пространства; проектная деятельность со всеми субъектами образовательного пространства.
На контрольном этапе было проведено повторное диагностическое обследование измерительных умений детей экспериментальной и контрольной групп. Исходя из анализа диаграмм всех диагностик, можно сказать, что детей с низким уровнем сформированности измерительных умений в ЭГ нет, а в КГ снизился низкий уровень на 20%. (На констатирующем этапе в КГ - 3 ребёнка, с низким уровнем знаний, и в ЭГ - было 3 ребёнка).
Детей, имеющих высокий уровень знаний в ЭГ по формированию измерительных умений, стало 40% (4 ребёнка), в сравнении с констатирующим этапом детей с высоким уровнем не было. Уменьшилось количество детей, имеющих средний уровень на 20% т.к. эти дети перешли на высокий уровень и соответственно с низкого уровня (20%) на средний. Детей с низким уровнем сформированности измерительных умений нет. Полученные результаты доказывают, что в результате планирования системной работы, повысился уровень сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты опытно-поисковой работы по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста подтверждают о том, что создание психолого-педагогических условий и планирования систематических мероприятий в совместной образовательной деятельности с детьми и родителями, а также современные средства и использование инновационных технологий позволяют сформировать измерительные умения у старших дошкольников.
Подобные работы
- Управление педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Управление процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Направленное воздействие подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Педагогический мониторинг развития представлений о величинах у детей 5-6 лет (Педагогика, психология, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Методические основы изучения величин в ДОУ (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Возможности обучения дошкольников счетной деятельности средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017



