ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТОХАСТИКИ КАК
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 7
1.1. Общая характеристика, содержание и структура элементов
стохастики в начальных классах 7
1.2. Общая характеристика логических универсальных действий ... 17
1.3. Формы преподавания стохастики в начальных классах 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТОХАСТИКИ КАК
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 38
2.1. Выявление начального уровня развития логических
универсальных действий младших школьников 38
2.2. Развитие логических универсальных действий с помощью
стохастических задач 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Стремительное развитие общества влечет за собой развитие и изменение в системе образования. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит цель перед современной школой научить детей учиться. В связи с введением нового федерального государственного стандарта А.Г. Асмоловым [2] вводится понятие универсальные учебные действия. Сегодня универсальным учебным действиям придается большое значение. На важность формирования у младших школьников универсальных учебных действий указывает Л.О. Выготский [17]. Огромное значение в образовании отводится формированию логических универсальных учебных действий. Проблемой формированием логических умений занимался А.А. Столяр [41]. В начальной школе формирование познавательной активности базируется на сформированности логических действий. Именно логические универсальные учебные действия позволяют детям научиться выделять основную мысль из текста, работать с информацией, анализировать и сравнивать объекты, подводить под одно понятие или классифицировать. При этом процесс освоения содержания учебных предметов рассматривается не как результат обучения, а средство развития и воспитания обучающегося.
А.Д. Нахман [36] отмечает, что продуктивные идеи традиционного образования были учтены в стандартах второго поколения. На их основе был сформулирован более действенный способ достижения целевых ориентиров современного образования, в основе которого лежат принципы системно - деятельностного подхода, взаимосвязанного с процессами выявления, усовершенствования и становления личностных возможностей каждого обучающегося на основе овладения им универсальными способами деятельности (личностные, метапредметные и предметные).
С.И. Воробьева [16] считает, что в качестве одного из эффективных средств формирования универсальных учебных действий исследователями рассматривается решение учащимися стохастических задач. Это обусловлено тем, что посредством стохастических задач формируется стохастическая культура учащихся, развивается интуиция, математическая грамотность.
А.Д. Нахман [36] отмечает, что при введении стохастических задач в программу начального курса математики, повышается качественный уровень математического образования младших школьников. В связи с этим введение элементов стохастики, рассматривается большинством исследователей в качестве одного из важных аспектов модернизации содержательного компонента начального математического образования.
Различные стороны обучения вероятностно-статистическому содержанию изучены Л.О. Бычковой [10], А. Плоцки [38] и др. Исследования Л.С. Выготского [17], А.П. Тонких [42] и др. показывают, что развитие у учащихся способностей к комбинациям и перестановкам предметов намного эффективнее начинать в начальной школе.
Перечисленными факторами в совокупности обусловлена актуальность исследования стохастики как средства развития логических универсальных действий в начальных классах на внеклассных занятиях по математике.
В процессе развития математического образования в современном мире одной из важных задач стало развитие у детей школьного возраста вероятностной интуиции и логического мышления. Поэтому моменты стохастики в математике заняли одно из основных мест рядом с основными понятиями изучения школьного курса. Логические и вероятностные задачи являются наиболее близкими к тем ситуациям в жизни, с которыми школьник уже сталкивался, и будут сопровождать его в будущем.
В данной взаимосвязи с действующими традиционными школьными притязаниями составляющие комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики вступают в школьный курс математики в облике одной из содержательно-методических рядов, которая дает возможность получить некоторую базу представлений о статистическом характере находящихся вокруг и их свойствах. Уже в начальной школе учащемуся доступны некоторые простые комбинаторные задачи, вероятностные понятия, элементы наглядной и описательной статистики. Соответствующие задачи заложены в настоящих сюжетах, имеют практическую направленность, их использование формирует универсальную математическую логику, умение принимать оптимальные решения, развивает составляющие творческой деятельности.
Составляющими стохастики считаются элементы комбинаторики, теории множеств, математической логики, теории вероятностей и математической статистики. Эти элементы составляющих взаимосвязаны между собой.
Актуальность: исследование и изучение применения стандартов второго поколения в начальном курсе математики общеобразовательной школы с целью овладения учениками универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения стохастической культуры.
Цель исследования: выявить влияние комплекса стохастических задач на развитие универсальных логических действий.
Объект исследования: процесс развития логических универсальных действий у учащихся начальных классов.
Предмет исследования: комплекс стохастических задач как средство развития логических универсальных учебных действий
Задачи:
• изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую и математическую литературу, учебные программы, учебники и учебные пособия;
• разработать критерии оценки уровня развития логических универсальных действий у обучающихся начальных классов и провести диагностику уровня развития универсальных логических действий младших школьников;
• подобрать комплекс стохастических задач, направленный на развитие универсальных логических действий.
Методы исследования:
1) эмпирические методы: наблюдение;
2) теоретическое конспектирование, цитирование;
3) методы обработки результатов: качественные и количественные.
Теоретической основой исследования послужили Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и работы таких авторов, как: Е.Е. Белокуровой [7], Н.Б. Истоминой и Е.П. Виноградовой [29], Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких [25].
Практическая значимость работы состоит в том, что был собран материал для занятий на уроках математики с применением элементов стохастики для детей начальной школы. Были использованы задачи с элементами теории множеств, математической логики, комбинаторики, теории вероятности и математической статистики.
Комплекс стохастических задач может быть использован для развития логических универсальных действий
База исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №23, расположенного по адресу г.Волчанск, ул.Молодежная, д.68. Выборка исследования представлена учащимися 2А класса в возрасте 7-8 лет, в количестве 22 человек. Дети обучаются по программе «Планета знаний».
Структура выпускной квалификационной состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Целью выпускной квалификационной работы было выявить, как комплекс стохастических задач влияет на развитие универсальных логических действий. В настоящее время эта тема очень актуальна, можно отметить, что недостаточное количество времени отводиться в школьном курсе математики изучению и решению стохастических задач. Важно чтобы младшие школьники вовремя овладели универсальными: личностными, регулятивными, познавательными учебными действиями в процессе обучения математике, в частности стохастики.
Для этого была исследована психолого-педагогическая и научно-методическая литература, учебники и учебные пособия таких авторов как А.А. Столяра, Е.Е. Белокуровой, А.П. Тонких, Н.Б. Истоминой, А.Д. Нахмана. Теоретическая значимость работ этих авторов состоит в обоснованной необходимости и возможности формирования логико-стохастической культуры в процессе обучения математике в начальных классах, выделении соответствующих путей и средств, разработке курсов и систем упражнений, предложении технологий изучения материала.
Были разработаны критерии оценки уровня развития логических универсальных действий и проведена диагностика уровня развития универсальных логических действий у детей 2 класса.
Для проведения констатирующего этапа исследования были подобраны тестовые математические задания, на выявление уровней развития логических УУД: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Диагностический инструментарий был разработан при использовании положений программы Н.Б. Истоминой «Учимся решать комбинаторные задачи» и Е.Е. Белокуровой «Некоторые комбинаторные задачи», направленные на формирование у обучающихся приемов умственной деятельности (анализа и синтеза, сравнения), с развитием таких качеств мышления, как критичность и гибкость, с расширением представления младших школьников о способах моделирования в процессе решения текстовых задач, способствуя формированию у обучающихся умения решать задачи.
В ходе анализа начального уровня сформированности логических УУД у обучающихся 2 класса, было выявлено, что программных учебных занятий, недостаточно для формирования всех компонентов УУД, что обусловлено индивидуально-личностными особенностями обучающихся и особенностями восприятия ими учебной информации.
В ходе диагностического исследования сформированности логических УУД у обучающихся 2 класса, было выявлено, что операции, сравнения, синтез и обобщения, сформированы у большинства обучающихся недостаточно, снижая общий показатель сформированности УУД, так как все компоненты логических УУД тесно взаимосвязаны между собой, и недостаточность развития любого из них снижает уровень развития всех остальных.
Действительно, при недостаточно сформированном навыке объединения выделенных в ходе анализа компонентов в целое, с недостаточной сформированностью у обучающихся навыков сопоставления и противопоставления выявленных признаков предметов и явлений, они затрудняются с формулированием общего вывода по результатам исследования.
С целью развития логических универсальных учебных действий обучающихся, были подобраны задачи, для реализации во внеурочной деятельности.
Основным направлением опытно-поисковой работы стало повышение уровня развития логических универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса посредством организации внеклассной работы с включением элементов стохастики. Так как при включении стохастических задач в курс математики у обучающихся формируется навык наблюдения, сравнения, классифицирования, измерения, анализа жизненных ситуаций, принятия обоснованных решений и др.
В качестве средств формирования первоначальных статистических представлений предлагалось использование: моделирования; стохастических игр; опытов со случайными исходами; простейших статистических исследования.
Результаты практической деятельности могут быть использованы специалистами в организации внеурочной деятельности направленной на повышение уровня развития математических способностей учащихся.
1. Аргинская, И.И. Перспективные направления развития системы Л.В.Занкова [Текст] // Начальная школа. - 1997.-№42.-С. 2-4
2. Асмолов, А.Г. Учебное пособие по теме «Формирование УУД» [Текст] / Москва: Просвещение, 2010. - 152 с.
3. Асмолов, А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя. [Текст] - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Байбородова, Л.В., Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников [Текст] / Л.В. Байбородова, Е.В. Широкова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №3. - С.36-42.
5. Белокурова, Е.Е. Характеристика комбинаторных задач [Текст] // Начальная школа. 1994. №1. с. 34 - 38.
6. Белокурова, Е.Е. Некоторые комбинаторные задачи в начальном курсе математики [Текст] //Начальная школа. 1992. №1. с.20-22.
7. Белокурова, Е.Е. Обучение решению комбинаторных задач с помощью таблиц и графов [Текст] //Начальная школа. 1995. № 1. с. 21 - 24.
8. Болтянский, В.Г. Математическая культура и эстетика [Текст] // Математика в школе.- 1982.- № 2.- С. 40-43.
9. Бычкова, Л.О. Формирование вероятностно-статистических представлений учащихся при обучении математике в средней школе [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.О.Бычкова; М, 1991.- 135с.
10. Бычкова, Л.О. Об изучении вероятностей и статистики в школе [Текст] // Бычкова Л.О., Селютин В.Д. Математика в школе. - 1991. -№6. С.9 - 12.
11. Виленкин, Н.Я. О некоторых аспектах преподавания математики в младших классах [Текст] // Математика в школе. -1965. - № 1. - С. 19-30.
12. Власова, И.Н. Комбинаторно-вероятностные задачи в начальном курсе математики [Текст] // Начальная школа. 2012. № 1. с. 74-78.
13. Воробьева, Г. В. Пропедевтика изучения элементов стохастики на уроках математики в начальных классах [Текст] / Г.В. Воробьева // Педагогическое образование в России. - 2015. - №4. - С.70-76.
14. Воробьева, Г. В. Элементы стохастики в начальной школе// Современные проблемы математического образования в период детства [Текст] /Артемьева В.В., Воробьева Г.В., Калинина Г.П., Новоселов С.А., Ручкина В.П., Утюмова Е.А., Воронина Л.В. коллективная монография. Екатеринбург, - 2015. - С.187-217.
15. Воробьева, С.И. Краткая характеристика комбинаторных задач, решаемых методом перебора [Текст] // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. Е.Г.Осовского - Вып.10.- Саранск, 1998, С.86-88.
16. Воробьева, С.И. Элементы стохастики в начальной школе (методическая разработка для студентов педфаков). [Текст] / М.: Изд-во МПУ, 1998. - 72с.
17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред.
В.В.Давыдова.- М., 2009. - 479 с.
18. Гайсинская, И.М. Некоторые вопросы методики изучения элементов теории вероятностей в школьном курсе математики: Автореф. дис.канд. пед. наук.- Ташкент, 1972. - 27 с.
19. Гальковская, И. В. Новые формы воспитательной работы как средство реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС [Текст] / И.В. Гальковская, Н.Д. Мордвина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - №1. - С.38-43.
20. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] // Д. В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2010. - 210 с.
21. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст] //Д. В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2011.- 314с.
22. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) [Текст]: Монография //И. А. Гришанова.- Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - 305 с.
23. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. [Текст] / М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
24. Давыдович, Б. Г. Воспитание школьников [Текст] // Научно методический журнал. - 2003. - №3. - С. 32.
25. Демидова, Т. Е. Математика 2 класс. [Текст] / Учебное пособие под ред. Демидовой Т. Е., Козловой С. А., Тонких А. П. // М.: Баласс, 2ч.-80с.
26. Долгошеева, Е. В.Компетентность учителя как основа изучения в начальной школе элементов стохастики [Текст] // Наука и образование: тенденции и перспективы. - 2016. - №1 (3). - С.32-36.
27. Евстигнеев, В.А. Теория графов: Алгоритмы обработки деревьев [Текст] / Учебное пособие под ред. Евстигнеев В.А., Касьянов В.Н. // Отв. ред.
B. Е. Котов.- Новосибирск: Наука. Сибирская издат. фирма, 2004. - 360 с.
28. Иванов, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках математики. [Текст] /Учебное пособие под ред. Иванова В.Г., Ивановой О.П. // Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2008. - 111 с.
29. Истомина, Н. Б. Математика. Учимся решать комбинаторные задачи. Тетрадь для 1-4кл. [Текст] / Н.Б. Истомина, Е.П. Виноградова. - «Ассоциация 21 века». - 2004. - 48 с.
30. Константинова, Л. Б. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л. Б. Константинова // Начальная школа. - 2000. - № 7. -
C. 45.
31. Крившенко, Л. П. Педагогика [Текст] / Под ред. Л. П. Крившенко // М., 2004.- 305 с.
32. Кузнецова, Л. В. Воспитательная работа в школе [Текст] / Под ред. Л. В. Кузнецова - М., 2002. - 210 с.
33. Куприенко, В. В. Учение с увлечением. Сборник развивающих задач по математике для 2-го класса с методическими рекомендациями и ответами. [Текст] - 2014. - 103с.
34. Курбатова, Н. Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» // Молодой ученый. - 2016. - №16. - С. 343-351. — URL https://moluch.ru/archive/120/33352/(дата обращения: 20.11.2018).
35. Кцоева, Ж. Н. Стохастика в начальной школе и проблемы преподавания раздела [Текст] / Ж. Н. Кцоева, Л. В. Солончук // Актуальные вопросы образования и науки, Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - 2018. - С.85-86.
36. Нахман, А. Д. Вопросы содержания и технологические приёмы обучения стохастике в школьном курсе математики [Текст] / А.Д. Нахман // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - №1. - С.25-30.
37. Петерсон, Л.Г. Новый развивающий курс [Текст] // Начальная школа. - 1996. - №30.- С. 1-8.
38. Плоцки, А. Вероятность в задачах для школьников [Текст] // Просвещение Москва. - 1996. -192с.
39. Проценко, Е. А. Методические аспекты обучения младших школьников элементам математической статистики // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 404-408. — URL https://moluch.ru/archive/70/11997/(дата обращения: 13.01.2019).
40. Савенков, А. И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников [Электронный ресурс] // Школьные науки. 2015. URL:http://lit.na5bal.ru/doc/7639/index.html (дата обращения: 06.11.2018).
41. Столяр, A.A. Педагогика математики. [Текст] // Курс лекций. Минск, «Высшая школа», 1969. - 368 с.
42. Тонких, А. П. Стохастика в начальной школе. Сборник задач: пособие для учителей начальных классов [Текст] /А.П. Тонких. - Баласс. - 2010. - 128с.
43. Усольцева, И. В. Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] /И.В.Усольцева // Инновационные проекты и программы в образовании - 2011 - №2 - С.22-25.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт
общего образования: «Об организации внеурочной деятельности по внеклассной работе» [Электронный ресурс] //
URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/(дата обращения: 26.11.2018).