Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №97865

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 13
1.1. Теоретический анализ содержания понятия «психологическая
готовность» в психологической науке 13
1.2. Факторы и условия формирования психологической готовности
старших подростков к сдаче ЕГЭ 23
1.3. Описание механизмов психологического воздействия в психо лого - педагогических программах по подготовке старшеклассников к сдаче
ЕГЭ 29
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К СДАЧЕ ЕГЭ 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Уровень сформированности компонентов психологической готовности
старшеклассников к сдаче ЕГЭ 45
2.3. Процессуальная модель формирования психологической готовности
старших подростков к сдаче ЕГЭ 60
2.4 Результаты апробации психолого-педагогической программы по формированию психологической готовности старшеклассников к сдаче
ЕГЭ 67
Выводы по 2 главе 72
Заключение 73
Список литературы 76
Приложения 80


Актуальность. В современном мире важность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить, так как любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. Для многих старшеклассников единый государственный экзамен становится трудной жизненной ситуацией, подготовка к которой на протяжении многих лет вызывает хронический стресс. В связи с чем, вопрос о необходимости оказания психологической помощи детям в процессе подготовки к ЕГЭ на сегодняшний день достаточно актуален. Для современной школы важно знать, что может способствовать развитию и подготовке школьников к Единому государственному экзамену. Именно поэтому современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к созданию и разработке различных моделей для повышения данного феномена, в том числе и исследования таких ученых, как В.Г. Граница [6], И.В. Долгополова [9], Н.А. Кожанова [15], С.Д. Каракозов [14], А.Ю. Лихачева [19].
В исследованиях 21 века детально освещается многогранный спектр вопросов, связанных с организацией внедрения и функционирования в современном российском образовании Единого государственного экзамена как тестового феномена (И.А. Артасов, И.Я. Кузьминов, Я.В. Соловьев, А.В. Хуторской [1]), в том числе в альтернативном аспекте неоднозначности его образовательного позитива.
В современной теории и практике образовательной диагностики ситуация характеризуется наличием явно выраженных противоречий между: необходимостью широкого и полномасштабного внедрения диагностирующей процедуры (системы) Единого государственного экзамена и недостаточной разработанностью педагогических условий ее образовательной эффективности. Для успешного функционирования данного вида итоговой аттестации важно учитывать не только когнитивный компонент, но и психологическую сторону выпускников. Так как при высоком уровне психологической готовности школьник способен намного успешнее сдать ЕГЭ. Помочь обучающемуся повысить уровень психологической готовности способны педагоги, психолог образовательного учреждения, а также родители школьника.
Задача педагога-психолога состоит в постоянной поддержке уровня психологической готовности, а также ее повышению. Важно уметь создавать и разрабатывать программы и психологические модели, на основе знания содержания, факторов и структуры психологической готовности, которые смогут облегчить задачу психолога, и снизить уровень тревожности и переживаний школьника перед ЕГЭ.
Данная проблема является актуальной в современном мире, так как ЕГЭ «как обязательная форма аттестации» появилась не так давно (в 2009 г. Государственная дума РФ приняла решение о введении ЕГЭ во всех учебных заведениях страны). Именно поэтому стоит обратить внимание на то, что на сегодняшний день имеется недостаток психологических исследований, касающихся влияния на сдачу единого государственного экзамена индивидуальных особенностей школьников, мало разработаны модели психологического сопровождения старшеклассников в процессе сдачи ЕГЭ.
Несмотря на стандартную процедуру ЕГЭ, экзамен воспринимается как пугающее и устрашающее событие. Участники ЕГЭ постоянно находятся в состоянии переживания неопределенности «а вдруг что случится». Соответственно, чем более они информированы о процедуре, правилах, сложных моментах ЕГЭ, тем меньше поводов для переживаний. Владение информацией повышает процессуальный компонент психологической готовности, вследствие чего снижается тревожность старшего подростка.
Для педагога-психолога важно не только разбираться в составляющих психологической готовности, но и иметь возможность вовремя оказать психологическую поддержку школьнику. Помочь в этом может развивающая (психокоррекционная) программа, способствующая повышению уровня психологической готовности к ЕГЭ. Начиная с 2009 года, актуальность данной проблемы повысилась, и началось активное исследование и разработка программ для повышения уровня психологической готовности к ЕГЭ, которые в свою очередь способствуют развитию уверенности в себе, снижению уровня тревожности, умения контролировать себя и свои действия во время сложной контрольно-оценочной ситуации. Данными исследованиями занимались И.И. Булгакова (2015) [4]; М. А. Павлова, О. С. Гришанова (2009) [22]; К.Э. Задикян [13]; Е.М. Филакова, Ю.А. Шабатина (2009-2010) [32]; М.Ю. Чибисова (2009) [34]; О. Чуча (2010) [35] и тд.
Стоит отметить, что немаловажную роль в процессе подготовки к Единому государственному экзамену играют родители старшеклассника. В наше время слишком часто от перенапряжения происходит психологическое выгорание старших подростков перед ЕГЭ. Многие не выдерживают давления, оказываемого со стороны родителей, которые повышают ценность контрольно-оценочных мероприятий. За счет механизма эмоционального заражения СМИ акцентируют внимание на принципиальной важности персональных достижений, влияний на всю жизнь. Активно обсуждается информация о проблемах, связанных с психологическим напряжением перед ЕГЭ. На основе этого можно сказать, что задача психолога заключается не только в повышении психологической готовности, но и в психологической поддержке родителей школьников. Именно поэтому работа по повышению психологической готовности к ЕГЭ должна включать работу с родителями выпускников. Психолог должен научить родителей настраивать себя и своего ребенка «на успех», а также мотивировать их на помощь в повышении психологической готовности к итоговой аттестации своего ребенка. Еще одним важным фактором, который должен учитывать педагог-психолог при создании развивающей (психокоррекционной) программы являются особенности возраста выпускника.
Старший подростковый возраст является одним из самых сложных возрастов для развития личности индивида. Ведь подростковый возраст - это возраст «второго рождения личности» [А.Н. Леонтьев, С. 30]. Существование подросткового кризиса в несколько раз усложняет работу психолога со обучающимися из-за стремления более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Единый государственный экзамен только подкрепляет волнения и переживания школьника.
На наш взгляд, при условии своевременной социально-психологической поддержки обучающихся вероятность возникновения экзаменационного стресса и других негативных последствий минимальна. Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Опираясь на все вышеперечисленное можно сказать что, выпускникам присуще чувство тревоги, субъективное переживание ситуации угрозы, страха, связанного с невозможностью полноценной самореализации. Исследователи (А.Ю. Лихачева, В.Г. Граница, В.Р. Малахова, И.В Долгополова) отмечают, что психическое напряжение, связанное с подготовкой к сдаче ЕГЭ проходит ряд стадий. При этом, на предпоследней стадии психическое напряжение обучающихся резко возрастает [6]. Из этого следует, что программа по психологической готовности должна включать в себя занятия и упражнения, позволяющие снизить уровень тревоги, переживаний, страхов и повысить их уверенность и себе, в своих силах и успешной сдаче экзамена.
В современных условиях реформирования системы образования актуальным является проблема разработки и внедрений технологий, программ по повышению психологической готовности старших подростков к единому государственному экзамену в условиях образовательной организации.
Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.
Следовательно, проблема исследования заключается в необходимости изучения вопроса, связанного с тем, что педагог-психолог должен знать содержание, структуру и факторы психологической готовности к ЕГЭ и учитывать это при разработке модели и программ, направленных на повышение психологической готовности школьников к контрольно¬оценочной ситуации в условиях образовательной организации.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что проблема является достаточно новой, исследованием данной проблемы занимались такие ученые как М. А. Павлова и О. С. Гришанова (2009)[22]; М.Ю. Чибисова (2009)[34]; Е.М. Филакова, Ю.А. Шабатина (2009-2010)[32]; О. Чуча (2010)[35]; К.Э. Задикян[13] а также И.И. Булгакова (2015)[4].
М.А. Павлова, О.С. Гришанова в 2009 году выпустили книгу «Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика
экзаменационной тревожности». Исследователи предложили материалы (релаксационные психотехники, обучение способам позитивного конструктивного мышления, стратегии работы с детьми группы риска, программы по профилактике экзаменационной тревожности, семинары- тренинги и др.) призваны помочь школьному психологу, учителю, классному руководителю эффективнее организовать работу по психолого-педагогическому сопровождению ЕГЭ. В своей работе они предлагают практико-ориентированную модель психологической готовности к Единому государственному экзамену.
М.Ю. Чибисова (2009) в своей работе предлагает структурную модель психологической готовности, которая включает в себя следующие структурные компоненты: процессуальный, когнитивный и личностный. Безусловной значимостью исследования М.Ю. Чибисовой является разработанная программа по психопрофилактике эмоционального выгорания школьников, а также диагностический инструментарий, позволяющий выявить знания школьников о процедуре ЕГЭ.
Предложенную структурную модель М.Ю. Чибисовой в своем исследовании применила О. Чуча (2010), которая использует иную трактовку компонентов психологической готовности. Исследователем выявлены факторы, которые способствуют успешной сдаче ЕГЭ по основным школьным предметам: русскому языку и математике. На основе проведенного исследования О. Чуча выделила необходимые навыки для подготовки к ЕГЭ.
Другой вид модели формирования психологической готовности к ЕГЭ в своём исследовании представили Е.М. Филакова и Ю.А. Шабатина (2009¬2010). Их модель включает в себя психодиагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее психопрофилактическое сопровождение
учащихся при подготовке к ЕГЭ.
Безусловный интерес представляет исследование К.Э. Задикян [], по результатам которого было разработано методическое пособие для школьных психологов, которое включает в себя анализ психологического содержания ЕГЭ, подбор и апробация диагностических методов, позволяющих оценить уровень индивидуальной готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и классификацию основных трудностей учащихся при сдаче ЕГЭ. В работе исследователя представлена программа психологической подготовки учащихся к экзаменационным испытаниям.
Более глобальные рекомендации смогла дать И.И. Булгакова (2015), которая разработала совершенно новые три составляющих успешной сдачи ЕГЭ - психологически подготовленный педагог, родитель и ребенок. По ее мнению, успешная сдача ЕГЭ зависит от человеческого фактора, от окружения школьника. В своем исследовании она предложила некие рекомендации, которые помогут родителям и педагогам направить своего ребенка на успешную сдачу контрольно-оценочной ситуации.
Данная проблема мало изучена в научных кругах педагогов- психологов. В период с 2000-2010 гг. в РИНЦ было опубликовано 4 научные статьи, изучающие данную тему. После 2010 года данная тема стала актуальной для современного общества, так как в 2009 году форма сдачи экзамена в виде ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Количество статей в сборниках РИНЦ в период с 2010 по сегодняшний день составляет всего 17 научных публикаций.
Цель исследования: разработка и частичная апробация
процессуальной модели по формированию психологической готовности старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена с учетом содержания.
Объект исследования: психологическая готовность старших подростков.
Предмет исследования: процессуальная модель формирования
психологической готовности старших подростков к ЕГЭ.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность процессуальной модели формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ обеспечивается тем, что модель
• базируется на принципах индивидуально-личностного подхода, концептуальных положениях о психологической готовности в отечественной психологии, а также учитывающая возрастные особенности старших подростков;
• основана на психологических механизмах осознания, рефлексии и антиципации;
• предполагает специально-организованное психолого¬
педагогическое взаимодействие учителя, обучающегося и родителя в ходе реализации обучающих мероприятий, опирающихся за
психопрофилактику возможных рисков и учет уровня осведомленности обучающихся о процедуре контрольно-измерительной деятельности, степени сформированности компонентов саморегуляции личности, а также предметной подготовки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать содержание понятия «психологическая готовность» в отечественной психологической науке.
2. Провести теоретический анализ факторов и условий формирования психологической готовности к контрольно-измерительной деятельности в старшем подростковом возрасте.
3. На теоретическом уровне выделить и описать психологические механизмы существующих программ по коррекции и развитию психологической готовности старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена.
4. Определить уровень сформированности компонентов психологической готовности к сдаче ЕГЭ у старших подростков.
5. Разработать процессуальную модель по формированию психологической готовности старшего школьника к Единому государственному экзамену.
6. Провести апробацию психолого-педагогической программы по формированию психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме психологическая готовность старших подростков к ЕГЭ;
2. Экспериментальные: психолого-педагогический эксперимент,
эмпирический психодиагностический метод (анкета М.Ю. Чибисовой, «Тип мышления» Г.В. Резапкиной, «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, «Определение доминирующего состояния» Л.В. Куликов, шкала тревоги Спилберга-Ханина);
3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных (U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона и факторный анализ).
Теоретико-методологическая основа исследования: субъктно- деятельностный подход С.Л.Рубинштейна; индивидуально-личностный подход (И.С. Якиманской); теоретические положения о психологической готовности, представленные в исследованиях Д.И. Фельдштейна, Н.Д. Левитова, Л.А. Кандыбович; концептуальных положениях о содержании и структуре психологической готовности старших подростков к контрольно-измерительным мероприятиям в отечественной психологии (М.Ю. Чибисова, О. Чуча, М.П. Кожемякина, В.В. Спасенникова).
Практическая значимость. Результаты, выводы и материалы исследования, полученные в данном научном исследовании, могут быть использованы педагогом психологом в психокоррекционной работе со старшими школьниками.
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, библиографический список, приложения. В библиографическом списке представлено 36 источников по теме исследования, в том числе 2 интернет- источника. В приложении представлены протоколы эмпирических данных, а также результаты математико-статистической обработки. Работа иллюстрирована 3 таблицами, 2 схем, 6 гистограммами. Общий объем курсового исследования составил 82 страниц. Объем приложений 9 страниц.
Апробация результатов исследования: материалы исследования прошли апробацию в виде публикации научной статьи «Психологическая готовность старших подростков к ЕГЭ в условиях образовательного учреждения» в журнале ВАК «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №3, 2017г. А также публикация «Готовность к единому государственному экзамену как условие психологического благополучия личности старшеклассник» //Психологическое благополучие современного человека [Электронный ресурс] : материалы Международной заочной научно-практической конференции (11 апреля 2018 г.) / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. С. А. Водяха. - Электрон дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - Т. 2.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В ходе научного исследования на теоретическом уровне мы проанализировали содержание понятия «психологическая готовность» в научной психологии, на основе теоретической модели М.Ю. Чибисовой. А так же нами были использованы работы А.Ю. Лихачевой, В.Г. Граница, В.Р. Малаховой, И.В. Долгополовой, Л.А. Кандыбович. Мы, вслед за А.Ю. Лихачевой, опираемся на следующее определение психологической готовности к ЕГЭ - это определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
2. На основе теоретического анализа были выявлены и описали факторы и условия формирования психологической готовности к контрольно-измерительной деятельности в старшем подростковом возрасте. Описана «динамическая структура состояния психологической готовности к сложным видам деятельности», которая включает в себя следующие личностные характеристики: мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые. Чибисовой М.Ю. было выделено три компонента психологической готовности: процессуальный, когнитивный и личностный. Ученые выделяют трудности, которые могут возникать у подростков во время сдачи ЕГЭ. К ним следует отнести: информационные, когнитивные и личностные.
3. На теоретическом уровне были выделены и описаны психологические механизмы существующих моделей по коррекции и развитию психологической готовности старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена, а именно «Тренинг психологической поддержки учащихся» А.И.Минневалеевой, программа «Психологическая подготовка к ЕГЭ» Е.Н. Полещук, программа «Психологическая подготовка к единому государственному экзамену» Зайнуллина А.И. Проанализировав различные программы, способствующие повышению уровня психологической готовности, стоит отметить, что авторы программ при подготовке к ЕГЭ прибегают к использованию следующих механизмов: рефлексия, сублимация и осознание.
4. В ходе эмпирического исследования были определены уровни сформированности компонентов психологической готовности к сдаче ЕГЭ у старших подростков. Необходимо отметить низкий уровень психологической готовности школьников к Единому государственному экзамену, существенные проблемы в личностном компоненте школьников. На эмпирическом уровне были выделены факторы психологической готовности старших подростков к сдаче ЕГЭ: «высокая саморегуляция поведения»; «флексибельность»; «общая удовлетворенность жизнью»; «толерантность к нестабильности».
5. Была разработана процессуальная модель по формированию психологической готовности старшего школьника к Единому государственному экзамену. Организация практической работы предполагала принцип поэтапности формирования. На первом этапе предполагалось провести диагностическое исследование и выявить уровень сформированности психологической готовности каждого школьника. На втором этапе главной задачей предполагалась организация благоприятных условий для проведения коррекционных работ и лекций. Третий этап предполагал проведение непосредственно самой тренинговой работы, способствующей повышению уровня психологической готовности старших подростков к ЕГЭ. На последнем этапе процессуальной модели предполагалось формирование ряда рекомендаций, способствующих повышению уровня психологической готовности к ЕГЭ для трех субъектов образовательного процесса: педагоги, родители, обучающиеся.
6. Была проведена частичная апробация психолого-педагогической программы по формированию психологической готовности
старшеклассников к сдаче ЕГЭ. При помощи Т-критерия Вилкоксона, удалось выявить явные различия в пяти показателях у респондентов экспериментальной группы: «знания школьников о процедуре ЕГЭ», «личностная тревожность», «планирование», «оценка результатов» «гибкость».
В результате исследования была разработана и частично апробирована модель формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ, базирующаяся на принципах индивидуально-личностного подхода, концептуальных положениях о психологической готовности в отечественной психологии, а также учитывающая возрастные особенности старших подростков; основанная на психологических механизмах осознания, рефлексии и антиципации; предполагающая специально-организованное психолого-педагогическое взаимодействие учителя, обучающегося и родителя в ходе реализации обучающих мероприятий, опирающихся за психопрофилактику возможных рисков и учет уровня осведомленности обучающихся о процедуре контрольно-измерительной деятельности, степени сформированности компонентов саморегуляции личности, а также предметной подготовки.
Цель настоящего исследования достигнута, задачи решены.



1. Артасов И.А., Мельникова О.Н. ЕГЭ 2017. История. 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ.
2. Боленкова Е.Ф «Отношение учителей к ЕГЭ как аспект п рофессионально-педагогической компетентности» // Психологический журнал. - 2015. - С. 235-236.
3. Бочева Н.А., Хотеева Е.В. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ Наука, образование, общество. 2015. № 1 (3). С. 194-201.
4. Булгакова И.И. «Психологическая готовность к ЕГЭ» Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2015г.
5. Гапонова С.А., Романова А.Н. «Психологические факторы, влияющие на успешность сдачи выпускниками школ итоговых экзаменов в формате ЕГЭ» // Психологический журнал. - 2012. - С. 120-123.
6. Граница В.Г. «Личностный компонент в структуре готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена» // Студенческий электронный журнал Стриж. - 2016.- С. 86-92.
7. Граница В.Г. «Психолого-педагогическая готовность обучающихся к сдаче единого государственного экзамена» // Психологический журнал. - 2015. - С. 13-16.
8. Гришина С.А. «ЕГЭ как система аттестации выпускников школ России» // Психологический журнал. - 2015. - С. 67-69.
9. Долгополова И.В. «Психологическая готовность детей к ЕГЭ» // Психологический журнал. - 2015 - с. 14-17.
10. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под редакцией: В. Н. ДРУЖИНИНА. Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск/2001г.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. «Психологические проблемы готовности к деятельности.» Минск: Изд-во БГУ, 1976.
12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Изд-во "Университет", 1985. 206 с.
13. Задикян К.Э. методическое пособие для школьных психологов «психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ» 2009г.
14. Каракозов С.Д. «Психологические основания прогнозирования успешности учения студентов в вузе». «Алтайская государственная педагогическая академия», Барнаул, Россия. 2007 г.
15. Кожанова Н.А. «Психологическая подготовка участников образовательного процесса к ЕГЭ как система психологического сопровождения на всех ступенях обучения». Луга 2011
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ