Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В КОНФЛИКТЕ

Работа №97861

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 7
1.1 Ведущие стратегии поведения в межличностном конфликте... 7
1.2 Подходы к классификации копинг-поведнеия в конфликта 12
1.3 Психологическая защита личности в конфликтных ситуациях ... 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И СПОСОБОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СИТУАЦИЯХ
КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Обработка и анализ результатов 32
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59


Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране характеризуется возникновением условий, которые порождают широкий спектр принципиально новых стрессовых обстоятельств, возникающих в профессиональной деятельности личности. В профессиях соционического типа человек ежедневно сталкивается с конфликтными ситуациями и конфликтными клиентами. Очень важно, на сколько человек эффективно может справиться с конфликтами и избегать негативного влияния на его деятельность и психическое состояние. В связи с этим, у исследователей возникает большой интерес к проблеме изучения методов реагирования в стрессовых ситуациях. Один из методов совладания со стрессом, которые представлены в данной работе - копинг-стратегии. Проблему копинг-стратегий исследовали множество зарубежных (Д. Амирахн, Н. Селье, Дж. Роттер, Р. Лазарус, Р. Плутчик, С. Фолкман) и отечественных авторов (Н.М. Никольская, Р.М. Грановская, С.В. Фролова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский). Первой термин «копинг-поведение» психологической литературе применила в 1962 году Л. Мэрфи, изучая способ преодоления кризисов развития детьми. В российской психологии слово «coping» переводят как адаптивное, совладающее поведение, или поведение преодоления. В дальнейшем термин был применен к стрессовым ситуациям, ситуациям конфликта. Для совладания со стрессом каждый человек использует копинг-стратегии, которые связанны с имеющимся у него психологическим резервом и опытом.
Другой механизм, направленный на минимизацию отрицательных переживаний - это способы психологической защиты. Термин «защитный механизм» был впервые введен З. Фрейдом в 1894 году и был использован для описания борьбы «Я» против болезненных и невыносимых мыслей и аффектов. Изучению проблемы формирования и определения роли защитных механизмов в развитии личности посвящены работы З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Перлза и др. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались Д.Н.Узнадзе, В.Н. Мясищев, Ф.В. Бассин, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, P.M. Грановская и др. Главная задача копинг-стратегий и способов психологической защиты состоит в обеспечении и поддержании благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.
Проблема данного исследования заключается в том, что конфликт является неотъемлемой часть жизни человека, и то, как он будет совладать со стрессом, который возникает при конфликтной ситуации, напрямую влияет на психологическое здоровье личности и эффективность выполняемой им задачи. Не все люди обучены конфликтологическим и психологическим приемам, поэтому очень важно работодателю обучить работников методам совладания со стрессом, если рабочая деятельность сопровождается частыми стрессами и конфликтами. Недостаток обучения в этой области может вызывать серьезные последствия, такие как снижение эффективности деятельности сотрудника, уменьшение лояльности клиентов после взаимодействия с сотрудником, финансовые или репутационные потери для организации, психологические проблемы сотрудников, текучесть кадров и другие. Поскольку специфичность любой профессиональной деятельности корректируют привычные способы реагирования на ситуацию, существует необходимость исследовать применяемые способы совладания в каждом типе профессий.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, несмотря на то, что в определениях понятий «копинг-стратегии» и «способы психологической защиты» упоминается, что механизмы применимы в конфликтной ситуации, большинство исследований направлены на изучение этих механизмов в контексте стресса. То, как человек будет совладать со стрессом, который возникает при конфликтной ситуации, зависит от психологического здоровья личности и влияет эффективность выполняемой им задачей. В связи с этим, возникает необходимость изучения рассматриваемых механизмов в контексте конфликта.
Объект исследования - это конфликты, возникающие в профессиях соционического типа. Организация, в рамках которой будет проходить исследование - это контактный центр одного крупного банка. Сотрудникам контактного центра необходимо взаимодействовать с большим потоком клиентов, среди которых нередко встречаются конфликтные.
Предметом исследования являются способы преодоления конфликтов, возникающие в профессиях соционического типа, которые используют сотрудники организации, взаимодействуя с конфликтными клиентами.
Исходя из проблемы исследования, нами была сформулирована гипотеза исследования: использование адаптивных копинг-стратегий и конструктивных способов психологической защиты обеспечивает более высокую эффективность в профессиональной деятельности, связанной с частыми ситуациями возникновения конфликтов и их преодолением.
Цель исследования: изучить копинг-стратегии и способы
психологической защиты, которые используются в конфликтной ситуации и их влияние на эффективность в профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
- Изучить стратегии поведения в конфликте;
- Изучить особенности применения копинг-стратегий;
- Изучить особенности применения способов психологической защиты;
- Проанализировать, как применяемые копинг-стратегии и способов психологической защиты могут оказать влияние на показатели эффективности.
Исследование проводилось на базе Контактного цента ПАО Сбербанк. В исследовании приняли участие 30 сотрудников в возрасте от 19 до 25 лет, опыт работы которых составляет от 6 месяцев до 1 года.
Гипотеза исследования: сотрудники с разными показателями
эффективности взаимодействия с клиентами различаются используемыми копинг-стратегиями и способами психологической защиты.
В исследовании применялись следующие методы:
Теоретические методы - анализ, обобщение, сравнение, сопоставление.
Эмпирические методы - интервьюирование, тестирование:
- Методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма ;
- Опросник Плутчика, Келлермана, Конте - Методика «Индекс жизненного стиля»;
- Критерий Манна - Уитни.
В настоящее время существует множество исследований, направленных на изучение особенностей, как способов психологической защиты, так и копинг-процессов. Ричард Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания стратегий совладания со стрессом и другими порождающими тревогу событиями. Под эту категорию так же попадают конфликтные ситуации. Процесс объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются человеком в обыденной жизни. Э. Хейм разработал методику, состоящую из 26 ситуационно- спецефических вариантов копинга, распределенных с учетом основных сфер психической деятельности: когнитивная, эмоциональная и поведенческая. Применяемые стратегии так же в свою очередь разделены на адаптивный, относительно адаптивный и неадаптивный варианты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы было изучить копинг- стратегии и способы психологической защиты, которые используются сотрудниками в конфликтной ситуации, и их влияние на профессиональную деятельность.
Для достижения поставленной цели нами были выполнены следующие задачи:
- Изучены стратегии поведения в конфликте;
- Изучены особенности применения копинг-стратегий;
- Изучены особенности применения способов психологической защиты;
- Исследовано влияние применяемых копинг-стратегий и способов психологической защиты на показатели эффективности.
В данном исследовании мы рассмотрели взгляды различных ученых на проблему формирования механизмов психологической защиты и стратегии копинг-поведения.
Под копинг-стратегиями следует понимать психологические многообразные формы активности человека, охватывающие все виды взаимодействия объекта с задачами внешнего или внутреннего характера, с трудностями, которые необходимо разрешить, избежать, взять под контроль или смягчить.
Защитный механизм (психологическая защита) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.
В результате эмпирического исследования мы определили ведущие копинг-стратегии и способы психологической защиты, используемые сотрудниками. Так же, мы соотнесли их с основными показателями эффективности деятельности: среднее время обслуживания, оценка сектора мониторинга, оценка клиента. При помощи статистического критерия Манна-Уитни были получены следующие результаты:
- Сотрудникам с более выраженным способом психологической защиты «интеллектуализация», требуется меньше времени, чтобы решить проблему клиента или разрешить конфликтную ситуацию;
- Сотрудникам, которые в большей степени используют адаптивные варианты копинг-стратегий когнитивной сферы, требуется меньше времени для разрешения трудной ситуации в режиме разрешения проблемы клиента или взаимодействия в конфликтной ситуации.
Полученные результаты подтверждают необходимость обучения, которое направлено на повышение конфликтологической компетентности и изучение конструктивных способов психологической защиты и копинг- стратегий. Результатом такого обучения может стать:
- Уменьшение текучести кадров;
- Повышение эффективности деятельности сотрудников;
- Повышение лояльности клиентов после взаимодействия с
сотрудниками;
- Снижение финансовых или репутационных потерь для
организации;
- Уменьшение психологических проблем сотрудников, связанных с профессиональной деятельностью.



1. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2014. - 552 с.
2. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. - 2-е изд. - СПб. и др.: Питер, 2015. - 528 с.
3. Белашева И.В. Технологии формирования модели безопасного поведения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Белашева И.В., Ершова Д.А., Есаян М.Л— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017.— 165 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69443.html.— ЭБС «IPRbooks»
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб., Речь, 2010. - 656 с
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 576 с: ил.
6. Дарендорф ф.Р. Элементы теории социального конфликта // Кравченко а.И. Социология. Хрестоматия для вузов. - м., 2002. -с. 618-623.
7. Диагностика копинг стратегий Хейма. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://psycabi.net/testy/178-ishchem-vykhod-iz-slozhnykh-
situatsij-metodika-dlya-psikhologicheskoj-diagnostiki-koping-mekhanizmov-test- khajma
8. Емельянов, С. М. Конфликтология : учебник и практикум для
академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 322 с. — (Серия : Бакалавр.
Академический курс). — ISBN 978-5-534-06003-4.
9. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии : Курс лекций / Д.П. Зеркин - Ростов-н/Д: «Феникс», 2012. - 480 с.
10. Зигмунд Фрейд / Введение в психоанализ; [пер. с нем. Г. В.
Барышниковой]. — Москва: Издательство АСТ, 2018. — 608 с. —
(Философия - Neoclassic).
11. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - C.442-444.
12. Котенева А.В. Психологическая защита личности. - М.: МГГУ, 2013. - 562 с.
13. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования /Р.Лазарус // Эмоциональный стресс. - Л., 1990. - С. 178-208.
14. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологовю НИПНИ им. Бехетерева, Санкт-Петербург, 2009 г, ред. Л.И. Вассерман
15. Наследов А. Д. - Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2012 - 392с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ