ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ПАРТИЦИПАТИВНОЙ СВЯЗИ С МАТЕРЬЮ НА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 5
1.1 СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ 5
1.2 СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ПАРТИЦИПАЦИИ В НАУКЕ. РАЗВИТИЕ И
НАРУШЕНИЕ ПАРТИЦИПАТИВНОЙ СВЯЗИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ХАРАКТЕРА ПАРТИЦИПАВТИВНОЙ СВЯЗИ С МАТЕРЬЮ НА ВЫБОР
СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 22
2.1 ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 22
2.2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА
ОТНОШЕНИЙ ДУАЛЬНОГО СОЮЗА С МАТЕРЬЮ 26
2.3 ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАРТИЦИПАТИВНОЙ СВЯЗИ С МАТЕРЬЮ НА
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Ранний период развития человека во многом предопределяет его будущую жизнь, оказывает влияние на его поведение с другими людьми, как в мирных, так и в конфликтных ситуациях. Особенно в этот период для ребёнка важны забота и внимание со стороны матери, которая практически всегда находится рядом с ним, способствует его развитию в окружающей действительности и помогает в её освоении. В это время между ребёнком и его матерью устанавливается особая духовная связь, которую также называют партиципативной [27]. В дальнейшем, во время пубертатного периода, происходит естественное разрушение данной связи через процессы сепарации и выход человека во взрослую жизнь отдельно от родителей, когда он уже может считаться самостоятельным. Все эти процессы формируют поведение человека и его отношение с другими людьми, а, следовательно, и его поведение в конфликте.
Тема становится актуальна при изучении возникновения причин поведения человека в конфликтной ситуации, потому что в современной науке существует малое количество исследований, изучающих влияние раннего и пубертатного периодов развития человека, а именно процесса его социализации и индивидуализации в эти периоды, благодаря установлению и дальнейшему разрушению партиципативной связи, на поведение человека в конфликте.
Объект исследования: явление партиципативной связи с матерью.
Предмет исследования: связь стратегий поведения в конфликте с нарушенностью партиципативной связи с матерью.
Цель исследования: определить особенности влияния
партиципативной связи с матерью на выбор человеком стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Из цели были определены задачи исследования:
1) изучить возможные стратегии поведения человека в конфликтной ситуации;
2) изучить феномен партиципативной связи;
3) найти методологию, способную определять характер партиципативной связи с матерью;
4) найти взаимосвязь поведения человека в конфликте и характер партиципативной связи с матерью.
В нашей работе мы определили две гипотезы:
Гипотеза 1: Характер дуальных отношений с матерью влияет на процесс сепарации от неё.
Гипотеза 2: Характер процесса сепарации от матери влияет на выбор человеком стратегии поведения в конфликте.
Феномен партиципации ещё со времени первобытных людей позволял человеку снимать многие логические противоречия между его представлениями о мире и самой реальностью, но главная заслуга данного феномена для человека, на наш взгляд, заключается не только в возможности снять логические противоречия, а в возможности социализироваться и выжить в окружающем мире. Благодаря устанавливаемой партиципативной связи человек отождествляет себя с силами природы, своими предками, своим народом, что позволяет ему гораздо быстрее приспосабливаться к окружающей действительности, взаимодействовать с ней и изменять её. Поэтому, значение данной связи для человека является очень важным на раннем этапе его развития, когда устанавливается партиципативная связь с матерью, благодаря чему, знакомство человека с миром происходит менее болезненно, чем, если бы этой связи не было. По мере взросления, человек обретает большую самостоятельность и желает стать независимым - происходит сепарация от родительского объекта, которая сопровождается множеством противоречий приводящих к конфликтам. Поэтому в данном исследовании мы поставили цель: определить особенности влияния партиципативной связи с матерью на выбор человеком стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Объектом нашего исследования: явление партиципативной связи с матерью.
Предмет исследования: связь стратегий поведения в конфликте с нарушенностью партиципативной связи с матерью.
В начале нашей работы были определены две гипотизы:
Гипотеза 1: Характер дуальных отношений с матерью влияет на процесс сепарации от неё.
Гипотеза 2: Характер процесса сепарации от матери влияет на выбор человеком стратегии поведения в конфликте.
Для доказательства гипотез нами была разработана методика СОМО- МАТЬ, позволяющая определить характер партиципативной связи с матерью и характер протекающей сепарации от неё. Для подтверждения характера партиципативной связи также был использован тест Зонди, благодаря которому можно определить больше основных причин характера партиципативной связи с матерью. При определении поведения человека в конфликтной ситуации был использован опросник Томаса- Киллмена, как наиболее подходящий для нашего исследования.
В ходе нашего исследования подтвердились обе гипотезы: выявленные тестом Зонди причины характера партиципативной связи показывают причины низких, средних или высоких значений характера сепарации от матери. Который, в зависимости от получаемых значений, оказывает влияние на поведение человека в конфликтной ситуации.
1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
2. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М.: «КСП», 1996. - 243 с.
3. Болотова А. К., Жуков, Ю. М. Психология коммуникаций [Текст]: моногр. / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа ‘кономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.
4. БЮРГИ-МАЙЕР К. Вера как судьба. «Религиозная глубинная психология по Леопольду Зонди». // Психология судьбы / Сб. статей / Издание второе, исправленное и дополненное / УрО РАН.- Екатеринбург, 1994. - 167 с.
5. Вишнякова Н. Ф. Конфликтология: учеб. пособие для слушателей системы повышения квалификации работников образования / Н. Ф. Вишнякова. Минск: Университетское, 2002
6. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2006.
7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб: Питер, 2000.
8. Зигмунд Фрейд / Введение в психоанализ; [пер. с нем. Г. В. Барышниковой]. — Москва: Издательство АСТ, 2018. — 608 с. — (Философия - Neoclassic).
9. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М. : 2007. № 3. - С. 93-112.
10. ЛЕВИ-БРЮЛЬ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.-608 с. - (Серия: «Психология: Классические труды»)
11. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологовю НИПНИ им. Бехетерева, Санкт-Петербург, 2009 г, ред. Л.И. Вассерман
12. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) Учебное пособие Казань, 2003
13. Наследов А. Д. - Математические методы психологиче-ского исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2012 - 392с
14. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006., 360 с.
15. Ранк О. Травма рождения. М.: Аграф, 2004.
...