ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 6
1.1. Особенность конфликтов в студенческой среде 6
1.2. Подразделения высших учебных учреждений как институты
конфликторазрешения 12
1.3. Деятельность студенческого центра разрешения и исследования
конфликтов 20
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЯ И
РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Результаты исследования 30
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
Современное общество не может гармонично развиваться без проявления противоречий. Противоречие сторон может перерасти в конфликтное взаимодействие. Но так как противоречие, другим словам, предконфликт является латентной стадией конфликта его можно урегулировать на этой стадии с помощью специально созданных в образовательных организациях центров по исследованию и разрешению конфликтов. В современном обществе остро стоит проблема недостаточного уровня партнерского взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ситуациях разрешения конфликта. Под партнёрским взаимодействием понимается совместная деятельность, направленная на достижение общих целей в области конфликторазрешения.
В настоящее время конфликторазрешением в образовательных организациях занимаются такие подразделения как профсоюзная организация, институт самоуправления, отдел психолого-педагогического сопровождения, администрация образовательного учреждения. Однако данные структуры либо не являются нейтральными сторонами конфликта, либо часто не обладают достаточными конфликтологическими компетенциями, либо их деятельность направлена на применение санкций в отношении участников конфликта без конструктивного выхода из конфликтной ситуации. Административный способ разрешения конфликта часто не удовлетворяет субъектов образовательного процесса.
Практическая значимость нашего исследования связана:
1. С возможностью предупреждения конфликтов внутри образовательного учреждения, снижения конфликтного потенциала, поддержания благоприятной среды и т.п.
2. С обеспечением безопасности образовательного учреждения за счет минимизации возможности возникновения деструктивных конфликтов, угрожающих психологической безопасности участников образовательного процесса.
3. С разработкой учебных курсов, направленных на понимание конфликта как социального явления, умение анализировать ситуацию, определение причины конфликта и изучение стратегий поведения в конфликте;
4. С возможностью получения профессионального опыта студентами разных направлений вуза в области конфликторазрешения.
Социальная значимость исследования заключается:
1. В повышении конфликтологической компетенции населения через реализацию образовательных программ, а также работу с клиентами Центра в рамках процедур разрешения конфликтов;
2. В снижении напряжённости, поддержке благоприятного психологического климата в ОУ, через проведение мероприятий конфликтологической направленности (тренинги и мастер-классы, лекции и семинары).
3. В распространении опыта создания служб примирения в ВУЗах, школах и других образовательных организациях.
Принимая во внимание вышесказанное, мы считаем, что в современном обществе необходимо развитие институтов, главенствующей целью которых будет являться разрешение конфликтов не только и не столько нормативными способами, но и альтернативными методами разрешения конфликтов, в том числе с применением процедуры медиации и медиативных технологий.
Актуальность работы заключается в том, что конфликты между субъектами образовательного процесса на любом уровне могут негативно отразиться на эффективности и качестве работы педагогического коллектива, в психологической атмосфере администрации образовательной организации и учебной среды, авторитете учреждения и др. Партнерское взаимодействие между субъектами образовательного процесса в Свердловской области в ситуациях разрешения конфликта имеет большое значение.
Объектом исследования является студенческий центр разрешения исследования как институт конфликторазрешения.
Предметом исследования является организация студенческого центра разрешения и исследования конфликтов.
Цель работы - изучение необходимости создания центра исследования и разрешения конфликтов в студенческой среде на примере УрГПУ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучение основных конфликтов в студенческой среде;
- рассмотрение деятельности служб образовательного учреждения высшего образования, занимающихся разрешением конфликтов;
- описание деятельности студенческого центра разрешения и исследования конфликтов;
- проведение и анализ результатов анкетирования.
Гипотеза исследования: необходимость создания центра разрешения и исследования конфликтов определяется высоким уровнем готовности студентов обращаться за профессиональной помощью при разрешении конфликтов.
Методологической основой исследования являются: понятие
«конфликт» Л.Г. Почебут и И.А. Мейжис; понятийная схема описания конфликта (Л.А. Петровская, 1977; А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 1996); конфликт как структурная единица образовательной среды (Г.А. Ковалева); причины конфликтов в студенческой группе (Г.И. Козырев); критерии развития группы (Л.И. Уманский); понятие « малая группа» (Р. Бейлза, Д. Картртайт, А. Зандера, Дж. Хоманс); понятие «студенческий конфликт» Максуэлл Мольц; понятие «социальный конфликт» Л. Козера; теория «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа.
Конфликты в студенческой среде неизбежны в силу объективного существования противоречий. Стремление разрешить конфликт посредством проявления давления по отношению к взглядам, позициям и интересам другого человека может привести к ухудшению ситуации, провоцируя нежелательные последствия. Необходимо понять, что противоречия между суждениями людей - это нормальное состояние во взаимодействии, дающее в конкретной ситуации время для размышления и поиска оптимальных способов решения.
Конфликты в студенческой среде являются постоянным явлением. Следовательно, необходимо обучать студентов находить конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации. В высших учебных заведениях существуют различные службы, занимающиеся урегулированием конфликтных ситуаций. Работа этих служб напрямую зависит от обращения студентов и работников ВУЗа.
Конфликторазрешением в ВУЗе могут заниматься разные структуры подразделения, такие, как:
1) администрация, которая при разрешении конфликтов, в силу нехватки ресурсов, зачастую не может их урегулировать альтернативными способами, а применяет только административный метод разрешения;
2) отдел психолого-педагогического сопровождения, деятельность которого направлена на адаптацию учащихся к образовательным организациям, разрешение внутриличностных конфликтов и снижение напряженности;
3) система самоуправления студентов, связанного с сопровождением обучающихся и представляющее их интересы-при разрешении конфликтов они не обладают достаточными конфликтологическими знаниями, умениями и навыками;
4) профсоюзные организации, которые по своей функции не являются нейтральной структурой и больше направлены на защиту интересов членов профсоюзной организации.
Студенческий центр разрешения и исследования конфликтов мог бы занимать независимое и нейтральное положение в структуре ВУЗа, обеспечивая условия для партнерского взаимодействия в урегулировании конфликтов, опираясь на ресурсы и опыт для обучения альтернативным формам разрешения споров. Также его целью могло бы стать повышение уровня конфликтологической грамотности студентов; профилактика конфликтов в студенческой среде путем осуществления образовательной, практической и исследовательской деятельности.
Проведя первичную диагностику необходимости организации студенческого центра разрешения и исследования конфликтов в студенческой среде УрГПУ, при помощи метода анкетирования было выявлено, что существует тенденция обращения студентов за профессиональной помощью для разрешения сложных конфликтных ситуаций или, когда им самостоятельно не удается урегулировать конфликт с достижением положительного результата для обеих сторон.
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов /
А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2011. - 551 с.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
3. Данилова Е. Л. Особенности межличностных отношений студенческой группе [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. - с. 70-72 [Электронный ресурс ] - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3474/ (дата обращения: 16.03.2018).
4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994 № 5
5. Козер Л. А. Функции социального конфликта. М., 2005 - 184 с.
6. Козырев Г.И., Введение в конфликтологию: учебное пособие. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999 - 176 с.
7. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - Москва: «Интеллект-Центр», 2002. - 296 с.
8. Мольц М.Я - это Я, или Как стать счастливым / Пер. с англ. - СПб., 1992 - 500 с.
9. Назаренко С.В., Социология: учебное пособие. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009 - 496 с.
10. Наследов А. Д. - Математические методы психологиче-ского исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2012 - 392с.
11. Основы психологии и педагогики: практикум для студ ентов всех специальностей и все форм обучения / И.Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко - Минск: БГУИР, 2008.
12. Положение о студенческом общежитии УрГПУ от 2016 г. Сайт Уральского государственного педагогического университета [Электронный ресурс ] - Режим доступа: https://uspu.ru/student/studgorodok/Pol_st_dorm
13. Почебут Л.Г., Социальная психология / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. - СПб. : Питер,2010 - 672 с.
14. Спенсер Г. Основания социологии // Западно -европейская социология Х1Хв.: тексты. М. 1996. с. 279-332.
15. Устав федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» [Текст] : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1573. - с. 5-13.
16. Федеральный закон от 12.01.1996 №10 - ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)