Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА РАЗРЕШЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ

Работа №97856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 6
1.1. Особенность конфликтов в студенческой среде 6
1.2. Подразделения высших учебных учреждений как институты
конфликторазрешения 12
1.3. Деятельность студенческого центра разрешения и исследования
конфликтов 20
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЯ И
РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Результаты исследования 30
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50


Современное общество не может гармонично развиваться без проявления противоречий. Противоречие сторон может перерасти в конфликтное взаимодействие. Но так как противоречие, другим словам, предконфликт является латентной стадией конфликта его можно урегулировать на этой стадии с помощью специально созданных в образовательных организациях центров по исследованию и разрешению конфликтов. В современном обществе остро стоит проблема недостаточного уровня партнерского взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ситуациях разрешения конфликта. Под партнёрским взаимодействием понимается совместная деятельность, направленная на достижение общих целей в области конфликторазрешения.
В настоящее время конфликторазрешением в образовательных организациях занимаются такие подразделения как профсоюзная организация, институт самоуправления, отдел психолого-педагогического сопровождения, администрация образовательного учреждения. Однако данные структуры либо не являются нейтральными сторонами конфликта, либо часто не обладают достаточными конфликтологическими компетенциями, либо их деятельность направлена на применение санкций в отношении участников конфликта без конструктивного выхода из конфликтной ситуации. Административный способ разрешения конфликта часто не удовлетворяет субъектов образовательного процесса.
Практическая значимость нашего исследования связана:
1. С возможностью предупреждения конфликтов внутри образовательного учреждения, снижения конфликтного потенциала, поддержания благоприятной среды и т.п.
2. С обеспечением безопасности образовательного учреждения за счет минимизации возможности возникновения деструктивных конфликтов, угрожающих психологической безопасности участников образовательного процесса.
3. С разработкой учебных курсов, направленных на понимание конфликта как социального явления, умение анализировать ситуацию, определение причины конфликта и изучение стратегий поведения в конфликте;
4. С возможностью получения профессионального опыта студентами разных направлений вуза в области конфликторазрешения.
Социальная значимость исследования заключается:
1. В повышении конфликтологической компетенции населения через реализацию образовательных программ, а также работу с клиентами Центра в рамках процедур разрешения конфликтов;
2. В снижении напряжённости, поддержке благоприятного психологического климата в ОУ, через проведение мероприятий конфликтологической направленности (тренинги и мастер-классы, лекции и семинары).
3. В распространении опыта создания служб примирения в ВУЗах, школах и других образовательных организациях.
Принимая во внимание вышесказанное, мы считаем, что в современном обществе необходимо развитие институтов, главенствующей целью которых будет являться разрешение конфликтов не только и не столько нормативными способами, но и альтернативными методами разрешения конфликтов, в том числе с применением процедуры медиации и медиативных технологий.
Актуальность работы заключается в том, что конфликты между субъектами образовательного процесса на любом уровне могут негативно отразиться на эффективности и качестве работы педагогического коллектива, в психологической атмосфере администрации образовательной организации и учебной среды, авторитете учреждения и др. Партнерское взаимодействие между субъектами образовательного процесса в Свердловской области в ситуациях разрешения конфликта имеет большое значение.
Объектом исследования является студенческий центр разрешения исследования как институт конфликторазрешения.
Предметом исследования является организация студенческого центра разрешения и исследования конфликтов.
Цель работы - изучение необходимости создания центра исследования и разрешения конфликтов в студенческой среде на примере УрГПУ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучение основных конфликтов в студенческой среде;
- рассмотрение деятельности служб образовательного учреждения высшего образования, занимающихся разрешением конфликтов;
- описание деятельности студенческого центра разрешения и исследования конфликтов;
- проведение и анализ результатов анкетирования.
Гипотеза исследования: необходимость создания центра разрешения и исследования конфликтов определяется высоким уровнем готовности студентов обращаться за профессиональной помощью при разрешении конфликтов.
Методологической основой исследования являются: понятие
«конфликт» Л.Г. Почебут и И.А. Мейжис; понятийная схема описания конфликта (Л.А. Петровская, 1977; А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 1996); конфликт как структурная единица образовательной среды (Г.А. Ковалева); причины конфликтов в студенческой группе (Г.И. Козырев); критерии развития группы (Л.И. Уманский); понятие « малая группа» (Р. Бейлза, Д. Картртайт, А. Зандера, Дж. Хоманс); понятие «студенческий конфликт» Максуэлл Мольц; понятие «социальный конфликт» Л. Козера; теория «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Конфликты в студенческой среде неизбежны в силу объективного существования противоречий. Стремление разрешить конфликт посредством проявления давления по отношению к взглядам, позициям и интересам другого человека может привести к ухудшению ситуации, провоцируя нежелательные последствия. Необходимо понять, что противоречия между суждениями людей - это нормальное состояние во взаимодействии, дающее в конкретной ситуации время для размышления и поиска оптимальных способов решения.
Конфликты в студенческой среде являются постоянным явлением. Следовательно, необходимо обучать студентов находить конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации. В высших учебных заведениях существуют различные службы, занимающиеся урегулированием конфликтных ситуаций. Работа этих служб напрямую зависит от обращения студентов и работников ВУЗа.
Конфликторазрешением в ВУЗе могут заниматься разные структуры подразделения, такие, как:
1) администрация, которая при разрешении конфликтов, в силу нехватки ресурсов, зачастую не может их урегулировать альтернативными способами, а применяет только административный метод разрешения;
2) отдел психолого-педагогического сопровождения, деятельность которого направлена на адаптацию учащихся к образовательным организациям, разрешение внутриличностных конфликтов и снижение напряженности;
3) система самоуправления студентов, связанного с сопровождением обучающихся и представляющее их интересы-при разрешении конфликтов они не обладают достаточными конфликтологическими знаниями, умениями и навыками;
4) профсоюзные организации, которые по своей функции не являются нейтральной структурой и больше направлены на защиту интересов членов профсоюзной организации.
Студенческий центр разрешения и исследования конфликтов мог бы занимать независимое и нейтральное положение в структуре ВУЗа, обеспечивая условия для партнерского взаимодействия в урегулировании конфликтов, опираясь на ресурсы и опыт для обучения альтернативным формам разрешения споров. Также его целью могло бы стать повышение уровня конфликтологической грамотности студентов; профилактика конфликтов в студенческой среде путем осуществления образовательной, практической и исследовательской деятельности.
Проведя первичную диагностику необходимости организации студенческого центра разрешения и исследования конфликтов в студенческой среде УрГПУ, при помощи метода анкетирования было выявлено, что существует тенденция обращения студентов за профессиональной помощью для разрешения сложных конфликтных ситуаций или, когда им самостоятельно не удается урегулировать конфликт с достижением положительного результата для обеих сторон.



1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов /
А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2011. - 551 с.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
3. Данилова Е. Л. Особенности межличностных отношений студенческой группе [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. - с. 70-72 [Электронный ресурс ] - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3474/ (дата обращения: 16.03.2018).
4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994 № 5
5. Козер Л. А. Функции социального конфликта. М., 2005 - 184 с.
6. Козырев Г.И., Введение в конфликтологию: учебное пособие. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999 - 176 с.
7. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - Москва: «Интеллект-Центр», 2002. - 296 с.
8. Мольц М.Я - это Я, или Как стать счастливым / Пер. с англ. - СПб., 1992 - 500 с.
9. Назаренко С.В., Социология: учебное пособие. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009 - 496 с.
10. Наследов А. Д. - Математические методы психологиче-ского исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2012 - 392с.
11. Основы психологии и педагогики: практикум для студ ентов всех специальностей и все форм обучения / И.Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко - Минск: БГУИР, 2008.
12. Положение о студенческом общежитии УрГПУ от 2016 г. Сайт Уральского государственного педагогического университета [Электронный ресурс ] - Режим доступа: https://uspu.ru/student/studgorodok/Pol_st_dorm
13. Почебут Л.Г., Социальная психология / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. - СПб. : Питер,2010 - 672 с.
14. Спенсер Г. Основания социологии // Западно -европейская социология Х1Хв.: тексты. М. 1996. с. 279-332.
15. Устав федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» [Текст] : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1573. - с. 5-13.
16. Федеральный закон от 12.01.1996 №10 - ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ