ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА РАЗРЕШЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 6
1.1. Особенность конфликтов в студенческой среде 6
1.2. Подразделения высших учебных учреждений как институты
конфликторазрешения 12
1.3. Деятельность студенческого центра разрешения и исследования
конфликтов 20
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЯ И
РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Результаты исследования 30
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
1.1. Особенность конфликтов в студенческой среде 6
1.2. Подразделения высших учебных учреждений как институты
конфликторазрешения 12
1.3. Деятельность студенческого центра разрешения и исследования
конфликтов 20
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЯ И
РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Результаты исследования 30
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
Современное общество не может гармонично развиваться без проявления противоречий. Противоречие сторон может перерасти в конфликтное взаимодействие. Но так как противоречие, другим словам, предконфликт является латентной стадией конфликта его можно урегулировать на этой стадии с помощью специально созданных в образовательных организациях центров по исследованию и разрешению конфликтов. В современном обществе остро стоит проблема недостаточного уровня партнерского взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ситуациях разрешения конфликта. Под партнёрским взаимодействием понимается совместная деятельность, направленная на достижение общих целей в области конфликторазрешения.
В настоящее время конфликторазрешением в образовательных организациях занимаются такие подразделения как профсоюзная организация, институт самоуправления, отдел психолого-педагогического сопровождения, администрация образовательного учреждения. Однако данные структуры либо не являются нейтральными сторонами конфликта, либо часто не обладают достаточными конфликтологическими компетенциями, либо их деятельность направлена на применение санкций в отношении участников конфликта без конструктивного выхода из конфликтной ситуации. Административный способ разрешения конфликта часто не удовлетворяет субъектов образовательного процесса.
Практическая значимость нашего исследования связана:
1. С возможностью предупреждения конфликтов внутри образовательного учреждения, снижения конфликтного потенциала, поддержания благоприятной среды и т.п.
2. С обеспечением безопасности образовательного учреждения за счет минимизации возможности возникновения деструктивных конфликтов, угрожающих психологической безопасности участников образовательного процесса.
3. С разработкой учебных курсов, направленных на понимание конфликта как социального явления, умение анализировать ситуацию, определение причины конфликта и изучение стратегий поведения в конфликте;
4. С возможностью получения профессионального опыта студентами разных направлений вуза в области конфликторазрешения.
Социальная значимость исследования заключается:
1. В повышении конфликтологической компетенции населения через реализацию образовательных программ, а также работу с клиентами Центра в рамках процедур разрешения конфликтов;
2. В снижении напряжённости, поддержке благоприятного психологического климата в ОУ, через проведение мероприятий конфликтологической направленности (тренинги и мастер-классы, лекции и семинары).
3. В распространении опыта создания служб примирения в ВУЗах, школах и других образовательных организациях.
Принимая во внимание вышесказанное, мы считаем, что в современном обществе необходимо развитие институтов, главенствующей целью которых будет являться разрешение конфликтов не только и не столько нормативными способами, но и альтернативными методами разрешения конфликтов, в том числе с применением процедуры медиации и медиативных технологий.
Актуальность работы заключается в том, что конфликты между субъектами образовательного процесса на любом уровне могут негативно отразиться на эффективности и качестве работы педагогического коллектива, в психологической атмосфере администрации образовательной организации и учебной среды, авторитете учреждения и др. Партнерское взаимодействие между субъектами образовательного процесса в Свердловской области в ситуациях разрешения конфликта имеет большое значение.
Объектом исследования является студенческий центр разрешения исследования как институт конфликторазрешения.
Предметом исследования является организация студенческого центра разрешения и исследования конфликтов.
Цель работы - изучение необходимости создания центра исследования и разрешения конфликтов в студенческой среде на примере УрГПУ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучение основных конфликтов в студенческой среде;
- рассмотрение деятельности служб образовательного учреждения высшего образования, занимающихся разрешением конфликтов;
- описание деятельности студенческого центра разрешения и исследования конфликтов;
- проведение и анализ результатов анкетирования.
Гипотеза исследования: необходимость создания центра разрешения и исследования конфликтов определяется высоким уровнем готовности студентов обращаться за профессиональной помощью при разрешении конфликтов.
Методологической основой исследования являются: понятие
«конфликт» Л.Г. Почебут и И.А. Мейжис; понятийная схема описания конфликта (Л.А. Петровская, 1977; А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 1996); конфликт как структурная единица образовательной среды (Г.А. Ковалева); причины конфликтов в студенческой группе (Г.И. Козырев); критерии развития группы (Л.И. Уманский); понятие « малая группа» (Р. Бейлза, Д. Картртайт, А. Зандера, Дж. Хоманс); понятие «студенческий конфликт» Максуэлл Мольц; понятие «социальный конфликт» Л. Козера; теория «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа.
В настоящее время конфликторазрешением в образовательных организациях занимаются такие подразделения как профсоюзная организация, институт самоуправления, отдел психолого-педагогического сопровождения, администрация образовательного учреждения. Однако данные структуры либо не являются нейтральными сторонами конфликта, либо часто не обладают достаточными конфликтологическими компетенциями, либо их деятельность направлена на применение санкций в отношении участников конфликта без конструктивного выхода из конфликтной ситуации. Административный способ разрешения конфликта часто не удовлетворяет субъектов образовательного процесса.
Практическая значимость нашего исследования связана:
1. С возможностью предупреждения конфликтов внутри образовательного учреждения, снижения конфликтного потенциала, поддержания благоприятной среды и т.п.
2. С обеспечением безопасности образовательного учреждения за счет минимизации возможности возникновения деструктивных конфликтов, угрожающих психологической безопасности участников образовательного процесса.
3. С разработкой учебных курсов, направленных на понимание конфликта как социального явления, умение анализировать ситуацию, определение причины конфликта и изучение стратегий поведения в конфликте;
4. С возможностью получения профессионального опыта студентами разных направлений вуза в области конфликторазрешения.
Социальная значимость исследования заключается:
1. В повышении конфликтологической компетенции населения через реализацию образовательных программ, а также работу с клиентами Центра в рамках процедур разрешения конфликтов;
2. В снижении напряжённости, поддержке благоприятного психологического климата в ОУ, через проведение мероприятий конфликтологической направленности (тренинги и мастер-классы, лекции и семинары).
3. В распространении опыта создания служб примирения в ВУЗах, школах и других образовательных организациях.
Принимая во внимание вышесказанное, мы считаем, что в современном обществе необходимо развитие институтов, главенствующей целью которых будет являться разрешение конфликтов не только и не столько нормативными способами, но и альтернативными методами разрешения конфликтов, в том числе с применением процедуры медиации и медиативных технологий.
Актуальность работы заключается в том, что конфликты между субъектами образовательного процесса на любом уровне могут негативно отразиться на эффективности и качестве работы педагогического коллектива, в психологической атмосфере администрации образовательной организации и учебной среды, авторитете учреждения и др. Партнерское взаимодействие между субъектами образовательного процесса в Свердловской области в ситуациях разрешения конфликта имеет большое значение.
Объектом исследования является студенческий центр разрешения исследования как институт конфликторазрешения.
Предметом исследования является организация студенческого центра разрешения и исследования конфликтов.
Цель работы - изучение необходимости создания центра исследования и разрешения конфликтов в студенческой среде на примере УрГПУ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучение основных конфликтов в студенческой среде;
- рассмотрение деятельности служб образовательного учреждения высшего образования, занимающихся разрешением конфликтов;
- описание деятельности студенческого центра разрешения и исследования конфликтов;
- проведение и анализ результатов анкетирования.
Гипотеза исследования: необходимость создания центра разрешения и исследования конфликтов определяется высоким уровнем готовности студентов обращаться за профессиональной помощью при разрешении конфликтов.
Методологической основой исследования являются: понятие
«конфликт» Л.Г. Почебут и И.А. Мейжис; понятийная схема описания конфликта (Л.А. Петровская, 1977; А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 1996); конфликт как структурная единица образовательной среды (Г.А. Ковалева); причины конфликтов в студенческой группе (Г.И. Козырев); критерии развития группы (Л.И. Уманский); понятие « малая группа» (Р. Бейлза, Д. Картртайт, А. Зандера, Дж. Хоманс); понятие «студенческий конфликт» Максуэлл Мольц; понятие «социальный конфликт» Л. Козера; теория «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа.
Конфликты в студенческой среде неизбежны в силу объективного существования противоречий. Стремление разрешить конфликт посредством проявления давления по отношению к взглядам, позициям и интересам другого человека может привести к ухудшению ситуации, провоцируя нежелательные последствия. Необходимо понять, что противоречия между суждениями людей - это нормальное состояние во взаимодействии, дающее в конкретной ситуации время для размышления и поиска оптимальных способов решения.
Конфликты в студенческой среде являются постоянным явлением. Следовательно, необходимо обучать студентов находить конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации. В высших учебных заведениях существуют различные службы, занимающиеся урегулированием конфликтных ситуаций. Работа этих служб напрямую зависит от обращения студентов и работников ВУЗа.
Конфликторазрешением в ВУЗе могут заниматься разные структуры подразделения, такие, как:
1) администрация, которая при разрешении конфликтов, в силу нехватки ресурсов, зачастую не может их урегулировать альтернативными способами, а применяет только административный метод разрешения;
2) отдел психолого-педагогического сопровождения, деятельность которого направлена на адаптацию учащихся к образовательным организациям, разрешение внутриличностных конфликтов и снижение напряженности;
3) система самоуправления студентов, связанного с сопровождением обучающихся и представляющее их интересы-при разрешении конфликтов они не обладают достаточными конфликтологическими знаниями, умениями и навыками;
4) профсоюзные организации, которые по своей функции не являются нейтральной структурой и больше направлены на защиту интересов членов профсоюзной организации.
Студенческий центр разрешения и исследования конфликтов мог бы занимать независимое и нейтральное положение в структуре ВУЗа, обеспечивая условия для партнерского взаимодействия в урегулировании конфликтов, опираясь на ресурсы и опыт для обучения альтернативным формам разрешения споров. Также его целью могло бы стать повышение уровня конфликтологической грамотности студентов; профилактика конфликтов в студенческой среде путем осуществления образовательной, практической и исследовательской деятельности.
Проведя первичную диагностику необходимости организации студенческого центра разрешения и исследования конфликтов в студенческой среде УрГПУ, при помощи метода анкетирования было выявлено, что существует тенденция обращения студентов за профессиональной помощью для разрешения сложных конфликтных ситуаций или, когда им самостоятельно не удается урегулировать конфликт с достижением положительного результата для обеих сторон.
Конфликты в студенческой среде являются постоянным явлением. Следовательно, необходимо обучать студентов находить конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации. В высших учебных заведениях существуют различные службы, занимающиеся урегулированием конфликтных ситуаций. Работа этих служб напрямую зависит от обращения студентов и работников ВУЗа.
Конфликторазрешением в ВУЗе могут заниматься разные структуры подразделения, такие, как:
1) администрация, которая при разрешении конфликтов, в силу нехватки ресурсов, зачастую не может их урегулировать альтернативными способами, а применяет только административный метод разрешения;
2) отдел психолого-педагогического сопровождения, деятельность которого направлена на адаптацию учащихся к образовательным организациям, разрешение внутриличностных конфликтов и снижение напряженности;
3) система самоуправления студентов, связанного с сопровождением обучающихся и представляющее их интересы-при разрешении конфликтов они не обладают достаточными конфликтологическими знаниями, умениями и навыками;
4) профсоюзные организации, которые по своей функции не являются нейтральной структурой и больше направлены на защиту интересов членов профсоюзной организации.
Студенческий центр разрешения и исследования конфликтов мог бы занимать независимое и нейтральное положение в структуре ВУЗа, обеспечивая условия для партнерского взаимодействия в урегулировании конфликтов, опираясь на ресурсы и опыт для обучения альтернативным формам разрешения споров. Также его целью могло бы стать повышение уровня конфликтологической грамотности студентов; профилактика конфликтов в студенческой среде путем осуществления образовательной, практической и исследовательской деятельности.
Проведя первичную диагностику необходимости организации студенческого центра разрешения и исследования конфликтов в студенческой среде УрГПУ, при помощи метода анкетирования было выявлено, что существует тенденция обращения студентов за профессиональной помощью для разрешения сложных конфликтных ситуаций или, когда им самостоятельно не удается урегулировать конфликт с достижением положительного результата для обеих сторон.
Подобные работы
- Организация социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на основе восстановительного подхода
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ
МЕТОДАМИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Управление конфликтами на предприятии (на примере ГКУ "ЦЗН г. Байконур")
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Межличностные конфликты в организации и методов по их предупреждению (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Эффективное управление конфликтами в системе управления персоналом организации
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Работа психолога по профилактике детско-родительских конфликтов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Студенческое добровольчество в социальной сфере: организационные аспекты (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Исследование конфликтов в сфере социально-правового обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста (Финансово-Экономический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Особенности управления конфликтами в медицинских организациях (Высшая Школа Экономики)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025





