ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 9
1.1. Понятие и структура государственного управления и
государственного регулирования 9
1.2. Денежно-кредитная политика как инструмент государственного
регулирования: понятие и структура 13
1.3. Антиинфляционная политика. Режим инфляционного
таргетирования 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИОННЫМИ
ПРОЦЕССАМИ 49
2.1. Управление инфляционными процессами и его восприятие населением 49
2.2 Результаты исследования антиинфляционной политики и её восприятия населением 50
2.2.1. Интерпретация факторного анализа 50
2.2.2. Динамика инфляционных процессов в современной России и
прогноз инфляции на 2018-2020 годы 59
2.2.3 Оценка эффективности применения методов и инструментов воздействия Центрального Банка РФ на инфляционные процессы 66
2.3. Совершенствование антиинфляционной политики и программа коррекции инфляционных ожиданий населения 70
2.3.1. Рекомендации по совершенствованию антиинфляционной
политики 70
2.3.2. Проект по созданию ресурсного центра финансовой
грамотности 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 115
В настоящее время имеется большое количество исследований по проблемам, касающихся государственного управления социально-экономическими процессами в современном мире, и одно из ведущих мест в научных работах отводится проблеме государственного регулирования инфляционными процессами и как следствие, совершенствованию антиинфляционной политики государства в системе денежно-кредитного регулирования.
В экономической науке одно из важнейших мест занимает проблема инфляции, поскольку ее социально-экономические последствия оказывают значительное воздействие на качество жизни и уровень развития страны в целом [62]. Характеризуясь сложной, многофакторной структурой, она носит неизбежный и повсеместный характер, причем степень ее сложности и управляемости зависит от уровня развития товарно-денежных отношений в обществе, социально-политической стабильности, а также степени открытости экономики [15].
Являясь одним из самых многофакторных процессов, который в большей степени носит отрицательный характер, инфляция заключается не только в процессе снижении покупательной способности денежных средств, но и в разрушении системы хозяйственного регулирования, снижении конкурентоспособности участников рыночной экономики, перераспределении национального дохода в пользу предприятий монополистов и государства, оказании воздействия на реальную заработную плату населения, способствуя усилению социального неравенства общества и повышению уровня социальной напряженности.
Несмотря на все усилия органов государственной власти, активную научную деятельность, зачастую включающую выработку рекомендаций, инфляция достаточно сложно поддается регулированию. В настоящее время инфляция находится в допустимых значениях, однако остается высоким
уровень инфляционных ожиданий населения, который может привести к скачку инфляции [4].
В современной научной отечественной и зарубежной литературе имеется большое количество работ, которые посвящены изучению денежно-кредитного регулирования и проблемам управления инфляцией, однако далеко не все из них находят практическое применение и оказывают ожидаемый социально-экономический эффект.
В качестве основополагающего материала для изучения управления инфляцией в системе денежно-кредитного регулирования в РФ можно выделить работы зарубежных экономистов, которые занимались изучением инфляции, как экономической категории. В частности, труды Д. Рикардо [71], К. Маркса [28], Д. Кейнса [23], П.Э. Самуэльсона [36], Й. Шумпетера [47], М. Фридмена [40].
К числу наиболее известных научных работ, объясняющих процессы обесценивания денежных средств, относят труды Д. Рикардо [71], К. Маркса [28].
Существенный вклад в исследование инфляции, факторов, оказывающих на нее воздействие, изучение сущности и аспектов, влияющих на её образование и рост, внесли такие деятели науки, как Д.С.Васюкова [17], Л.К. Дрючевский [22], Д.В. Коцофана [24], Т.В. Курганский [там же], С.А. Турка [39], А.С. Чалых [42], Г.И. Кравцова [25].
Аспекты современного управления инфляционными процессами рассматривались А.В. Бердышевым [13], О.В. Беспаловой [14], А.А. Волынкиной [19], А.А. Новичковой [там же], Р.К. Шакирововой [44], Н.Н. Мокеевой [29].
Несмотря на многолетнюю практику изучения проблем, факторов, сущности и причин инфляции, исследований денежно-кредитной политики государства, на сегодняшний день далеко не все возможности регулирования и снижения инфляции являются достаточно изученными.
Так как инфляция является общеизвестным феноменом экономической жизни общества, она относится к тем элементам производственных отношений, которые до сих пор не имеют достаточного объяснения, поскольку с динамичным изменением форм собственности, типов ценообразования, изменением денежных систем менялись причины, следствия и формы инфляционных процессов [24].
На наш взгляд, недостаточно внимания уделяется исследованию проблем относительно управления инфляционными процессами, что выражается в малом количестве публикаций на эту тему и отсутствием единого подхода к пониманию основ инфляционных процессов в современной России.
Стоит отметить, что проблема инфляции в условиях продолжительного экономического кризиса и социальной напряженности приобретает ещё большую значимость, поскольку она является одной из основополагающих частей экономики, а ее последствия играют важнейшую роль в исследовании и оценке экономического благосостояния страны и всемирного хозяйства в целом.
В связи с этим имеет место быть вопрос, касающийся анализа деятельности государства относительно управления инфляционными процессами в РФ, возникает научная потребность разобраться и понять, сущность и содержание инфляции, причины и ее последствия, определить значимость проведения денежно-кредитной политики с использованием необходимых инструментов для достижения государственных целей, а также оценить влияние конкретных инструментов для реализации эффективного государственного управления инфляционными процессами в целом.
Объект исследования - государственное регулирование в рамках денежно-кредитной политики.
Предмет исследования - управление инфляционными процессами.
Цель работы - анализ государственного управления инфляционными процессами как сложного социально-экономического процесса, выявление особенностей его проявления и определение взаимосвязи с изменениями в общественной жизни.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность системы денежно-кредитного регулирования;
2. разобрать содержание инфляции, причины возникновения и её последствия;
3. проанализировать систему денежно-кредитного регулирования с точки зрения проведения антиинфляционной политики;
4. изучить современную динамику инфляционных процессов в РФ и причины инфляции в современной России;
5. проанализировать антиинфляционную политику,
осуществляемую Центральным банком РФ в рамках денежно-кредитного регулирования экономики на современном этапе;
6. провести исследование по оценке инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения с использованием анкетирования;
7. произвести факторный анализ полученных результатов по методу «Principial components» c вращением «Varimax raw»;
8. оценить эффективность применения методов и инструментов воздействия Центрального Банка РФ на инфляционные процессы с применением методов математического регулирования;
9. разработать общие рекомендации по осуществлению антиинфляционной политики;
10. предложить проект в рамках повышения уровня финансовой грамотности населения;
В ходе работы нами были применены следующие общетеоретические методы: анализ, синтез, классификация, дедукция и практически методы: сравнение, сопоставление.
Работа состоит из 2 глав, первая теоретическая, вторая исследовательская. Структура работы включает в себя 15 таблиц, 18 рисунков, 9 приложений.
На сегодняшний день, в условиях экономического кризиса и социальной напряженности, тема эффективного управления инфляцией не теряет своей актуальности, что обусловлено неразрывной связью инфляции с макроэкономическими показателями и социально-экономическим развитием общества и государства в целом.
При исследовании инфляции как сложного процесса и причин ее порождающих, было выявлено, что инфляция представляет собой очень важный и значимый для экономики социально-экономический процесс, который не сводится определённо к денежному феномену и зачастую вызван совокупностью факторов спроса и предложения.
Нами также было установлено, что далеко не каждая инфляция представляет опасность, так как незначительный уровень инфляции носит стимулирующий характер экономического развития, поскольку позволяет корректировать цены и перераспределять доходы относительно меняющихся условий производства и потребления.
Ознакомившись с сущностью денежно-кредитной политики, было установлено, что она представляет собой комплекс мер, осуществляемых Центральным Банком в области денег и кредита, направленных на поддержание темпов экономического роста и сдерживание макроэкономических показателей в допустимых значениях, а от того, насколько качественно будет разработана и внедрена политика зависит будущее развитие страны. В зависимости от целей государство осуществляет выбор между двумя направлениями денежно-кредитной политики, так может быть реализована сдерживающая или стимулирующая политика.
Было установлено, что в качестве основных инструментов, используемых в рамках антиинфляционной политики России, применяют: изменение ключевой ставки и ставки рефинансирования соответственно, изменение нормативов обязательных резервов, операции на открытом рынке и управление денежной массой, а именно эмиссия денежных средств.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, нами было проведено анкетирование населения для анализа влияния инфляции на уровень и качество жизни граждан, анализа потребительских настроений инфляционных ожиданий. Посредством обработки полученных результатов в программе STATISTICA 10, нами была получена восьмифакторная структура. Было выявлено, что инфляционные ожидания граждан тесно связаны с проводимой антиинфляционной политикой. Большое значение в потребительских настроениях имеет пассивность граждан по изменению, улучшению своего материального отношения, поиске источников пассивного дохода. Население ощущает на себе и испытывает некоторые финансовые трудности, но не готово что-либо менять в своей жизни, ожидая помощь от государства. На наш взгляд, причиной такого поведения является недостаточный уровень финансовой грамотности населения.
Нами была проанализирована современная динамика инфляционных процессов с 2008 по 2018, выявлены причины, спровоцировавшие высокий уровень инфляции в 2008,2014 и 2015 годах. Установлено, что инфляция является очень чувствительным показателем по отношению к внутренней и внешней политике государства. Для поддержания ее в допустимых значениях необходим баланс социально-экономического и внешнеполитического развития страны
Рассмотрена антиинфляционная политика России в 2017 году и достижение исторического минимума по уровню инфляции в РФ, который составил 2,51%, а также проанализирован прогноз ожидаемой инфляции в период с 2018 по 2020 год.
Одну из главных позиций в нашей работе заняло исследование результативности инструментов ЦБ РФ относительно управления инфляцией, с применением метода наименьших квадратов, в ходе которого мы выявили сильную зависимость уровня инфляции от изменения денежной массы.
Также разработан проект по созданию ресурсного центра по финансовой грамотности населения, который будет содействовать финансовому просвещению граждан, повышению доверия к органам государственной власти, снижению уровня инфляционных ожиданий, росту деловой активности и успешному социально-экономическому развитию в целом. Примерная стоимость функционирования центра в год составит 2032505,66 рублей, а совокупная сумма задолженности населения Свердловской области по кредитам по данным от 01.10.2017 составляет 381 млрд. рублей. При такой, достаточно неутешительной статистике, создание центра финансового просвещения -это выход к улучшению благосостоянию населения, а главное инструмент для того, чтобы изменить устрашающие цифры в лучшую сторону.
Безусловно, в нашей работе мы отразили лишь некоторые аспекты, касающиеся государственного управления инфляционными процессами и многое, еще предстоит изучить, но тем не менее, мы убедились, в том, что инфляция - это проблема всеобъемлющего характера, для решения которой имитирования денежной массы в обращении недостаточно.
Независимая денежно-кредитная политика Банка России должна сохранять свою приоритетную антиинфляционную направленность, однако ее эффективность во многом зависит от более тесной координации с налогово-бюджетным, структурным, региональным и другими направлениями экономической политики.
Инфляция во многом определяет уровень социально-экономического развития общества и государства, а значит, учёт особенностей и специфических факторов проявления инфляции, разработка и совершенствование механизмов управления этим сложным социально-экономическим процессом, позволит выявить новые механизмы для стабилизации экономики и дальнейшего повышения качественных показателей уровня жизни населения.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/667b790e9debaf2fdbf 21a1db000af189a0cc257/
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от
21.07.2014) [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/
3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 282452/0ce1 aab 1 c92dff3b24 a680acc8ec8bd0dca5035a/
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и на период 2018-2019 годов [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 207008/
5. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы от 25 сентября 2017 г. N 2039-р [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 278903/39ec12b6377db7506 f0726bd8f489685673ccb8d/
6. Указание Банка России от 13.11.2017 N 4604-У "Об обязательных резервных требованиях" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=other 16877
7. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) "О
Счетной палате Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 144621/01fbae25b30409552 77cbd70aa1b907cceda878e/
8. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 37570/
9. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) "О
прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 262/
10. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред.
от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 13440/
11. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. [Учебное пособие] / Г. В. Атаманчук. - 2-е изд., -М.: Омега-Л, 2011. - 525 с.
12. Бахрах Д.Н Админитсративное право России [Учебное пособие]/ [Текст] Д.Н.Бахрах- 5-е изд. Эксмо, 2016-640с.
13. Бердышев А.В., Стацевичюте П.М., Хинкиладзе М.М. Особенности таргетирования инфляции в России [Текст]//Журнал: Экономика и социум 2016 № 1(20) С 107-108
14. Беспалова О.В. Обзор факторов, влияющих на эффективность денежно-кредитной политики центрального банка [Текст]// Журнал «Проблемы учёта и финансов» 2013. № 4(12) С.1-3
15. Бикалова Н.А., Епхиева Ю.С., Реброва В.В. Денежно-кредитная политика банка России как составная часть экономической политики государства [текст]// Международный научный журнал «Символ науки» 2016 №7
...