ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РФ 5
1.1. Нормативная база в сфере защиты образовательных прав в РФ 5
1.2. Права обучающихся и их родителей или законных представителей 18
1.3. Особенности защиты образовательных прав в РФ 26
ГЛАВА 2: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. 32
2.1. Механизм защиты образовательных прав на примере МАОУ СОШ № 46. 32
2.2. Анализ и оценка зарубежного опыта в сфере защиты образовательных
прав 40
ГЛАВА 3: МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 62
3.1. Основные направления совершенствования в сфере образования 62
3.2. Мероприятия по совершенствованию механизма защиты
образовательных прав в Российской Федерации 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
Список использованных источников 73
Приложения 77
Существующая правовая система сложилась под влиянием многих факторов. Именно поэтому внесение масштабных изменений в правовую систему чаще всего представляется трудным, а зачастую и вовсе невозможным. Но в тоже время развитие человечества, возникновение новых направлений, научных течений, развитие технического прогресса накладывает необходимость соответствовать нынешней картине мира. Изменения, влекущие за собой пересмотр устоявшихся доктрин, взглядов, теорий, учений и практических методов необходимы в силу течения времени.
Образование как процесс становления человека и воспитания личности является важным процессом. Именно поэтому в настоящее время уделяется столь пристальное внимание обучению детей, их воспитанию, освоению необходимых знаний и навыков для дальнейшего получения профессии и получению работы ей соответствующей.
Обучение является специфическим процессом, затрагивающим и другие сферы жизнедеятельности. Именно поэтому не только в России, но и в других странах очень сложно регулировать сферу образования. В особенности нарушение образовательных прав не только учащихся, но и их родителей, а также несправедливое обвинение педагогических работников в нарушении этих прав.
Существующий в нашей стране механизм защиты прав участников образовательного процесса несовершенен и нуждается во внесении изменений не только в практические судебные и внесудебные способы защиты, но и в образовательную отрасль в целом.
Объектом данной работы является образовательное право, как отрасль права.
Предметом исследования являются способы и методы защиты прав в сфере образования в РФ.
Цель работы - рассмотреть существующий механизм защиты образовательных прав в РФ и предложить мероприятия по его улучшению.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические основы защиты образовательных прав;
• Проанализировать существующий механизм защиты образовательных прав в России и за рубежом;
• Предложить мероприятия по совершенствованию механизма защиты образовательных прав в РФ.
В данной работе использованы нормативно правовые акты, а также труды следующих авторов: Абрамов В.И., Богданова Г.В., Бреднева В.С., Горобец В.Д., Долженко В.Ф., Дольникова Л.А., Кабышев О.А., Казанцева A. Е., Козырин А.Н., Колесов П.П., Корф Д.В., Ломакина Т.Ю., Нейматов Я.М., Рожков И., Розин В.М., Савицкий И., Советов И.К., Суббето А.И., Сырых B. М., Шкатулла В.И.
В данной работе была проанализирована нормативная база в сфере регулирования образовательных отношений. В процессе анализа были выявлены проблемы, связанные с необходимостью изменять, дополнять, создавать и отменять нормы регулирующие отношения, возникающие в процессе обучения. Для решения данных проблем было предложено мероприятие, цель которого совершенствование нормативной базы в образовательной отрасли.
Также был рассмотрен механизм защиты образовательных стран на примере конкретного учебного заведения, а также зарубежный опыт в сфере защиты образовательных прав. При оценке существующего механизма защиты прав стало очевидным, необходимость совершенствования данного механизма, в виду наличия выявленных проблем. Для их решения также были предложены мероприятия, при осуществлении которых возможно совершенствование существующего механизма защиты. Анализ зарубежного опыта был приведён в данной работы в целях заимствования тех приёмов, способов и методов защиты образовательных прав, которые помогут совершенствовать механизм защиты прав в сфере образования РФ. Также анализ зарубежного опыта показал не только не совершенство российского механизма защиты, но и образования в России в целом. Это в свою очередь показатель для разработки комплекса мер по совершенствованию образования в России.
Для решения каждой из выявленных проблем мною были предложены мероприятия, направленные на улучшения методов и способов защиты образовательных прав в РФ.
При выполнении данной работы поставленная цель была достигнута, все задачи поставленные для достижения цели работы выполнены.
1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.
2. Всеобщая декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.
3. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г.
4. Конвенция о правах ребенка, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
9. Семейный кодекс Российской Федерации.
10. Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан " от 27.04.1993 г. № 4866-1, в редакции Федерального закона от 14.12.1995 № 197- ФЗ.
11.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 32661, в редакции Федерального закона от 13.01.1996г. № 12- ФЗ.
12. Федеральный закон «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» от 22.08.1996 г № 125-ФЗ.
13. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 300.
14. Постановление Правительства РФ от 27.08. 2003 г. № 530 г. «О совершенствовании аттестации и контроля качества образования в Российской Федерации».
15. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об
утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
16. Типовое положение о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное постановлением
Правительства РФ от 12.03.1997 № 288.
17. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого педагогической и медико - социальной помощи, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 867.
18. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196.
19. Приказ Минобразования России от 30.10.2000 № 3118 «О
нарушениях законодательства Российской Федерации об образовании».
Научная литература:
20. Бреднева В. С. Юридические аспекты защиты прав, обучающихся // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 198-202. — URL https://moluch.ru/archive/11/800/(дата обращения: 11.02.2019).
21. Горобец, В.Д. Права и свободы гражданина под охраной государства (рецензия на работу В.Н. Бутылина «Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан». М., 2001) / В.Д. Горобец // Журнал российского права. 2009. № 9.
22. Дольникова Л.А. Право граждан на образование и
организационно-правовые формы его обеспечения. Уфа, 1987.
23. Кабышев О.А. Права родителей и детей. Комментарии к Семейному кодексу. М.: ПРИОР, 1998.
24. Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушения. - Томск, 1987
25. Козырин А.Н. Образование и право на образование // Реформы и право. 2015. N 2.
26. Колесов П. П. Процессуальные средства защиты права / НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2004.
27. Корф Д.В. Правовые основы современной образовательной
системы Великобритании/ Ежегодник россиского
образовательного законодательства - 2006.
28. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - М.: Наука, 2006.
29. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. - М.: Алгоритм. - 2002.
30. Непрерывное образование и потребность в нем/ Отв. ред. Т.А.Ключарев. - М.: Наука, 2005.
31. Обзор и анализ законодательства в области образования в Российской Федерации: Аналитический отчет. Уфа: «Восточный университет», 1999.
32.Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран. М., 2007.
33. Рожков И. Право на образование. Как оно отражено в
Конституции России и конституциях зарубежных государств // Директор школы. - 1994. - №2.
34. Сырых В.М. Образовательное право, как отрасль российского
права. Изд. 2-е.- М.: Исследоват.центр проблем качества
подготовки специалистов,2000