Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе профессионально-трудового обучения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В
ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Понятие «самостоятельность» в современной психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 13
1.3 Роль профессионально-трудового обучения в развитии
самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 25
2.1 База исследования и психолого-педагогическая характеристика
контингента обучающихся, принимавших участие в экспериментальном исследовании 25
2.2 Организация и методика экспериментального исследования по
изучению уровня сформированности самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 35
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования по выявлению
уровня самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) экспериментальной группы 40
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
3.1. Организация проектной деятельности, направленной на развитие
самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 45
3.2. Анализ результатов внедрения проекта, направленного на развитие
самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 52
3.3. Методические рекомендации педагогам по реализации проектной
деятельности, направленные на развитие самостоятельности у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В
ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Понятие «самостоятельность» в современной психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 13
1.3 Роль профессионально-трудового обучения в развитии
самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 25
2.1 База исследования и психолого-педагогическая характеристика
контингента обучающихся, принимавших участие в экспериментальном исследовании 25
2.2 Организация и методика экспериментального исследования по
изучению уровня сформированности самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 35
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования по выявлению
уровня самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) экспериментальной группы 40
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
3.1. Организация проектной деятельности, направленной на развитие
самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 45
3.2. Анализ результатов внедрения проекта, направленного на развитие
самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 52
3.3. Методические рекомендации педагогам по реализации проектной
деятельности, направленные на развитие самостоятельности у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
Проблема исследования. Профессионально-трудовое обучение является одной из основных задач образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Трудовое обучение обучающихся и последующее их трудоустройство - основная задача государства. Необходимость постоянно совершенствовать систему обучения и воспитания, повышать её качественный уровень требует разработки новых и обобщения имеющихся теоретических положений олигофренопедагогики. Одной из важнейших теоретических и практических задач педагогики является максимальное содействие социализации детей с нарушением интеллектуальной нормы в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей. Важная роль в этом принадлежит трудовому обучению и воспитанию. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества обучающихся: дисциплинированность, целенаправленность, самостоятельность, самоконтроль и другое.
Актуальность темы. Особо актуальной становится проблема подготовки обучающихся к самостоятельной практической деятельности в условиях образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Определение эффективных путей формирования у обучающихся самостоятельности является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.
Важной задачей, стоящей перед образовательными организациями, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является развитие у обучающихся общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Обучающихся необходимо научить анализировать и планировать свою деятельность, сознавая ее цель, контролировать и регулировать процесс ее выполнения. Один из характерных недостатков трудовой деятельности обучающихся с нарушением интеллекта - это неумение выполнять анализ предстоящей деятельности, ее планирования, отсутствие определенной мотивации. Обучающиеся часто приступают к работе без предварительного анализа образца, не планируют ход изготовления, не осуществляют контроля за исполнением и не вносят необходимых корректировок в свою деятельность. В результате их действия оказываются не адекватны поставленным целям. Обучающиеся испытывают большие трудности при определении условий выполнения задания, не могут установить, какие им потребуются инструменты.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике. Процесс развития самостоятельности обучающихся рассмотрен в ряде исследований таких специалистов, как: И. М. Бгажнокова [5], Л. С. Выготский [10], А. Н. Граборов [13], Х. С. Замский [19], С. Л. Мирский [31], Б. И. Пинский [43] и других.
Вопросами изучения развития самостоятельности занимались Л. С. Выготский [11], Г. М. Дульнев [15], С. Л. Мирский [32], Б. И. Пинский [43], В. П. Фарафонтов [53] и др. Они указывают на необходимость использования самостоятельной работы обучающихся для повышения качества их знаний, умений, навыков, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Большое значение имеет правильно организованная самостоятельная учебная деятельность для коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся, коррекция недостатков мышления, речи, памяти, произвольного внимания, формирования познавательных интересов.
В трудах учёных раскрыты особенности деятельности обучающихся (ориентирование в задании, работоспособность обучающихся, планирование работы), были определены некоторые условия, позволяющие в различных видах деятельности решать задачи по исправлению недостатков в развитии обучающихся. Для успешного осуществления трудовой деятельности обучающийся должен понять задание и представить себе результат труда - конструкцию будущего изделия, его форму, размеры, материалы, из которых она будет выполнена, способы крепления. Поэтому перед учителем встает вопрос о формировании у обучающихся умения анализировать объект и планировать свою деятельность по его изготовлению. Для повышения активности и качества выполняемой работы обучающихся необходима коррекционная работа, которая должна быть направлена на преодоление недостатков ориентировочной основы деятельности и на развитие умений и навыков анализировать и предварительно планировать свою деятельность. Мысленное построение того объекта, который предстоит изготовить, является характерной особенностью ориентировочного этапа работы. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сформированность у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на невысоком уровне. Изложенное выше свидетельствует об актуальности выбранной темы: «Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе профессионально-трудового обучения».
Объект исследования: самостоятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как феномен специальной педагогической науки.
Предмет исследования: развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе профессионально-трудового обучения.
Цель исследования: выявить уровень самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), провести коррекционную работу, направленную на развитие самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально-трудового обучения. Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать источники и литературу по теме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий эксперимент.
3. Организовать формирующий эксперимент в форме проектной деятельности.
4. Организовать контрольный эксперимент. Провести
сравнительный анализ полученных результатов.
Для решения поставленных цели и задач исследования использовались следующие методы: теоретический (изучение и анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов), практический (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, проективный метод).
В экспериментальном исследовании было реализовано три этапа:
- констатирующий (проведение первичной диагностики);
- формирующий (организация проектной деятельности, реализация проекта «Цветочная фантазия»);
- контрольный (проведение повторной диагностики для выявления эффективности проведения обучающего эксперимента).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Трудовое обучение обучающихся и последующее их трудоустройство - основная задача государства. Необходимость постоянно совершенствовать систему обучения и воспитания, повышать её качественный уровень требует разработки новых и обобщения имеющихся теоретических положений олигофренопедагогики. Одной из важнейших теоретических и практических задач педагогики является максимальное содействие социализации детей с нарушением интеллектуальной нормы в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей. Важная роль в этом принадлежит трудовому обучению и воспитанию. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества обучающихся: дисциплинированность, целенаправленность, самостоятельность, самоконтроль и другое.
Актуальность темы. Особо актуальной становится проблема подготовки обучающихся к самостоятельной практической деятельности в условиях образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Определение эффективных путей формирования у обучающихся самостоятельности является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.
Важной задачей, стоящей перед образовательными организациями, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является развитие у обучающихся общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Обучающихся необходимо научить анализировать и планировать свою деятельность, сознавая ее цель, контролировать и регулировать процесс ее выполнения. Один из характерных недостатков трудовой деятельности обучающихся с нарушением интеллекта - это неумение выполнять анализ предстоящей деятельности, ее планирования, отсутствие определенной мотивации. Обучающиеся часто приступают к работе без предварительного анализа образца, не планируют ход изготовления, не осуществляют контроля за исполнением и не вносят необходимых корректировок в свою деятельность. В результате их действия оказываются не адекватны поставленным целям. Обучающиеся испытывают большие трудности при определении условий выполнения задания, не могут установить, какие им потребуются инструменты.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике. Процесс развития самостоятельности обучающихся рассмотрен в ряде исследований таких специалистов, как: И. М. Бгажнокова [5], Л. С. Выготский [10], А. Н. Граборов [13], Х. С. Замский [19], С. Л. Мирский [31], Б. И. Пинский [43] и других.
Вопросами изучения развития самостоятельности занимались Л. С. Выготский [11], Г. М. Дульнев [15], С. Л. Мирский [32], Б. И. Пинский [43], В. П. Фарафонтов [53] и др. Они указывают на необходимость использования самостоятельной работы обучающихся для повышения качества их знаний, умений, навыков, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Большое значение имеет правильно организованная самостоятельная учебная деятельность для коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся, коррекция недостатков мышления, речи, памяти, произвольного внимания, формирования познавательных интересов.
В трудах учёных раскрыты особенности деятельности обучающихся (ориентирование в задании, работоспособность обучающихся, планирование работы), были определены некоторые условия, позволяющие в различных видах деятельности решать задачи по исправлению недостатков в развитии обучающихся. Для успешного осуществления трудовой деятельности обучающийся должен понять задание и представить себе результат труда - конструкцию будущего изделия, его форму, размеры, материалы, из которых она будет выполнена, способы крепления. Поэтому перед учителем встает вопрос о формировании у обучающихся умения анализировать объект и планировать свою деятельность по его изготовлению. Для повышения активности и качества выполняемой работы обучающихся необходима коррекционная работа, которая должна быть направлена на преодоление недостатков ориентировочной основы деятельности и на развитие умений и навыков анализировать и предварительно планировать свою деятельность. Мысленное построение того объекта, который предстоит изготовить, является характерной особенностью ориентировочного этапа работы. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сформированность у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на невысоком уровне. Изложенное выше свидетельствует об актуальности выбранной темы: «Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе профессионально-трудового обучения».
Объект исследования: самостоятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как феномен специальной педагогической науки.
Предмет исследования: развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе профессионально-трудового обучения.
Цель исследования: выявить уровень самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), провести коррекционную работу, направленную на развитие самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально-трудового обучения. Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать источники и литературу по теме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий эксперимент.
3. Организовать формирующий эксперимент в форме проектной деятельности.
4. Организовать контрольный эксперимент. Провести
сравнительный анализ полученных результатов.
Для решения поставленных цели и задач исследования использовались следующие методы: теоретический (изучение и анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов), практический (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, проективный метод).
В экспериментальном исследовании было реализовано три этапа:
- констатирующий (проведение первичной диагностики);
- формирующий (организация проектной деятельности, реализация проекта «Цветочная фантазия»);
- контрольный (проведение повторной диагностики для выявления эффективности проведения обучающего эксперимента).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Цель данной работы заключалась в том, чтобы выявить уровень самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), провести коррекционную работу, направленную на развитие самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально-трудового обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
Для выяснения актуальности и степени разработанности данной проблемы был проведен отбор и анализ научной, учебно-методической литературы по вопросам педагогики, психологии, методики профессионально-трудового обучения. Анализ теоретических источников и результатов выявления уровня самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе экспериментальных исследований на уроках профильного труда «Подготовка младшего обслуживающего персонала» показали, что проблема является актуальной.
Самостоятельность характеризуется определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.
Самостоятельность является средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития обучающихся.
Большое влияние на особенности развития самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) оказывает их психофизическое развитие, поэтому необходимо было учитывать и выбор методов при выявлении уровня самостоятельности обучающихся на уроках труда, так как состав обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разнообразен патогенетическому составу.
Коррекционная направленность на уроках профильного обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала» обуславливает выбор методов и приёмов, учёт личностных и предметных результатов, которыми должны овладеть обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно должно быть направлено на воспитание у них умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка, словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т. д.). Это способствует коррекции умственного развития обучающихся.
Анализ результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента показал, что большинство обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют низкий уровень сформированности самостоятельности, испытывают трудности в предварительном планировании деятельности, в подборе необходимых приёмов труда, в оценивании выполненной работы. Данные констатирующего эксперимента имеют практическое значение для выбора методов, приёмов и технологии при развитии самостоятельности у обучающихся на уроках профильного труда «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
С обучающимися из экспериментальной группы была проведена коррекционно-развивающая работа посредством проектной деятельности, включающей разнообразные подходы к работе по развитию самостоятельности у обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Анализ результатов внедрения проекта показал, что после проведения коррекционно-развивающей работы на обучающем этапе эксперимента уровень сформированности самостоятельности обучающихся повысился. Проектный метод имеет неоценимое значение в трудовом обучении для пробуждения и развития осознанного интереса к предмету у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Такая методика работы по развитию самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может быть использована учителями трудового обучения при работе с обучающимися, занимающимися по разным профилям трудовой подготовки. Результаты эксперимента подтвердили эффективность предложенной методики и показали, что её реализация в контексте широкой коррекционно-воспитательной работы способствует развитию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) таких качеств, как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены.
Для выяснения актуальности и степени разработанности данной проблемы был проведен отбор и анализ научной, учебно-методической литературы по вопросам педагогики, психологии, методики профессионально-трудового обучения. Анализ теоретических источников и результатов выявления уровня самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе экспериментальных исследований на уроках профильного труда «Подготовка младшего обслуживающего персонала» показали, что проблема является актуальной.
Самостоятельность характеризуется определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.
Самостоятельность является средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития обучающихся.
Большое влияние на особенности развития самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) оказывает их психофизическое развитие, поэтому необходимо было учитывать и выбор методов при выявлении уровня самостоятельности обучающихся на уроках труда, так как состав обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разнообразен патогенетическому составу.
Коррекционная направленность на уроках профильного обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала» обуславливает выбор методов и приёмов, учёт личностных и предметных результатов, которыми должны овладеть обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно должно быть направлено на воспитание у них умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка, словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т. д.). Это способствует коррекции умственного развития обучающихся.
Анализ результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента показал, что большинство обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют низкий уровень сформированности самостоятельности, испытывают трудности в предварительном планировании деятельности, в подборе необходимых приёмов труда, в оценивании выполненной работы. Данные констатирующего эксперимента имеют практическое значение для выбора методов, приёмов и технологии при развитии самостоятельности у обучающихся на уроках профильного труда «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
С обучающимися из экспериментальной группы была проведена коррекционно-развивающая работа посредством проектной деятельности, включающей разнообразные подходы к работе по развитию самостоятельности у обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Анализ результатов внедрения проекта показал, что после проведения коррекционно-развивающей работы на обучающем этапе эксперимента уровень сформированности самостоятельности обучающихся повысился. Проектный метод имеет неоценимое значение в трудовом обучении для пробуждения и развития осознанного интереса к предмету у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Такая методика работы по развитию самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может быть использована учителями трудового обучения при работе с обучающимися, занимающимися по разным профилям трудовой подготовки. Результаты эксперимента подтвердили эффективность предложенной методики и показали, что её реализация в контексте широкой коррекционно-воспитательной работы способствует развитию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) таких качеств, как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены.



