Коррекционно - развивающая работа по преодолению нарушений представлений и понятий о форме и величине предметов у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДМЕТОВ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 6
1.1. Особенности восприятия при нарушении зрения 6
1.2. Особенности восприятия формы и величины у детей младшего
школьного возраста с нарушениями зрения 10
1.3. Характеристика направлений коррекционно-развивающей работы
по преодолению нарушений восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ФОРМЕ И ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1. Обоснование выбора диагностических методик для исследования
восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 16
2.2. Анализ базы исследования и характеристика контингента
испытуемых 20
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 23
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ФОРМЕ
И ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
3.1. Коррекционно-развивающая программа, направленная на
преодоление нарушений представлений и понятий о форме и величине предметов у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 32
3.2. Анализ проведения коррекционной работы 36
3.3 Результаты контрольного этапа эксперимента 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 96
На сегодняшний день число людей имеющих нарушения зрения неуклонно растет, среди них не малую долю составляют дети дошкольного и школьного возраста. По статистике министерства здравоохранения 20,7 млн россиян имеют болезни глаз, 15 лет назад таких людей было в полтора раза меньше (13,7 млн).
Число детей с грубой патологией зрения в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Наиболее острой проблемой является медико- психолого-педагогическая коррекция нарушений зрения у детей.
Нарушения зрения у детей младшего школьного возраста приводит к нарушениям формирования высших психических функций, в том числе восприятия.
Таким образом, проблема коррекции восприятия формы и величины у детей младшего школьного возраста связанных с нарушениями зрения является особа актуальной.
Цель выпускной квалификационной работы - составление и апробация коррекционно-развивающей программы преодоления нарушений представлений и понятий о форме и величине предметов у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования выпускной квалификационной работы- нарушения представлений и понятий о форме и величине предметов у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы - коррекционная работа по преодолению нарушений представлений и понятий о форме и величине у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме восприятия формы и величины предметов у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
2. Подобрать методики диагностического изучения восприятия формы и величины предметов у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
3. Провести экспериментальное изучение представлений о форме и величине у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
4. На основе полученных диагностических данных составить коррекционную программу преодоления недостатков представлений и понятий о форме и величине предметов у детей младшего возраста с нарушениями зрения.
5. Осуществить коррекцию представлений о форме и величине предметов у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и проанализировать эффективность составленной программы.
В исследовании используются следующие методы: анализ научно-методической литературы, наблюдение, тестирование, анализ продуктивной деятельности исследуемой группы детей.
Исследование проходило на базе Государственного казенного образовательного учреждения «Екатеринбургской школы-интернат №10, реализующей адаптивные общеобразовательные программы».
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Младший школьный возраст ребёнка является важной частью его дальнейшей жизни. Именно в этот период происходит становление основных психических процессов ребенка, в том числе восприятия, в частности восприятия формы и величины предметов. Восприятие формы и величины предметов является значимой частью мышления и необходимым аспектом в навыке пространственной ориентации. Многие отечественные исследователи высших психических функций, такие как П. К. Анохина, Е .Н. Соколова, Б. М. Теплова отмечали, что в коррекционно-развивающей работе по преодолению нарушений восприятия необходим междисциплинарный подход. Зрение играет ведущую роль в процессе восприятия человеком окружающего мира, а данный факт говорит о необходимости своевременной психолого-педагогической помощи ребенку в преодолении нарушений восприятия. При снижении зрения ребенок плохо различает геометрические формы, не обращает внимание на мелкие детали предметов, плохо ориентируется в различиях величины предметов. Это приводит к тому, что дети с нарушениями зрения не идентифицируют различные окружающие их предметы, плохо ориентируются в пространстве, строят искаженное представление об окружающем мире.
Для организации коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений представлений о форме и величине был проведён теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Были выделены направления исследования и проведен констатирующий этап эксперимента. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у детей выявлены нарушения в представлениях понятиях о форме и величине предметов. По результатам констатирующего этапа эксперимента была составлена коррекционно-развивающая программа. Для проверки результативности коррекционно-развивающей программы был проведен контрольный этап эксперимента. Данные полученные в результате контрольного этапа эксперимента показали улучшение результатов у большинства испытуемых.
Необходимо отметить, что эффективность коррекционно-развивающей программы обусловлена влиянием на испытуемых дополнительных факторов, таких как: реализация учебного плана, дополнительные занятия с ближайшим окружением, факультативные занятия. У части испытуемых улучшения были незначительны. В основном у детей отмечено улучшение таких свойств восприятия как, константность, ассоциативность, образность, целостность. Проведенная коррекционная работа по преодолению нарушений представлений и понятий о форме и величине предметов развитию оказалась эффективной для большинства детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута и поставленные задачи решены.
1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд [Текст] / Г. Ю. Айзенк // «Вопросы психологии» - 1995. - № 1. - С. 111-132.
2. Алексеев, О. Л. Отражение контраста формы объектов младшими школьниками с нарушенным интеллектом в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи [Текст] / О. Л. Алексеев, Т. В. Нестерова ; Урал. гос. пед. ун-т // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 13¬20.
3. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду [Текст] : методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
4. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук [Текст]/ С. Е. Большакова. - М. : Сфера, 2009. - 64 с.
5. Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. - М. : АСТ : АСТ МОСКВА, 2008. - 187 с.
6. Бубнова, И. В. Развитие компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами тактильной книги [Текст] / И. В. Бубнова, Т. В. Слюсарская // Научный альманах - 2016. - №2-4. (16) - С. 146-151.
7. Бюрклен, К. Психология слепых [Текст] / К. Бюрклен ; под ред. В. А. Гандера. - М. : Просвещение, 1934. - 264 с.
8. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Издательство МГУ, 1999. - 326 с.
9. Влияние изобразительной деятельности на интеллектуальное
развитие младших школьников [Электронный ресурс]. - URL :
http: //studbooks .net/813653/pedagogika/vliyanie_izobrazitelnoy_deyatelnosti_inte l lektualnoe_razvitie_mladshih_shkolnikov (дата обращения: 17.10.2018).
10. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» / О. Б. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. - М. : Пресс, 2005. - 264 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1997. - 91 с.
12. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
13. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. - М. : ACT: ACT МОСКВА ; Владимир : ВКТ, 2009. — 478 с.
14. Григорьева, Л. П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст] / Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. - М. : Просвещение, 1990. - 362 с.
15. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. [Текст] : учебно-методическое пособие / И. С. Гринченко. - М. : ЦГЛ, 2002. - 156 с.
16. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов пед. институтов. / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон ; под редакцией А. В. Петровского. - М. : Просвещение,1979.- 288 с.
17. Давыдова, И. В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования [Текст] / Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 4. - С. 52-55.
18. Дети с глубокими нарушениями зрения [Текст] / под ред. М. И. Земцовой, Л. И. Каплан, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1967. - 376 с.
19. Дружинина, Л. А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ [Текст] : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова - Челябинск : Букватор, 2006. - 113 с.
20. Евмененко, Е. В. Психология лиц с нарушениями зрения [Текст] учеб. - метод. пособие / Е. В. Евмененко, А. В. Трущелева. - Ставрополь. : Изд-во «СГПИ», 2008. - 220 с.
21. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 240 с.
22. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения [Текст] / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М., 1990. - 340 с.
23. Ермакова, Е. А. Игрушка и ее роль в воспитании ребенка с нарушением зрения [Текст] / Е. А. Ермакова, Е. В. Хлыстова // Сб. кон. НИЦ Социосфера / Урал. гос. пед.ун-т - Екатеринбург, 2012. - № 14. - С. 139-140.
24. Ермолович, З. Г. Тифлопсихология: особенности чувственного отражения мира слепыми и слабовидящими (часть 1) [Текст] : учебнометодическое пособие / З. Г. Ермолович. - Минск, 2004. - 71 с.
25. Земцова, М. Н. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М. Н. Земцова. - М., 1973. - 159 с.
26. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. - СПб. : Питер, 1999. - 464 с.
27. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
28. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону : ФЕНИКС, 1998. - 512 с.
29. Кондратов, А. Г. Тифлопсихология [Текст] / А. Г. Кондратов. - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.
30. Кряжева, К. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : популярное пособие для педагогов, психологов, родителей / К. Л. Кряжева. - Ярославль : Академия развития 1997. — 208 с.
31. Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимодействие [Текст] / В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - СПб. 1995 - Выпуск 1, ч. 1. - С. 48-61.
32. Литвак, А. Г. Практикум по тифлопсихологии [Текст] : учеб.пособие для студентов дефектологических факультетов пед. институтов / А. Г. Литвак, В. М. Сорокин, Т. П. Головина. - М. : Просвещение, 1989. - 110 с.
33. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Литвак. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. — 336 с.
34. Литвак, А. Г. Тифлопсихология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Дефектология / А. Г. Литвак. - М. : Просвещение, 1985. - 195 с.
35. Методика формирования представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - URL : http: //studbooks .net/1814437/pedagogika/metodika_formirovaniya_predstavleniy_ velichine_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta(дата обращения: 09.10.2018).
36. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст] : учебное пособие / Л. И. Плаксина. - М. : РАОИКП, 1999. - 58 с.
37. Психология младшего школьника [Текст] : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха. - Екатеринбург : , 2014. - 113 с.
38. Редько, Л. Л. Социальное отношение и эмоциональный мир ребенка [Текст] / Л. Л. Редько. - М. : Илекса ; Ставрополь : Сервисшкола. 2001. - 312 с.
39. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : АРКТИ, 2001. - 208 с.
40. Слабовидящие дети [Текст]/ под ред. Ю. Н. Кулагина,
Н. Г. Морозовой, М. Б. Эйдиновой. - М.: Просвещение, 1967. - 250 с.
41. Солнцева, Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л. И. Солнцева. - М. : Владос, 1998. - 340 с.
42. Солнцева, Л. И. Воспитание и обучение слепого дошкольника [Текст] / Л. И. Солнцева ; под ред. Л. И. Солнцевой. - М. : Просвещение, 1967. - 286 с.
43. Солнцева, Л. И. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] : учебник / Л. И. Солнцева ; под. редакцией В. З. Денискина. — М. : Налоговый вестник, 2004. — 320 с.
44. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) [Текст] / Л. И. Солнцева. - М. : Классикс Стиль, 2006. - 256 с.
45. Солнцева, Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И Солнцева. - М. : Просвещение,1980.- 250 с.
46. Солнцева, Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста [Текст] / Л. И. Солнцева. - М. : Просвещение, 1989. - 110 с.
47. Специальная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипова, Л. И. Белякова ; под ред. Н. М. Назаровой, 2 - е изд., стеретип. - М. : Академия, 2001. - 400 с.
48. Специальная психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Под ред. В. И. Лубовского — М. : Академия, 2006. - 464 с.
49. Стернина, Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих дошкольников [Текст] / Э. М. Стернина. - М. : Просвещение, 198. — 156 с.
50. Ушаков, Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект. Теория, измерение, исследования [Текст] / Д. В. Ушаков ; под ред. Д. В. Люсина. - М. : «Институт психологии РАН», 2004. - 176 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : Принят Министерством образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155, 2013. - 22 с.
52. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] Работы советских психологов периода 1946 -1980 гг. / И. И. Ильясова ; под ред. В. Я. Ляудис. — М. : Изд -во Московского университета, 1981. — 304 с.
53. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / А П. Воронова, О. В. Защиринская, Т. А Нилова, Л. М. Шипицына. - СПб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010. - 192 с.
54. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1978. - 150 с.