Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа олигофренопедагога по развитию речи обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования

Работа №97833

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОРМАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ И УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Понятие «речь» как научный феномен 8
1.2 Развитие речи у обучающихся, имеющих нормативное развитие 13
1.3 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной
умственной отсталостью на уровне начального образования 20
1.4 Особенности развития устной речи у обучающихся с умеренной
умственной отсталостью на уровне начального образования 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 34
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 34
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на выявление
уровня сформированности устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 37
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 41
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 48
3.1 Составление коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования 48
3.2. Анализ результатов апробации коррекционно -развивающей
программы, направленной на развитие устной речи обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования 53
3.3 Методические рекомендации участникам образовательного процесса по развитию устной речи обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87

Проблема исследования. Проблема развития устной речи рассматривается в разных научных трудах специалистов по психологии, педагогов и т. д. Развитие устной речи у детей с умственной отсталостью считается одним из главнейших критериев результативности их обучения в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, а так же их последующей успешной социализации в обществе. Но технологии данного процесса остаются недостаточно разработанными.
Актуальность темы обоснована увеличением количества обучающихся с речевых нарушений, которые обусловливаются умственной отсталостью. Знание отличительных особенностей речевого развития, выявление специфичности нарушений речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования считается первостепенным условием коррекционно-педагогических воздействий на развитие обучающихся.
Степень разработанности. Проблема развития устной речи обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования, в настоящее время малоизученна. Есть острая не достаточность и теоретических источников, и практических рекомендаций, а так же коррекционно-развивающих программ, поэтому есть необходимость в поиске методов и средств психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы, которая бы способствовала более эффективному развитию речи обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Умственная отсталость означает стойкое, не обратимое нарушение познавательного развития, которое связано с органическим повреждением коры головного мозга. При этом наблюдаются значительные изменения всей психики, искажение личности в целом.
Речевое развитие обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования стоит рассматривать как одну из ключевых коррекционных задач потому, что речь является не только лишь средством общения, способом взаимодействия между людьми, а так же и является неотъемлемым средством мышления. Речь играет огромную роль и в иных психических процессах. Она организует восприятие предметов или явлений, упрощает их дифференцирование и распознавание. Участие речи в процессах памяти дает ей логический, осмысленный характер, а так же играет существенную роль в волевых процессах.
*Ограничения исследования:
Так как речь как феномен является системным многофункциональным компонентом (устная, письменная речь и т.д.), данное исследование ограничено изучением устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования.
Объект исследования: устная речь обучающихся на уровне начального образования.
Предмет исследования: процесс развития устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования: выявить особенности сформированности устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования, составить коррекционно-развивающую программу и определить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме развития устной речи обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования.
2. Изучить уровень сформированности устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования.
3. Составить коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования, и определить ее эффективность.
Для реализации цели и задач работы мной были использованы методы теоретического и эмпирического исследования. К первым относится анализ литературы и источников по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации на обучающегося. Так же наблюдение за обучающимися, педагогический эксперимент, контроль за результативностью проведенных коррекционно-развивающих мероприятий и оценивание их результатов, количественный и качественный анализ.
Структура выпускной квалификационной работы: введение; три главы; заключение; список источников и литературы; пять приложений.
Введение предусматривает описание проблемы исследования, ее актуальности, уровень ее разработанности, место и смысл в науке и практике.
В первой главе рассматривается теоретический анализ научной литературы по проблеме особенностей становления речи у обучающихся с нормативным интеллектуальным развитием и с умеренной умственной отсталостью; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Во второй главе описывается практическая часть работы. Характеристика базы исследования; медико-психолого-педагогическая характеристика контингента, задействованного в эксперименте; методы и методики, нацеленные на выявления уровня развития устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования; проведение констатирующего эксперимента и анализ исследования.
В третьей главе описывается коррекционная работа, которая ориентирована на развитие устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, а именно составленная адаптированная основная общеобразовательная программа (вариант 2) по предмету «Речь и альтернативная коммуникация». Апробация программы и анализ результатов; методические рекомендации по развитию устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
В заключении приведены обобщенные выводы теоретической и практической разработки темы, отражены результаты решения поставленных во введении задач, а также сформулированы и предложены рекомендации по обучению и воспитанию детей представленной категории.
Список источников и литературы состоит из 49 пунктов, где представлены труды ученых Певзнер М.С., Выготского Л. С., Левиной Р. Е., Лурии А. Р. и др. по проблеме умственной отсталости, особенностей развития речи у обучающихся, нормативно-правовая база. Все источники применялись для написания выпускной квалификационной работы и составления коррекционно-развивающей программы.
В приложении 1 представлена методика Лалаевой Р. И. В приложении 2 коррекционно-развивающая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» и тематическое планирование по предмету «Речи и альтернативная коммуникация».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у обучающихся с нормативным развитием и с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования (научные труды Выготского Л. С., Маллер А. Р., Певзнер М. С., Лурии А. Р., Лалаевой Р. И. и других) показал, что речь — это сложнейшая функциональная система, обладающая многими характеристика, отличающими ее от других, в которой задействованы все анализаторы.
В норме у детей становление устной речи случается в несколько этапов начиная с рождения и до поступления ребенка в школу, в дальнейшем уже развивается и совершенствуется в ходе обучения. Развитие устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью отдален от нормы, так как они имеют нарушения высшей нервной деятельности.
Один из дефектов представленной категории обучающихся — это нарушение речи, которое является, в свою очередь, сложным дефектом, и охватывают все уровни речевой деятельности. Речевое развитие обучающихся с умственной отсталостью, которая возникла в результате органического поражения головного мозга и центральной нервной системы, осуществляется своеобразно и с большим запозданием.
У обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования отмечается недоразвитие всех сторон речи: смысловой, грамматической, звуковой, а так же бедностью словаря. Следовательно, нарушение речи у представленной категории детей носит системный характер, нарушенными оказываются все составляющие речи, такие как фонематический слух, звукопроизношение, лексико-грамматический строй и связная речь.
Устная речь — наиболее сложная форма речевой деятельности, она имеет характер систематического поочередного изложения какой-либо информации, представляет собой развернутое выражение и формируется с различными особенностями. Дефекты ее формирования обусловлены не пониманием логики событий, нарушением временных связей, быстрой истощаемостью мотивов к речи. Развитие устной речи у этой категории обучающихся, как и развитие других компонентов речи, происходит замедленными темпами и носят отличительный характер в связи с качественными особенностями. Недостатки и отставание становления и развития устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью приводят к трудностям овладения всей школьной программы:
— овладение грамотой (ошибки в написании; составлении предложений и пересказов);
— затрудняет коммуникацию и отрицательно влияет на личностные качества;
— препятствует свободному общению этих обучающихся с окружающими.
Формирование и развитие устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью случается в результате коррекционно-педагогического воздействия посредством комплексной и систематической работы. Структура дефекта обучающихся с умеренной умственной отсталостью определяет необходимость проводить специальную коррекционно-развивающую работу по становлению и развитию устной речи обучающихся представленной категории. Ведущей задачей работы по развитию устной речи обучающихся является то, что бы научить их свободно и правильно формулировать свои мысли.
Работа по развитию устной речи обязательно должна происходить не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Только лишь комплексный системный подход к развитию устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования может гарантировать эффективность коррекционно-развивающей работы.
Целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования, с учётом структуры недостатка и психического состояния обучающегося, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.
И теоретический анализ литературы, и изучение уровня сформированности устной речи у обучающихся с умственной отсталостью посредством:
— теоретических и эмпирических методов;
— методики психолингвистического исследования;
— составление и апробации эффективной коррекционно-развивающей программы послужили основанием для разработки методических рекомендаций для участников образовательного процесса, направленных на развитие устной речи обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования, и которые, в свою очередь, дают возможность формировать, развивать и совершенствовать устную речь.
В ходе работы мной была проанализирована научная литература по проблеме развития устной речи обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования.
Исследован уровень сформированности устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования.
Проведен констатирующий и контрольный этап экспериментального исследования.
Сделаны выводы и составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования, определена ее эффективность.
Таким образом, все намеченные задачи мной решены и цели достигнуты в полном объеме.



1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 272 с.
2. Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л. И. Афанасьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 34-43.
3. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М., 1989. - 144 с.
4. Большой энциклопедический словарь [Текст]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1632 с.
5. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова. М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 225 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов : в 5 книгах / Л. С. Волкова, Т. Е. Туманова, Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.
Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 2003. - 263 с.
8. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы [Текст] : пособие для учителя / В. В. Воронкова. - М. : Просвещение, 1988. - 127 с.
9. Воспитание аномальных детей [Текст] / под ред. А. П. Носковой. - М. : Прогресс, 1993. - 224 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1996. - 389 с.
11. Гриншпун, Б. М. О классификации речевых расстройств: Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / Б. М. Гриншпун, С. С. Ляпидевский. - М., 1969. - 324 с.
12. Декларации о правах умственно отсталых лиц (принята
резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года) [Электронный ресурс]. - URL :
http: //www. rndsk. ru/uploads/pdf3/dekl_o_pravah_ymst.pdf (дата обращения:
12.11.2018) .
13. Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=
INT&n=15978 (дата обращения: 12.11.2018).
14. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1981. - 321 с.
15. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Римис, 2008. - 344 с.
16. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] : пособие для психолого-педагогических комиссий / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : Владос, 2003. - 406 с.
17. Зак, Г. Г. Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на начальной ступени общего образования [Электронный ресурс] / Г. Г. Зак. - URL : http://elar.uspu.ru/handle/uspu/2049(дата обращения: 12.11.2018).
18. Занков, Л. В. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталого школьника (олигофрена) на первых этапах обучения [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Известия АПН РСФСР, 1951. - 298 с. 

вспомогательных школ [Текст] / Н. Л. Коломинский. - Киев, 1978. - 176 с.
20. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята ООН от 14 декабря 1960) [Электронный ресурс]. - URL : http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat(дата обращения:
12.11.2018) .
21. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. - СПб. : МиМ, 1997. - 272 с.
22. Корнев, А. Н. Говорить, читать и думать учим в диалоге [Текст] / А. Н. Корнев, Н. Е. Старосельская. - СПб., 2007. - 344 с.
23. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] / Р. И. Лалаева. - СПб. : Союз, 2002. - 224 с.
24. Лалаева, Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников [Текст] / Р. И. Лалаева // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 32-40.
25. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей [Текст] / Р. И. Лалаева. - Л., 1990. - 186 с.
26. Лалаева, Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы [Текст] / Р. И. Лалаева. - М., 1978. - 244 с.
27. Лапаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. - М. : Владос, 1998. - 250 с.
28. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1967. - 284 с.
29. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М., 1969. - 216 с.
30. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 1981. - 345 с.
31. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 608 с.
32. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А. Р. Лурия. - М., 1969. - 345 с.
33. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] / А. Р. Лурия. - М., 1975. - 344 с.
34. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. - М., 1973. - 384 с.
35. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А. Р. Лурия, Ф. А. Юдович. - М., 1956. - 420 с.
36. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М., 2001. - 276 с.
37. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей-олигофренов, обучающихся во вспомогательной школе [Текст] : учебно-воспитательная работа в специальных школах / М. С. Певзнер. - М., 1956. - 240 с.
38. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; ред. М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. - 380 с.
39. Пинский, Б. И Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников [Текст] / Б. И. Пинский. - М., 1962. - 244 с.
40. О рабочих программах учебных предметов (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786) [Электронный ресурс]. - URL : http://sho_hadb.olvn.zabedu.ru/files/org/ 225/579981b285e3d.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
41. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина. - М., 1973. - 508 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.boguo.ru/files/fck/file/Ob_utverzhdenii_
federalnogo.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
43. Примерная АООП обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант), утвержденная приказом №88(а) от 25 августа 2017 года [Электронный ресурс]. - URL : https://int9.edusarov.ru/docs/2017/%D0%90%D0
%9E%D0%9E%D0%9F%201-13 %20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D 1 %81 %D 1 %81 %202%20%D0%B2%D0%B0%D 1 %80%D0%B8%D0%B0%D0%BD% D1%82.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
44. Прядильщикова, Ю. В. Из опыта работы логопеда в классах КРО: Воспитание и обучение детей с нарушениями развития [Текст] / Ю. В. Прядильщиков. - М., 2004. - 170 с.
45. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
46. Русецкая, М. Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин [Текст] / М. Н. Русецкая. - СПб., 2007. - 276 с.
47. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями от 10 июня 1994 г. [Электронный ресурс]. - URL :
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf(дата обращения: 12.11.2018).
48. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения:
12.11.2018) .
49. Хомская, Е. Д. Нейропсихология [Текст] / Е. Д. Хомская. - СПб. : Питер, 2005. - 370 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ