Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫМИ УСТАНОВКАМИ

Работа №97825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫХ
УСТАНОВОК 7
1.1. Теоретические подходы к исследованию личностных особенностей в
зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Коммуникативные установки: содержание, структура, детерминанты.15
1.3. Индивидуально-психологические проявления деструктивно¬
коммуникативных установок в подростковом возрасте 23
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫМИ УСТАНОВКАМИ И
РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Организация эмпирического исследования 30
2.2 Описание методов и методик исследования 31
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 68


Актуальность темы исследования. Проблема коммуникативных деформаций особенно актуально на подростковом этапе возрастного развития, где от процесса общения зависит формирование межличностных отношений. Совокупность определенных личностных особенностей, позволяют строить гармоничные отношения со сверстниками и располагают к образованию важных индивидуально-психологических качеств и паттернов поведения: эмпатия, рефлексия, саморегуляция и т.д. Интерактивное
взаимодействие подростка, т.е. ориентация «на сверстников» играет превалирующую роль.
В связи с этим, критерии успешности могут субъективно искажаться под влиянием фрустраций, испытанных при неприятных инцидентах в процессе общения и могут оказывать влияние на личность, так и наоборот. К изменениям качеств личности относят стереотипы восприятия действительности, установки, стили и способы общения, а также стратегии поведения. В том числе, если они носят негативный характер. Вследствие этого, деформации, имеющие отношения к коммуникативной сфере и выражающие деструктивные тенденции, можно рассматривать как деструктивно-коммуникативные установки личности.
На процесс коммуникации может оказывать влияния различное сочетание когнитивных и эмоциональных проявлений, свойственных личности. К ним относят: конституциональные факторы - мотивов, потребностей, интересов, ценностей, дифференцированность самооценки и самоотношения, недостаточность рефлексии, что может реализовываться в поведении и выражаться на уровне межличностного общения [5]. Но вместе с этим важно не только влияние на формирование коммуникативных установок, личностных особенностей подростка, но и социально-психологических факторов, как в семье, так и в школе, так как большая часть времени проистекает именно в этих сферах деятельности.
Вследствие этого, целью исследовательской работы выступило изучение взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и деструктивных коммуникативных установок личности в подростковом возрасте.
Задачи:
1) Определить сущности понятия «деструктивно-коммуникативные установки (ДКУ)» как психологической дефиниции;
2) Подобрать методики исследования для определения личностных особенностей и ДКУ в подростковом возрасте;
3) Определить и выявить ведущие индивидуально-психологические признаки и особенности отражения в них ДКУ;
4) Выявить различия индивидуально-психологических особенностей между подростками с ДКУ и ККУ.
Объектом исследования является личностные особенности подростков.
Предметом исследования являются личностные особенности подростков с деструктивно-коммуникативными установками.
Гипотеза исследования: состоит в том, что существуют различия копинг-стратегийи индивидуально-психологических особенностей личности в подростковом возрасте при сравнении испытуемых с конструктивными и деструктивными коммуникативными установками.
Методологической основой исследования являются объективные законы развития личности разных возрастных этапах, предложенные в работах Л.С. Выготского. При этом учитывались общие закономерности возрастного развития (труды Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Теоретическая концепция исследования базировалась также на научных изысканиях известных психологов - Б.Г. Ананьева, В.А. Петровского, А.Н. Леонтьева,Я.Л. Коломинского, И.С.Кона, Н.С. Менчинской, С.Л. Рубинштейн и др. Важной для данного исследования являлась теория об установках личности Д.Н. Узнадзе и Надирашвили Ш. А., а также работы А.Г. Асмолова об установках в общей и социальной психологии.
Методы и методики исследования.
На подготовительном этапе исследования был осуществлен обзорно-аналитический анализ психолого-педагогической и специальной психологической литературы, описывающие подходы к изучению формирования коммуникативных установок в социальной среде.
Затем, в работе применялись методы: процентного соотношения и контент-анализа, психологическое тестирование, беседа, интерпретационные методы: методы математической статистики и качественный анализ полученных данных.
Психодиагностические методики:
1) методика социологического исследования: анкетирование;
2) методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко;
3) методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла 14F (для подростков);
4) основы совладающего поведения Лазаруса.
Методы статистической обработки данных:
1. Критерий F-Фишера;
2. Корреляционный анализ по Пирсону;
3. Факторный анализ.
Достоверность и обоснованность результатов исследования, полученных в работе, обусловлены использованием адекватных задач и соответствием гипотезе исследования, адекватным применением процедур обработки данных качественно - интерпретативного характера, а также последовательной реализацией этапов в эмпирическом исследовании.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются:- во-первых, в дальнейшем развитии концепции о многоуровневом исследовании коммуникативной дезадаптации (уточнением понятия деструктивных вариантов дезадаптации, представлении об основных факторах ее формирования и критериях диагностики с позиции теории установки);
- во-вторых, анализом особенностей деструктивных проявлений дезадаптации у подростков с деструктивными установками.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
Обобщенные результаты могут быть применены для разработки системы психодиагностических методик и рекомендаций по психокоррекционной работе, ориентированные на многоуровневое исследование и компенсацию дезадаптации, которые также могут быть использованы в практике воспитания и обучения подростков с деструктивными коммуникативными установками.
Структура.
Структура исследовательской работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. В библиографическом списке представлено 35 источника по теме исследования. Работа иллюстрирована 6 таблицами, 12 гистограммами. Общий объем дипломной работы составляет 73 страницы. Объем приложения 6 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение коммуникативных установок, в частности деструктивных, актуально в подростковом возрасте, так как ведущей ориентацией является общение со сверстниками. Именно возможность самореализации подростка в общении во многом определяется их коммуникативными установками. Вместе с этим, их различия определяются набором индивидуально-психологических качеств личности, т.е. сочетание когнитивных и эмоциональных проявлений. Деформация коммуникативной установки возникает тогда, когда возникают психотравмирующие обстоятельства жизни или вследствие речевого воздействия социального окружения, что ведет к перестройке не только внутренних структур личностных особенностей, но и внешне проявляемых поведенческих паттернов. Однако и совокупность определенных индивидуально-психологических особенностей личности может повлиять на формирование коммуникативных установок. Вследствие этого, влияния в данном возрасте на подростка способны отклонить развитие коммуникативной деятельности в сторону сглаживания или усиления исходной реакции.
Распознание индивидуально-психологических свойств и типа коммуникативной установкиу подростка представляет собой важную практическую задачу прикладной сферы деятельности психологии, позволяющей более точно ориентироваться в наличии тех или иных особенностях в характере человека, закономерно приводящие к тем или иным поведенческим типам реакций, его взаимодействии с окружающим и в дальнейшем социализации личности.
Нами было предположено, что существуют различия индивидуально-психологических особенностей и копинг-стратегий личности в подростковом возрасте при сравнении испытуемых с конструктивными и деструктивными коммуникативными установками. Наша гипотеза полностью подтвердилась.
Напряженность семейных отношений для подростка,податливость влиянию вследствие искаженных представлений о себе; социальная отгороженность, как показатель дезориентации в социальных нормах, эмоциональной отчужденности и потребности в одобрении и поддержке со стороны; асоциальность, выражаемаяв затрудненной личностной регуляции поступков — таковы характеристики личности с деструктивными коммуникативными установками.
В межличностном взаимодействииподростки с ДКУ в большей степени проявляют авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подчиняемость, зависимость, что свидетельствует о слабой способности этих подростков регулировать свое взаимодействие со средой деятельности; о недостаточном умении достичь контакта и взаимопонимания с окружающими, правильно организовать и контролироватьсвои контакты; о некоторой затрудненностив восприятии морально-нравственных норм, так как нормы поведения определяются принятием подростковой субкультурой, доминирующих общепринятых групповых норм, в угоду повышения своего социального статуса, ранга и самореализации в целом.
Многие личностные характеристики могут быть даже взаимоисключающими, или по-разному сочетаться и в следствии этого, оказывать различное влияние на взаимосвязь с коммуникативными установками личности подростка.
Таким образом, результаты исследовательской работы позволили приоткрыть важнейшую роль личностных особенностей в формировании коммуникативных деструкций подростков, а также возможные их социально-психологические детерминанты. В дальнейшем это поспособствует в проведении экспериментальной разработки и построению концептуальных положений, касающихся проблемы преодоления нарушений (разрушений) в коммуникациях (общении, взаимодействии, отношениях) подростков.



1. Ананьев Б.Г. Психология как предмет познания. - СПб.: Питер, 2010 - 288 с.
2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.- 344с.
3. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей психологии // Теоретические и методологические проблемы психологии. М., 1977.- 268с.
4. Большой психологический словарь/сост. Мещеряков Б.Г, Зинченко В.П., - М., 2003-874с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. - Л., 1987 - 328 с.
6. Волков Б.С. Психология подростка. - М., 2002 - 272 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991 - 536 с.
8. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. М., 1986; Общая
психология/ под общ.ред. Е.И. Рогова. - 4-е изд.-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010 - 560 с.
10. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987 - 237 с.
11.Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 191 с.
12.Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. - СПб, 2011 - 606 с.
13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Мн.: БГУ, 1976. - 352 с.
14. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980 - 192 с.
15. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: Флинта, 2008 - 176 с.
16. Коржова Е.Ю. Психология личности: типология теоретических моделей. - СПб.: ИПП, 2004 - 334 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ