ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НОРМАЛЬНО
РАЗВИВАЮЩИХСЯ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Общая характеристика внимания 6
1.2. Особенности развития внимания нормально развивающихся детей в
онтогенезе (от рождения до младшего школьного возраста включительно) 13
1.3. Особенности развития внимания у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 22
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых
2.2. Обоснование выбора диагностического инструментария 30
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента, анализ его
результатов 33
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Роль специального психолога в создании условий для развития
произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 47
3.2. Составление и апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие произвольного внимания у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 50
3.3. Контрольный этап эксперимента, анализ его результатов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В последние годы в России отмечается значительный рост детей с отклонениями в развитии и наиболее многочисленной категорией из них являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). По статистическим данным, в Российской Федерации 70-80 тысяч детей имеют диагноз задержка психического развития, поэтому проблема воспитания и обучения детей данной категории на сегодняшний день является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие учёные-психологи как: О. В. Алмазова, Т. А. Власова, Т. Н. Князева, В. В. Коваль, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и многие другие. Они отмечали, что у детей данной категории, в отличие от нормально развивающихся детей, страдает личностное развитие, не в полной мере реализуются их возрастные возможности, а также затруднён процесс формирования высших психических функций, в том числе и внимание [2].
Внимание - это основа любой интеллектуальной деятельности и ни один психический процесс (память, мышление, воображение) не может протекать без него.
В психолого-педагогических исследованиях С. А. Домишкевич, Г. И. Жаренковой, Л. И. Переслени, В. А. Пермяковой и многих других психологов отмечаются следующие особенности внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: это снижение концентрации, устойчивости, переключения, распределения внимания, а также для данной категории детей характерен и низкий объём внимания.
Недостаточное развитие внимания является самой главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении.
Поэтому следует отметить, что при правильно организованной работе специального психолога по развитию всех свойств внимания и во время оказанной помощи детям данной категории можно добиться положительных результатов не только в учебной деятельности, но и в их личностном развитии.
Объект исследования - развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс составления и апробации программы работы специального психолога по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - определение уровня развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с целью составления и апробации программы: развития произвольного внимания у детей данной категории.
Задачи исследования:
1. Подобрать, изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и другие источники по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития внимания у детей младшего школьного возраста: нормально развивающихся (контрольная группа) и с задержкой психического развития (экспериментальная группа).
3. Составить, апробировать и оценить эффективность коррекционно-развивающей программы работы специального психолога по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы и других источников по теме экспериментального исследования.
3. Формирующий этап. Составление и апробация коррекционно-развивающей программы работы специального психолога, направленной на развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
4. Контрольный этап эксперимента. Проведение повторной психологической диагностики с применением тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента, с целью определения эффективности составленной и апробированной программы, направленной на развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Методы исследования.
1. Теоретический: изучение и анализ научной, психолого-
педагогической литературы и других источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические: психодиагностические и экспериментальные.
3. Методы количественного и качественного анализа данных.
Методики:
- методика Пьерона-Рузера;
- методика «Запомни и расставь точки»;
- методика «Корректурная проба Бурдона».
База исследования: МАОУ «Староартинская средняя общеобразовательная школа» села Старые Арти. В экспериментальном исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста, из них: 10 нормально развивающихся детей и 10 детей с ЗПР (возраст 7-9 лет).
Структура работы: введение, одна теоретическая глава и две практические главы, заключение, список источников и литературы (48 наименований), приложения (14).
Объём работы - 78 страниц.
В работе 18 таблиц, 6 рисунков.
Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, что внимание - это особое свойство человеческой психики, которое направляет и сосредотачивает сознание человека не только на определенном объекте, но и на любой выполняемой им деятельности. Внимание, как выяснилось из теоретического анализа литературы, это основа любой интеллектуальной деятельности и ни один психический процесс (память, мышление, воображение) не может протекать без него.
Младший школьный возраст - это период быстрого развития внимания ребенка. У детей в этом возрасте уже начинает формироваться произвольное внимание и его свойства. Его развитие является одним из самых главных условий в формировании познавательной деятельности обучающихся и в становлении личности ребёнка в целом.
Недостаточное его развитие у детей младшего школьного возраста приводит к трудностям в обучении, в результате чего выделяется группа детей (дети с ЗПР), которые не могут в полной мере освоить современные образовательные программы. И таких детей с каждым годом становится всё больше. Поэтому проблема воспитания и обучения детей с задержкой психического развития на сегодняшний день не потеряла своей актуальности и остаётся одной из наиболее важных и актуальных проблем в коррекционной педагогике и психологии. Огромный вклад в изучение данной проблемы внесли такие учёные-психологи как: О. В. Алмазова, Т. А. Власова, Т. Н. Князева, В. В. Коваль, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, С. Г. Шевченко и многие другие. Из их трудов, были получены сведения об особенностях развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Учёными-психологами было доказано, что в отличие от внимания нормально развивающихся детей младшего школьного возраста, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей младшего школьного возраста наблюдается нарушение произвольного внимания, которое характеризуется следующими особенностями: снижением концентрации, устойчивости, переключения и распределения внимания, а также низким объёмом внимания, что отрицательно сказывается на процессе обучения.
Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил перейти к экспериментальному исследованию, с целью определения уровня развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
В ходе констатирующего этапа эксперимента был подобран психодиагностический инструментарий, включающий три методики, которые были направлены на изучение таких свойств внимания, как переключение, концентрация и объём. Также была определена база исследования (МАОУ «Староартинская СОШ») и выбран контингент испытуемых: нормально развивающиеся дети младшего школьного возраста составили контрольную группу, а дети младшего школьного возраста с ЗПР - экспериментальную группу. В результате проведённого исследования были получены результаты, которые доказали, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР развитие таких свойств произвольного внимания как: концентрация, переключение и объём находятся на низком уровне развития, в отличие от их нормально развивающихся сверстников.
В результате этого была определена работа специального психолога, направленная на развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Данная работа включала в себя 2 направления: коррекционно-развивающую работу с детьми младшего школьного возраста с ЗПР; пропедевтическую работу с родителями и педагогами.
На формирующем этапе эксперимента первое направление работы было реализовано через составление и апробацию специальным психологом коррекционно-развивающей программы по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Данная программа включила в себя серию упражнений и приёмов, направленных не только на развитие всех свойств произвольного внимания у детей экспериментальной группы, но и на коррекцию таких психических процессов, как память, мышление, восприятие.
Второе направление было реализовано через: проведение в образовательной организации (МАОУ «Староартинская СОШ») индивидуальных консультаций с родителями и педагогами; проведение родительского собрания и семинара для педагогов, работающих с данной категорией детей; разработку буклетов и памяток для родителей и педагогов.
С целью определения эффективности проведённой работы специальным психологом был проведён контрольный этап эксперимента. Анализ полученных данных показал повышение уровней таких свойств внимания, как: переключаемость, концентрация и объём у детей младшего школьного возраста с ЗПР, за счёт создания психологом выше описанных условий.
Таким образом, была доказана эффективность работы специального психолога по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР, что позволяет говорить о решении задач и достижении поставленной цели экспериментального исследования.
1. Алмазова, О. В. Анализ и систематизация научных знаний о нарушениях внимания младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / О. В. Алмазова // Специальное образование : научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. обр-я. - Екатеринбург, 2005. - № 4 - С. 26-31.
2. Алмазова, О. В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. В. Алмазова. - Екатеринбург, 1997. - 227 с.
3. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы, психодиагностические методики, коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М. : Ось-89, 1997. - 224 с.
4. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Бондарев, И. П. Новая методика оценки свойств внимания / Вопросы психологии [Текст] / И. П. Бондарев. - 2000. - № 5 - С. 127-132.
6. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика : практическое руководство / А. Л. Венгер. - М. : Генезис, 2001. - 288 с.
7. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А. Л. Венгер, А. Г. Цукерман. - М. : Просвещение, 1992. - 298 с.
8. Возрастная и педагогическая психология : Хрестоматия [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Академия, 1999. - 320 с.
9. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания [Текст] / Т. Н. Волкова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 320 с.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 189 с.
11. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. // Хрестоматия по вниманию / Л. С. Выготский / сост. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырей. - М. : МГУ, 1976. - 349 с.
12. Гальперин, П. Я. К проблеме воспитания [Текст] / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию / ред. А. Н. Леонтьев, А. А. Пузырей, В. Я. Романов. - М. : Изд-во Московского университета, 1976. - 127 с.
13. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - М. : Просвещение, 1989. - 398 с.
14. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
15. Гаганова, Н. В. Развиваю внимание [Текст] / Н. В. Гатанова. - СПб. : Питер, 2000. - 198 с.
16. Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] /
Ф. Н. Гоноболин. - М. : Мысль, 1972. - 246 с.
17. Добрынин, Н. Ф. О новых исследованиях внимания [Текст] / Вопросы психологии // Н. Ф. Добрынин. - 1973, - № 3 - С. 121-129.
18. Ермолаев, О. Ю. Внимание школьника [Текст] / О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова. - М. : Академия, 2002. - 236 с.
19. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций [Текст] / С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко. - М. : Секачёв, 2007. - 128 с.
20. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] / Т. Б. Иванова, В. А. Илюхина, М. А. Кошулько. М. : Изд-во «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. - 112 с.
21. Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР [Текст] : учеб. пособие // Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева. - Екатеринбург, УрГПУ, 1995. - 155 с.
22. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] : учеб. для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. - М. : Просвещение, 1980. - 352 с.
23. Крысько, В. Г. Психология и педагогика. Курс лекций [Текст] /
B. Г. Крысько. - М. : Омега-Л , 2004. - 336 с.
24. Курдюкова, С. В. Развиваем внимание с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С. В. Курдюкова, А. В Сунцова. - М. : Генезис, 2018. - 72 с.
25. Лапшин, В. А. Основы дефектологии [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. институтов / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. - М. : Просвещение, 1991. - 143 с.
26. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
27. Лурия, А. Р. Внимание и память [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Издательство Московского университета, 1975. - 32 с.
28. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2006. - 400 с.
29. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб. : Речь, 2004. - 352 с.
30. Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] / А. К. Маркова, А. Г. Лидерс, Е. Л. Яковлева. - Петрозаводск, 1992. - 180 с.
31. Московкина, А. Г. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания // Дефектология [Текст] / А. Г. Московкина, И. В. Анисимова. - 2000. - № 1 -C.61-63.
32. Немов, Р. С. Психология. [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - М. : Просвещение «ВЛАДОС», 1994 .
Кн. 1 : Общие основы психологии. - 1994. - 567 с.
Кн. 3 : Психодиагностика. - 2001. - 640 с.
33. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : Пособие для психологов и педагогов [Текст] / В. Б. Никишина. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 128 с.
34. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин- тов / ред. А. В. Петровского. - М., 1986. - 479 с.
35. Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания [Текст] / А. А. Осипова, Л. И. Малашинская. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 104 с.
36. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики. [Текст] / Вопросы психологии // Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова. - 1989.- № 1 - С. 55-62.
37. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
38. Психология внимания. [Текст] // Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М., 2001. - 300 с.
39. Разумкова, Г. В. Особенности внимания младшего школьника [Текст] / Нач. шк. плюс до и после // Г. В. Разумкова. - 2005. - № 4. - С. 35-38.
40. Рибо, Т. Психология внимания [Текст] / Хрестоматия по вниманию // Т. Рибо.- М., 1976. - 208 с.
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] учеб. пособие для вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2002. - 720 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Внимание и его воспитание [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1979. - 148 с.
43. Саенко, Ю. В. «Специальная психология» [Текст] : учеб. пособие / Ю. В. Саенко. - М. : Академический Проект, 2006. - 182 с.
44. Семаго, Н. Я., Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] : Практикум по психодиагностике // Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 46 с.
45. Семаго, Н. Я. Проблемные дети : Основы диагностической и коррекционной работы психолога. [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : АРКТИ, 2008. - 208 с.
46. Титченер, Э. Б. Учебник психологии. [Текст] / Э. Б. Титченер. - М. : Издание Т-ва «Мир», 1914. - 514 с.
47. Черёмушкина, Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. В. Черёмушкина. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 224 с.
48. Шамарина, Е. В. Обучение детей с ЗПР : организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно - развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / Е. В. Шамарина. - М. : Изд-во «ГНОМ и Д», 2007. - 80 с.