ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Понятие «внимание» как научный феномен 7
1.2. Возрастной аспект развития внимания у детей 14
1.3. Особенности развития внимания у детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 30
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей,
задействованных в экспериментальном исследовании 30
2.2. Методические средства изучения нарушений внимания у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью 32
2.3. Анализ полученных результатов 38
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 51
3.1. Обоснование возможности использования дидактических игр в
коррекции нарушений внимания у младших школьников с умственной отсталостью 51
3.2. Составление и апробация программы коррекции нарушений
внимания у младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр 60
3.3. Определение эффективности коррекционной работы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Ни один психологический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием - ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности.
Обучающиеся с умственной отсталостью имеют множественные нарушения внимания, что отрицательно влияет на их деятельность. Низкая устойчивость внимания, трудности при распределении внимания, малый объем - все эти нарушения приводят к трудностям в обучении. Внимание играет важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики обучающегося с умственной отсталостью. Оно обеспечивает эффективность обучения. Развивать и корригировать внимание столь же важно, как обучать детей письму, счету, чтению.
Психологи отмечают существенные нарушения в развитии внимания младших школьников с умственной отсталостью. Исследователь О. Ё. Фрейерова доказала, что дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью не в силах концентрировать свое внимание на определенном объекте. Такое нарушение внимания проявляется в отвлекаемости от работы и переключении на другие раздражители.
Такие специалисты, как Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева считают нарушения внимания одной из главных характеристик умственной отсталости.
У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью тяжело и с нарушениями формируется произвольное внимание. Недостатки произвольного внимания отмечены в работах И. Л. Баскаковой, И. Г. Еременко. Выражены они малой устойчивостью, трудностями распределения, слабой концентрацией, замедленной (слишком активной) переключаемостью.
Обучающиеся младшего школьного возраста с умственной отсталостью нуждаются в систематичном, целенаправленном обучении. Положительные результаты в учебе и в изменении личности обучающегося зависят от методов, форм, видов работы на занятии или уроке. Одним из эффективных методов, формирующих познавательную деятельность детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является дидактическая игра. Важное значение имеет тот факт, что ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является игра.
Разработали сборник дидактических игр для дошкольного и младшего школьного возраста такие специалисты как А. А. Катаева, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева. На уроках русского языка (1 - 4 класс) мы используем систему игр и методические рекомендации педагогов Э. В. Якубовской и А. К. Аксеновой. На уроках математики (1 - 4 классы) мы пользуемся методическими разработками по дидактическим играм А. А. Хилько, М. Н. Перовой.
Дидактическая игра имеет две цели, одна из которых обучающая, а вторая вызывающая интерес обучающегося к деятельности. Таким образом, этот метод не только помогает привлечь интерес посредством интересной формы, но и ненавязчиво развивает произвольное внимание обучающихся младшего школьного возраста. Учитывая особенности развития внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, перед педагогом стоят сложные задачи: обеспечить коррекцию и развитие внимания, так как оно является частью всей познавательной деятельности, что крайне важно для социализации детей с умственной отсталостью в будущем.
По мнению В. А. Сухомлинского обучающие игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность внимания. Инструкция дидактической игры требует не только интеллектуальных, но и волевых усилий (организованности, выдержки).
Актуальность изучения особенностей нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью заключается в том, что большинство работ отечественных дефектологов (Л. В. Занков, Ж. И. Шиф, Е. Д. Хомская, П. Я. Гальперин и др.) так или иначе затрагивают данную проблему, но в специальной литературе проблема психокоррекционной работы по устранению проявлений нарушений внимания остается недостаточно исследованной областью. Помимо этого, педагоги и психологи все больше сталкиваются со случаями нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В связи с этим не прекращается поиск обоснования возможности дидактических игр, направленных на психокоррекцию данных нарушений.
Цель - коррекция нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством использования дидактических игр.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические психолого-педагогические источники литературы об особенностях развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
2. Подобрать диагностические методы и методики для изучения и выявления нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
3. Осуществить диагностику проявлений нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
4. Изучить и проанализировать методы коррекции нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Обосновать возможность использования в коррекции нарушения внимания дидактических игр.
6. Составить, апробировать программу, направленную на коррекцию нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр.
7. Определить эффективность данной программы.
Объект - нарушения внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет - процесс коррекции нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр.
Гипотеза - коррекция нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью будет в большей мере эффективна, если процесс коррекции реализуется в условиях использования дидактических игр.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, из пятнадцати таблиц, двадцати рисунков, из пятидесяти источников и литературы, пяти приложений.
В первой главе приводится теоретический анализ психо лого - педагогической литературы по проблеме нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Во второй главе описывается экспериментальное изучение проявлений нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В третьей главе составлена, апробирована и определена эффективность программы психокоррекции нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Вопрос о коррекции внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является центральным в современной системе образования, так как внимание можно определить, как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности.
Анализ теоретических источников показал, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью ни одно из свойств внимания не остаётся не нарушенным. Авторы указывают на малый объем внимания детей с умственной отсталостью, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, проявляющиеся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости обучающихся. Подчеркивают их постоянную, чрезвычайно легкую отвлекаемость, особенно отчетливо обнаруживающуюся при работе с относительно сложным материалом. Присущее обучающимся с умственной отсталостью нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, и тем самым значительно затрудняют учебно-воспитательный процесс.
Целью данного исследования являлось составление и апробация программы для коррекции нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством использования дидактических игр.
Для достижения данной цели были реализованы следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ по изучаемой проблеме
исследования.
2. Подобраны диагностические методы и методики для изучения и выявления нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
3. Проведено экспериментальное изучение нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
4. Изучены и проанализированы методы коррекции нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Обосновано использование в коррекции нарушения внимания дидактических игр.
6. Составлена, апробирована программа, направленная на коррекцию нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр.
7. Проверена эффективность составленной программы.
В ходе исследования были изучены такие понятия как «внимание», «свойства внимания», «умственная отсталость», «дидактические игры».
Для исследования внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика Пьерона-Рузера.
2. Корректурная проба «Найди и вычеркни».
3. Методика «Запомни и расставь точки».
4. Методика В. М. Когана (методика совмещения признаков).
По каждой из методик мы определили уровень следующих свойств внимания: концентрации, объема, устойчивости внимания, а также
возможность распределения, переключения внимания и особенности работоспособности.
Таким образом, по результатам комплексного всестороннего исследования свойств внимания у младших школьников с легкой умственной отсталостью шесть из семи испытуемых имели низкий уровень развития внимания, соответственно у данных детей возникали трудности в обучении.
Результаты эксперимента показали, что существует необходимость проведения коррекционной работы, направленной на развитие внимания у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Нами была составлена программа для коррекции нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. На формирующем этапе эксперимента апробирована программа, направленная на коррекцию нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр. Апробация программы осуществлялась с декабря 2017 года по февраль 2018 года на базе государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Задачи формирующего эксперимента полностью реализованы. Проведено 32 коррекционных занятия, 4 занятия в начале и в конце эксперимента были отведены для организации диагностики.
Сравнительный анализ результатов диагностики на этапах констатирующего и контрольного эксперимента доказал успешность работы по коррекции нарушений внимания у младших школьников с умственной отсталостью с помощью дидактических игр.
На основании проведенного исследования мы выяснили, что коррекция нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в большей мере эффективна, если процесс коррекции реализуется в условиях использования дидактических игр. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут использовать педагоги-психологи и учителя-дефектологи.
1. Амасьянц, Р. А. Интеллектуальные нарушения [Текст] : учебное пособие для вузов / Р. А. Амасьянц, Э. А. Амасьянц. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 431 с.
2. Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : Академия, 1999. - 320 с.
3. Ананьев, Б. Г. Воспитание внимания у школьника [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Лениздат, 1999. - 65 с.
4. Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] : методические рекомендации / О. В. Боровик. - М. : ЦГЛ, 2000. - 112 с.
5. Бурачевская, О. А. Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с ОНР [Текст] / А. О. Бурачевская. - 2016 - № 1. - с. 22 - 25.
6. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] / В. В. Воронкова. - М. : Просвещение, 1994. - 237 с.
7. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания [Текст] / Т. Н. Волкова. - М. : Просвещение, 2006. - 32 с.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 174 с.
9. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1956. - 376 с.
10. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии
[Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 189 с.
11. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1975. - 210 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология
[Текст] / Л. С. Выгосткий. - М. : Просвещение, 1960. - 500 с.
13. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] : учебное пособие для вузов / О. П. Гаврилушкина. - М. : Просвещение, 1985. - 156 с.
14. Гладышева, Т. А. Развитие познавательного процесса младших
школьников посредством дидактических игр
[Текст] / Т. А. Гладышева // Вест. Совета мол. уч. и спец. Челябинской обл. - 2017. - № 1 (16) Т.1 - С. 3 - 4.
15. Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф. Н. Гоноболин. - М. : Просвещение, 1972. - 198 с.
16. Граборов, А. Н. Очерки по олигофренопедагогике [Текст] / А. Н. Граборов. - М. : Просвещение, 1961. - 79 с.
17. Дульнев, Г. М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей [Текст] / Г. М. Дульнев. - М. : Просвещение, 1960. - 143 с.
18. Джинотт, Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми [Текст] / Х. Дж. Джинотт. - М. : Просвещение, 2001. - 229 с.
19. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития [Текст] / С. Д. Забрамная. - 2009. - № 1. - С. 54 - 55.
20. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. - М. : Образование, 1995. - 126 с.
21. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети [Текст] / Х. С. Замский. - НПО. : Образование, 1995. - 154 с.
22. Занков, Л. В. Развитие умственно отсталого ребенка [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Просвещение, 1995. - № 8. - 51 с.
23. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2007. - 390 с.
24. Истомина, З. М. Развитие памяти [Текст] / З. М. Истомина. - М. : Просвещение, 1978. - 211 с.
25. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2009. - 175 с.
26. Калинина, Р. С. Тренинг развития личности школьника [Текст] : занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. / Р. С. Калинина. -
СПб. : Речь, 2002. - 160 с.
27. Карабанова, О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О. С. Карабанова. - М. : Просвещение, 2007. - 133 с.
28. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] / Е. А. Стребелева, А. А. Катаева. - М. : БУК-МАСТЕР, 1993. - 84 с.
29. Костровский, Г. И. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости [Текст] // Вопросы психологии. - 2008. - № 11. - С. 14 - 18.
30. Кразова, И. С. Из истории разработки методов выявления умственной отсталости у детей [Текст] // Педагогика. - 2007. - № 8. -С. 26 - 30.
31. Ланге, Н. Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст] / Н. Н. Ланге. - Одесса : Типогр. Штаба Одесск. воен. окр., 1983. - 342 с.
32. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / И. Ю. Левченко, Н. А. Кисилева. - М. : Книголюб, 2007. - 59 с.
33. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика и обучение умственно отсталых детей [Текст] / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная. - М. : Академия, 2003. - 165 с.
34. Леонтьев, А. Н. Психологические основы детской игры [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 245 с.
35. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников [Текст] / Н. П. Локалова. - М. : Просвещение, 2000. - 176 с.
36. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] : учебное пособие для вузов 5-е изд. / А. Р. Лурия. - М. : Академия, 2007. - 381 с.
37. Лэндерт, Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений
[Текст] / Г. Л. Лэндерт. - М. : Просвещение, 1998. - 365 с.
38. Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] : учебное пособие для вузов / А. К. Лурия, А. Г. Лидерс. - Петрозаводск: Изд. «ПЕТР», 2002. - 69 с.
39. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики [Текст] : учебное пособие для вузов / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. - М. : Академия, 2006. - 220 с.
40. Монина, Г. Б., Гиперактивные дети / Психолого-педагогическая коррекция [Текст] / Г. Б Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. - СПб. : Речь, 2007. - 219 с.
41. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей [Текст] / Р. М. Миронова. - Минск : Педагогика, 1989 - 434 с.
42. Об образовании [Текст]: федер. закон. - М. : Инфра-М, 2018. - 124 с.
43. Проект. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». - М. : Управление современной школой; 2010. - № 3. - С. 14 - 15.
44. Рожков, О. П. Умственная отсталость у детей [Текст] : методическое пособие для студентов по курсу «Специальная педагогика и специальная психология» / сост. О.П. Рожков. - Воронеж : МОДЭК, 2007. - 118 с.
45. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
46. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : АРКТИ, 2000 - 208 с.
47. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти,
внимания, мышления и воображения у дошкольников
[Текст] / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. - М. : АРКТИ, 2008. - 72 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. - М., 2014 - URL : http://skool-
209.edusite.ru(дата обращения 17.05.2017).
49. Фесенко, Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. [Текст] / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. - СПб. : Наша школа, 2017. - 108 с.
50. Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / Л. С. Цветкова. - М. : Академия, 2000. - 243 с.