Работа специального психолога по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И ПРИ НАРУШЕНИИ СЛУХА 7
1.1. Характеристика произвольной памяти в структуре познавательной
сферы человека 7
1.2. Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с
нарушением слуха 18
1.3. Влияние кохлеарной имплантации на познавательную сферу у детей
младшего школьного возраста 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ 28
2.1. Обоснование выбора психодиагностических средств диагностики
произвольной памяти для обследования детей, перенесших кохлеарную имплантацию 28
2.2. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых
задействованных в экспериментальном изучении 31
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа психодиагностического
эксперимента 33
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ 49
3.1. Работа специального психолога по формирования произвольной
памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию 49
3.2. Условия реализации программы коррекции произвольной памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию 54
3.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
психодиагностического эксперимента 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И ПРИ НАРУШЕНИИ СЛУХА 7
1.1. Характеристика произвольной памяти в структуре познавательной
сферы человека 7
1.2. Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с
нарушением слуха 18
1.3. Влияние кохлеарной имплантации на познавательную сферу у детей
младшего школьного возраста 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ 28
2.1. Обоснование выбора психодиагностических средств диагностики
произвольной памяти для обследования детей, перенесших кохлеарную имплантацию 28
2.2. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых
задействованных в экспериментальном изучении 31
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа психодиагностического
эксперимента 33
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ 49
3.1. Работа специального психолога по формирования произвольной
памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию 49
3.2. Условия реализации программы коррекции произвольной памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию 54
3.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
психодиагностического эксперимента 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Память одна из главных свойств психики человека. В психологии она рассматривается, как один из основных познавательных процессов. Память - основа человеческого познания.
Древние греки считали богиню Мнемосину матерью всех муз. Именно из античности к нам пришёл поэтический образ следов памяти.
Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.
Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др. [21]. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили П. И. Зинченко, А. А. Смирнов [12], [41].
Изучением различных характеристик памяти занимались отечественные и зарубежные ученые В. Анри, П. П. Блонский, А. Бине, П. И. Зинченко, К. Коффка А. Н. Леонтьев, Т. Мюллер, А. Пьерон, А. А. Смирнов, В. Штерн, Ф. Шуман. В. Урбанчич описал характеристику зрительной памяти у пациентов с потерей слуха. Э. Р. Йенш, О. Кро изучали эйдетизм вдохновленные учениями Л. С. Выготского.
Онтогенез памяти у детей с нарушением слуха в своих работах описывали Р. Линднер, И. Вертес, Л. В. Занков, Д. М. Маянц и др. Эти ученые определили особенности развития процессов памяти у детей с нарушением слуха. Вывели закономерности зрительного запоминания образов и словесного материала у данной категории детей [22].
Данная работа является актуальной так, как изучение психических процессов у детей с кохлеарной имплантацией в нашей стране сравнительно новое направление. Несмотря на то, что дети после кохлеарной имплантации становятся на один уровень с слабослышащими их развитие первое время, идет по другому сценарию и зависит от множества факторов. В настоящее время имеется недостаток исследований произвольной памяти у детей, перенесших кохлеарную имплантацию.
Цель работы - изучение особенностей произвольной памяти детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию.
Основными задачами, которые мы ставили перед собой, являются:
- проанализировать специальную литературу по проблеме исследования и ознакомиться с теориями развития памяти в целом;
- систематизировать информацию о влиянии кохлеарной имплантации на психическое развитие детей с нарушениями слуха;
- подобрать методики диагностического изучения произвольной памяти;
- провести экспериментальное исследование произвольной памяти детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию;
- разработать и частично апробировать коррекционную программу по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию.
- проанализировать проблему развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха;
Объект исследования - произвольная память детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию.
Предмет исследования - особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию.
Гипотеза - коррекция произвольной памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию будет проходить успешнее при условии включения в программу развития упражнений направленных на развитие слухового внимания, слухового восприятия и волевых компонентов.
База исследования: ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №11»
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложения
Древние греки считали богиню Мнемосину матерью всех муз. Именно из античности к нам пришёл поэтический образ следов памяти.
Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.
Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др. [21]. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили П. И. Зинченко, А. А. Смирнов [12], [41].
Изучением различных характеристик памяти занимались отечественные и зарубежные ученые В. Анри, П. П. Блонский, А. Бине, П. И. Зинченко, К. Коффка А. Н. Леонтьев, Т. Мюллер, А. Пьерон, А. А. Смирнов, В. Штерн, Ф. Шуман. В. Урбанчич описал характеристику зрительной памяти у пациентов с потерей слуха. Э. Р. Йенш, О. Кро изучали эйдетизм вдохновленные учениями Л. С. Выготского.
Онтогенез памяти у детей с нарушением слуха в своих работах описывали Р. Линднер, И. Вертес, Л. В. Занков, Д. М. Маянц и др. Эти ученые определили особенности развития процессов памяти у детей с нарушением слуха. Вывели закономерности зрительного запоминания образов и словесного материала у данной категории детей [22].
Данная работа является актуальной так, как изучение психических процессов у детей с кохлеарной имплантацией в нашей стране сравнительно новое направление. Несмотря на то, что дети после кохлеарной имплантации становятся на один уровень с слабослышащими их развитие первое время, идет по другому сценарию и зависит от множества факторов. В настоящее время имеется недостаток исследований произвольной памяти у детей, перенесших кохлеарную имплантацию.
Цель работы - изучение особенностей произвольной памяти детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию.
Основными задачами, которые мы ставили перед собой, являются:
- проанализировать специальную литературу по проблеме исследования и ознакомиться с теориями развития памяти в целом;
- систематизировать информацию о влиянии кохлеарной имплантации на психическое развитие детей с нарушениями слуха;
- подобрать методики диагностического изучения произвольной памяти;
- провести экспериментальное исследование произвольной памяти детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию;
- разработать и частично апробировать коррекционную программу по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию.
- проанализировать проблему развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха;
Объект исследования - произвольная память детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию.
Предмет исследования - особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию.
Гипотеза - коррекция произвольной памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию будет проходить успешнее при условии включения в программу развития упражнений направленных на развитие слухового внимания, слухового восприятия и волевых компонентов.
База исследования: ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №11»
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложения
Феноменом памяти люди интересовались с древнейших времен. В своих работах память описывали философы, такие как Аристотель, Платон, Плотин, Бл. Августин. Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Изучением природы памяти занимались ведущие ученые различных стран, среди них П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, описывали Р. Линднер, И. Вертес, Л. В. Занков, Д. М. Маянц. Изучением памяти у лиц с нарушением слуха занимались, Ф. Блер, М. М. Нудельман, А. Н. Поросятников, Р. Линднер, И. Вертес, Л. В. Занков, Д. М. Маянц. Н. М. Лаговский. Несмотря на большое количество исследований природы и особенностей памяти у детей с нарушениями слуха, достаточно неизученной остается область развития высших психический функций (ВПФ), в том числе и памяти у детей, перенесших кохлеарную имплантацию.
В психолого-педагогических исследованиях мало описаний развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию.
У детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию наблюдается непропорциональность и своеобразность развития ВПФ. Это может служить причиной неуспеваемости в обучении данной категории детей.
Вышеперечисленное стало обоснованием для формулирования целей исследования при достижении которых решались конкретные теоретические и экспериментальные задачи.
Своевременное выявление проблем в развитии произвольной памяти и организация должного коррекционного воздействия помогут детям младшего школьного возраста, перенесшим кохлеарную имплантацию быстрее пройти этап реабилитации и не отставать в освоении учебной программы.
Универсальной психодиагностической методики для точного выявления уровня сформированности произвольной памяти у детей еще не разработано, поэтому для выявления ее уровня памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию был использован комплекс методик. Была изучена произвольная зрительная и слуховая память. Для обследования зрительной произвольной памяти использовались методики: «Память на образы», «Телевизор», «10 картинок». Для обследования произвольной слуховой памяти методики: «10 слов», субтест Векслера «Счет», «Диагностика памяти на литературном материале».
В результате проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены следующие особенности:
- зрительная произвольная память развита лучше, чем слуховая;
- главной причиной низкого уровня слуховой памяти является нарушение слухового внимания и восприятия.
Высокий уровень произвольной памяти был выявлен у 1 испытуемого (25%) младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию. Средний уровень произвольной памяти установлен у 2 испытуемых (50%) и низкий уровень у 1 испытуемого (25%).
С целью развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию была разработана (58 занятий) и частично апробирована (12 занятий) коррекционная программа.
Основой для составления программы развития послужили работы следующих авторов П. А. Киселев, И. Ю. Матюгин, Л. В. Мищенкова, Т. Б. Никитина, Н. В. Самоукина, Л. В. Черемошкина и д.р.. Коррекция производилась путем проведения игр и упражнений, направленных на развитие произвольной памяти, а также сопутствующих ей компонентов - внимания, восприятия, волевых качеств.
После проведения формирующего эксперимента была произведена контрольная диагностика, которая указывала на наличие положительной динамики в развитии произвольной памяти у 100% испытуемых. Изменились как количественные, так и качественные показатели. Сократился разрыв между уровнем развития произвольной зрительной и слуховой памяти.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о эффективности составленной коррекционной программы. Динамика развития после частичной апробации указывает на необходимость полной реализации данной программы для достижения больших и стойких результатов. Таким образом, гипотеза, о необходимости включения в структуру коррекционной программы игр и упражнений, направленных на развитие слухового внимания, восприятия и волевых качеств, доказана, цель достигнута, задачи успешно решены.
В психолого-педагогических исследованиях мало описаний развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию.
У детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию наблюдается непропорциональность и своеобразность развития ВПФ. Это может служить причиной неуспеваемости в обучении данной категории детей.
Вышеперечисленное стало обоснованием для формулирования целей исследования при достижении которых решались конкретные теоретические и экспериментальные задачи.
Своевременное выявление проблем в развитии произвольной памяти и организация должного коррекционного воздействия помогут детям младшего школьного возраста, перенесшим кохлеарную имплантацию быстрее пройти этап реабилитации и не отставать в освоении учебной программы.
Универсальной психодиагностической методики для точного выявления уровня сформированности произвольной памяти у детей еще не разработано, поэтому для выявления ее уровня памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию был использован комплекс методик. Была изучена произвольная зрительная и слуховая память. Для обследования зрительной произвольной памяти использовались методики: «Память на образы», «Телевизор», «10 картинок». Для обследования произвольной слуховой памяти методики: «10 слов», субтест Векслера «Счет», «Диагностика памяти на литературном материале».
В результате проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены следующие особенности:
- зрительная произвольная память развита лучше, чем слуховая;
- главной причиной низкого уровня слуховой памяти является нарушение слухового внимания и восприятия.
Высокий уровень произвольной памяти был выявлен у 1 испытуемого (25%) младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию. Средний уровень произвольной памяти установлен у 2 испытуемых (50%) и низкий уровень у 1 испытуемого (25%).
С целью развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию была разработана (58 занятий) и частично апробирована (12 занятий) коррекционная программа.
Основой для составления программы развития послужили работы следующих авторов П. А. Киселев, И. Ю. Матюгин, Л. В. Мищенкова, Т. Б. Никитина, Н. В. Самоукина, Л. В. Черемошкина и д.р.. Коррекция производилась путем проведения игр и упражнений, направленных на развитие произвольной памяти, а также сопутствующих ей компонентов - внимания, восприятия, волевых качеств.
После проведения формирующего эксперимента была произведена контрольная диагностика, которая указывала на наличие положительной динамики в развитии произвольной памяти у 100% испытуемых. Изменились как количественные, так и качественные показатели. Сократился разрыв между уровнем развития произвольной зрительной и слуховой памяти.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о эффективности составленной коррекционной программы. Динамика развития после частичной апробации указывает на необходимость полной реализации данной программы для достижения больших и стойких результатов. Таким образом, гипотеза, о необходимости включения в структуру коррекционной программы игр и упражнений, направленных на развитие слухового внимания, восприятия и волевых качеств, доказана, цель достигнута, задачи успешно решены.



