ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К 7 ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Понятие социально-психологической готовности к школьному 7
обучению
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического 13
развития
1.3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению ребенка с 21
задержкой психического развития
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К 23 ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Методы диагностики социально-психологической готовности к школьному 23 обучению
2.2. Психолого-педагогическая характеристика обследуемых детей 28
2.3. Диагностика социально-психологической готовности дошкольников с 31
задержкой психического развития
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - 40
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Методы коррекции межличностных отношений дошкольников с задержкой 40
психического развития
3.2. Коррекционная работа по формированию межличностных отношений 42
дошкольников с задержкой психического развития
3.3. Анализ результатов экспериментального исследования социально - 51
психологической готовности (межличностных отношений) у дошкольников с задержкой психического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 75
В наше время обострилась проблема увеличения числа детей с нарушенным психическим и соматическим развитием. Лишь 20% новорожденных детей можно назвать абсолютно здоровыми, остальные дети находятся в состоянии между здоровьем и болезнью, либо имеют нарушение психического развития, либо больны. Также было замечено, что увеличивается число детей с нарушениями психического развития. По данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18%, с задержкой психического развития (ЗПР) — на 20%.
ЗПР - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся практически все случаи замедленного психического развития, а также относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности.
Готовность к обучению в школе представляет собой актуальную проблему, как для психологии, так и для специальной психологии. Поступление в школу в семилетнем возрасте, обязывает диагностировать дошкольников с ЗПР с целью определения готовности данной категории детей к школе.
Актуальность изучения социально-психологической готовности дошкольников с ЗПР к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введением новых программ, изменением самой структуры преподавания, предъявлением более высоких требований к детям, поступающим в первый класс.
В настоящее время родители стараются отдать своего ребенка, как можно раньше, не учитывая состояние его готовности к школе. Ребенок, не «дозрев», не может включится в учебную деятельность, что приводит к школьной неуспеваемости. Так же отстает и формирование социальнопсихологической готовности, которая не формируется самостоятельно у детей данной категории, по причине особенностей построения контактов со сверстниками и взрослыми.
Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе - один из важных и значимых аспектов этой задачи.
Исследования У.В. Ульенковой выявили, что школьники 6-9 лет с задержкой психического развития, обучающиеся в общеобразовательной школе, не овладевают достаточным уровнем знаний, предусмотренных программой. У детей с ЗПР плохо формируется мотивация к учению, они быстро утомляются и имеют сформированный на низком уровне навык саморегуляции. У этой категории детей отмечается отставание в развитии всех видов мышления, присутствуют существенные нарушения в развитии речи. В старшем дошкольном возрасте дети с ЗПР характеризуются более низкой способностью к обучению, несформированностью устойчивой мотивации к познанию, также у них наблюдается низкая речевая активность, импульсивность, неадекватная самооценка и сниженная интеллектуальная активность [43].
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами - исследователями (Л. Ф. Берцфаи, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. Витцлак,
B. Т. Горецкий, В. В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н. И. Непомнящая,
C. Штребел, Д. Б. Эльконин, и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе, отмечают ряд авторов (А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Т. В. Пуртова, Г. Б. Яскевич, и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности в общении с взрослыми, сверстниками.
Объект исследования- социально-психологическая готовность к обучению в школе дошкольников с ЗПР
Предмет исследования -влияние игры на развитие межличностных отношений у дошкольников с ЗПР, как компонента социально - психологической готовности к обучению в школе.
Цель работы - Выявление особенностей социально -психологической готовности к школе дошкольников с ЗПР и формирование данного вида готовности к школе через развитие навыков межличностного общения посредством специального коррекционного воздействия.
Задачи:
1. Раскрыть сущность социально -психологической готовности дошкольников с ЗПР к обучению в школе на основе изучения психолого-педагогической литературы.
2. Рассмотреть сущность понятия «социально-психологическая
готовность», и проанализировать его основные компоненты.
3. Провести диагностику одного из компонентов социально -
психологической готовности, а именно уровень развития навыков межличностного общения дошкольников с ЗПР.
4. Проанализировать полученные данные, подобрать методы коррекционной работы для развития навыков межличностного общения дошкольников с ЗПР.
5. Разработать цикл коррекционных занятий, направленный на развитие навыков общения у дошкольников с ЗПР.
6. Проанализировать результат проделанной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
В соответствии с целью данного исследования - Выявление особенностей социально -психологической готовности к школе дошкольников с ЗПР и формирование данного вида готовности к школе через развитие навыков межличностного общения, посредством специального коррекционного воздействия, были сделаны следующие выводы:
Дети с ЗПР нуждаются в диагностировании уровня социально - психологической готовности к школе. К сожалению, в основном внимание обращается лишь на интеллектуальную готовность детей к школе и слишком мало на социально-психологическую готовность. Педагогам дошкольных учреждений следует, формировать у дошкольников с задержкой психического развития данный вид готовности к школе. Социально - психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
1. Мотивацию к учению и произвольность поведения
2. Навыки межличностного общения (Умение взаимодействовать со сверстниками, способность устанавливать контакт, подчиняться правилам группы).
Для решения задач, связанных с формированием социальнопсихологической готовности к школе дошкольников с ЗПР, нужно
1. Изучить психолого -педагогическую литературу, связанную с
подготовкой детей к школе (с социально -психологической
готовностью).
2. Продиагностировать уровень социально-психологической готовности дошкольников с ЗПР, провести анализ полученных данных.
3. Подобрать методики для развития компонентов социально - психологической готовности к школе детей с ЗПР.
4. Разработать программу коррекционных занятий (цикл занятий, направленных на формирование компонентов социально - психологической готовности).
5. После завершения коррекционного воздействия, следует провести контрольную диагностику с целью выявления результатов проделанной работы (повысился ли уровень социально -психологической готовности у дошкольников с ЗПР).
Если проведенная работа была не эффективна, следует подобрать другие методы и приемы воздействия, с целью развития данного вида готовности к школе и провести коррекционные занятия снова.
Социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы.
У дошкольников с задержкой психического развития, социально - психологическая готовность к обучению формируется позже детей с нормой развития, т.к. все компоненты социально-психологической готовности (мотивация учению, произвольность поведения, уровень навыков межличностного общения) сформированы на низком или среднем уровне. Это связано с их особенностями в общении (безынициативность, недостаточность опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.), преобладанием игрового мотива, несформированность внутренней позиции школьника, а также не достаточным уровнем произвольности поведения.
Дети с задержкой психического развития нуждаются в коррекционной работе, направленной на формирование социально -психологической готовности к школе. Самостоятельно компоненты данного вида готовности не формируются. Важным компонентом социально -психологической готовности к школе, являются навыки межличностного общения. Эффективным методом воздействия на данную сферу жизни ребенка является - игра.
После проведения коррекционных занятий в форме игры, у детей с ЗПР заметно повысилась инициативность, чувствительность к воздействиям сверстников, дети испытывают малейшие затруднения во взаимодействии со сверстниками, дети стали более внимательны к сверстникам и к их деятельности, стали больше понимать чувства и эмоции других, дети стремятся к контакту.
Исходя из всего выше перечисленного, можно утверждать, что цикл игровых занятий отлично подходит для формирования навыков межличностного общения у дошкольников с ЗПР, что позволяет повысить уровень их социально-психологической готовности к школе.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / Под ред. К. С. Лебединской. - М., 1982. -325 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева.
• М., 2006. - 67 с.
3. Артемова, Л. В. Формирование социальной активности [Текст] / Л. В. Артемова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 4. - С. 39 - 41.
4. Бабкина, Н. В. Общие рекомендации по оценке готовности к
школе детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 5.
• С.60-66.
5. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина //Дефектология. - 2002. - № 5. - С. 40-45.
6. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Блинова. - М., Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. -136 с.
7. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению [Текст] / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца // Вопросы психологии: сб. статей. - М. : Междунар. образоват. психол. колледж, 1995. - 144 с.
8. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
9. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей [Текст] /методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов н/Д. : «Феникс», 2007. -154 с.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М., 1973. - 176 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984.
Т. 2: Проблемы общей психологии / Под. ред. В. В. Давыдова. — 1982. — 504 с.
13. Вольская, О. В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / О. В. Вольская // Экология человека. - 2006. - № 1. - С. 21-23.
14. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих
первоклассников / Под ред. Е.Л. Ерохиной. - М.: Олимп, 1999. - 160 с.
15. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2000. - 168 с...