ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО- 8
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Понятие «элементарные математические представления» как 8
научный феномен
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с 16
умеренной умственной отсталостью
1.3. Особенности формирования элементарных математических 23
представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ 31
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с 31
умеренной умственной отсталостью, задействованных в
констатирующем этапе экспериментального исследования
2.2. Методы и методики, направленные на выявление сформированности 38
элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью
2.3. Анализ результатов сформированности элементарных 46
математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной
отсталостью
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ 65
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
3.1. Проект коррекционно-развивающей программы по формированию 65
элементарных математических представлений и их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью
3.2. Анализ результатов эффективности внедрения проекта 75
коррекционно-развивающей программы по формированию
элементарных математических представлений и их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью
3.3. Методические рекомендации по формированию элементарных 95 математических представлений и их применения в повседневной жизни
у обучающихся с умеренной умственной
отсталостью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
Проблема исследования заключается в том, что, формирование элементарных математических представлений у обучающихся с интеллектуальной нормой изучены всесторонне. Вопросы особенностей математических представлений у обучающихся с интеллектуальной нормой, рассмотрены в работах А. А. Агеевой, О. М. Дьяченко, З. А. Михайловой, А. А. Столяра, Р. Л. Рихтермана. У нормально развивающихся обучающихся дошкольный период является благоприятным для подготовки к усвоению начальных математических знаний. Своевременная деятельность всех органов чувств (зрение, слух, осязание) обеспечивает широкие возможности дифференцированного восприятия разных качеств (цвета, формы, величины) и количества предметов в окружающем мире. Обучающийся способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт.
Дифференциальные особенности у обучающихся с легкой умственной отсталостью изучены достаточно. У обучающихся с умственной отсталостью развитие математических представлений происходит гораздо сложнее. Вопросы особенностей математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью рассмотрены в работах Л. В. Кузнецовой, Н. Г. Морозовой, А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой. Д. Н. Исаев указывает на то, что, причиной интеллектуального нарушения является поражение головного мозга ребенка (недоразвитие плода, болезнь, ушиб и т.д.). Однако не всякое поражение головного мозга приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности [14].
Анализ экспериментальных исследований показывает, что особенности математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью недостаточно изучены и не имеют определенные методических рекомендации по отношению к обучающимся с умеренной умственной отсталостью. Вопросы особенностей математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью рассмотрены в работах Л. Б. Баряевой, А. Р. Маллера, Е. А. Екжановой.
Ранее исследования не касались проблемы обучения обучающихся с умеренной умственной отсталостью, данную проблему начали изучать с введением Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т.к., там говориться, что «не обучаемых детей нет». Данная категория долгое время не была включена в образование.
Актуальность темы обусловлена тем, что математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у обучающихся с умеренной умственной отсталостью житейских и научных понятий. Для умственного развития обучающихся существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Фактор, делающий данную проблему актуальной, связан с тем, что обучающиеся с умственной отсталостью это разнообразная категория, которая включает в себя обучающихся с различной степенью тяжести.
Степень её разработанности, место и значение в науке и практике. Усвоение обучающимися с нормативным развитием системы элементарных математических представлений нашло отражение в современных психологопедагогических исследованиях (Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, 3. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т. Д. Рихтерман, Е. В. Сербина, Е. В. Соловьева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Е. В. Щербакова). Они указывают на то, элементарные математические представления оказывают качественное влияние на весь ход их психического развития обучающихся, обеспечивает готовность к самостоятельной деятельности.
Изучение элементарных математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью, нашли отражение в экспериментальных исследованиях В. С. Азбукина, Л. Б. Баряева,
Н. Ю. Борякова, А. П. Зарин, О. П. Гаврилушкина, С. Г. Ералиева, Н. Г. Морозова, Г. М. Капустина, А. А. Катаева, Л. Н. Лезина,
Н. И. Непомнящая, Е. А. Стребелева, И. В. Чумакова. В их раскрываются
теоретические и прикладные аспекты формирования временных,
пространственных, количественных, геометрических представлений и представлений о величине, а также применения этих аспектов в жизни.
В работах Л. Б. Баряевой, Н. Ю. Боряковой, А. П. Зариной, О. П. Гаврилущкиной, Г. М. Капустиной, И. В. Чумаковой, рассмотрены элементарные математические представления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые оказывают на качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития.
Объект исследования: элементарные математические представления и умения их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования: процесс формирования элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Цель исследования: изучить сформированность элементарных математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, составить проект коррекционно-развивающей программы по формированию элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью и определить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью;
2. Изучить сформированность элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью;
3. Составить проект коррекционно-развивающей программы по формированию элементарных математических представлений и их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью и определить ее эффективность.
Структура ВКР. ВКР состоит из: введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В дипломной работе была изучена такая проблема, как сформированность элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Основные задачи работы были достигнуты: проанализированы теоретические основы по данной проблеме; изучены уровни сформированности элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью; составлен проект коррекционно-развивающей программы по формированию элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Исследуя данную проблему, исходили из важности развития уровня сформированности математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, как одного из важных процессов в развитии. Данное исследование представляет собой особый интерес, а так же является актуальным, и будет оставаться таким еще долгое время.
Анализ литературных источников по проблеме позволил сделать ряд выводов:
- Математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий. Однако усвоение математики детьми представляет большие трудности.
• Обучающиеся должны получать математические знания, прежде всего, на основе собственной практической деятельности выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.
• К особенностям формирования элементарных математических представлений у обучающихся в дошкольном возрасте относятся: связь с игрой, опора на помощь взрослого, расширение самостоятельности в выполнении задания, накопление определенного запаса предметных знаний и умений, развитие у них необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания.
• Обучающиеся в силу присущих им особенностей психического развития слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его запомнить, выполнить. Умственная отсталость представляет собой стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность.
• К особенностям формирования элементарных математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью относятся: замедленный темп усвоения, неспособность выполнять задания самостоятельно. Страдают зрительное и слуховое внимание, сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Все это затрудняет развитие математических представлений, не позволяет ребенку осуществлять счет на основе зрительного или слухового восприятия. Обучающиеся допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. д.
Анализ литературы показывает, что у обучающихся с умеренной умственной отсталостью замедлен процесс формирования общей способности к учению: для них характерны снижение интереса к занятиям, трудности в осознании предъявляемых требований, в прогнозировании характера выполнения задания, тяготение к "бездумному" стилю работы, низкая самокритичность в оценке своих действий и результатов работы.
Также отмечается неумение планомерно анализировать объект, планировать предстоящую работу, аккуратно и последовательно ее выполнять, регулировать речью свою деятельность. Обучающихся отличает недостаточная по сравнению со сверстниками ориентировка в речевой действительности. Такие проявления можно встретить и у обучающихся с нормативным развитием, однако у обучающихся с умеренной умственной отсталостью они выражены более резко и без специальной работы преодолеваются с большим трудом, ведут впоследствии к стойкой неуспеваемости в школе. Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью характерны сниженная познавательная активность, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому, что не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений о математике: плохо запоминают название цифр, с трудом ориентируются в числовом ряду, возникают трудности о пространственных представлений. Для этих обучающихся необходима специально коррекционная работа, направленная на восполнения в пробелах в их математическом развитии.
Вместе с тем целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют обучающимся реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющееся отставание.
1. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с нарушениями интеллекта в общеобразовательной школе [Текст] / Н. В. Бабкина / Дефектологияю. - 2012. - № 4. - С. 38-45.
2. Баряева, Л. Б. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л. Б. Баряева. - Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. - 296 с.
3. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] / Л. Б. Баряева. - СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2002. - 479 с.
4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И. М. Бгажнокова. - Москва, 1987.
5. Бортникова, Е. Ф. Учимся решать задачи (для детей 5-6 лет). Тетрадь [Текст] / Е. Ф. Бортникова. - Екатеринбург : ООО «Литур-К», 2016. - 32 с.
6. Бостельман, А. Математика в любое время! [Текст] /
А. Бостельман. - Москва : Нац. образование, 2016. - 96 с.
7. Власова, Т. А. Каждому ребенку - надлежащие условия
воспитания и обучения [Текст] / Т. А. Власова. - М., 1971.
8. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Текст] / М. А. Габова. - Москва :Директ- Медиа, 2014. - 533 с.
9. Гаврина, С. Е. Математика. Проверяем готовность к школе [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. - М. : РОСМЭН, 2014. - 96 с.
10. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике: психологопедагогические основы [Электронный ресурс] / В. А. Гусев. - 2-е изд. (эл.). - Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 455 с.
11. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М. И. Дьяченко. - Москва : АСТ, 2001. - 576 с.
12. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т. Б. Епифанцева. - Ростов на Дону : Феникс, 2013. - 486 с.
13. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С. Д. Забрамная. - Москва : Владос, 2008. - 32 с.
14. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 391 с.
15. Кауфман, С. Математика в детском саду. Диагностические материалы: для детей от 5 до 6 лет [Текст] / С. Кауфман. - Москва : Нац. образование, 2016. - 22 с...