ГЛАВА 1. КОРРУПЦИИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 7
1.1 Понятие, содержание и причины коррупционного поведения 7
1.2 Факторы провоцирования коррупционного поведения 18
1.3 Ситуации провоцирования коррупционного поведения
государственного и муниципального служащего и ах анализ на примере администрации городского округа Рефтинский 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАТИВНЫХ ФАКТОРОВ ПРОВОЦИРОВАНИЯ КОРРУПЦИИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕФТИНСКИЙ 33
2.1 Социологический опрос на тему: «Коррупция на территории
городского округа Рефтинский» 33
2.2 Технология поведения государственных и муниципальных служащих
для предотвращения коррупционного поведения 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность исследования. Коррупция - это угроза обществу и государству, это явление, которое наносит ущерб полному и всестороннему развитию любого общества. В законодательстве Российской Федерации под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупция подрывает авторитет государственной (муниципальной) службы и борьба с данным явлением является на сегодняшний день одной из самых актуальных направлений деятельности для государства.
Коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих является проблемой огромного масштаба. В связи с коррупционным поведением государственных и муниципальных служащих, граждане в некоторых случаях не получают гарантированные государством услуги до тех пор, пока не дадут взятку.
В современном обществе коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих является частью взаимоотношений с гражданами, в связи с чем большинство граждан перестают верить в честное исполнение должностных обязанностей государственными и муниципальными служащими.
Степень разработанности. Коррупция и коррупционное поведение во многие времена являлась проблемой, которую рассматривали как российские, так и зарубежные ученые, пытаясь найти методы решения этой проблемы. К таким ученым можно отнести: С. В. Алексеева, Ю. Ю. Болдырева, В. Л. Васильева, А. И. Кирпичникова, В. В. Лунеева, И. Мени, Г. А. Сатарова, Ю. М. Антояна и других.
Цель исследования. Цель работы - разработать теоретические основы борьбы с ситуациями коррупционного поведения государственного и муниципального служащего.
Задачи исследования. Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:
- исследовать такие понятия, как коррупция, коррупционное поведение, содержание коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих;
- ознакомиться с формами и видами коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих;
- ознакомиться с антикоррупционной политикой Российской Федерации;
- разобрать коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих на примере работников администрации городского округа Рефтинский.
Объект исследования. Объектом исследования является коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих, формы его проявления, ситуации коррупционного поведения муниципальных служащих на примере администрации городского округа Рефтинский и правильные пути решения таких ситуаций, а также проведение социологического опроса населения городского округа Рефтинский и технология поведения государственных и муниципальных служащих для предотвращения коррупционного поведения.
Предмет исследования. Предметом исследования является феномен коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих.
Методология и методы исследования.
Информационная база исследования являются Конституция РФ, действующие законодательные и нормативно-правовые акты, а именно Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», а также статистическая информация и публикации, представленные в периодических и электронных изданиях.
Теоретическая значимость работы. В качестве теоретической основы использовались работы отечественных ученых и практиков, раскрывающие проблемы коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.
Практическая значимость работы заключается в разработке примеров ситуаций коррупционного поведения муниципальных служащих на примере администрации городского округа Рефтинский, анализе разработанных ситуаций и путях правильного решения в той или иной ситуации.
Структура и объем работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи, выделены объект и предмет исследования, рассмотрена методологическая база исследования. В первой главе описывается явление коррупционного поведения, его содержание, а также формы и виды коррупционного поведения, факторы коррупционного поведения и ситуации провоцирования коррупционного поведения государственного и муниципального служащего, их анализ на примере администрации городского округа Рефтинский. Вторая глава посвящена социологическому опросу на тему: «Коррупция на территории городского округа
Рефтинский» и технологии поведения государственных и муниципальных служащих для предотвращения коррупционного поведения. А заканчивается выводами и заключениями.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы можно сделать выводы, что коррупция и коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих становится в современном обществе нормой, а не исключением.
В выпускной квалификационной работе полностью отражены поставленные в начале работы цели и задачи.
Коррупция - это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ.
Коррупционное поведение - это поведение должностного лица, направленное на получение личной выгоды путем злоупотребления служебным положением.
Коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих представляет собой разновидность социального поведения. Ведь коррупционное поведение это, действия государственных и муниципальных служащих, затрагивающее интересы отдельных лиц, групп и общества в целом. В коррупционном поведении государственных и муниципальных служащих проявляются индивидуально-психологические и социальные качества человека, такие как темперамент, характер, воля, мотивации, профессионально-нравственные убеждения, ценностные ориентации.
Также коррупционное поведение представляет собой разновидность девиантного поведения, определяемого соответствием или несоответствием тех или иных поступков профессиональным нормам и социальным ожиданиям. При анализе психологических аспектов коррупционной деятельности важное значение имеет выделение личностных свойств, повышающих вероятность коррупционного поведения в ситуации выбора. В совокупности эти свойства определяются понятием «коррупциогенная личность», под которой понимается определенный тип личности, обладающий высокой склонностью к коррупции и низкой антикоррупционной устойчивостью. Такая личность, в условиях коррупционного давления, с большей вероятностью выберет коррупционное поведение, отказ же от него в этих условиях для нее будет иметь очень низкую вероятность. Как отмечается в литературе, «никакие внешние обстоятельства не могут являться определяющими причинами противоправного деяния, если они не положены одновременно на внутренние детерминанты человеческой активности». Другими словами, при характеристике коррупционных действий всегда нужно, наряду с действием внешних причин (коррупционных рисков), иметь в виду и совокупность значимых специфических свойств личности субъекта этих действий, то есть определенные внутренние детерминанты коррупционной.
На основании приведенных выше характеристик сформирован психологический портрет коррупциогенной личности. Для такой личности характерно: осмысление жизни через приобретение материальных благ, стремление к роскоши как показателю счастья, неосознанная мотивация и недифференцированная структура установок нравственного поведения, низкий уровень удовлетворенности жизнью, негативное самоотношение и неадекватная самооценка, импульсивный тип реагирования.
Личностные психологические особенности во многом определяют меры борьбы с коррупционным поведением государственных и муниципальных служащих, главными из которых являются:
- формирование негативного общественного мнения;
- создание негативной установки у тех, кто дает, и у тех, кто берет взятку;
- психологический тренинг для тех, кто испытывает психологическое давление при вымогании взятки;
- антикоррупционное и правовое воспитание молодого поколения.
На сегодняшний день один из вечных вопросов гражданского общества и государства в целом, это вопрос противодействия коррупции и соответственно коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.
Негативно воспринимая коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих, правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует комплексные меры по ее противодействию такого поведения. Основным законом в Российской Федерации является Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором установлены принципы и основы борьбы с коррупцией.
Считаю, что в борьбе с коррупционным поведением государственным и муниципальных служащих должным применяться конкретные меры, которые должным образом должны выявлять и наказывать лиц, замешанных во взяточничестве.
На сегодняшний день правительством Российской Федерации разработана эффективная мера борьбы с коррупционным поведением государственных и муниципальных служащих, которой является обязательная ежегодная отчетность государственных и муниципальных служащих о доходах и имущественном положении. Декларации о доходах государственных и муниципальных служащих (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, публикуются в официальных средствах массовой информации, проверяются контрольными и надзорными органами.
Таким образом, коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих это целостная совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, заключающихся в незаконном получении государственными и муниципальными служащих взяток.
В завершении хочется сказать, что при сплоченной работе государства, общества, правоохранительных органов в борьбе с любыми проявлениями коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, у Российской Федерации появляется шанс минимизировать коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих, и постараться искоренить коррупцию в государстве.
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции»;
5) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;
6) Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
7) Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
8) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;
9) Федеральный закон от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О
ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»;
10) Распоряжение Президента РФ от 6 декабря 2003 года № 581-РП «О подписании конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»;
11) Указ Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
12) Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»;
13) Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы».
14) Областной закон от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ «О
противодействии коррупции в Свердловской области»;
15) Закон Свердловской области от 24 апреля 2009 года № 30-03 «О внесении изменений в статью 38 Областного закона «О правовых актах в Свердловской области»;
...