ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО
ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 9
1.1. Правосознание понятие и функции. Связь с правовой культурой 9
1.2 Проблема формирования правовой культуры у подрастающего
поколения в современных условиях 15
1.3 Правовое воспитание: задачи, функции, компоненты 22
ГЛАВА 2. ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ:
СОДЕРЖАНИЕ, ПРОЯВЛЕНИЯ, ВИДЫ 37
2.1. Общая характеристика и причины деформации правосознания 37
2.2 Виды деформации правосознания 42
2.3. Проявление деформации правового сознания у несовершеннолетних и
молодежи 49
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО
ПРОФИЛАКТИКИ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ 55
3.1. Механизм реализации правового воспитания 55
3.2. Основные компоненты и формы правового воспитания как средства
предупреждения и преодоления деформации правосознания в образовательных организациях общего образования 61
3.3 Программа воспитательной работы в образовательной организации на
примере «Недели права» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 99
В наше время с пугающей частотой говорят о преступности среди несовершеннолетних. Мы можем наивно думать, что это происходит потому что они зачастую не понимают в силу молодости и горячности тяжесть содеянного. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность знаний и отсутствие четкости представлений о правовых нормах. Несовершеннолетние не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации, если им предлагается найти юридически правильное решение в конкретной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена. При оценке или характеристике того или иного противоправного проступка они руководствуются не нормой закона, а мотивом действия.
Наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, они совершают противоправные действия принимают решения об их совершении. Из этого следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание, начиная уже с младшего школьного возраста, когда воспитатели, учителя и социальные педагоги совместно с детьми и их родителями (законными представителями) проводят мероприятия и
реализуют проекты профилактике противоправного поведения направленные на формирование правосознания несовершеннолетних.
Правосознание - один из важнейших факторов, определяющих перспективы социально-политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищённости и своих гражданских прав личности. Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей совместно с номами права, а иногда и, противореча им. Всё зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения.
С некоторой долей условности можно утверждать, что для большего числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно - правовых предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами. Однако легко впасть в другую крайность, а именно - недооценивать роль законодательства в формировании правосознания. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзьями и коллегами и т.д.
Правовое воспитание и формирование правосознания - это сложный и длительный процесс, который затрагивает проблему социализации личности. Различные аспекты данных процессов освещены в исследованиях Н. Ф. Головановой, И. К. Каширской, А. В. Мудрика, В. С. Мухиной, Н. Д. Никандрова, В. В. Павловского, А. А. Реана, Т. Шибугани и др. В последнее время появились работы, освещающие вопросы правового воспитания 5
гимназиях, лицеях, и других образовательных организациях (О. А. Долгополосов, С. М. Легуна, Л. М. матвиенко, Г. Орлов, А. А. Черемисина и др.) Несмотря на определенную степень теоретической разработанности обозначенных вопросов, необходимо отметить, что практика требует больше уделять внимание педагогическим методикам и технологиям реализации правового воспитания, способствующим повышению его эффективности.
Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются, несомненно актуальными. Теоретическое, правовое и практическое разрешение их позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан, создать условия для развития гражданской и правовой активности в обществе. Организовать изучение права на всех уровнях образовательной организаций. Расширить информирование населения о законодательстве Российской Федерации и обеспечить доступ всех слоёв населения к юридической информации. Привлечь все государственные институты и общественные организации к решению проблем правового воспитания, сформировать основы правовой культуры российского общества.
Исходя из выше сказанного, тема выпускной квалификационной работы «Правовое воспитание как средство преодоления деформации правосознания молодежи» является актуальной.
Объект исследования: процесс правового воспитания.
Предмет исследования: правосознание как результат реализации правового воспитания.
Цель работы: исследование взаимосвязи правового воспитания и процесса формирования правосознания несовершеннолетних.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие «деформация правосознания» его виды и причины;
2. Выделить особенности проявления деформации правосознания у молодежи;
3. Охарактеризовать процесс правового воспитания как способа профилактики и нейтрализации деформации правового сознания;
4. Разработать программу правового воспитания в образовательной организации и мероприятия направленные на профилактику деформации правосознания несовершеннолетних и молодежи;
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
• Теоретические: анализ, синтез, обобщение;
• Эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогическое
наблюдение, разработка и практическая апробация мероприятий.
Теоретическая база исследования:
• Литература, посвященная проблемам и методике правового воспитания в современной школе (Никитин А. Ф. «Сущность, специфика правового воспитания», Карташова С. В., Певцова Е. А, «Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию», Пронькин В. Н. «Современная концепция гражданского и правового образования и примеры практических шагов в этом направлении», Науменкова К. В. «Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков и др.)...
Важным условием решения задачи создания в России гражданского общества и правового государства является решение проблемы формирования правосознания гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, правовой, экономической и политической культуры. Для реализации данной цели и была определена государственная программа гражданского образования в российской школе, где правовое воспитание является одной из центральных задач современной школы.
В процессе исследования роли правового воспитания в преодолении деформации правосознания несовершеннолетних изучена специальная психолого-педагогическая литература. Рассмотрел сущность правосознания, типы и причины его деформации, а также содержание методы правового воспитания. В итоге можно сделать следующие выводы:
1. Правосознание - сложное социальное явление, имеющее множество граней, сторон, измерений. Правосознание обладает созидательной силой, оно способно к преобразованию общественных отношений.
2. Как элемент культуры правосознание есть важнейшая форма духовного освоения мира. Как интегральный феномен оно отвечает возможности соизмерять правовую действительность с назревшими общественными потребностями.
3. Находящееся в стадии формирования правосознание несовершеннолетних подвержено различного рода деформациям, обусловленными внутренними (процессы созревания мозга и нервной системы, возрастные кризисы) и внешними (правовая социализация личности; состояние системы правового воспитания в стране; уровень общественного правосознания, транслирующий установки, стереотипы, ценностные ориентации молодому поколению) факторами.
4. Правовое сознание несовершеннолетних - это только ещё формирующаяся система представлений и чувств, выражающих отношение к действующему или желаемому праву данной социальной группы или отдельной личности (подростка).
5. Формирование правого сознания несовершеннолетних как пласта правовой идеологии является преимущественно целенаправленной деятельностью государственных и общественных организаций. Это процесс, несомненно, должен происходить с учетом воздействия на сознание подростка его ближайшего окружения и социокультурной макросреды. Пласт правовой психологии находится под непосредственным влиянием недостаточного жизненного опыта несовершеннолетних, что в сочетании с их социально-психологической незрелостью осложняет процесс формирования правового сознания несовершеннолетних (правовой инфантилизм, правовой идеализм, правовой нигилизм).
В отношении содержания понятия правового воспитания в работе раскрыты особенности правового воспитания в подростковом возрасте, а также методы, формы и приемы правового воспитания в условиях образовательного учреждения. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по передаче достижений (ценностей) в области права от одного поколения к другому. К таким ценностям относятся и правовые идеалы, и действующее законодательство, и юридическая практика, и механизмы разрешения конфликтов, и способы защиты прав и свобод.
2. Правовое воспитание признано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Тем самым правовое воспитание является основой для профилактики деформации правового сознания.
3. Целями правового воспитания являются:
• достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека;
• повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
• создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.
4. Основой правового воспитания несовершеннолетних является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.
5. Основными формами правового воспитания несовершеннолетних являются:
• просветительская работа - (лекции по правовой тематике, экскурсии, правовые беседы, использование кино, телевидения, вечера вопросов и ответов, диспуты, обсуждение книг и статей и др.), которая позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним;
• наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газет и журнальных статей, специальная литература, видео- и аудио записи);
• участие подростков в педагогически организованном взаимодействии образовательной организации с правоохранительными органами, т.к. источником положительного воспитывающего влияния является не всякая деятельность, а только такая, которая организована педагогически правильно.
6. Эффективность правового воспитания в формировании правосознания и правовой культуры несовершеннолетних, в первую очередь, зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей.
В 2012 г. Принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-17 гг. (Указ Президента РФ от 01.06.2012 г.), где правовому воспитанию уделяется особое внимание. На образовательные организации возложена задача привития индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. Но чтобы достичь данной цели, но мой взгляд, необходимо создание в обществе таких условий, при которых соблюдение закона будет выгоднее его нарушения, т.е. важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового воспитания. Важно совершенствовать правотворчество: в правовых нормах должны наиболее полно выражаться общественные интересы. Подросток должен быть уверен, что государство способно его защитить.
Вторым условием совершенствования воспитательной работы среди несовершеннолетних должно быть усиление координации организационных усилий правоохранительных органов и систем образования, направленных на сбор, систематизацию, обобщение и комплексное ведомственное использование информации о состоянии дел с контингентом несовершеннолетних. Необходимо разрабатывать межведомственные целевые и комплексные мероприятия, направленные на охрану прав и интересов и по предупреждению правонарушений среди
несовершеннолетних.
7. Абдулаев М. И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений //М.: Финансовый контроль. - 2004. - Т. С.450.
8. Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К. Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2003. - С.301-319.
9. Берман В. В., Никитин А.Ф., Обухов В. М., Соколов Я.В. Сущность, специфика правового воспитания. - М.,1980,с.89
10. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. - С. 285.
11. Голобурдина Галина Рафаиловна, Педсовет «Правовое воспитание в школе». Опубликовано 06.11.2013 [Электронный ресурс] URL:http://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2013/11/06/p edsovet-pravovoe-vospitanie-v-shkole. (Дата обращения 12.01.2018).
12. Долгополов О. А. Организация правового воспитания в современной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 27.
13. Емельянов Б.М. Теория государства и права. Учебный курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. - М.: МИЭМП, 2004. - 64 с.
14. Еникеев М.И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. С. - 201.
15. Еникеев М.И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. - С. 344; Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1999. № 2. - С.3-16.
16.Зимина Н. В. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной деятельности по предмету // Учитель в школе. - 2010. - N 6. - С. 64-66.
17. Ивлев Ю. Л. Основные теоретические позиции проблемы
формирования и развития правового сознания личности // Сборник научных трудов Северокавказского государственного технического университета. 2007. № 5. С. 54.
18. Ильин И. А. Собр. Соч. в 10т. Т.4. М., 1994. С. 182-183.
19. Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. - М., 2004. - Т. 4. - С. 212
20. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. - С. 140-149.
21. Карташкин В. А., Лукашева Е. А. Вступительная статья //
Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.,
2000. С. 11.
22. Карташова С. В., Бадиж Л. Ф. Правовое воспитание учащихся (из опыта работы клуба «Юный правовед») / С. В. Карташова, Л. Ф. Бадиж [Электронный ресурс]. http:// www.allpravo.ru/library/doc108/instrum1. (Дата обращения 11.11.2018).
23. Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис... канд. юрид. наук / Кваша А.А. - Волгоград. - 2002. - 160 с.
24. Коптяев А. Проблемы правосознания молодежи в современной России
A. Коптяев // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. - СПб: Институт бизнеса и права. - 2009. - С.25-28.
25. Корнилович В.А. Правовое воспитание подростков: Методические Рекомендации по проведению классных часов - Барнаул, 2004, С. 45...