Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль правовых клиник в вузе в формировании профессиональных компетенций обучающихся

Работа №97735

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ПРАВОВЫХ
КЛИНИКАХ 7
1.1. Исторический аспект развития знания о правовых клиниках 7
1.2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности правовых клиник 14
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 29
2.1. Значение и проблемы правовых клиник в России 29
2.2. Роль правовых клиник в формировании правовой культуры общества .. 38
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА 46
3.1 Описание компетенций, формируемых в процессе работы в правовой
клинике 46
3.2 Материалы, необходимые для оценки уровня сформированности
профессиональных компетенций 57
Заключение 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложение 1 70

Внутренний и внешний рынок труда, повышая требования к выпускникам высшей школы не столько в отношении к знаниевому, но все в большей степени именно к практическому компоненту профессиональных компетенций выпускников, усиливает влияние на соотношение теоретической и практической подготовленности выпускников1 2.
С введением в действие ФГОС ВО 2, доля практического обучения в российской модели юридического образования существенно увеличилась. В связи с чем, актуальной является проблема поиска и применения инновационных форм обучения, которые позволили бы наряду с теоретическим обучением, эффективно проводить обучение еще и в плоскости формирования практических знаний у студентов. Одной из таких форм является правовая клиника.
Под правовой клиникой понимается форма организации образовательного процесса студентов-юристов, заключающаяся в получении ими практических навыков и закреплении теоретических знаний в профессиональной сфере путем оказания безвозмездной,
специализированной, профессиональной юридической помощи
нуждающимся лицам3.
Задача клиники состоит в формировании в правосознании студентов новой системы ценностей: верховенства права, признания и защиты прав человека I и гражданина, социальной I справедливости. Эти I ценности не возникают в правосознании сами по себе. Они формируются, закрепляются только через В практику. За счет В знакомства студентов В с оказанием бесплатной I юридической помощи I социально незащищенным I группам населения, можно показать значение и силу закона, трудности и проблемы защиты и обеспечения права в целом.
Вопрос повышения уровня подготовки юридических кадров беспокоил умы выдающихся преподавателей права в России уже начиная со второй половины XIX века (Д.И.Мейер, П.Е.Казанский, В.О.Гессен). Значительная часть научных работ посвящена проблемам практической подготовки и, в частности, внедрению в России юридических клиник. По данному вопросу издаются коллективные работы, проводятся конференции, семинары, круглые столы и т.д. Здесь следует отметить таких авторов, как Л.А.Воскобитова 4 , С.Л.Дегтярев 5 , Е.Н.Доброхотова, М.Ю.Лаврикова, Е.С.Шугрина6.
Возникает закономерный вопрос: «Если упоминаемая проблема существует в подготовке «классических» юристов, то как дела обстоят в неюридических образовательных огранизаций высшего образования, выпускающих, к примеру, преподавателей права?» У студентов данного профиля подготовки основной упор в практической деятельности делается на педагогическую деятельность. Однако в основных профессиональных образовательных программах заложены дополнительные профессиональные компетенции, затрагивающие чисто юридические аспекты будущего правоведа. Так каким же образом у студента данного профиля подготовки могут сформироваться эти компетенции.
И в связи с вышеизложенным, определяется цель нашего исследования: выявить роль юридической клиники в формировании профессиональных юридических компетенций у студентов неюридических вузов.
Объект исследования: деятельность правовых клиник, созданных при высших учебных заведениях.
Предмет исследования: профессиональные компетенции, формируемые в процессе деятельности в правовой клинике.
Принимая во внимание цель, объект и предмет исследования, нами были обозначены конкретные задачи:
1. Определить путь становления и развития института правовой клиники;
2. Выявить особенности нормативно-правового обеспечения деятельности правовых клиник;
3. Определить значение правовых клиник в формировании
правовой культуры общества;
4. Описать компетенции, формируемые в процессе работы в правовой клинике неюридического вуза, на основании этого разработать материалы, необходимые для оценки уровня их сформированности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обозначена актуальность, проблема, объект, предмет, задачи исследования.
Первая глава содержит теоретический аспект рассмотрения правовых клиник как явления в образовании, анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих создание и деятельность правовых клиник.
Во второй главе рассматриваются современное состояние и проблемы правовых клиник в России, показана роль правовых клиник в формировании правовой культуры общества.
В третьей главе представлен перечень профессиональных компетенций, формируемых в процессе работы в правовой клинике (лаборатории) неюридического вуза, а именно Уральского Государственного Педагогического университета. Рассмотрены материалы, при помощи которых формируются указанные в параграфе профессиональные компетенции обучающихся, студентов-клиницистов.
В заключении подводятся итоги теоретической работы, обозначены насущные проблемы функционирования правовых клиник в России, представлено мнение по поводу дальнейшего развития правовых клиник как образовательного компонента в системе высшего образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изменения в обществе, огромный и нескончаемый поток информации, изменения, которые происходят с большой скоростью, во всех сферах жизни предъявляют новые требования к образованию. Современному обществу необходим компетентный специалист, нацеленный на профессиональный рост, умеющий самостоятельно добывать и применять знания, умения и навыки на практике, способен решить любые профессиональные задачи.
Доля специалистов с каждым годом растет, и рынок труда диктует свои правила. Порой одного образования не хватает, чтобы участвовать в конкуренции. Необходимо второе образование, профессиональная переподготовка.
Однако опыт практической деятельности можно получить и получая первое высшее образование. Одним из таких способов является правовая клиника, учрежденная при образовательной организации высшего образования.
История создания правовых клиник берет свое начало с 19 века, но ввиду определенных причин, развитие данного института было приостановлено. В России элемент клиники в образование юристов начал внедряться только с 90-х годов XX в., с переходом к рыночной экономике. С одной стороны, это было обусловлено развитием отношений с иностранными вузами, стремлением руководства вузов предоставить более качественную практику, тем самым повысив уровень образования. С другой стороны, появился многочисленный слой малоимущих граждан, нуждающимся в бесплатной юридической помощи.
Использование термина «правовая клиника» впервые было закреплено в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.1999 № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров».
После принятия данного приказа по всей стране вузы начали работу по организации правовых клиник при юридических факультетах. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования появилась возможность прохождения студентами, обучающихся на юриспруденции, практики на базе юридических клиник. Это регламентируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 (в ред. от 31.05.2011 г.)1 ,то есть конкретные виды практик определяются ООП вуза.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г.) «О бесплатной юридической помощи»2 впервые в истории России закрепил понятие, статус и назначение юридических клиник, а также официально предоставил им право оказывать юридическую помощь в установленных законом формах.
Сегодня правовые клиники находятся на этапе становления. Это связано с затрудениями работы правовых клиник, а именно непроработанность данного института законодателем. Для полноценной деятельности правовых клиник и качесвенного оказания юридической помощи необходимо:
• обеспечить конфиденциальность информации, получаемой от клиентов, а так же предоставить иммунитет студентам -клиницистам от допросов по делам обратившихся;
• обеспечить доступ студентов к материалам уголовных, гражданских, административных дел;
• ввести стандарты, предусматривающие критерии для оценивания качества оказания юридической помощи, раграничивающие категории дел, подведомственные правовым клиникам, регламетирующие документооборот клиники.
Подводя итог, хочется сказать, что отсутствие необходимого регулирования деятельности правовых клиник тормозит их дальнейшее развитие и создает огромную проблему в реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи», который отностит правовую клинику в число субъектов оказания бесплатной юридической помощи, что позволяет студентам, обучающимся по специальности «юриспруденция», сформировать профессиональные навыки в процессе обучения.
В третьей главе были рассмотрены компетенции, формируемые в процессе деятельности в правовой клинике. А также мероприятия и методики, способствующие формированию указанных компетенций. Со студентами, планирующими работу в клинике, должны быть проведены тренинги и мастер-классы посвященные следующим темам: правовой анализ; составление юридических документов; интервьюирование;
консультирование; анализ дела; проведение переговоров; ораторское искусство. Специально разработанный преподавателем для клиники курс должен дать студентам возможность научиться базовым навыкам и аналитическому мышлению, необходимым для оказания качественных юридических услуг.


10. Андреева С.Л., Лядов В.В. Юридическая клиника: понятие, цели, перспективы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2013. № 4 (35). - С. 70.
11. Бардин Л. Н. Правовые основы поддержки негосударственной системы бесплатной юридической помощи //Юрист. - 2014. - №. 9. - С. 25­28.
12. Бочарова М. Интервью с доцентом кафедры трудового права юридического факультета СПбГУ, директором Юридической клиники СПбГУ, кандидатом юридических наук, лауреатом юридической премии "Юрист года" в номинации "Правовое просвещение" Еленой Николаевной Доброхотовой // Юридический мир. 2013. N 3. С. 4 - 8.
13. Воскобитова Л. А. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. - М.: Дело, 2001. - 416 с.
14. Галай Ю.Г. «Юридические клиники» в дореволюционной России // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 6. С. 257-262
15. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М. - Логос. - 2000 г. - 223 с.
16. Доброхотова Е. Н. и др. Профессиональные навыки юриста : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Е. Н. Доброхотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 326 с.
17. Доброхотова Е. Н. Практическое обучение юристов в России: история становления и перспективы развития (на примере юридической клиники в СПбГУ) //Автореф. дисс.... канд. юр. наук./ЕН Доброхотова-Санкт- Петербург. - 2007. - С.9.
18. Доброхотова Е. Н., Новиков А. А. Доступность бесплатной квалифицированной юридической помощи: проблемы привлечения клиентов и оценки запросов на ее предоставление //Петербургский юрист. - 2014. - №.
3. - С. 116-129.
19. Доброхотова Е.Н. и др. Профессиональные навыки юриста. Практикум.— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 182 с.
20. Доброхотова Е.Н. Юридические клиники и деятельность PRO BONO. Их отношение к системам бесплатной юридической помощи // Закон.
2012. № 11. - С. 55-62.
21. Дружинина А.В. Становление юридической клиники в вузах России // Юридическое образование и наука, 2011. № 4. С. 16-18.
22. Жураковский В. М., Сазонова З. С. Актуальные задачи модернизации профессионального образования //Высшее образование в России. - 2010. - №. 5. - С. 4-12.
23. Залуцкая И.А. Система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия госу дарства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сб. докладов. М.: ООО «Аква- рель», 2011. С. 330-334.
24. Ивановская А. Н., Павлова И. В. Зарубежный опыт деятельности юридических клиник // Юридическая клиника. Вып. III: Сб. мат. Всеросс. науч.-практич. конф. «Юридическая клиника в системе высшего юридического образования и в сфере оказания бесплатной юридической помощи». - СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА,
2013. - С. 73-78.
25. Камышанова А.Е. Недостатки современного юридического образования // Философия права. 2008. № 5. С. 53-55.
26. Карнаков Я.В. Особенности юридического образования в США // Закон. 2009. № 3. С. 73-84
27. Кульмашева И.Ф. Взаимодействие с юридическими клиниками как одна из форм реализации правопросветительской функции органов прокуратуры // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 3. С. 227­231...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ