Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация программ правового просвещения в общеобразовательной организации как способ профилактики аддиктивного поведения обучающихся

Работа №97734

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ
АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Характеристика аддиктивного поведения 7
1.2. Профилактика аддиктивного поведения обучающихся 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 29
2.1. Проблемы реализации программ правового просвещения в
общеобразовательной организации профилактики аддиктивного поведения обучающихся 29
2.2. Возможные способы решения проблем правового просвещения в
общеобразовательной организации 37
ГЛАВА 3. ПРОГРАММЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 46
3.1. Сравнительный анализ программ правового просвещения в
общеобразовательных организациях города Екатеринбурга 46
3.2. Программа правового просвещения «Неделя права в школе» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71

Тема выпускной квалификационной работы: «Реализация программ правового просвещения в общеобразовательной организации как способ профилактики аддиктивного поведения обучающихся». В современном мире в общеобразовательных организациях существует проблема реализации пра­вового просвещения несовершеннолетних. Должным образом во многих школах не создана база (программа) по правовому воспитанию обучающих­ся. Очень мало времени уделяется этой важной теме. Правовое просвещение - это один из главных критериев создания правовой грамотности школьника. В нашем мире в настоящее время у подростков наблюдается деструктивное (разрушительное) поведение. Подрастающему поколению практически не интересен вопрос о здоровом образе жизни. Нередко можно встретить на улице подростка с сигаретой в руках, а еще чаще с алкогольной продукцией. Так же при появлении сети Интернет, многие несовершеннолетние забыли про живое общение, сейчас они больше посвящают свой досуг компьютер­ным играм и общению через социальные сети. Институты семьи и школы должны решать эти проблемы на начальном этапе и не допускать продолже­ния уже с отрицательными последствиями. Семья - это первый субъект, ко­торый просвещает ребенка в его правах и обязанностях, а общеобразователь­ная организация помогает этому институту более углубленно и научно объ­яснять «что такое право», чтобы подросток «не сошел с правильного пути», не начал совершать различные правонарушения или быть зависимым от ка­кой-либо пагубной привычки.
Изучив содержание сайтов общеобразовательных организаций города Екатеринбурга, обнаружила, что большинство школ не занимаются правовым просвещением школьников. Во многих школах не считают нужным приви­вать несовершеннолетнему знания в области права, поддерживать ребенка, если он уже находится в группе риска, помогать ему реабилитироваться. Школы не привлекают к данной проблеме институт семьи, который в первую очередь должен заниматься правовым просвещением с раннего детства. По­этому в данной работе мы решили рассмотреть эту проблему с разных сторон и найти возможные способы решения, предложить свой вариант программы правового просвещения обучающихся, для того, чтобы предотвратить рас­пространение аддиктивного поведения и помочь образовательной организа­ции в поддержке несовершеннолетних, которые находятся в группе риска. Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, который способен самостоятельно справляться с собственными психически­ми затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в примене­нии различных психоактивных веществ, а также обращение к совершению правонарушений. Речь идет о личностно-ориентированном подходе к педаго­гической профилактике как аддиктивного (одна из форм деструктивного по­ведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем из­менения своего психического состояния посредством приема некоторых ве­ществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций)1, так и в общем деструктивного поведения несовершеннолетних, который на современном этапе недостаточно разработан.
Вопросы правового просвещения несовершеннолетних как формы профилактики аддиктивного поведения, а также само аддиктивное поведение обучающихся подвергались исследованию таких ученых: Ц.П. Короленко, Лисецкий, Е.В. Литягина, А.В. Котляров, Ю.М. Антонян, А.Е., Н.И. Матузов и многих других. В данном исследовании мы опиралась на такие диссертаци­онные работы: Педагогические условия деятельности образовательных учреждений по профилактике аддиктивного поведения учащихся Югова Е.А.2; Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразова­тельных учреждений в современной России Певцова Е.А.3; Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения Коротков В.В.4
Научная новизна данного исследования состоит в изучении аддиктив- ного поведения несовершеннолетних, профилактики данного поведения и дальнейшего его предотвращения, при помощи предложения возможного решения проблем реализации программ правового просвещения обучающих­ся.
Практическая значимость работы состоит в реализации программы правового просвещения обучающихся в общеобразовательной организации , в целях правового воспитания и предотвращения аддиктивного поведения несовершеннолетних.
Объект данного исследования: деятельность общеобразовательной ор­ганизации по правовому просвещению обучающихся.
Предмет исследования: программы правового просвещения несовер­шеннолетних как способ профилактики аддиктивного поведения.
Цель исследования: анализ проблем и возможные пути решения реали­зации программ правового просвещения как способ профилактики аддиктив- ного поведения обучающихся.
Задачи:
1) Изучить аддиктивное поведение несовершеннолетних;
2) Изучить профилактику аддиктивного поведения несовершеннолет­них;
3) Рассмотреть проблемы реализации программ правового просвеще­ния обучающихся в ОО;
4) Предложить возможные способы решения проблем реализации программ правового просвещения;
5) Проанализировать программы правового просвещения ОО г. Екате­ринбурга;
6) Создать программу правового просвещения несовершеннолетних обучающихся для ОО.
Методы выпускной квалификационной работы:
• анализ (позволяет рассмотреть различные методы воспитательной работы школы в сфере профилактики, определить пути решения проблем оп­тимизации)
• синтез (в результате анализа выбирается главное, основное)
• обобщение
• метод сравнения (по средствам его анализируются программы пра­вового просвещения в школах).
Структура работы представлена введением, тремя главами (в каждой главе по два параграфа), заключением, списком литературы и приложением.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении проведенного исследования можно сделать следующие выводы по теме.
В современном мире несовершеннолетние все чаще прибегают к раз­личным формам деструктивного (разрушительного) поведения. Одной из распространенных форм данного поведения является аддиктивное поведение. Этому способствуют разные причины: от проблем в жизненных ситуациях, таких как разочарования, конфликты в семье, недостигнутые цели, неиспол­ненные мечты, пагубное влияние близкого окружения, проблемы выбора, до неудач в учебной деятельности и многие другие. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возмож­но реализовать так, как тебе хочется. Но многие несовершеннолетние в настоящее время хотят достичь этого комфорта легким путем, с помощью так называемых аддикций.
Традиционно различают два типа аддикции: нехимические и химиче­ские. Для несовершеннолетних характерны в большей степени химические зависимости (алкоголизм, табакокурение, наркомания и токсикомания). К признакам аддиктивной личности чаще всего относят: нарушения способно­сти к самозащите; непереносимость эмоционального напряжения и психоло­гическая уязвимость, которые препятствуют управлению собственными чув­ствами и состояниями, воздействуют напрямую на самооценку личности, от­ношения с окружающим миром и способность заботиться о себе, изменять и контролировать свое поведение; резкие изменения между переживаниями беспомощности и всемогущества и другие.
Для предотвращения проявления аддиктивного (зависимого) поведения несовершеннолетних следует проводить профилактику такого поведения. Профилактика аддиктивного поведения обязательно должна затрагивать все сферы жизни подростка: семьи, образовательной среды, досуг, общественной жизни в целом. Существуют следующие этапы профилактики: диагностиче­ский, который включает в себя распознание личностных особенностей; ин­формационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, спосо­бы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддик- тивного поведения с рассмотрением основных аддикций, агентов аддикции, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий различных зависимостей.
К одной из форм профилактики аддиктивного поведения обучающихся можно отнести программы правового просвещения. На сегодняшний день правовое просвещение не имеет юридического закрепления. Это понятие взаимосвязано с таким понятием как правовое воспитание. Правовое воспи­тание — организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, которое формирует правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. На данный момент существу­ет ряд проблем реализации такой формы профилактики несовершеннолетних, как программы по правовому просвещению. К проблемам можно отнести: педагогическими технологиями правового воспитания владеют только учи­теля истории и обществознания, социальные педагоги; образовательные учреждения, в которых есть предметы обществознание или право, включаю­щие в себя изучение правовой грамотности в рамках школьной программы, не содержат достаточного объема изучаемой информации; правовое просве­щение в школах не является системой, как правило, это набор разовых меро­приятий; не созданы на федеральном уровне сборники программ по правово­му просвещению и Универсальный методический комплекс по праву для внеурочной деятельности; нет условий для стимулирования гражданской ак­тивности школьников и их правосознания, в портфолио выпускника входят только успехи в сфере обучения; равнодушное отношение обучающихся к правовой сфере общества; родители не желают приобщаться к целенаправ­ленному процессу воспитательной работы школы; институт семьи не имеет достаточных правовых знаний и не занимается на первоначальном уровне правовым воспитанием своих детей и многие другие.
Для того, чтобы программы правового просвещения реализовывались в общеобразовательных организациях можно выделить следующие пути реше­ния: проведение профилактической работы, а также осуществление различ­ных мероприятий на правовую тему.
В данном исследовании рассмотрена первичная профилактическая ра­бота, которая заключается в создании для несовершеннолетнего условий и возможностей, которые с одной стороны, удовлетворяют свои потребности социально положительными способами, а с другой, в свое время дают квали­фицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситу­ации, возможной стать ситуацией так называемого риска. Одной из форм профилактической работы, как аддиктивного поведения, так и деструктивно­го в целом, являются программы правового просвещения, где особое внима­ние следует уделять мероприятиям, которые обычно проводятся во внеуроч­ной работе общеобразовательной организации.
Внеурочная работа - это организация разных форм работы для обуча­ющихся после уроков, которые обеспечивают особые условия для овладения ими навыками и способами как теоретической, так и практической деятель­ности по более углубленному усвоению и особенно активному восприятию общественного опыта, окружающей действительности. Мероприятия по пра­вовому просвещению следует проводить в разных формах: кружковая дея­тельность, индивидуальная работа, организация культурно-массовых меро­приятий (ролевые, деловые игры, тематические вечера, конференции, раз­личные дискуссии, дебаты, встречи с интересными людьми, правовые неде­ли, работа в юридической клинике, участие в олимпиадах, конкурсах рисун­ков, театральные постановки, туристические походы, экскурсии по историче­ским местам, экскурсии в музеи и так далее); обучающиеся могут участво­вать в олимпиадах, викторинах, конкурсах и конференциях, а так же участво­вать в научно-исследовательской деятельности, привлекать к работе с обу­чающимися студентов из юридических университетов.
По продолжительности виды внеурочной работы можно подразделить на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (вне­классные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, выпуски правовых журналов, просмотр художественных, документальных видео­фильмов, социальных роликов, правовая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).
Ключевым первостепенным значением программ по правовому про­свещению является целенаправленное чтение соответствующей, подобран­ной литературы, сбор теоретических материалов для использования в учеб­ном процессе. Такая составляющая имеет многообразные формы. Большой притяжательной силой располагают школьные театрализованные спектакли, которые касаются важнейших проблем общества. Такой вид внеурочной ра­боты приобрел название "театротерапия". Игра в спектаклях повышает само­оценку обучающихся, раскрепощает их, развивает навыки и умения в созда­нии сценариев к спектаклям, исполнении ролей выбранных героев, создании соответствующих костюмов и декораций и т. д. Создание "малых историй" - города, района, школы, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Такая форма вырабатывает чувство сопричастности, патриотизма, по­могает выявить писательские и исследовательские способности обучающих­ся. Так же заключает в себе большую воспитательную и практическую нагрузку. Что же касаемо истории органов власти, предприятий и так далее, то это поможет многим обучающимся профессионально определить даль­нейший жизненный путь. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические по­ходы по историческим маршрутам и местам и тому подобное. На всей терри­тории не должно оставаться объектов и мест исторического значения, кото­рые не посетили бы обучающиеся.
Дифференцированный подход к работе с детьми и их родителями при правильной оценке системы отношений каждого обучающегося, а также осо­бенностей направленности воспитательного воздействия каждой семьи, вдумчивый отбор форм и методов индивидуальной работы с родителями, по­вышение грамотности родителей возможно осуществлять через работу «пра­вового ликбеза», проводимого классными руководителями и администрацией школы при проведении тематических классных и общешкольных родитель­ских собраний.
Программы правового просвещения, которые заключают в себе прове­дение различных мероприятий правового характера (кружки, экскурсии, те­атры, викторины, конференции, конкурсы рисунков, сказок, стенгзет и мно­гие другие); работу с детьми и их родителями; взаимодействие с юридиче­скими институтами, сотрудниками различных организаций, способствует благоприятному развитию обучающихся (отказ от вредных привычек, нега­тивных зависимостей, совершения правонарушений), положительному от­ношению к праву: своим правам и обязанностям, развитию правовой культу­ры и грамотности.
В практической части исследовательской работы был проведен сравни­тельный анализ программ правового просвещения в общеобразовательных организациях г. Екатеринбурга, который выявил слабую деятельность по правовому воспитанию обучающихся. Должным образом в школах не со­ставлен план мероприятий по правовому воспитанию и просвещению. По­этому была создана Программа правового просвещения обучающихся: «Не­деля права в ОО». Данная программа разделена на начальное и среднее зве­но. Каждый день содержит какое-либо правовое мероприятие. Мероприятия предполагают групповую и индивидуальную работу обучающихся. Данная программа по правовому просвещению имеет цель: взаимодействие институ­та семьи с общеобразовательной организацией для просвещения несовер­шеннолетних, а также помощи в трудных жизненных ситуациях.


6. Азарова Л. А., Сятковский В. А., Змановская Е. В., Котляров А. В. Руководство по аддиктологии. М., 2007. — 400 с.
7. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. Выпуск 1-2015. — М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2015. — 64-68 с.
8. Белов В.Г. Профилактика аддиктивного поведения. Учебное пособие. - 2013. — 428 с.
9. Белов В.Г., Григорьев Г., Кулганов В.А., Парфенов Ю.А. Профилактика аддиктивного поведения: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство РХГА, 2016. — 428 с.
10. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от
психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска. Методическое пособие. — М., РФ, 2008. — 24 с.
11. Думов А.С. Проблема преодоления отклоняющегося поведения
несовершеннолетних в педагогике России: дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 / Думов А.С.; Волгоград, 2013. - 149 с.
12. Еремеев А.В. Социально-культурная деятельность как средство
профилактики эмоциональных нарушений подростков: дис.. канд. пед. наук : 13.00.05 / Еремеев А.В.; Тамбов, 2006. - 202 с.
13.Земдиханова И.Ф., Биктагирова Г.Ф., к.п.н., доцент, Аддиктивное
поведение подростков: причины и профилактика, КФУ. 84 с.
14. Клюева В. В., Данилова М. В. Правовая грамотность учащихся старших классов // Молодой ученый, 2014. — 518-521 с.
15. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - М. : ВЛАДОС, 2010. —286 с.
16. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, — 8-15 с.
17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология
Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001. — 251с.
18. Коротков В.В. Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения. дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 /Коротков В.В.; Нижний Новгород, 2003. - 179 с.
19. Котляров А. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый Изд-во Института Психотерапии, 2006. - 480 с.
20. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. — 166 с.
21. Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. Опыт реализации инновационных моделей сельских образовательных учреждений, Санкт-Петербург 2011. - 112 с.
22. Курчатова Д.А.; Королева Э.В. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как социальная проблема, Владивосток: статья в журнале - научная статья Номер: 29, 2014. - 82-86 с.
23. Ларионова С.О. Вторичная профилактика девиантного поведения детей с задержкой психического развития. Россия, Екатеринбург. 2013. — 61 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ