ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ
АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Характеристика аддиктивного поведения 7
1.2. Профилактика аддиктивного поведения обучающихся 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 29
2.1. Проблемы реализации программ правового просвещения в
общеобразовательной организации профилактики аддиктивного поведения обучающихся 29
2.2. Возможные способы решения проблем правового просвещения в
общеобразовательной организации 37
ГЛАВА 3. ПРОГРАММЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 46
3.1. Сравнительный анализ программ правового просвещения в
общеобразовательных организациях города Екатеринбурга 46
3.2. Программа правового просвещения «Неделя права в школе» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
Тема выпускной квалификационной работы: «Реализация программ правового просвещения в общеобразовательной организации как способ профилактики аддиктивного поведения обучающихся». В современном мире в общеобразовательных организациях существует проблема реализации правового просвещения несовершеннолетних. Должным образом во многих школах не создана база (программа) по правовому воспитанию обучающихся. Очень мало времени уделяется этой важной теме. Правовое просвещение - это один из главных критериев создания правовой грамотности школьника. В нашем мире в настоящее время у подростков наблюдается деструктивное (разрушительное) поведение. Подрастающему поколению практически не интересен вопрос о здоровом образе жизни. Нередко можно встретить на улице подростка с сигаретой в руках, а еще чаще с алкогольной продукцией. Так же при появлении сети Интернет, многие несовершеннолетние забыли про живое общение, сейчас они больше посвящают свой досуг компьютерным играм и общению через социальные сети. Институты семьи и школы должны решать эти проблемы на начальном этапе и не допускать продолжения уже с отрицательными последствиями. Семья - это первый субъект, который просвещает ребенка в его правах и обязанностях, а общеобразовательная организация помогает этому институту более углубленно и научно объяснять «что такое право», чтобы подросток «не сошел с правильного пути», не начал совершать различные правонарушения или быть зависимым от какой-либо пагубной привычки.
Изучив содержание сайтов общеобразовательных организаций города Екатеринбурга, обнаружила, что большинство школ не занимаются правовым просвещением школьников. Во многих школах не считают нужным прививать несовершеннолетнему знания в области права, поддерживать ребенка, если он уже находится в группе риска, помогать ему реабилитироваться. Школы не привлекают к данной проблеме институт семьи, который в первую очередь должен заниматься правовым просвещением с раннего детства. Поэтому в данной работе мы решили рассмотреть эту проблему с разных сторон и найти возможные способы решения, предложить свой вариант программы правового просвещения обучающихся, для того, чтобы предотвратить распространение аддиктивного поведения и помочь образовательной организации в поддержке несовершеннолетних, которые находятся в группе риска. Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, который способен самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в применении различных психоактивных веществ, а также обращение к совершению правонарушений. Речь идет о личностно-ориентированном подходе к педагогической профилактике как аддиктивного (одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций)1, так и в общем деструктивного поведения несовершеннолетних, который на современном этапе недостаточно разработан.
Вопросы правового просвещения несовершеннолетних как формы профилактики аддиктивного поведения, а также само аддиктивное поведение обучающихся подвергались исследованию таких ученых: Ц.П. Короленко, Лисецкий, Е.В. Литягина, А.В. Котляров, Ю.М. Антонян, А.Е., Н.И. Матузов и многих других. В данном исследовании мы опиралась на такие диссертационные работы: Педагогические условия деятельности образовательных учреждений по профилактике аддиктивного поведения учащихся Югова Е.А.2; Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений в современной России Певцова Е.А.3; Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения Коротков В.В.4
Научная новизна данного исследования состоит в изучении аддиктив- ного поведения несовершеннолетних, профилактики данного поведения и дальнейшего его предотвращения, при помощи предложения возможного решения проблем реализации программ правового просвещения обучающихся.
Практическая значимость работы состоит в реализации программы правового просвещения обучающихся в общеобразовательной организации , в целях правового воспитания и предотвращения аддиктивного поведения несовершеннолетних.
Объект данного исследования: деятельность общеобразовательной организации по правовому просвещению обучающихся.
Предмет исследования: программы правового просвещения несовершеннолетних как способ профилактики аддиктивного поведения.
Цель исследования: анализ проблем и возможные пути решения реализации программ правового просвещения как способ профилактики аддиктив- ного поведения обучающихся.
Задачи:
1) Изучить аддиктивное поведение несовершеннолетних;
2) Изучить профилактику аддиктивного поведения несовершеннолетних;
3) Рассмотреть проблемы реализации программ правового просвещения обучающихся в ОО;
4) Предложить возможные способы решения проблем реализации программ правового просвещения;
5) Проанализировать программы правового просвещения ОО г. Екатеринбурга;
6) Создать программу правового просвещения несовершеннолетних обучающихся для ОО.
Методы выпускной квалификационной работы:
• анализ (позволяет рассмотреть различные методы воспитательной работы школы в сфере профилактики, определить пути решения проблем оптимизации)
• синтез (в результате анализа выбирается главное, основное)
• обобщение
• метод сравнения (по средствам его анализируются программы правового просвещения в школах).
Структура работы представлена введением, тремя главами (в каждой главе по два параграфа), заключением, списком литературы и приложением.
В заключении проведенного исследования можно сделать следующие выводы по теме.
В современном мире несовершеннолетние все чаще прибегают к различным формам деструктивного (разрушительного) поведения. Одной из распространенных форм данного поведения является аддиктивное поведение. Этому способствуют разные причины: от проблем в жизненных ситуациях, таких как разочарования, конфликты в семье, недостигнутые цели, неисполненные мечты, пагубное влияние близкого окружения, проблемы выбора, до неудач в учебной деятельности и многие другие. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать так, как тебе хочется. Но многие несовершеннолетние в настоящее время хотят достичь этого комфорта легким путем, с помощью так называемых аддикций.
Традиционно различают два типа аддикции: нехимические и химические. Для несовершеннолетних характерны в большей степени химические зависимости (алкоголизм, табакокурение, наркомания и токсикомания). К признакам аддиктивной личности чаще всего относят: нарушения способности к самозащите; непереносимость эмоционального напряжения и психологическая уязвимость, которые препятствуют управлению собственными чувствами и состояниями, воздействуют напрямую на самооценку личности, отношения с окружающим миром и способность заботиться о себе, изменять и контролировать свое поведение; резкие изменения между переживаниями беспомощности и всемогущества и другие.
Для предотвращения проявления аддиктивного (зависимого) поведения несовершеннолетних следует проводить профилактику такого поведения. Профилактика аддиктивного поведения обязательно должна затрагивать все сферы жизни подростка: семьи, образовательной среды, досуг, общественной жизни в целом. Существуют следующие этапы профилактики: диагностический, который включает в себя распознание личностных особенностей; информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддик- тивного поведения с рассмотрением основных аддикций, агентов аддикции, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий различных зависимостей.
К одной из форм профилактики аддиктивного поведения обучающихся можно отнести программы правового просвещения. На сегодняшний день правовое просвещение не имеет юридического закрепления. Это понятие взаимосвязано с таким понятием как правовое воспитание. Правовое воспитание — организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, которое формирует правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. На данный момент существует ряд проблем реализации такой формы профилактики несовершеннолетних, как программы по правовому просвещению. К проблемам можно отнести: педагогическими технологиями правового воспитания владеют только учителя истории и обществознания, социальные педагоги; образовательные учреждения, в которых есть предметы обществознание или право, включающие в себя изучение правовой грамотности в рамках школьной программы, не содержат достаточного объема изучаемой информации; правовое просвещение в школах не является системой, как правило, это набор разовых мероприятий; не созданы на федеральном уровне сборники программ по правовому просвещению и Универсальный методический комплекс по праву для внеурочной деятельности; нет условий для стимулирования гражданской активности школьников и их правосознания, в портфолио выпускника входят только успехи в сфере обучения; равнодушное отношение обучающихся к правовой сфере общества; родители не желают приобщаться к целенаправленному процессу воспитательной работы школы; институт семьи не имеет достаточных правовых знаний и не занимается на первоначальном уровне правовым воспитанием своих детей и многие другие.
Для того, чтобы программы правового просвещения реализовывались в общеобразовательных организациях можно выделить следующие пути решения: проведение профилактической работы, а также осуществление различных мероприятий на правовую тему.
В данном исследовании рассмотрена первичная профилактическая работа, которая заключается в создании для несовершеннолетнего условий и возможностей, которые с одной стороны, удовлетворяют свои потребности социально положительными способами, а с другой, в свое время дают квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, возможной стать ситуацией так называемого риска. Одной из форм профилактической работы, как аддиктивного поведения, так и деструктивного в целом, являются программы правового просвещения, где особое внимание следует уделять мероприятиям, которые обычно проводятся во внеурочной работе общеобразовательной организации.
Внеурочная работа - это организация разных форм работы для обучающихся после уроков, которые обеспечивают особые условия для овладения ими навыками и способами как теоретической, так и практической деятельности по более углубленному усвоению и особенно активному восприятию общественного опыта, окружающей действительности. Мероприятия по правовому просвещению следует проводить в разных формах: кружковая деятельность, индивидуальная работа, организация культурно-массовых мероприятий (ролевые, деловые игры, тематические вечера, конференции, различные дискуссии, дебаты, встречи с интересными людьми, правовые недели, работа в юридической клинике, участие в олимпиадах, конкурсах рисунков, театральные постановки, туристические походы, экскурсии по историческим местам, экскурсии в музеи и так далее); обучающиеся могут участвовать в олимпиадах, викторинах, конкурсах и конференциях, а так же участвовать в научно-исследовательской деятельности, привлекать к работе с обучающимися студентов из юридических университетов.
По продолжительности виды внеурочной работы можно подразделить на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, выпуски правовых журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, социальных роликов, правовая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).
Ключевым первостепенным значением программ по правовому просвещению является целенаправленное чтение соответствующей, подобранной литературы, сбор теоретических материалов для использования в учебном процессе. Такая составляющая имеет многообразные формы. Большой притяжательной силой располагают школьные театрализованные спектакли, которые касаются важнейших проблем общества. Такой вид внеурочной работы приобрел название "театротерапия". Игра в спектаклях повышает самооценку обучающихся, раскрепощает их, развивает навыки и умения в создании сценариев к спектаклям, исполнении ролей выбранных героев, создании соответствующих костюмов и декораций и т. д. Создание "малых историй" - города, района, школы, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Такая форма вырабатывает чувство сопричастности, патриотизма, помогает выявить писательские и исследовательские способности обучающихся. Так же заключает в себе большую воспитательную и практическую нагрузку. Что же касаемо истории органов власти, предприятий и так далее, то это поможет многим обучающимся профессионально определить дальнейший жизненный путь. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам и тому подобное. На всей территории не должно оставаться объектов и мест исторического значения, которые не посетили бы обучающиеся.
Дифференцированный подход к работе с детьми и их родителями при правильной оценке системы отношений каждого обучающегося, а также особенностей направленности воспитательного воздействия каждой семьи, вдумчивый отбор форм и методов индивидуальной работы с родителями, повышение грамотности родителей возможно осуществлять через работу «правового ликбеза», проводимого классными руководителями и администрацией школы при проведении тематических классных и общешкольных родительских собраний.
Программы правового просвещения, которые заключают в себе проведение различных мероприятий правового характера (кружки, экскурсии, театры, викторины, конференции, конкурсы рисунков, сказок, стенгзет и многие другие); работу с детьми и их родителями; взаимодействие с юридическими институтами, сотрудниками различных организаций, способствует благоприятному развитию обучающихся (отказ от вредных привычек, негативных зависимостей, совершения правонарушений), положительному отношению к праву: своим правам и обязанностям, развитию правовой культуры и грамотности.
В практической части исследовательской работы был проведен сравнительный анализ программ правового просвещения в общеобразовательных организациях г. Екатеринбурга, который выявил слабую деятельность по правовому воспитанию обучающихся. Должным образом в школах не составлен план мероприятий по правовому воспитанию и просвещению. Поэтому была создана Программа правового просвещения обучающихся: «Неделя права в ОО». Данная программа разделена на начальное и среднее звено. Каждый день содержит какое-либо правовое мероприятие. Мероприятия предполагают групповую и индивидуальную работу обучающихся. Данная программа по правовому просвещению имеет цель: взаимодействие института семьи с общеобразовательной организацией для просвещения несовершеннолетних, а также помощи в трудных жизненных ситуациях.
6. Азарова Л. А., Сятковский В. А., Змановская Е. В., Котляров А. В. Руководство по аддиктологии. М., 2007. — 400 с.
7. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. Выпуск 1-2015. — М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2015. — 64-68 с.
8. Белов В.Г. Профилактика аддиктивного поведения. Учебное пособие. - 2013. — 428 с.
9. Белов В.Г., Григорьев Г., Кулганов В.А., Парфенов Ю.А. Профилактика аддиктивного поведения: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство РХГА, 2016. — 428 с.
10. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от
психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска. Методическое пособие. — М., РФ, 2008. — 24 с.
11. Думов А.С. Проблема преодоления отклоняющегося поведения
несовершеннолетних в педагогике России: дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 / Думов А.С.; Волгоград, 2013. - 149 с.
12. Еремеев А.В. Социально-культурная деятельность как средство
профилактики эмоциональных нарушений подростков: дис.. канд. пед. наук : 13.00.05 / Еремеев А.В.; Тамбов, 2006. - 202 с.
13.Земдиханова И.Ф., Биктагирова Г.Ф., к.п.н., доцент, Аддиктивное
поведение подростков: причины и профилактика, КФУ. 84 с.
14. Клюева В. В., Данилова М. В. Правовая грамотность учащихся старших классов // Молодой ученый, 2014. — 518-521 с.
15. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - М. : ВЛАДОС, 2010. —286 с.
16. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, — 8-15 с.
17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология
Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001. — 251с.
18. Коротков В.В. Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения. дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 /Коротков В.В.; Нижний Новгород, 2003. - 179 с.
19. Котляров А. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый Изд-во Института Психотерапии, 2006. - 480 с.
20. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. — 166 с.
21. Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. Опыт реализации инновационных моделей сельских образовательных учреждений, Санкт-Петербург 2011. - 112 с.
22. Курчатова Д.А.; Королева Э.В. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как социальная проблема, Владивосток: статья в журнале - научная статья Номер: 29, 2014. - 82-86 с.
23. Ларионова С.О. Вторичная профилактика девиантного поведения детей с задержкой психического развития. Россия, Екатеринбург. 2013. — 61 с...