ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В 12
СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
1.1 Определение правового просвещения в юридическом смысле 12
1.2 Психолого - педагогическое определение правового просвещения 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ
РАБОТ ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ j 8
2.1 Правовое просвещение в процессе проведения уроков 18
обществознания
2.2 Внеклассные формы работы по правовому просвещению подростков 25
2.3 Правовое просвещение родителей учащихся общеобразовательной 27
школы
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «НЕДЕЛИ ПРАВА В 33
ШКОЛЕ»
3.1 Рекомендации по подготовке и проведению «Недели права» 33
3.2 Методическая разработка «Недели права в школе» 41
3.3 Итоги работы над проектом 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
Гражданин Российской Федерации, согласно Конституции, приобретает «основные права и свободы» от рождения и вся его последующая жизнь протекает в определенном правовом пространстве и регулируется законодательством1.
Масштабы, формы, причины и условия правовой безграмотности и правового нигилизма в современном российском обществе являются серьезным препятствием на пути построения правового государства, формирования подлинно гражданского общества и достижения иных проникнутых духом права и периодически провозглашаемых властью целей.
В своей речи на церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации 7 мая 2018 года Владимир Владимирович Путин подчеркнул фундаментальную роль ценности прав и свобод граждан, которые обеспечивает Конституция Российской Федерации. А для построения ответственного гражданского общества, сильного демократического правового государства он отмечает необходимость гармоничного взаимодействия граждан, владеющих правовыми знаниями и государственных структур2.
Трудно не согласиться, ведь основным показателем целей и мотивов поведения, а в целом и всей социальной направленности населения является нормативность сознания граждан. Следовательно, без повышения уровня правовой культуры и формирования активной гражданской позиции граждан невозможно развить истинно правовое государство.
В нашей стране наиболее эффективным способом признается повышение правовой культуры и расширение правосознания населения через систему образования и воспитания.
Поэтому в исследовании нами была выделена проблема: правовой безграмотности самих обучающихся, их родителей и учителей образовательных организаций.
Объектом исследования мы выделили процесс правового просвещения, включая правовое образование и воспитание обучающихся общеобразовательной организации.
Кроме того, в исследовании рассматривается правовое просвещение педагогического коллектива и родителей обучающихся, так как основная функция по воспитанию школьников лежит на семье, что закреплено в 63 статье Семейного Кодекса: «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей»3.
Предметом исследования являются формы и методы, (включая классную и внеклассную работу), используемые в процессе правового просвещения субъектов образовательной организации.
Цель работы - теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий для повышения уровня правосознания обучающихся, их родителей и педагогического коллектива.
Задачи:
1) изучить нормативно-правовые документы, психологопедагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) разработать и провести анализ текущего состояния правовой грамотности обучающихся;
3) дать определение понятия «правового просвещения» и его составляющих;
4) разработать план мероприятий, направленных на активное уяснение правовых норм, на формирование активной гражданской позиции и необходимого уровня правосознания порастающего поколения, родителей и учителей общеобразовательной организации;
5) оценить (проанализировать) эффективность проведенных мероприятий.
Актуальность повышения правовой грамотности в
общеобразовательной организации определяется, прежде всего, статистическими данными4.
По данным статистики Генеральной Прокуратуры РФ за период январь -декабрь 2017 года на всей территории страны было зарегистрировано 2058476 преступлений5.
Свердловская область оказалась на 7 месте - 58031 зарегистрированных преступлений. Уступая лишь Москве, Московской области, Краснодарскому краю, Челябинской области, республике Башкортостан и Ростовской области6.
На 15,7% снизилась преступность среди несовершеннолетних по России (с 53736 до 45288). За этот же период времени в Свердловской области было выявлено 1843 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления. По статистике это на 4,95% выявленных меньше, чем за аналогичный период 2016 года7.
При этом удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, снизился с 4,5 % до 4,1 % от всех предварительно расследованных преступлений.
Очень важно отметить, что общая численность несовершеннолетних преступников падает, так за 2016 год было совершено 48589 преступлений, а в 2017 году за период январь-ноябрь 37745, что на 14.1% меньше8.
Но, несмотря на общее снижение уровня подростковой преступности, наблюдается рост групповых преступлений, особо тяжких и тяжких преступлений, преступлений, совершенных с особой жестокостью и издевательств над животными.
Анализ статистических данных органов прокуратуры наглядно показывает нам необходимость правового просвещения, а особенно проведения профилактических мероприятий для развития правосознания, формирования активной правовой позиции несовершеннолетних, что является необходимой составной частью борьбы с преступностью, а особенно с подростковой преступностью, поскольку она существенно влияет на перспективы развития гражданского общества.
Федеральный образовательный стандарт основного общего образования также выделяет важность формирования гражданской позиции обучающихся как активных и ответственных членов российского общества, осознающих свои конституционные права и обязанности, уважающих закон и правопорядок, обладающих чувством собственного достоинства, осознанно принимающих традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности9.
Правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, понимании социальной, юридической ответственности, нетерпимости к правонарушениям, борьбе с ними. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная со средней общеобразовательной школы.
Важнейшей задачей, стоящей перед школой, является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными международными и отечественными юридическими документами.
Исходя из необходимости изучения и анализа уровня правовой грамотности, нами было разработано и проведено тестирование (см. Приложение 1) среди подростков 7-9 классов (135 человек) МОУ СОШ № 29 г. Екатеринбурга и были получены следующие результаты10:
На первый вопрос «Знаете ли вы свои права?» большинство опрашиваемых 68 человек (51%) ответили, что знают свои права не в полной мере, 36 человек (27%) ответили, что знают свои права в достаточной мере, а 31 человек (23%) не знает своих прав, и, следовательно, не защищены в полной мере.
На второй вопрос «Получали ли вы информацию о ваших правах и обязанностях?» большинство обучающихся ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках, от преподавателя - 48 человек (36%). Информацию из средств массовой информации получают 25 человек (44%).Также, среди опрошенных есть и обучающиеся, которые изучают нормативно-правовые акты самостоятельно, исходя из собственных интересов - 20 человек (15%). Только 3 человека (2%) респондентов ответили, что правовые знания они получают от родителей, а это свидетельствует о низкой правовой культуре самих родителей. Но больше всего поразил тот факт, что ответ «не знаю своих прав и то, где их найти» выбрало 15 человек из всех опрошенных (11%)...
Правовое просвещение - это необходимый комплекс мер на пути построения грамотного гражданского общества и сильного демократического правового государства. В результате исследовательской работы нами была определена необходимость правового просвещения субъектов образовательного процесса: обучающихся всех уровней: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; их родителей и педагогического коллектива на базе общеобразовательной организации.
Начинать его необходимо с раннего возраста, особо акцентируя внимание на процесс обучения и воспитания в общеобразовательной организации.
В ходе работы нами была проанализирована методологическая, психолого-педагогическая литература и нормативная база в сфере правового просвещения и было выявлено, что:
1) процесс правового просвещения может осуществляться как в классной, так и во внеклассной работе с обучающимися;
2) необходимо развивать правопросветительскую работу с родителями обучающихся и педагогическим коллективом общеобразовательной организации;
3) вопросы правового просвещения в процессе обучения в общеобразовательной организации носят единичный характер и требуют дополнительной разработки и регулярного проведения.
На основе анализа изученного материала, нами было составлено тестирование для обучающихся и их родителей в целях определения уровня владения правовыми знаниями. Анализ работ обучающихся средней школы показал, что знания детей в правовых вопросах поверхностны, размыты, находятся на бытовом уровне и не имеют чёткого структурирования.
Таким образом, на основании полученных результатов тестирования и изученной литературы, перед нами была поставлена важная задача - разработать комплекс мероприятий, направленный на повышение правовой грамотности субъектов образовательной организации, основанный на методологических принципах и конкретных методах, исследуемых Ибрагимовой Е. М., Морозовой С.А., Певцовой Е.А., Кропаневой Е.М., Ильченко В.Н., и других.
Были проведены итоговые замеры уровня правовой грамотности после проведения нескольких мероприятий «Недели права», которые показали положительную динамику.
Мы предполагаем, что объём правовых знаний, необходимый для грамотного применения и использования в практической деятельности, в результате систематического проведения таких мероприятий повыситься у большинства задействованных субъектов общеобразовательной организации.
В ходе поисково-исследовательской работы мы пришли к выводу, что на уроках и в процессе дополнительных занятий в общеобразовательных организациях не ведется целенаправленной работы по правовому просвещению, включая правовое образование и воспитание.
Необходимо увеличение часов на изучение права в рамках предмета «обществознание» с использованием эффективных форм и методов.
А активное включение правового блока в дополнительную, внеклассную работу с обучающимися, их родителями и педагогическим коллективом будет способствовать устранению проблемы правовой безграмотности в общеобразовательных организациях и в России в целом.
Внеклассные формы работы со школьниками могут быть представлены в вариантах:
— проведения бесед на актуальные и интересующие школьников темы;
• организации тематических встреч с работниками судебной системы, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, центров занятости и т.п.;
• ознакомительных экскурсий в музеи, библиотеки, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в суд, в следственный изолятор, в отделы органов внутренних дел и т.д.;
• в проведении олимпиад, викторин, игр и конкурсов, включая массовые мероприятия различных уровней (общешкольные, городские, региональные, общероссийские и т.п.);
• выполнения творческих заданий по подготовке проектов, исследовательских работ, презентаций, разработка стенгазет, памяток, плакатов с актуально информацией, тематические конкурсы рисунков и газет и т.д.;
• создание и активное участие в работе правового клуба, в котором необходимо практическое применение полученных правовых знаний.
Ведущими задачами исследования для разрешения проблемы правовой безграмотности нами были поставлены и выполнены:
1) изучение нормативно-правовых документов, психологопедагогической и методической литературы по теме исследования;
2) разработка и проведение анализа текущего состояния правовой грамотности обучающихся;
3) определено понятие «правового просвещения» и его составляющих;
4) разработан и частично апробирован план «Недели права» в общеобразовательной организации, направленный на всестороннее правовое просвещение и активное уяснение правовых норм порастающего поколения, родителей и учителей общеобразовательной организации;
5) дана оценка и проведен анализ эффективности проведенных мероприятий.
В ходе исследования нами была достигнута основная цель - теоретическое обоснование и разработка комплекса мероприятий для повышения уровня правосознания обучающихся, их родителей и педагогического коллектива.
Работа носит практико-ориентированный характер, так как только в результате систематической работы возможно снижение уровня правового нигилизма и эффективное правовое просвещение в общеобразовательной организации.
Формирование правовой культуры зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются: грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приемов, стимулирующих социальную активность ребенка, готовность учителя, уполномоченного по соблюдению прав ребенка в образовательных учреждениях к осуществлению правового образования.
Учителя, обучающие детей праву во время урочной и внеурочной деятельности, должны иметь высшее правоведческое образование и обладать знаниями психологии, педагогики и методики преподавания.
Важно отметить, что подобные мероприятия для активного усвоения и практического применения должны проводиться регулярно. Таким образом, объем изложенных правовых знаний будет иметь не только воспитательный и просветительский характер, но и выполнять профилактическую функцию, способствовать предупреждению совершения правонарушений и преступлений.
Правовое просвещение напрямую способствует развитию правовой культуры, что, начиная с младшего школьного возраста, поможет предотвратить совершение правонарушений и преступлений, укрепит правовые основы и основные принципы у субъектов образовательного процесса.
Правовая грамотность и успешное применение правовых знаний всегда являлись признаком культурного развития, грамотности и образованности. Работа по правому просвещению несёт в себе огромный потенциал для интеллектуального, культурного и всестороннего развития субъектов общеобразовательной организации.
1) Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI.
1993.
2) Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388.
3) Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI.
1993. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - №31.
4) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ. -
1994. - № 32. - ст.3301.
5) Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31 декабря 2001 года.
6) Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Российская газета.- N 17.- 27.01.1996.
7) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996.- № 25.
8) Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. №27. С.2503.
9) Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ред. 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 35. С. 3607.
10) Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. С. 3802.
11) Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Собрание законодательства РФ. 2016. N 27. С. 4292.
12) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства РФ.
2012. № 53 (ч. 1). С. 7598.
13) Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ.
14) Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.ПРЪ//: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761 // (дата обращения: 25.04.2018).
15) Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 О
Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы (ред. от 27.04.2016) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 22. С. 3232...