Организация и деятельность Центра по подготовке школьников к правовым олимпиадам
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧЕБНЫХ ОЛИМПИАДАХ 7
1.1. Проблема определения понятия «Учебная олимпиада» в современном
российском образовательном праве 7
1.2. История становления и развития олимпиадного движения в России 10
1.3. Нормативно-правовое регулирование порядка организации и проведения
учебных олимпиад в современной России 22
ГЛАВА II. УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОЛИМПИАДНОМУ ДВИЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 37
2.1. Всероссийская олимпиада школьников по праву: общие положения и
содержательные особенности 37
2.2. Особенности проведения школьного и муниципального этапов
Всероссийской олимпиады школьников по праву 47
2.3. Организация проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады
школьников по праву 57
2.4. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву:
содержательные и организационные особенности 65
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ПРАВОВЫМ ОЛИМПИАДАМ 72
3.1. Дополнительное образование в современной России: понятие, виды и
особенности организации 72
3.2. Особенности организации Центра по подготовке школьников к правовым
олимпиадам (на примере Уральского государственного педагогического университета) 79
3.3. Особенности деятельности Центра по подготовке школьников к
правовым олимпиадам 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 114
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧЕБНЫХ ОЛИМПИАДАХ 7
1.1. Проблема определения понятия «Учебная олимпиада» в современном
российском образовательном праве 7
1.2. История становления и развития олимпиадного движения в России 10
1.3. Нормативно-правовое регулирование порядка организации и проведения
учебных олимпиад в современной России 22
ГЛАВА II. УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОЛИМПИАДНОМУ ДВИЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 37
2.1. Всероссийская олимпиада школьников по праву: общие положения и
содержательные особенности 37
2.2. Особенности проведения школьного и муниципального этапов
Всероссийской олимпиады школьников по праву 47
2.3. Организация проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады
школьников по праву 57
2.4. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву:
содержательные и организационные особенности 65
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ПРАВОВЫМ ОЛИМПИАДАМ 72
3.1. Дополнительное образование в современной России: понятие, виды и
особенности организации 72
3.2. Особенности организации Центра по подготовке школьников к правовым
олимпиадам (на примере Уральского государственного педагогического университета) 79
3.3. Особенности деятельности Центра по подготовке школьников к
правовым олимпиадам 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 114
Актуальность темы исследования
XXI век характеризуется постоянными вызовами и переменами, жизнь человека в наше непростое время не терпит стагнации и рутины. Чтобы успешно идти по своему профессиональному пути современный человек должен иметь прекрасно развитые коммуникативные и лидерские качества, а также черты новатора, созидателя. В наше время особенно ценятся такие личностные качества как креативность, острый ум, стрессоустойчивость и способность быстро реагировать на любые нестандартные ситуации.
С самых юных лет человек может развить в себе эти качества в ходе участия в таких интеллектуальных состязаниях как учебные олимпиады. Ни для кого не секрет, что олимпиадные задания, предлагаемые для решения современному школьнику направлены на развитие нестандартного мышления, углубление знаний по предмету олимпиады, мотивацию к дальнейшему обучению по профилю выбранного предмета, в том числе и по праву. Нельзя не отметить, что правовые олимпиады направлены также и на формирование правосознания личности, уважительного отношения к праву, пропаганду правовых знаний.
Помимо развития необходимых личностных качеств, выигранная олимпиада может принести юному гению заслуженные призы в виде определенных преференций, выражающихся, к примеру, в поступлении в университет или академию своей мечты без вступительных испытаний.
Однако во всем этом великолепии есть небольшой нюанс, заключающийся в особенностях подготовки талантливых школьников к правовым олимпиадам в условиях их обучения в общеобразовательной организации.
Общеизвестно, что в современных школах отмечается значительное уменьшение часов, выделенных на изучение правовых дисциплин, помимо этого, чаще всего предмет «право» преподают не юристы, а специалисты в области обществоведческих дисциплин. Отмечается, что юные правоведы вынуждены готовиться индивидуально или в кругу единомышленников, на их плечи ложится огромная ответственность за самостоятельный анализ многочисленных нормативно-правовых актов. Конечно, это, с одной стороны, хорошо, поскольку таким образом лучше происходит запоминание необходимых выдержек из законов и иных нормативных документов, однако, следует отметить, что даже самый тщательно сформулированный законодателем нормативный акт не содержит в себе особенности его правоприменения.
В связи с этим весьма актуальным было бы предложить создание на базе образовательной организации высшего образования особого структурного подразделения, осуществляющего образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, целью работы которого было бы углубление у одаренных школьников не только правовых, но и филологических знаний. Преподаватели высшего учебного заведения не только могли бы углубить знания школьников по различным отраслям права, но и поделиться своим опытом применения рассматриваемых норм на практике.
Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы не вызывает сомнений.
В ходе предварительного анализа научной литературы по выбранной проблематике автором работы выявлено практически полное отсутствие учебной, научной и методической литературы и источников по данному вопросу. В связи с большей практической, нежели теоретической направленностью избранной темы исследования основной упор делался на анализ нормативно-правовых актов, регулирующих особенности проведения правовых олимпиад.
Объектом исследования выступают правовые олимпиады.
Предмет исследования заключается в изучении содержательных особенностей олимпиадных заданий Всероссийской олимпиады школьников
XXI век характеризуется постоянными вызовами и переменами, жизнь человека в наше непростое время не терпит стагнации и рутины. Чтобы успешно идти по своему профессиональному пути современный человек должен иметь прекрасно развитые коммуникативные и лидерские качества, а также черты новатора, созидателя. В наше время особенно ценятся такие личностные качества как креативность, острый ум, стрессоустойчивость и способность быстро реагировать на любые нестандартные ситуации.
С самых юных лет человек может развить в себе эти качества в ходе участия в таких интеллектуальных состязаниях как учебные олимпиады. Ни для кого не секрет, что олимпиадные задания, предлагаемые для решения современному школьнику направлены на развитие нестандартного мышления, углубление знаний по предмету олимпиады, мотивацию к дальнейшему обучению по профилю выбранного предмета, в том числе и по праву. Нельзя не отметить, что правовые олимпиады направлены также и на формирование правосознания личности, уважительного отношения к праву, пропаганду правовых знаний.
Помимо развития необходимых личностных качеств, выигранная олимпиада может принести юному гению заслуженные призы в виде определенных преференций, выражающихся, к примеру, в поступлении в университет или академию своей мечты без вступительных испытаний.
Однако во всем этом великолепии есть небольшой нюанс, заключающийся в особенностях подготовки талантливых школьников к правовым олимпиадам в условиях их обучения в общеобразовательной организации.
Общеизвестно, что в современных школах отмечается значительное уменьшение часов, выделенных на изучение правовых дисциплин, помимо этого, чаще всего предмет «право» преподают не юристы, а специалисты в области обществоведческих дисциплин. Отмечается, что юные правоведы вынуждены готовиться индивидуально или в кругу единомышленников, на их плечи ложится огромная ответственность за самостоятельный анализ многочисленных нормативно-правовых актов. Конечно, это, с одной стороны, хорошо, поскольку таким образом лучше происходит запоминание необходимых выдержек из законов и иных нормативных документов, однако, следует отметить, что даже самый тщательно сформулированный законодателем нормативный акт не содержит в себе особенности его правоприменения.
В связи с этим весьма актуальным было бы предложить создание на базе образовательной организации высшего образования особого структурного подразделения, осуществляющего образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, целью работы которого было бы углубление у одаренных школьников не только правовых, но и филологических знаний. Преподаватели высшего учебного заведения не только могли бы углубить знания школьников по различным отраслям права, но и поделиться своим опытом применения рассматриваемых норм на практике.
Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы не вызывает сомнений.
В ходе предварительного анализа научной литературы по выбранной проблематике автором работы выявлено практически полное отсутствие учебной, научной и методической литературы и источников по данному вопросу. В связи с большей практической, нежели теоретической направленностью избранной темы исследования основной упор делался на анализ нормативно-правовых актов, регулирующих особенности проведения правовых олимпиад.
Объектом исследования выступают правовые олимпиады.
Предмет исследования заключается в изучении содержательных особенностей олимпиадных заданий Всероссийской олимпиады школьников
Выпускная квалификационная работа представляла собой исследование, результатом которого стали разработки проектов Положения о Центре подготовки школьников к правовым олимпиадам, а также дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Правовой олимп». В ходе достижения поставленной цели были сделаны основополагающие выводы об особенностях организации олимпиадного движения в России, в том числе и по праву, так и о процедурных моментах создания структурного подразделения Университета, осуществляющего образовательную деятельность.
Несмотря на то, что история проведения учебных олимпиад начинается в 19 веке, а в списке тех дисциплин, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников с завидным постоянством появляются новые предметы, наиболее актуальные для изучения современными школьниками, образовательное законодательство Российской Федерации до сих пор не содержит в себе нормативного определения понятия «Учебная олимпиада», также не находят своего закрепления классификация и функции данного вида интеллектуальных состязаний. На наш взгляд, представляется весьма целесообразным предложить разработку отдельного нормативного акта, содержащего в себе понятие «учебная олимпиада», их классификацию, функции, цели и задачи проведения.
Говоря о нормативно-правовой базе нельзя не отметить тот факт, что основными документами, регламентирующими проведение олимпиад школьников являются: ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 04.04.2014 N 267 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников"; Приказ Минобрнауки России от 30.08.2017 N 866 "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2017/18 учебный год"; Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 N 1252 (ред. от 17.11.2016) "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"; Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147 (ред. от 11.01.2018) "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".
Нормативные основы проведения предметных олимпиад закреплены в статье 77 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого 29 декабря 2012 года. Анализируя её, можно выявить особые способы и формы выявления одаренных обучающихся, к которым относятся олимпиады, иные творческие и интеллектуальные конкурсы, физкультурные мероприятия, направленные на «выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научноисследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно - спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений».
Особого внимания заслуживает также Приказ Минобрнауки России от 04.04.2014 N 267 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников", в котором определяются правила проведения олимпиад школьников, устанавливаются критерии определения уровней олимпиад, а также прилагаются образцы дипломов победителей и призеров данного вида интеллектуального состязания.
Нормативно-правовой акт определяет полномочия особого органа - Российского совета олимпиад школьников, также в Приказе закрепляется круг лиц, которые могут быть организаторами олимпиады, а также определяются их основные права и обязанности. Помимо этого, законодатель определяет требования к участникам олимпиады, а также регламент проведения олимпиады.
Было выявлено, что Министерство образования и науки РФ ежегодно, в срок до 1 сентября, утверждает «Перечень олимпиад и их уровни», который представляет собой таблицу, состоящую из следующих пунктов:
1. Полное наименование олимпиады;
2. Полное наименование организатора (организаторов) олимпиады;
3. Профиль олимпиады, соответствующий одному или нескольким общеобразовательным предметам или одной или нескольким специальностям инаправлениям подготовки высшего образования (графа делится на подразделы: «профиль олимпиады», «общеобразовательные предметы или специальность (и) и направления подготовки высшего образования»);
4. Уровень олимпиады.
Несмотря на то, что критерии включения олимпиад в Перечень, составляемый Минобрнауки, являются жесткими и конкретно
определенными, анализируемый документ с каждым годом пополняется новыми олимпиадами, в котором состязания по праву также находят своё место. К примеру, в Перечне олимпиад на 2017/2018 содержатся следующие олимпиады по праву: Кутафинская олимпиада школьников (I уровень); Межрегиональная олимпиада по праву «Фемида» (II уровень); Межрегиональная олимпиада «Высшая проба» (I уровень); Московская олимпиада школьников (II уровень); Олимпиада школьников «Ломоносов» (I уровень);Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного Университета (I уровень).
Несмотря на наличие существенного разнообразия олимпиад школьников по различным общеобразовательным предметам, нельзя не заметить, что в современной России существует особая олимпиада - Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится по всем общеобразовательным предметам .
Главная отличительная особенность «Всеросса» от других олимпиад из перечня, утверждаемого Минобрнауки заключается в том, что ее победители могут принять участие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Также существуют определенные отличия в структуре олимпиады. Так, она проводится в четыре этапа, среди которых школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы.
Победа во Всероссийской олимпиаде школьников, а также победа и занятие призовых мест в олимпиадах из перечня, утвержденном Министерством образования и науки РФ дают льготы и преимущественные права при поступлении в высшие учебные заведения, что законодательно закреплено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 октября 2015 г. N 1147 г. Москва "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".
Победители Всероссийской олимпиады школьников, а также члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, имеют право на прием без вступительных испытаний на специальности или направления подготовки, соответствующие профилю олимпиад в течение 4 лет, следующих за их проведением...
Несмотря на то, что история проведения учебных олимпиад начинается в 19 веке, а в списке тех дисциплин, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников с завидным постоянством появляются новые предметы, наиболее актуальные для изучения современными школьниками, образовательное законодательство Российской Федерации до сих пор не содержит в себе нормативного определения понятия «Учебная олимпиада», также не находят своего закрепления классификация и функции данного вида интеллектуальных состязаний. На наш взгляд, представляется весьма целесообразным предложить разработку отдельного нормативного акта, содержащего в себе понятие «учебная олимпиада», их классификацию, функции, цели и задачи проведения.
Говоря о нормативно-правовой базе нельзя не отметить тот факт, что основными документами, регламентирующими проведение олимпиад школьников являются: ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 04.04.2014 N 267 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников"; Приказ Минобрнауки России от 30.08.2017 N 866 "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2017/18 учебный год"; Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 N 1252 (ред. от 17.11.2016) "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"; Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147 (ред. от 11.01.2018) "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".
Нормативные основы проведения предметных олимпиад закреплены в статье 77 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого 29 декабря 2012 года. Анализируя её, можно выявить особые способы и формы выявления одаренных обучающихся, к которым относятся олимпиады, иные творческие и интеллектуальные конкурсы, физкультурные мероприятия, направленные на «выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научноисследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно - спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений».
Особого внимания заслуживает также Приказ Минобрнауки России от 04.04.2014 N 267 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников", в котором определяются правила проведения олимпиад школьников, устанавливаются критерии определения уровней олимпиад, а также прилагаются образцы дипломов победителей и призеров данного вида интеллектуального состязания.
Нормативно-правовой акт определяет полномочия особого органа - Российского совета олимпиад школьников, также в Приказе закрепляется круг лиц, которые могут быть организаторами олимпиады, а также определяются их основные права и обязанности. Помимо этого, законодатель определяет требования к участникам олимпиады, а также регламент проведения олимпиады.
Было выявлено, что Министерство образования и науки РФ ежегодно, в срок до 1 сентября, утверждает «Перечень олимпиад и их уровни», который представляет собой таблицу, состоящую из следующих пунктов:
1. Полное наименование олимпиады;
2. Полное наименование организатора (организаторов) олимпиады;
3. Профиль олимпиады, соответствующий одному или нескольким общеобразовательным предметам или одной или нескольким специальностям инаправлениям подготовки высшего образования (графа делится на подразделы: «профиль олимпиады», «общеобразовательные предметы или специальность (и) и направления подготовки высшего образования»);
4. Уровень олимпиады.
Несмотря на то, что критерии включения олимпиад в Перечень, составляемый Минобрнауки, являются жесткими и конкретно
определенными, анализируемый документ с каждым годом пополняется новыми олимпиадами, в котором состязания по праву также находят своё место. К примеру, в Перечне олимпиад на 2017/2018 содержатся следующие олимпиады по праву: Кутафинская олимпиада школьников (I уровень); Межрегиональная олимпиада по праву «Фемида» (II уровень); Межрегиональная олимпиада «Высшая проба» (I уровень); Московская олимпиада школьников (II уровень); Олимпиада школьников «Ломоносов» (I уровень);Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного Университета (I уровень).
Несмотря на наличие существенного разнообразия олимпиад школьников по различным общеобразовательным предметам, нельзя не заметить, что в современной России существует особая олимпиада - Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится по всем общеобразовательным предметам .
Главная отличительная особенность «Всеросса» от других олимпиад из перечня, утверждаемого Минобрнауки заключается в том, что ее победители могут принять участие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Также существуют определенные отличия в структуре олимпиады. Так, она проводится в четыре этапа, среди которых школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы.
Победа во Всероссийской олимпиаде школьников, а также победа и занятие призовых мест в олимпиадах из перечня, утвержденном Министерством образования и науки РФ дают льготы и преимущественные права при поступлении в высшие учебные заведения, что законодательно закреплено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 октября 2015 г. N 1147 г. Москва "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".
Победители Всероссийской олимпиады школьников, а также члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, имеют право на прием без вступительных испытаний на специальности или направления подготовки, соответствующие профилю олимпиад в течение 4 лет, следующих за их проведением...
Подобные работы
- Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОЛИМПИАДАМ
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2024 - Формирование мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Подготовка детей к инновационной деятельности в сфере техники в
условиях интеграции общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Подготовка детей к инновационной деятельности в сфере техники в условиях интеграции общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Выявление организационно-педагогических условий процесса
индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Формирование правовой культуры старших подростков
во внеурочной деятельности в школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовое просвещение в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





