ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА 11
1.1 Понятие социального капитала 11
1.2 Составляющие социального капитала и способы его диагностики 22
1.3 Способы формирования социального капитала и специфика
консультирования в этой области 34
ГЛАВА 2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 54
2.1 Выявление особенностей Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения гимназии №116 города Екатеринбурга . 54
2.2 Анализ социального капитала МАОУ гимназии №116 города
Екатеринбурга 69
2.3 Разработка и апробация консультационного проекта по формированию
социального капитала МАОУ гимназии №116 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Формы капиталов и их характеристика (по В.В. Радаеву) 99 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика оценки уровня доверия в организации (по Роберту Б. Шо) 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Диагностика реальной структуры образовательной
организации (по К.М. Ушакову) 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Структура управления МАОУ гимназией №116 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Сводная таблица SWOT-анализа 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 SNW-анализ 108
Современное российское общество, находясь в условиях экономического кризиса, ищет новые источники ресурсов. Интерес с этой точки зрения представляет исследование социального капитала в качестве ресурса развития общества в целом и организации в частности. Недостаточно изученными, но востребованными являются возможности формирования социального капитала в сфере образования, поэтому в данной работе будет рассмотрена именно образовательная организация как база для этого. Особенности оценки социального капитала как профессиональных и личных связей сотрудников определяют необходимость привлечения консультанта для этой деятельности.
Актуальность исследования на социально-управленческом уровне обусловлена тем, что сегодня профессиональный стандарт, действующий с 1 января 2017 года, предъявляет серьёзные требования к деятельности педагога, что требует постоянного повышения квалификации, в то же время, дефицит материального и временного ресурса не позволяет производить регулярное обучение всех сотрудников. Социальный капитал как условие обмена опытом, взаимообучения может стать решением проблемы несоответствия педагога профессиональному стандарту. Помимо этого школа на сегодняшний день испытывает нехватку кадров, довольно высок средний возраст учителя (по данным последнего международного исследования TALIS, в котором участвовала Россия, средний возраст учителей - 52 года [38, с. 7]), существует проблема ухода молодых специалистов из профессии, которая, кроме того, считается одной из самых подверженных «профессиональному выгоранию», одним из ускоряющих факторов которого является профессиональная изоляция. Организации с высоким уровнем социального капитала за счёт ресурсов социальной сети, внутриорганизационного доверия, норм и ценностей способны решать обозначенные проблемы более эффективно.
На научно-управленческом уровне актуальность обусловлена отсутствием достаточного количества научных рекомендаций и проекта по формированию социального капитала образовательной организации.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена отсутствием методически обоснованного консультационного проекта по формированию социального капитала.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов. В вопросах определения понятия социального капитала опираемся на труды П. Бурдье, Дж. Коулмана, Р. Патнема, Ф. Фукуямы, В.В. Радаева, П.Н. Шихирева, А.Н. Татарко и др., стоящих у истоков изучения данного феномена. Структура социального капитала представлена в работах И. Мачеринскене, Р. Мннкуте-Генриксон, Ж.С. Иманавичене, Д. Коулмана, Р. Патнэма, В.В. Радаева и др. Вопросы диагностики и формирования социального капитала рассмотрены в опоре на исследования Р. Инглхарта, Н.Е. Тихоновой, А.Н. Татарко, Т.А. Нестик, A. Н. Занковского, В.Г. Решетниковой и др. Работы, касающиеся изучения социального капитала образовательной организации, принадлежат
B. С. Лазареву, К.М. Ушакову, А.И. Кухареву. В вопросах организации консультационной деятельности опираемся на исследования
А.И. Пригожина, А.П. Посадского, Ю.Н. Лапыгина, В.И. Алешниковой, Н.О. Токмаковой.
Анализ теоретико-методологической базы позволяет сделать вывод о том, что при наличии всё возрастающего научного и практического интереса в сфере формирования социального капитала остаётся недостаточно разработанным вопрос его развития в области образования и наблюдается нехватка исследований, касающихся консалтинга по данному вопросу, что позволяет обозначить ряд противоречий:
• между потребностью в научно обоснованных систематизированных подходах к управленческому консультированию и отсутствием разработанной теории по данной проблеме;
• между потребностью организации в эффективном управленческом консультировании по вопросам формирования социального капитала и отсутствием проекта консультирования по этому вопросу;
• между необходимостью в управленческом консультировании по формированию социального капитала и неготовностью внутренних руководителей организации оказывать такие услуги.
Обозначенные противоречия обосновывают проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки консультационного проекта по формированию социального капитала организации и апробации его на базе образовательной организации.
Исходя из данной проблемы, тема исследования звучит так: «Управленческое консультирование по формированию социального капитала организации».
Цель: теоретическое обоснование и разработка консультационного проекта по формированию социального капитала организации.
Объект исследования: социальный капитал организации.
Предмет исследования: консультационный проект по формированию социального капитала организации.
Гипотеза.
Деятельность консультанта по формированию социального капитала будет результативной, если будет
• обосновано понятие «социальный капитал организации», определены его показатели;
• теоретически обоснована консультационная деятельность в сфере образования по проблемам формирования социального капитала организации;
• разработан консультационный проект по формированию социального капитала организации;
• работа консультанта соответствует разработанному проекту;
• доказана эффективность при оценке социального капитала после проведения консультационных мероприятий и реализации управленческих решений.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие социального капитала и подходы к его формированию.
2. Рассмотреть специфику управленческого консультирования по формированию социального капитала организации.
3. Проанализировать социальный капитал образовательной организации.
4. Разработать консультационный проект по формированию социального капитала образовательной организации.
5. Внедрить разработанный консультационный проект в образовательную организацию.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, конкретизация), эмпирические (обработка результатов исследования социального капитала, полученных от информационно-аналитической системы «Директория», анализ документов образовательной организации)
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2016 по 2018 гг. и включало два этапа.
На первом этапе (2016-2016 год) был проведен анализ источников по теме «Формирование социального капитала организации», уточнена структура работы, написана первая глава «Теоретические аспекты консультационной деятельности по формированию социального капитала организации».
Второй этап (2017-2018 год) включил в себя выявление особенностей Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии №116 города Екатеринбурга; анализ социального капитала данной организации; создание консультационного проекта по формированию социального капитала образовательной организации; изложение обобщений и выводов по теме работы; оформление работы; представление научному руководителю материалов магистерской диссертации.
Исследовательская база: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №116; 620102, Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 17а, +7(343) 234-45-25
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• дано определение понятию «социальный капитал организации», конкретизирована структура социального капитала;
• выявлена специфика консультирования по формированию социального капитала образовательной организации;
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении теории управленческого консультирования в сфере формирования социального капитала.
Практическая значимость исследования заключается в методическом описании процесса консультирования по формированию социального капитала. Данные материалы могут быть использованы для подготовки консультантов в сфере управления, а также для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Разработан консультационный проект по формированию социального капитала образовательной организации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социальный капитал - это одна из форм капитала, основой которой являются социальные сети, построенные на корпоративных связях, взаимное доверие и нормы, ценности, в связи с возможностью конвертации в другие формы капитала выступающие ресурсом для получения всевозможных выгод как для каждого отдельного сотрудника, группы, так и организации в целом и, как следствие, являющиеся одним из объектов стратегирования.
2. Специфика управленческого консультирования по формированию социального капитала образовательной организации базируется на:
• составляющих социального капитала: сети, построенной на
социальных связях, горизонтальном и вертикальном доверии и социальных нормах и ценностях;
• способах диагностики социального капитала: в работе использованы данные анкетирования, проведённого информационно-аналитической системой для руководителей и специалистов сферы образования «Директория» К.М. Ушакова [59];
• методах и приёмах формирования социального капитала :
- позволяющих укрепить и расширить социальную сеть организации (совершенствование коммуникации, создание временных проектных команд, наращивание человеческого капитала и другие),
- повышающих уровень горизонтального и вертикального доверия (повышение квалификации руководителя, вовлечение сотрудников в процесс управления, принятия решений, снижение уровня видимого контроля и другие),
- формирующих позитивные для развития организации нормы и ценности (личный пример руководителя, определение и закрепление ценностей в нормативных документах, ценностно ориентированный наём и другое),
- специфических методах формирования социального капитала образовательной организации (взаимопосещение уроков, наставничество, создание тематических сообществ и другое) ;
• проектной стадии наиболее распространённой модели
консультирования, положенной в основу практической части исследования.
3. Проект консультирования по формированию социального капитала МАОУ гимназии №116 содержит цель, задачи проекта, GAP-анализ для обоснования актуальности консультационной услуги по формированию социального капитала. Ход реализации проекта состоит из 3 этапов: диагностика социального капитала организации, разработка решений и внедрение решений. Особое внимание уделено методам, приёмам и формам работы по формированию социального капитала, предлагаемым клиенту.
На сегодня реализованы первый и второй этапы, в стадии внедрения находится третий этап, включающий применение конкретных методов и приёмов для формирования социального капитала. Проект оказался крайне востребован в условиях смены руководителя организации, произошедшей в мае 2018 года. Выводы об эффективности внедрения данного проекта можно будет сделать к концу 2018-2019 учебного года после повторной диагностики социального капитала данной образовательной организации.
Достоверность и апробация результатов исследования. Результаты данного исследования были представлены в рамках VII международной научно-практической конференции «Молодежь в XXI веке: философия, психология, право, педагогика, экономика и менеджмент», прошедшей 7 декабря 2016 г. на площадке Института менеджмента и права Уральского государственного педагогического университета с публикацией в сборнике; также результаты были представлены на V международной конференции «Образование взрослых в условиях современности: проблемы и
перспективы», прошедшей 8 декабря 2017 г. на площадке Института менеджмента и права Уральского государственного педагогического университета с публикацией в сборнике; проблема формирования социального капитала организации обсуждалась на педагогическом совете в рамках разработки программы развития МАОУ гимназии № 116.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 62 источников, 6 приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками и диаграммами.
Во введении обоснованы актуальность, выявлена проблема, сформулированы цель и задачи исследования, а также положения гипотезы.
В первой главе представлены теоретические аспекты консультационной деятельности по формированию социального капитала образовательной организации: дано понятие социального капитала, выявлены подходы к диагностике и формированию социального капитала, определена специфика консультирования по вопросам формирования социального капитала образовательной организации.
Вторая глава посвящена опыту реализации проекта консультирования по формированию социального капитала образовательной организации: выявлены особенности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии №116 города Екатеринбурга, представлен анализ социального капитала данной организации; предложен консультационный проект по формированию социального капитала образовательной организации.
В заключении представлены выводы исследования.
В условиях стремительной инновационной деятельности наряду с ограничениями, накладываемыми экономическим кризисом, организации, особенно бюджетной сферы образования, вынуждены искать новые способы получения ресурсов для развития. Одним из источников таковых может стать социальный капитал организации, вызывающий особый интерес научного сообщества в последние десятилетия.
Особенности оценки социального капитала как профессиональных и личных связей сотрудников определяют необходимость привлечения консультанта для этой деятельности.
Данное исследование представляется крайне актуальным в связи с потенциалом социального капитала как условия профессионального развития каждого сотрудника, противодействия профессиональной изоляции и выгоранию, адаптации и удержания молодых специалистов в организации и так далее.
В данной работе достигнута цель теоретического обоснования и разработки консультационного проекта по формированию социального капитала организации.
Так в рамках первой главы были рассмотрены теоретические аспекты изучения социального капитала.
Подробно изложена история термина «социальный капитал» в работах зарубежных (Л.Д. Ханифан, Д. Джейкобс, Г. Лоури, П. Бурдье, Д. Коулман, Р. Патнем, Ф. Фукуяма) и отечественных (В.В. Радаев, П.Н. Шихирев, А.Н. Татарко, Л.В. Стрельникова, Н.Е. Тихонова, Е.В. Резанова) исследователей с целью выявления его составляющих элементов и ключевых характеристик.
В опоре на понятийное ядро и с учётом специфики данного исследования было составлено следующее определение: социальный капитал организации - это одна из форм капитала, основой которой являются социальные сети, построенные на корпоративных связях, нормах, ценностях и взаимном доверии, в связи с возможностью конвертации в другие формы капитала выступающие ресурсом для получения всевозможных выгод как для каждого отдельного сотрудника, группы, так и организации в целом и, как следствие, являющиеся одним из объектов стратегирования.
Раскрыты такие составляющие социального капитала, как социальная сеть, построенная на социальных связях, доверие, социальные нормы и ценности. Представлены технологии, методы и приёмы, позволяющие диагностировать как каждую из названных составляющих в отдельности (Р.Б. Шо, Ф. Фукуяма, Н.Е. Тихонова), так и в их единстве (Р. Инглхарт, А.Н. Татарко). Также рассмотрены пути диагностики социального капитала образовательной организации (К.М. Ушаков).
Изложены способы формирования социального капитала и специфика консультирования в этой области. Рассмотрены методы и приёмы, позволяющие укрепить и расширить социальную сеть организации (совершенствование коммуникации, создание временных проектных команд, наращивание человеческого капитала и другие), повышающие уровень горизонтального и вертикального доверия (повышение квалификации руководителя, вовлечение сотрудников в процесс управления, принятия решений, снижение уровня видимого контроля и другие), формирующие позитивные для развития организации нормы и ценности (личный пример руководителя, определение и закрепление ценностей в нормативных документах, ценностно ориентированный наём и другое). Отмечены и специфические методы для формирования социального капитала образовательной организации (взаимопосещение уроков, наставничество, создание тематических сообществ и другое).
Комплекс рассмотренных способов развития социальной сети организации, укрепления доверия, поддержания и внедрения норм и ценностей должен стать основой формирования социального капитала, одним из наиболее эффективных путей для которого может быть приглашение консультанта по управлению. В работе представлен теоретический минимум по вопросу консультирования, особое внимание уделено роли внешнего консультанта и моделям консультирования, которые положены в основу проекта, предложенного во второй части исследования. Также уделено внимание специфике консультирования руководителя образовательной организации.
В рамках второй главы изложен опыт создания и реализации консультационного проекта по формированию социального капитала МАОУ гимназии №116.
Представлен комплексный анализ организации на основании её документационной базы. Благодаря результатам применения современных методик, таких, как SWOT, SNW, портфельный анализ, выявлены особенности организации, её сильные и слабые стороны, намечены наиболее оптимальные направления развития, одно из которых - формирование социального капитала организации.
Изложен анализ социального капитала МАОУ гимназии №116 города Екатеринбурга, составленный на основании отчёта, предоставленного информационно-аналитической системой для руководителей и специалистов сферы образования «Директория», содержащего обезличенные данные по диагностике социального капитала. Помимо анализа данных каждого блока («Состав группы анкетируемых», «Статистический анализ», «Признание ценности сотрудничества и доверия», «Регламентированный и нерегламентированный обмен опытом», «Вертикальное профессиональное взаимодействие (взаимодействие с руководством ОУ разного уровня)», «Сетевой анализ») предложены рекомендации по решению проблем, связанных с каждым элементом социального капитала.
Разработан консультационный проект по формированию социального капитала МАОУ гимназии №116. Изложены цель, задачи проекта, использован GAP-анализ для обоснования актуальности консультационной услуги по формированию социального капитала. Ход реализации проекта поделен на 3 этапа: диагностика социального капитала организации, разработка решений и внедрение решений. Особое внимание уделено методам, приёмам и формам работы по формированию социального капитала, предлагаемым клиенту.
Описаны результаты реализации проекта в МАОУ гимназии №116. На данном этапе реализованы первый и второй этапы проекта, в стадии внедрения находится третий этап, включающий применение конкретных методов, приёмов и форм работы для формирования социального капитала МАОУ гимназии №116. Проект оказался крайне востребован в условиях смены руководителя организации, произошедшей в мае 2018 года. Выводы об эффективности внедрения данного проекта можно будет сделать к концу 2018-2019 учебного года после повторной диагностики социального капитала МАОУ гимназии №116.
1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 27.05.2018).
2. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных
консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление
развитием организации». Модуль 12. М.: ИНФРА-М, 2000. 208 с.
3. Антонова О.А. Особенности социального капитала организации //
Челябинский гуманитарий. 2015. №1 (30). [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-sotsialnogo-kapitala-organizatsii (дата обращения: 27.05.2018).
4. Блок М., Головин Н.А. Социальный капитал: к обобщению понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология, социология, педагогика. 2015. № 4. С. 99-111.
5. Бурганова Л.А., Савкина Е.Г. Элтон Мэйо: теоретик и практик управления. М.: ИНФА - М, 2016. 111 с.
6. Бурдье П. Формы капитала (1986) / пер. М. С. Добряковой, науч. ред. В. В. Радаев // Экономическая социология: электронный журнал. Ноябрь
2002. Т. 3. № 5. С. 60-74.
7. Василенко Н.В. Особенности консалтинговой деятельности в образовании // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 1. С. 74-82.
8. Головин Н.А., Сибирев В.А. О возможности культурной рецессии в России 2010-х гг.: размышления над исследованиями ценностей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Том XIX. № 3 (86). С. 80-94.
9. Давыдов Д.А. Всегда ли социальный капитал - капитал? К теории социальной ренты // Вестник Института социологии. 2015. № 13. C. 137-153.
10. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 460 с.
11. Довбенко М.В., Осик Ю.И. Современные экономические теории в трудах нобелиантов Издательство «Академия Естествознания», 2011 год. 305 с.
12. Друкер П. Эффективный руководитель / Пер. с англ. О. Чернявской. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 240 с.
13. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. М.: Флинта; МПСИ, 2002. 648 с.
14. Зуб А. Т. Управление изменениями: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2016. 284 с.
15. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. 464 с.
...