ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Понятия стресса и стрессоустойчивости 8
1.2. Психологические особенности стрессоустойчивости у лиц
юношеского возраста 15
1.3. Формы и методы развития стрессоустойчивости
старшеклассников 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Программа развития стрессоустойчивости старшеклассников 40
2.3 Эффективность программы стрессоустойчивости старшеклассников 42
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Понятия стресса и стрессоустойчивости 8
1.2. Психологические особенности стрессоустойчивости у лиц
юношеского возраста 15
1.3. Формы и методы развития стрессоустойчивости
старшеклассников 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Программа развития стрессоустойчивости старшеклассников 40
2.3 Эффективность программы стрессоустойчивости старшеклассников 42
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность нашего исследования заключается в том, что образовательная сфера, испытывающая в последние десятилетия инновационные изменения, является источником возникновения и развития различных стрессогенных ситуаций для всех участников образовательного процесса.
Современные документы, определяющие перспективы развития системы школьного образования, устанавливают высокие требования как к метапредметным, предметным результатам обучающихся, так и к личностным особенностям старшеклассников.
В связи с возросшими требованиями в образовании возрастают и требования к психологическому развитию личности обучающегося.
Сегодня для образовательных учреждений особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.
Формирования представленных личностных особенностей возможно лишь тогда, когда обучающиеся способны справляться с любой ситуацией, сохраняя при этом благоприятное духовное и эмоциональное состояние. Другими словами школьник должен иметь высокую стрессоустойчивость.
Проблемой стресса и стрессоустойчивости занимались как зарубежные (Р. Лазарус, Г. Селье), так и отечественные (Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Н. И. Вебер, Р. М. Грановская, И. А. Джидарьян, О. А. Карабанова, Т. Л. Крюкова, Л. А. Китаев-Смык, А. Е. Личко, О. В. Лозгачева, А. Б. Леонова, В. В. Собольников и другие) ученые.
Так канадский ученый Г. Селье в своем письме в редакцию под названием «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», впервые представил данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов [48].
Последователь ученого Р. Лазарус, предложил гипотезу, согласно которой разделил физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек, на основе индивидуальных знаний и опыта, оценивает предстоящую ситуацию как пугающую или трудную [27].
Проблема стрессоустойчивости у лиц подросткового возраста рассматривалась в трудах таких ученых, как Л. И. Божович, А. И. Жуков, А. И. Захаров, А. Г. Здравомыслова, В.А. Иванников, Л. Е. Личко, Д. А. Леонтьев, С. С. Либих, М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, A. M. Прихожан, B. E. Рожнов, М. Ю. Чибисова и др.
Следует отметить, что проблема развития стрессоустойчивости старшеклассников связана с кардинальными изменениями собственной личности подростков. Для подростков свойственными являются следующие личностные и поведенческие особенности: тревожность, противоречивость чувств, нравственная неустойчивость, нестабильность самооценки, что является причиной низкого уровня стрессоустойчивости.
В связи с этим мы можем говорить, что лица подросткового, а также юношеского возраста наиболее подвержены стрессу.
Среди наиболее стрессогенных ситуаций для старшеклассников выступают: развитие собственной идентичности, личностное и профессиональное самоопределении, подготовка и сдача ЕГЭ.
Таким образом, для старшеклассников становятся актуальными проблемы преодоления стресса и знания о возможностях и способах своего поведения, которые они могут получить только вместе с жизненным опытом.
Несмотря на то, что проблема стрессоустойчивости достаточно широко освещена, все также остается актуальным вопрос о формировании стрессоустойчивости у старшеклассников в современных социальных, образовательных и психолого-педагогических условиях.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования особенностей формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Таким образом, нами установлено противоречие между ростом стрессогенных факторов, сопровождающих лиц юношеского возраста и отсутствием оптимальных условий формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Для разрешения противоречия необходима разработка психолого-педагогической программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях образовательной среды.
Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: каковы современные условия формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития стрессоустойчивости у старшеклассников.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная программа формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, направленная на развитие у старшеклассников умений осуществить эмоциональную саморегуляцию и рефлексию своей деятельности, а также на осознание ими своих возможностей, будет способствовать снижению общего уровня личностной тревожности.
Объект - стрессоустойчивость старшеклассников.
Предмет - особенности формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
В соответствии с целью, проблемой, объектом, предметом исследования нами были выдвинуты задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости в зарубежной и отечественной психологии;
2. выявить особенности стрессоустойчивости у старшеклассников;
3. изучить формы и методы развития стрессоустойчивости старшеклассников;
4. разработать и апробировать программу формирования
стрессоустойчивости старшеклассников;
5. проанализировать эффективность разработанной программы формирования стрессоустойчивости старшеклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- психолого-педагогические подходы к рассмотрению понятия «стрессоустойчивость» (Л. М. Аболин, В. Н. Васильева, Б. Х. Варданян, О. В. Лозгачева и др.);
- теория классификации стресогенных факторов (Л. А. Китаев- Смык);
- основные положения о психологических особенностях старшеклассников (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, О. М. Сергеева и др.);
- подходы к развитию стрессоустойчивости (В. Е. Рожнов, О. М. Сергеева, А. К. Осницкий).
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили: теоретико-методологический анализ литературных источников по обозначенной проблеме, сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
В качестве эмпирических методов исследования выступили: количественный, качественный и сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась с использованием методов математической статистики: непараметрический критерий Стьюдента, T-критерий Вилкоксона и Критерий Манна-Уитни.
Практическая значимость исследования. Представленная программа формирования стрессоустойчивости старшеклассников будет полезна специалистам образовательных организаций, родителям и всем заинтересованным лицам в работе с обучающимися, особенно в период подготовки к ЕГЭ.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ивделя п. Полуночное Свердловской области.
Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 60-ти источников и одного приложения.
Современные документы, определяющие перспективы развития системы школьного образования, устанавливают высокие требования как к метапредметным, предметным результатам обучающихся, так и к личностным особенностям старшеклассников.
В связи с возросшими требованиями в образовании возрастают и требования к психологическому развитию личности обучающегося.
Сегодня для образовательных учреждений особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.
Формирования представленных личностных особенностей возможно лишь тогда, когда обучающиеся способны справляться с любой ситуацией, сохраняя при этом благоприятное духовное и эмоциональное состояние. Другими словами школьник должен иметь высокую стрессоустойчивость.
Проблемой стресса и стрессоустойчивости занимались как зарубежные (Р. Лазарус, Г. Селье), так и отечественные (Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Н. И. Вебер, Р. М. Грановская, И. А. Джидарьян, О. А. Карабанова, Т. Л. Крюкова, Л. А. Китаев-Смык, А. Е. Личко, О. В. Лозгачева, А. Б. Леонова, В. В. Собольников и другие) ученые.
Так канадский ученый Г. Селье в своем письме в редакцию под названием «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», впервые представил данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов [48].
Последователь ученого Р. Лазарус, предложил гипотезу, согласно которой разделил физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек, на основе индивидуальных знаний и опыта, оценивает предстоящую ситуацию как пугающую или трудную [27].
Проблема стрессоустойчивости у лиц подросткового возраста рассматривалась в трудах таких ученых, как Л. И. Божович, А. И. Жуков, А. И. Захаров, А. Г. Здравомыслова, В.А. Иванников, Л. Е. Личко, Д. А. Леонтьев, С. С. Либих, М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, A. M. Прихожан, B. E. Рожнов, М. Ю. Чибисова и др.
Следует отметить, что проблема развития стрессоустойчивости старшеклассников связана с кардинальными изменениями собственной личности подростков. Для подростков свойственными являются следующие личностные и поведенческие особенности: тревожность, противоречивость чувств, нравственная неустойчивость, нестабильность самооценки, что является причиной низкого уровня стрессоустойчивости.
В связи с этим мы можем говорить, что лица подросткового, а также юношеского возраста наиболее подвержены стрессу.
Среди наиболее стрессогенных ситуаций для старшеклассников выступают: развитие собственной идентичности, личностное и профессиональное самоопределении, подготовка и сдача ЕГЭ.
Таким образом, для старшеклассников становятся актуальными проблемы преодоления стресса и знания о возможностях и способах своего поведения, которые они могут получить только вместе с жизненным опытом.
Несмотря на то, что проблема стрессоустойчивости достаточно широко освещена, все также остается актуальным вопрос о формировании стрессоустойчивости у старшеклассников в современных социальных, образовательных и психолого-педагогических условиях.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования особенностей формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Таким образом, нами установлено противоречие между ростом стрессогенных факторов, сопровождающих лиц юношеского возраста и отсутствием оптимальных условий формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Для разрешения противоречия необходима разработка психолого-педагогической программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях образовательной среды.
Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: каковы современные условия формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития стрессоустойчивости у старшеклассников.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная программа формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, направленная на развитие у старшеклассников умений осуществить эмоциональную саморегуляцию и рефлексию своей деятельности, а также на осознание ими своих возможностей, будет способствовать снижению общего уровня личностной тревожности.
Объект - стрессоустойчивость старшеклассников.
Предмет - особенности формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
В соответствии с целью, проблемой, объектом, предметом исследования нами были выдвинуты задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости в зарубежной и отечественной психологии;
2. выявить особенности стрессоустойчивости у старшеклассников;
3. изучить формы и методы развития стрессоустойчивости старшеклассников;
4. разработать и апробировать программу формирования
стрессоустойчивости старшеклассников;
5. проанализировать эффективность разработанной программы формирования стрессоустойчивости старшеклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- психолого-педагогические подходы к рассмотрению понятия «стрессоустойчивость» (Л. М. Аболин, В. Н. Васильева, Б. Х. Варданян, О. В. Лозгачева и др.);
- теория классификации стресогенных факторов (Л. А. Китаев- Смык);
- основные положения о психологических особенностях старшеклассников (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, О. М. Сергеева и др.);
- подходы к развитию стрессоустойчивости (В. Е. Рожнов, О. М. Сергеева, А. К. Осницкий).
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили: теоретико-методологический анализ литературных источников по обозначенной проблеме, сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
В качестве эмпирических методов исследования выступили: количественный, качественный и сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась с использованием методов математической статистики: непараметрический критерий Стьюдента, T-критерий Вилкоксона и Критерий Манна-Уитни.
Практическая значимость исследования. Представленная программа формирования стрессоустойчивости старшеклассников будет полезна специалистам образовательных организаций, родителям и всем заинтересованным лицам в работе с обучающимися, особенно в период подготовки к ЕГЭ.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ивделя п. Полуночное Свердловской области.
Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 60-ти источников и одного приложения.
Основная цель данного исследования заключалась в теоретическом обосновании практической разработке и апробации программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Для достижения поставленной цели нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме стресса, стрессоустойчивости личности, анализу ее структурно-содержательных характеристик и особенностей.
Как показал анализ литературы, в настоящее время стремительно возрастает интерес к проблеме совладания со стрессом. Но, несмотря на многочисленные исследования в вопросе преодоления человеком стрессовых ситуаций остается еще много неизученного.
Следует отметить огромный и неоценимый вклад в изучение проблемы стресса Г. Селье, который определил стресс, как защитную реакцию организма. Обстоятельное изучение проблемы стресса было предпринято крупнейшим психологом ХХ века Р. Лазарусом. Он предложил модель, рассматривающую стресс как совокупность внешних факторов и внутренних проявлений, как опосредованное отношение человека к обстоятельствам - когнитивная модель стресса.
Стресс в нашей работе рассматривается как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение, возникающее в ходе воздействия неблагоприятных факторов на человека.
Отметим, что в силу особенностей юношеского возраста и периода юности, происходит расширение представлений о личных и социальных перспективах на будущее.
Под стрессоустойчивостью мы понимаем способность индивида преодолевать трудности, подавлять отрицательные эмоции. Она характеризуется комплексом индивидуальных личностных качеств, которые позволяют легко преодолевать стресс.
Возникающие стрессовые ситуации для старшеклассника могут являться следствием как объективно заданных параметров (изменчивость ситуации с ее высокой динамикой), так и его субъективной интерпретацией, связанной с личностными особенностями подростка, отсутствием жизненного опыта или навыков решения возникающих проблем.
В исследовании сделан акцент на разработке способов коррекции стрессоустойчивости и на способах ее формирования.
Во второй главе нашей работы представлена разработанная и апробированная нами психолого-педагогическая программа формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Данная программа позволила нам доказать выдвинутую ранее гипотезу о том, что разработанная нами программа формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, направленная на развитие у них умений осуществить эмоциональную саморегуляцию и рефлексию своей деятельности, а также на осознание ими своих возможностей, будет способствовать снижению общего уровня личностной тревожности.
Полученные результаты позволяют нам говорить о том, что участие в занятиях программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников снижает уровень психоэмоционального напряжения учащихся, общую тревожность, а также, способствует положительной динамике стрессоустойчивости личности.
Для достижения поставленной цели нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме стресса, стрессоустойчивости личности, анализу ее структурно-содержательных характеристик и особенностей.
Как показал анализ литературы, в настоящее время стремительно возрастает интерес к проблеме совладания со стрессом. Но, несмотря на многочисленные исследования в вопросе преодоления человеком стрессовых ситуаций остается еще много неизученного.
Следует отметить огромный и неоценимый вклад в изучение проблемы стресса Г. Селье, который определил стресс, как защитную реакцию организма. Обстоятельное изучение проблемы стресса было предпринято крупнейшим психологом ХХ века Р. Лазарусом. Он предложил модель, рассматривающую стресс как совокупность внешних факторов и внутренних проявлений, как опосредованное отношение человека к обстоятельствам - когнитивная модель стресса.
Стресс в нашей работе рассматривается как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение, возникающее в ходе воздействия неблагоприятных факторов на человека.
Отметим, что в силу особенностей юношеского возраста и периода юности, происходит расширение представлений о личных и социальных перспективах на будущее.
Под стрессоустойчивостью мы понимаем способность индивида преодолевать трудности, подавлять отрицательные эмоции. Она характеризуется комплексом индивидуальных личностных качеств, которые позволяют легко преодолевать стресс.
Возникающие стрессовые ситуации для старшеклассника могут являться следствием как объективно заданных параметров (изменчивость ситуации с ее высокой динамикой), так и его субъективной интерпретацией, связанной с личностными особенностями подростка, отсутствием жизненного опыта или навыков решения возникающих проблем.
В исследовании сделан акцент на разработке способов коррекции стрессоустойчивости и на способах ее формирования.
Во второй главе нашей работы представлена разработанная и апробированная нами психолого-педагогическая программа формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Данная программа позволила нам доказать выдвинутую ранее гипотезу о том, что разработанная нами программа формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, направленная на развитие у них умений осуществить эмоциональную саморегуляцию и рефлексию своей деятельности, а также на осознание ими своих возможностей, будет способствовать снижению общего уровня личностной тревожности.
Полученные результаты позволяют нам говорить о том, что участие в занятиях программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников снижает уровень психоэмоционального напряжения учащихся, общую тревожность, а также, способствует положительной динамике стрессоустойчивости личности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование стрессоустойчивости у подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование стрессоустойчивости у подростков средством тренинга
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД СДАЧИ ОГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



