ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования эмоционального интеллекта подростков
1.1 Понятия эмоционального интеллекта 8
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта учащихся старших классов
2.1. Организация исследования и его этапы 40
2.2. Описание методик 41
2.3. Результаты исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной темы объясняется тем, что в социуме востребованы умственные знания, подтверждение социального статуса, развитие компетентности в выбранной области, усидчивость в образовательных учреждениях, подавление эмоциональных вспышек. Но исследования ученых доказывают тот факт, что уровень IQ только на 20% используются человеком в течении всей жизни. Примеры, подтверждающие эту цифру, это те выдающиеся выпускники, окончившие любое образовательного учреждение, целью которого является лишь изучение заданного материала и развитие интеллектуальных способностей, акцентирующих развитие только рационального полушария человеческого мозга. Отличники, после окончания школ, вузов и академий зачастую ничем не отличаются от хорошистов, чьи старания были менее выдающимися. Парадокс заключается в том, что некоторые «троечники» занимают руководящие должности, занимаются организацией своего бизнеса и гораздо легче способны заводить связи в социуме и пользоваться ими. Исследования показывают, что ступень их эмоционального интеллекта гораздо выше, чем у усердно обучающихся детей. 80% используются в связи с полученной информацией и навыками в способах коммуницировать с другими, осознавать и понимать себя на протяжении всей жизни человеком.
В настоящее время такой феномен, как EQ имеет популярность как в научной сфере, так и в социальной жизни каждого. Важность темы подчеркивает спрос, который подтверждает возрастающее число научных работ и исследований, востребованный запрос на полученные знания с целью духовного просвещения и практического применения в повседневности.
Еще задолго до формирования феномена и термина "эмоциональный интеллект", а также потребности к повышенному интересу с анатомической точки зрения и изучения психологических аспектов - об этом заговорил Чарльз Дарвин в своих работах с вопросами и теориями о том, как соплеменники учились распознавать посылы друг друга, взаимодействовать в обществе и договариваться, применяя при этом эмоции. Благодаря попыткам самопознания, люди учились добиваться взаимопонимания, общаться на уровне не только физических потребностей, но испытывая при этом чувства, проявляя первые предпосылки к эмпатии позволяющие лучше понимать ближних.
Сама проблематика проявления, причин, осознание и применение эмоций, вызвала ажиотаж и позволила расширить границы и области изучения самого понятия интеллект.
Важность изучения работы мозговой активности, применение и развитие интеллектуальной сферы индивида, реакции и проявление эмоции при контактировании и самоанализировании в дальнейшем, позволило ученным выйти на новый уровень знаний и открытий в данной теме.
Вопросы, касающиеся самого механизма и алгоритмов возникновения эмоций с рождения ребенка, являются очень актуальными и по сей день, так как образуют нарастающий спрос, начиная от воспитания человека и заканчивая его собственным управлением самого себя в любой сфере своей личной жизни.
Исследования и эксперименты, проведенные группами ученных, актуализируют запрос, который позволяет изменить взгляд в областях уже современной жизни, которые стремительно развиваются и дают возможность выйти коммуникациям на кардинально высшую ступень в сравнении с первыми представителями человека разумного.
Возникновение новых подходов изучения образуются в связи с прогрессивным темпом развития современного мира. Запрос на использование новых знаний и взглядов формируется из-за параллельного открытия новых методов воспитания детей, новых взглядов и создании программ обучения в образовательных учреждениях, при поиске и отношении к приему соискателей на рабочие места.
Личная жизнь также доказывает значимость применения научных знаний при способности осознанно делать выбор при поиске партнера, друга, взаимовыгодных связей и возможности при этом выстраивать гармоничные и долгосрочные взаимоотношения .Сама возможность осознанной жизни в современном обществе, которая предполагает повседневное принятие решений самого человека, начиная от самого незначительного приема пищи до жизненно важных мер, которые могут кардинально повлиять на дальнейший исход- обостряют заинтересованность не только ученных, но и абсолютно каждого человека, кто готов к ответственности прежде всего сам за себя.
Идея современности, которая призывает быть успешным и требует оценки ежедневных способностей каждого из нас, вводит систему взглядом о том, что не только умственные способности и рациональные проявления личности могут обеспечить престижные последствия для их обладателей, а умение социально приспосабливаться и продуктивно использовать коммуникации, регулировать собственные и чужие проявления эмоций, понимать их и принимать. В связи с этим высоким запросом всего общества данная тема является актуальной для подробного, дальнейшего изучения.
Объект исследования - эмоциональный интеллект.
Предмет исследования - особенности эмоционального интеллекта подростков.
Целью дипломной работы является изучение особенностей эмоционального интеллекта подростков, с учетом возрастных и половых различий.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основания понятия «эмоциональный интеллект»;
2. Эмпирически исследовать особенности эмоционального интеллекта подростков;
3. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Гипотеза существуют различия эмоционального интеллекта у подростков, обучающихся в разных профильных классах.
Методы исследования:
1. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ);
2. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина;
3. Методы математико-статистической обработки данных.
Степень изученности проблемы исследования. Различные аспекты проблемы формирования познавательного и эмоционального интеллекта в школе исследованы российскими учеными: Ю. К. Бабанским, В. Ф. Башариным, В. Б. Бондаревским, В. Г. Ивановым, И. Я. Лернером, В. Н. Максимовой, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной и др. Теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся раскрыты в трудах Б. И. Адаскина, С. П. Крягжде, А. Т. Мороз, Г. И. Щукиной и др. Взаимосвязь интересов и потребностей, формирование интересов на основе потребностей рассматривается в работах Ф. Н. Гоноболина, Л. А. Гордона, Б. И. Додонова, О. Н. Зайцевой, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теп-лова и др. Психологические подходы к проблеме формирования интереса обучающихся на определенном возрастном этапе выявлены в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.
Научная новизна дипломной работы подразумевает исследование категории людей, которые с каждым днем остро нуждаются в полученных знаниях об этом. Полученный материал поможет как с научной, так и обывательской точки зрения использовать их для облегчения взаимодействия как с этой возрастной группой в рамках обучения, так и контактировать внутри нее.
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций, направленных на определение влияния познавательного эмоционального интеллекта подростков старших классов, представляющих собой программы для разработки, интегрированных и дифференцированных заданий, направленных на развитие познавательного эмоционального интеллекта учащихся старших классов, рекомендаций для учителей по использованию различных форм урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учащихся старших классов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, обозначает гипотезы, определяет важность научной новизны и практического применения полученных знаний, методы исследования.
В первой главе рассматривается теоретические аспекты эмоционального интеллекта и выявляются особенности подростков.
Вторая глава посвящена эмпирической части, в которой будет проведено исследование на изучение особенностей уровня эмоционального интеллекта подростков.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Изучая теоретические аспекты работы, можно сказать, что в кризисный период происходят изменения в абсолютно разных областях самосознания. Значимые перемены понимаются мотивационной сферы. Мотивы содержащие и образующие первостепенный план формируются стремлением к мировосприятию, с целями на дальнейшую жизнь. Систему мотивов объясняет иерархическая установка, «наличие конкретной системы подчиненных различных мотивационных направлений в основании главных общественно важных и ценностно установленных мотивов для личности». Структура мотивационного механизма проявляется как не типичный образ, а проявляются «на Основании конкретно установленной задачи и осознанного принятия потребностей». Что касается мотивационных проявлений. Эмпирическая часть исследования обеспечена комплексом психодиагностических методик и методов математической статистики. В исследовании участвовали старшеклассники, обучающиеся в классах физико - математическом и гуманитарном, всего 60 человека. Для проверки гипотезы работы, было проведено несколько этапов исследования. На первом этапе анализировалась литература по проблеме изучения специфики эмоционального интеллекта личности. На втором этапе был осуществлен подбор методического инструментария, а также было дано обоснование психодиагностических методик исследования. На третьем этапе выполнена качественная и количественная обработка данных.
Гипотеза об уровне эмоционального интеллекта старшеклассников, который связан с общим личностным развитием, была подтверждена на примере группы физико - математического класса. Подростки с высоким показателем поленезависимости ориентированы на внутреннюю цель и менее склонны быть подверженными внешнему давлению, что означает упорядочиванию внешних условий и управлению собственными эмоциями и чужими эмоциями в целях решения практической задачи.
Анализ данных по методике изучения эмоционального интеллекта Н. Холла показывает, что для физико - математического класса старшеклассников характерны средний уровень понимания и осознания собственных эмоций, эмоциональной гибкости, отходчивости, произвольное управление собственными эмоциями, средний уровень эмпатии и управления собственным поведением, отсутствие умения оказывать воздействие на эмоции прочих людей.
Для гуманитарного класса старшеклассников характерными являются высокий уровень осознания и понимания личных эмоций, эмоциональная гибкость и отходчивость, вольное управление собственными эмоциями, управление своим собственным поведением, за счет управления эмоциями, высокая эмпатийность, средний уровень навыка оказывать воздействие на эмоциональное состояние прочих людей.
Кроме того, продемонстрирована существенная разница в показателях у юношей и девушек. У девушек интегративный уровень эмоционального интеллекта выше, чем у юношей, что достаточно логично вследствие более сильного развития распознавания и саморегуляции эмоций у девушек.
По методике «Тест EQ» удалось выявить, что для старшеклассников физико - математического класса навык к пониманию эмоций характеризуется невысоким уровнем, такие старшеклассники не в каждом случае способны точно распознать и осознать эмоции прочих людей или свои эмоциональные состояния, у них сниженная способность вызывать определенные эмоциональные состояния у иных людей.
Для гуманитарного класса характерна способность понимать собственные эмоции и управлять ими, а также возможность распознавания эмоционального состояния, установления факта наличия эмоционального переживания и у себя, и у иного индивида; осознать эмоцию, то есть установить, какое именно эмоциональное состояние испытывает он сам или иной человек, и найти корректное вербальное выражение для неё.
Значимые различия в уровне общего эмоционального интеллекта у юношей и девушек были выявлены.
Эмоциональная сфера подростков характеризуется следующим:
• разнообразие, сложность, различие чувств и эмоций, обогащение переживаний;
• высокий уровень осознания собственных чувств и чувств прочих людей;
• осознание собственного эмоционального потенциала, его неограниченности;
• развитие эмоционального сочувствия;
• расширение круга объектов и субъектов, которые вызывают эмоциональную реакцию;
• развитие высших чувств: альтруистических, эстетических, нравственных и др.;
• эмоциональная стабильность, навыки и регулирование своих эмоций. Итак, исследование двух классов показало, что подростковый период - это весьма сложный, многоплановый и долгий процесс. До настоящего момента отсутствует однозначное понимание всех его особенностей, не прекращаются дискуссии между психологами.
Результаты исследования можно использовать при разработке новых образовательных программ, учебных курсов и спецкурсов, которые представлены в виде лекций.
Гендерные различия, которые установлены в процессе исследования, дают возможность индивидуализировать развивающие программы в соответствии с половым признаком.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - Москва: Изд. центр "Академия": Раритет, 2015. - 702с.
2. Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция // Философия образования. 2014. № 6. С. 244-250.
3. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии.-2015. - № 1.- С. 111-131.
4. Александрова Н.П. Эмоциональный интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социал. и естественные науки. 2013. № 5. С. 171-177.
5. Амельков, А.А. Основы возрастной психологии: учеб.-метод пособие / А.А. Амельков. - Минск: БИП-С Плюс, 2016. - 47 с.
6. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального
интеллекта. Вопросы психологии. 2017. №5. С. 57 - 65.
7. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование
феномена. Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 78 - 86.
8. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный
интеллект» // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 83-95.
9. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2014 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2014. С. 22-26.
10. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2013. С. 166-168.
11. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание,
приводящее к “исчезновению”? // Психологический журнал (Минск) - №1 - 2016 - сс. 28-31.
12. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ",2015. - 472 с.
13. Бочкарева А.Л. Система внутришкольного управления
продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности: автореферат дис. ... кандидата
педагогических наук. Владивосток: Гос. ун-т, 2017. 42 с.
14. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 2014.
15. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 2017. № 2. С.157-159.
16. Вышинская, Е.Г. Особенности адаптации личности юношеского возраста / Е.Г. Вышинская // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. E, Педагогические науки. - 2016. - N 11. - С. 69-72.
17. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: Изд-во Моск. у-та, 2015. - 176 с.
18. Голубева М.В. Креативность в структуре эмоционального интеллекта педагога // Приволжский научный журнал. 2014. № 1. С. 218-222.
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. Ценное практическое руководство по развитию и совершенствованию эмоций человека - Москва: АСТ; Владимир: ВКТ - 2014.
20. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2013. 487 с.
21. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление
понятия в психологии // Психологическая наука и образование. 2015. № 2. С. 170-180.
22. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура,
диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М,
2016.-224 с.
23. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2016. - 368 с.
24. Егорова О.В. Эмоциональный интеллект и его развитие у студентов педагогического колледжа // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 2016. № 4. С. 35.
25. Ефимкина, Р. П. Психология развития. Методические указания / Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2014. - 54 с.
26. Жербер-Хуснутдинова Л. Формирующий эксперимент в исследовании развития социального интеллекта детей младшего школьного возраста // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы под ред. В.А.Барабанщикова. - М.: Институт психологии РАН - 2014 - сс. 607-610.
27. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - №2 - 2018 - сс. 97-103.
28. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2015. - 480 с.
29. Кон, И. Психология ранней юности / И. Кон. - М.: Просвещение, 2016. - 225с.
30. Кравцова А.К. Тип управленческого взаимодействия лидеров и эмоциональный интеллект // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 6. С. 22.
31. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2015. - 992 с.
32. Кутеева В.П., Юлина Г.Н., Рабаданова Р.С. Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3. С. 59-65.
33. Кэмерон-Бэндлер Л., Лебо М. Заложник эмоций, С-Пб.: Прайм- Еврознак, 2018.
34. Лобанов, А.П. Интеллект и личностный рост: Учеб. пособие /
А.П. Лобанов, С.И. Коптева, О.А. Ткачук. - Минск: БГПУ, 2015. - 128 с.
35. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика - 2016 - №4 - сс. 3 - 22.
36. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 29-36.
37. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования под ред.Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова - М.: Институт психологии РАН - 2014 - сс. 129-140.
38. Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности: автореферат дис. ... кандидата психол. наук. Барнаул: Гос. ун-т, 2014. 22 с.
39. Нгуен Минь Ань. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - №3 -2017 - сс. 46-51.
40. Нестерова Ю.С., Лапшина Т.Н. «Развитие эмоциональной регуляции взрослого человека». // «Проблемы управления психоэмоциональным состоянием человека». Астрахань, 2018. СС. 54-56.
41. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России. - 2015. - 442 с.
42. Основы психодиагностики: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. А.Г. Шмелева. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 541 с.
43. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: примеры
программы формирования // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. № 1(9). С. 7.
44. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 2015. С. 133-179.
45. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико¬
методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2014.
46. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2014
47. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. Ярославль: Психодиагностика, 2013.
48. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 2013. С. 89-96.
49. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. № 6(8). С. 2.
50. Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Иркутск, 2015. 160 с.
51. Темиров Т. Проблема профессионального выгорания педагогов в современной психологической науке // Право и жизнь. 2016. № 168 (6). С. 44-48.
52. Хлевная Е.А., Штроо В.А., Киселева Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта // Психологическая наука и образование. 2016. № 3. С. 50-60.
53. Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. «Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни». / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2015 - №1.
54. Шастина А.Е. Эмоциональный интеллект как фактор эффективности работы руководителя // В мире научных открытий. 2016. № 12. С. 197-203.
55. Шушляпин О.И., Богдан В.В. Сознание, эмоциональный, рациональный интеллект и вера в их взаимосвязи и взаимообусловленности // Сознание и физическая реальность. 2016. Т. 15. № 6. С. 2-12.
56. Юрасов И. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта // Управление персоналом - №16 - 2018.
57. Якиманская И.С. и др. Психология и педагогика / учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Оренбург: Издательство Руссервис, 2015. 567 с.
58. Ясюкова Л.А. Особенности становления социального интеллекта младших школьников. // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы под ред. В.А.Барабанщикова - М.: Институт психологии РАН - 2016 - сс. 766-770.