ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 9
1.1 Понятие коммуникативной компетентности в зарубежной и
отечественной литературе 9
1.2 Особенности профессиональной коммуникативной компетенции в сфере обслуживания 18
1.3 Формы и методы развития коммуникативной компетентности в сфере
обслуживания 28
1.4 Профессиографический анализ трудовой деятельности работников
сферы обслуживания ООО «СК-Консалт» 37
1.5 Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ 41
2.1 Организация эмпирического исследования 41
2.3 Первичная диагностика коммуникативной компетентности сферы
обслуживания 46
2.4 Разработка и внедрение программы тренинга коммуникативной
компетентности 53
2.5 Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования 56
2.6 Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 94
ПРИЛОЖЕНИЕ И 95
ПРИЛОЖЕНИЕ К 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 97
ПРИЛОЖЕНИЕ М 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Н 99
ПРИЛОЖЕНИЕ П 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Р 101
ПРИЛОЖЕНИЕ С 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Т 103
ПРИЛОЖЕНИЕ У 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Х 106
Актуальность темы: Развитие сферы обслуживания в России не может обойтись без высококвалифицированных специалистов, осуществляющих управление предприятиями и организациями, организацию поставки товаров и услуг населению, обслуживание клиентов, реализующих иные услуги в рамках деятельности данной сферы. При этом эффективность деятельности существенно зависит от процесса коммуникаций, т.к. осуществляется в системе «человек-человек». Повышение коммуникативной компетентности и культурного потенциала работников сферы обслуживания становится важной и актуальной задачей обеспечения качества.
Развитие российской сферы обслуживания обусловлено социально-экономической непростой ситуацией, непрерывными экономическими реформами, ужесточением требований к деятельности предприятий, ростом конкуренции между субъектами данной сферы. Соответственно, выстоять и продолжить развитие способны только предприятия и организации, обладающие определенными конкурентными преимуществами. Одним из таких преимуществ является обеспечение эффективной коммуникации в системе «субъект сферы обслуживания - клиент-потребитель».
Обеспечить такое преимущество с учетом современных реалий непросто. Общество характеризуется обновлением структурно-содержательных аспектов, предъявляя высокие требования в области коммуникативной компетентности специалистов всех отраслей народного хозяйства. Однако в процессе обучения в учреждениях профессионального образования, осуществления деятельности в сфере обслуживания, специалисты не получают должного развития коммуникативной компетентности. В этой связи не всегда достигают максимального совершенствования прилагаемых усилий и результатов трудовой деятельности, возникают проблемы во взаимоотношениях с клиентами и партнерами.
Поэтому проблема развития коммуникативной компетентности специалистов сферы облуживания не только в процессе обучения в учреждении профессионального образования, но и на рабочем месте становится чрезвычайно актуальной.
Освещенность темы: в научно-исследовательской литературе вопросы дефиниции понятия и развития коммуникативной компетентности рассмотрены достаточно широко.
Вопросы дефиниции понятия, структуры, уровней развития освещены в работах Г.А. Асоновой, А.А. Бодалева, Л.Н. Булыгиногй, Р.П. Дондоковой, Т.В. Захаровой, Л.А. Колмогоровой, В.Н. Машина, Е.В. Позолотиной, О.В. Соловьевой, Г.С. Трофимовой и др.
Особенности профессиональной коммуникативной компетентности в сфере обслуживания освещены И.И. Барахович, Е.Н. Галкиной, Л.А. Земоцовой, Т.С. Ильиной, И.Ю. Кербис, В.А. Лазаревым, Ю.В. Миловой, Т.А. Михайловой, Д.А. Пастуховой, А.А. Толстеневой, М.Л. Туевой и др.
Аспекты форм, методов и технологий развития коммуникативной компетентности в сфере обслуживания практически в научно-исследовательской литературе не освещены. Модель повышения коммуникативной компетентности на примере сотрудников индустрии питания описана в диссертации Е.Н. Галкиной. Вопросы использования определенных форм и методов развития коммуникативной компетентности без направленности на сферу обслуживания описаны в работах Е.Н. Махмутовой, И.А. Ральниковой, М.А. Реньш, Г.С. Трофимовой, Л.М. Туевой, Н.И. Филатовой, Е.О. Шишовой и др.
Проблема исследования: Мы предполагаем, что коммуникативную компетентность можно развить с помощью организации тренинговых занятий. На данный момент мало изученной остается тема развития коммуникативной компетентности в сфере обслуживания, что диктует необходимость проведения подобного исследования.
Целью работы является разработка и внедрение программы развития коммуникативных навыков сотрудников сферы обслуживания.
Объектом исследования является коммуникативная компетентность.
Предметом исследования является развитие коммуникативной компетентности сотрудников сферы обслуживания.
Гипотеза исследования: коммуникативную компетентность можно развить с помощью специально организованных тренинговых занятий.
Цель и проблема исследования определили задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетентности;
2. Провести эмпирическое исследование на выявление уровня коммуникативной компетентности работников сферы обслуживания на примере ООО «СК-Консалт»;
3. Определить направление повышения коммуникативной компетентности работников сферы обслуживания на примере ООО «СК- Консалт».
Методологической основой исследования является личностно-деятельностный подход А.Леонтьева, психологические исследовании М.К. A. Бодалева по изучению коммуникативных способностей Э.А. Голубевой, B. В. Печенкова, Е.П. Гусевой, С.А. Изюмовой, И.В. Тихомировой и других исследователей. Данный подход определяет коммуникативные способности как индивидуально-психологические и психофизиологические особенности людей, обеспечивающие успешное взаимодействие партнеров и успешное решение коммуникативных задач. По мнению М.К. Кабардова, в качестве индивидуальных характеристик, влияющих на успешность коммуникативной деятельности, могут выступать темп деятельности, динамика решения задач, качество и используемые коммуникативные средства, тип стратегии деятельности, общительность, а также коммуникативная активность, проявляющаяся ситуативно в процессе решения коммуникативных задач. А так же исследования М.А Карповой, Л.И. Булыгиной, Н.И. Карасевой, Ю.М. Жукова, Н.М. Мельниковой, Л.А. Петровской и др, по изучению структуры коммуникативных способностей, учитывающей личностный и поведенческий уровень.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
Диагностические методики: «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), «Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)», «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко.
Методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона - для проверки достоверных различий.
База исследования: выборку составили сотрудники сети ресторанов «Своя Компания» в городе Екатеринбург: 80 сотрудников ресторана, из них 58 женщин и 22 мужчин (средний возраст — 22 года, средний стаж работы — 2,5 года).
Практическая значимость
Структура коммуникативной компетентности отражает структуру коммуникативной деятельности, в которой выделяются два основных компонента: внутренние средства деятельности (социоперцептивная составляющая) и исполнительная часть коммуникативного действия.
В нашей работе используется модель Н.М. Мельниковой, которая представляет структуру коммуникативной компетентности в виде иерархии блоков, в которой каждый нижестоящий блок осуществляет регулирующую функцию по отношению к вышестоящему:
«Личностный блок». В него входят следующие компоненты компетентности в общении: потребность в общении, ориентация на общение, а также такие важные характеристики личности, как я-концепция, самооценка и др.
«Социально-перцептивный блок» составляют механизмы межличностного восприятия и характеристики когнитивной и эмоциональной сферы, определяющие точность межличностного восприятия. «Операционально-технический блок» состоит из различных коммуникативных умений, «коммуникативного репертуара», «коммуникативного кодекса», овладение которыми позволяет творчески решать возникающие проблемы в общении.
Описанная структура коммуникативной компетентности личности по основным компонентам совпадает со структурой коммуникативных способностей, представленной многими исследователями и дает всестороннее понимание явления «коммуникативные способности». Понимание данного явление дает возможность разработать тренинг для развития коммуникативной компетентности, и оценить его эффективность на примере сотрудников сети ресторанов ООО «СК-Консалт».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Данная работа была посвящена разработке и внедрению программы развития коммуникативных навыков сотрудников сферы обслуживания. В ходе работы был проведен теоретический анализ понятий «коммуникативная компетентность» и «сфера обслуживания». Была рассмотрена структура и структурные элементы коммуникативной компетентности: обучаемость; коммуникативные умения, знания, навыки; личностные переменные (Е.Н. Емельянов).
В работе было проведено эмпирическое исследование на выявление уровня коммуникативной компетентности работников сферы обслуживания на примере ООО «СК-Консалт», определен уровень коммуникативной компетентности и навыки, влияющие на общение. Так же разработан специальный тренинг для повышения уровня коммуникативной компетентности для специалистов данной области. К специалистам данной профессии предъявляются повышенные требования в плане коммуникации, именно от их взаимодействия с клиентами зависит уровень лояльности последних к компании. Работники по отношению к гостям заведения должны проявлять уважение и эмпатию, быть гибкими и общительными, доступно излагать информацию и слушать клиента. Развитие данных навыков влияет на развитие коммуникативной компетентности.
Для оценки воздействия тренинговых занятий на навыки общения сотрудников были введены «контрольная» и «экспериментальная» группы. Выборка составила по 17 человек в каждой группе. Анализ первоначально полученных результатов показал выраженность навыков общительности и эмпатии на низком уровне всех исследуемых значений. Повторная диагностика после тренинга и статистический анализ выявили значимые сдвиги в развитии коммуникативной компетентности, в частности в навыках: «коммуникативные умения», «общительность», «принятие решений», «организованность», «эмоциональный канал», «интуитивный канал», «проникающая способность», «установки эмпатии», «идентификация, «эмпатия».
На основании полученных в исследовании данных мы можем утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердились. Действительно, воздействуя с помощью специально организованных тренинговых занятий на навыки, способствующие общению, мы можем влиять на развитие коммуникативной компетентности у специалистов сферы обслуживания.
Исходя из того, что разработанный тренинг позволяет повысить уровень коммуникативной компетентности, его применение в работе позволит снизить эмоциональное напряжение работников сферы обслуживания, повысить уровень обслуживания Гостей, и сформировать лояльность последних к компании.
Продолжением данной работы будет введение тренинга, как основного и постоянного мероприятия, для развития коммуникативной компетентности у новых сотрудников, для их более быстрого ввода в должность
1. Леонова Г.А. К вопросу о важности коммуникативных заданий и учебной игры при обучении русскому языку как иностранному/Г.А. Леонова // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2017. - № 2. - С. 5. -17.
2. Барахович И.И. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный и надпрофессиональный аспект: монография/И.И. Барахович. - Красноярск, 2015. - 284 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение [электронный ресурс] /А.А. Бодалев.- М.: Международная педагогическая академия. - 328 с. - режим доступа: http://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped- mast/Doc/Книги%20в%20формате%20(pdf)/Бодалев%20А.А.%20Личность %20и%20общение.РВБ (дата обращения 10.02.2019)
4. Булыгина Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении/Л.Н. Булыгина//Автореферат дисс. к.п.н. - Тюмень. 2013. - 23 с.
5. Галкина Е.Н. Мастер-класс как метод проведения занятия,
способствующий формированию коммуникативной культуры
специалистов сферы обслуживания/Е.Н. Галкина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 81-94.
6. Галкина Е.Н. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности у специалистов индустрии питания и гостеприимства/Е.Н. Галкина//Мир науки. - 2018. - № 3. - С.37-42.
7. Галкина Е.Н. Формирование коммуникативной компетентности специалиста индустрии питания среднего звена/Е.Н. Галкина//Дисс. к.п.н. - Нижний Новгород. 2014. - 158 с.
8. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности/Р.П. Дондокова//Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 18-21.
9. Захарова Т.В. Коммуникативная компетентность: понятие,
характеристики/Т.В. Захарова, Н.В.Басалаева, Т.В. Казакова и др.// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С.31-38.
10. Земцова Л.А. Содержательная характеристика профессионально коммуникативной компетентности будущего специалиста страхового дела/Л.А. Земцова, Л.В. Кузнецова//Науковедение. -2015. - № 4. Т.7. - С. 20-27.
11. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте
компетентностного подхода в образовании/И.А. Зимняя//Иностранный языки в школе. - 2012. - № 6. - С.2-17.
12. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета/Ф.А. Игебаева // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Кн.2 Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С. 78-113.
13. Ильина Т.С. Проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов технических вузов при реализации ФГОС-3/Т.С. Ильина//Профессиональное образование в современном мире. - 2015. - № 1 (16). - С. 121-133.
14. Исламова Н.В. Коммуникационный менеджмент. - Нижневартовск: Изд- во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. - 206 с.
15. Карпова М.А. Сущность и структура коммуникативной компетентности
будущих педагогов [электронный ерсурс] /М.А.
Карпова//»Наука».Интернет-конференция. - 2017. - режим доступа:
http: //www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2017/13-lprs/2/karpova. pdf (дата обращения 01.02.2019).
16. Кербис И.Ю. Особенности коммуникативной компетентности
современных педагогов дошкольных образовательных организаций/И.Ю. Кербис// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2017. - № 3 (41). - С. 126-136.
17. Колмогорова Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности: учебное пособие/Л.А. Колмогорова. - Барнаул: АлтГУ. 2015. - 205 с.
18. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / Под ред. С.В. Титовой. - СПб.: Питер. 2009. - 176 с.
19. Коммуникации в современной трудовой деятельности [электронный
ресурс]//Официальная образовательная платформа Stepik . - режим
доступа: https://stepik.org/course/8272(дата обращения 03.02.2019)
20. Лазарев В.А. К вопросу о соотношении понятий «сфера услуг», «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «сфера обслуживания» и «сфера сервиса»/В.А. Лазарев//Науковедение. - 2016. - № 6. Т.8. -С. 89¬99.
21. Махмутова Е.Н. Социально-психологический тренинг как средство
формирования коммуникативной компетентности студентов-
менеджеров/Е.Н. Махмутова, М.М Андреева, Т.А.
Дмитренко//Интеграция образования. - 2018. - № 1 (90), - С. 91-99.
22. Машин В.Н. Коммуникативная компетентность как междисициплинарный феномен/В.Н. Машин//Территория науки. - 2014. - № 3. - С.158-162.
23. Милова Ю.В. Коммуникативная компетентность медицинского
персонала/Ю.В. Милова, Р.М. Каримова//Научный альманах. - 2016. - № 6 (19). - С. 562-565.
24. Минаева С.В. Социально-профессиональная коммуникативная
компетентность: современные факторы и проблемы, стадии, средства и среда формирования коммуникативной компетентности/С.В. Минаева, В.В. Николаева, Е.Ю. Пузырева и др.//Социальные отношения. - 2018. - № 2 (25). - С. 31-43.
25. Михайлова Т.А. Коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе: сущность, компоненты и критерии оценки/Т.А. Михайлова//Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 1. - С. 67-71.
26. Назарова Т. А. Роль коммуникативной компетентности в учебно- профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников/Т.А. Назарова // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 832-835.
27. Пастухова Д.А. Модель конкурентоспособного специалиста сервиса/Д.А. Пастухова, Е.Г. Грудистова//Научный результат. - 2018. - № 2. - С. 16-30.
28. Позолотина Е.В. К проблеме оценивания коммуникативной
компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения/Е.В. Позолотина//Педагогическое образование в России. -2016.- № 9. - С. 90¬94.
29. Рак Е.В. Коммуникативная компетентность преподавателя в области дизайн-образования/Е.В. Рак // Мир науки. - 2016. - № 5. Т.4. - С. 56-64.
30. Ральникова И.А. Социально-психологический тренинг: учебно¬
методическое пособие/И.А. Ральникова. - Барнаул: Изд-во АлтГУ. 2016. - 43 с.
31. Реньш М.А. Социально психологический тренинг: Практикум/М.А. Реньш, Н.О. Садовникова, Е.Г. Лопес. - Екатеринбург: Изд-во УРГППУ.2007. - 190 с.
32. Силкина О.С. Коммуникативная компетентность личности: психолого-педагогический аспект/О.С. Силкина//Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 58. - С. 24-28.
33. Соловьева О.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и
концепции/О.В. Соловьева//Вектор науки Тольяттинского
государственного университета. - 2012. - № 1 (8). - С. 267-270.
34. Тесленко В.И. Коммуникативная компетентность в контексте
продуктивного взаимодействия: монография/В.И. Тесленко, Л.В.
Латынцев. - Красноярск: изд-во КГПУ. - 2016. - 252 с.
35. Толстенева А.А. Модель формирования коммуникативных умений
специалистов сферы обслуживания/А.А. Толстенева, Е.Н.
Галкина//Вестник Минского университета. -2013. - № 1. - С. 111-118.
36. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография/Г.С. Трофимова. - Ижевск: УдГУ, 2012.- 160 с.
37. Туева М.Л. Коммуникативная компетентность как условие качества библиотечного обслуживания/М.Л. Туева, Е.В. Мартынова//Вестник ТГУ.
- 2015.. - № 1 (17). - С. 164-166.
38. Филатова Н.И. Методика организации и проведения мастер-класса
педагогом/Н.И. Филатова, С.И. Усова// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. - Самара:
"Издательство АСГАРД", 2016. - С. 266-268.
39. Цветкова С.Е. Сущность, структура и уровни межкультурной
коммуникативной компетенции студентов экономических
специальностей/С.Е. Цветкова// Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2013.
- № 2. - С. 80-92.
40. Шишова Е.О. Тренинг по развитию коммуникативной компетенции: конспект лекций/Е.О. Шишова. - Кеазань: Изд-во КФУ. - 2014. - 71 с.
41. Шкроб Н.В.К вопросу о формировании коммуникативной компетентности курсантов высших образовательных учреждений МЧС России/Н.В. Шкроб//Сибирский пожарно-спасательный вестник. - 2018. - № 2 (9), - С. 64-69.