Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛЫХ СО СКЛОННОСТЬЮ К НАМЕРЕННОМУ ИСКАЖЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ

Работа №97705

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты исследования гендерных особенностей взрослых со склонностью к намеренному искажению информации 8
1.1. Определение «гендера» и «гендерных различий» 8
1.2. Психологические особенности лжи 14
1.3. Гендерные особенности лжи как социального феномена: мнения
отечественных и зарубежных исследователей 23
2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей взрослых со склонностью к намеренному искажению информации на примере
сотрудников ООО «Дортехинжиниринг» 35
2.1. Организация и методики исследования 35
2.2. Анализ гендерных особенностей взрослых со склонностью к намеренному искажению информации на примере сотрудников ООО «Дортехинжиниринг» 37
2.3. Выводы по результатам проведенного исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проблема лжи рассматривается с разных сторон. Древняя философия раскрывает феномен лжи через категорию истины, описание лжи через этические категории, моральный опыт и волевой акт характерны для нового времени. Некоторые современные ученые обнаруживают феномен лжи через концепцию сознания, то есть под ложью понимают состояние сознания или фон его деятельности, представляющий, фактически, естественное проявление человеческой природы, возникшее в процессе эволюции, с появлением коллективного субъекта. Также нет общего понимания роли и функций лжи.
Ложь выполняет как положительные, так и отрицательные функции. Несмотря на моральное несогласие с ложью, она не относится к запретным действиям, обозначающим границу социально разрешенного. Часто ложь рассматривается как способ манипулирования личностью и овеществления партнера по общению. Или как средство защиты личности (эволюционно приобретенное средство выживания) и целостности социальных сообществ (ложь в результате экстериоризации совести). Основными признаками лжи являются осознание лжи, намерение ввести в заблуждение и целесообразность, то есть желание получить выгоду.
Актуальность темы обусловлена тем, что у человека традиционно должен быть определенный духовный дискомфорт и желание либо исправить свою ложь, либо найти какое-то оправдание для нее. Но на современном этапе, скорее всего, ложь следует рассматривать как неотъемлемую часть межличностного взаимодействия. Способность лгать зависит от образования и жизни, влияния родителей, школы и окружения. Ложь, регулирующая отношения людей в ситуации взаимодействия, помогает адаптироваться к быстро меняющемуся миру, найти свое место в обществе.
Ложное поведение направляет наше поведение во взаимодействии, как с близкими, так и с незнакомыми людьми. С помощью лжи человек достигает своих целей, реализует свои потребности, манипулируя словами, жестами и выражениями лица. Основные направления исследований в зарубежной психологии в основном посвящены изучению процедур проверки, в том числе проблем распознавания лжи, использования детектора лжи. Несмотря на достаточный интерес, к отечественной науке ложь как явление изучена не так широко, как на Западе, и рассматривается в основном в контексте феномена истины.
Цель работы - анализ гендерных особенностей взрослых со склонностью к намеренному искажению информации.
Задачи исследования:
1) изучение психологического феномена лжи;
2) рассмотрение гендерных особенностей лжи как социального феномена;
3) проведение эмпирического исследования гендерных особенностей взрослых со склонностью к намеренному искажению информации;
4) анализ результатов проведенного исследования.
Объект исследования - склонность к намеренному искажению информации.
Предмет исследования - гендерные особенности взрослых со склонностью к намеренному искажению информации.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблему лжи рассматривали П. Экман, Ж. Дюпра, В. В. Зеньковский, Ф. Л. Карсон, О. О. Жданова, Ю. В. Щербатых, Н. А. Бердяев. Про отношения изучали А. Адлер, Э. Эриксон, Г. С Салливан, А. Ф. Лазурский, В. Н. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов.
Проблема гендерных различий в психологии изучается такими учеными как Д.В. Воронцов, Л.В. Штылева, Н.П. Реброва, Е.В. Иоффе, Ю.Е. Гусева, Т.А. Шведчикова, Н.Б. Гафизова, И.С. Клецина и др.
Отечественными классиками в изучении проблем полоролевого воспитания можно считать таких ученых как Б.Г. Ананьев, И.С. Кон.
Несмотря несомненный интерес к проблеме лжи философов, историков, культурологов, лингвистов и психологов к проблеме лжи, феноменология лжи недостаточно изучена. В зарубежной и отечественной психологии отсутствует единство в понимании индивидуально-личностных и социально-психологических аспектов лжи. При всем различии позиций авторов, разрабатывающих эту проблему, сближает попытка разобраться, прежде всего, в морально-нравственных аспектах лжи и оценить ее влияние на понимание жизненных ценностей.
Среди зарубежных авторов главным образом можно отметить О.Фрая и П. Экмана. Ими были проведены обширные исследования лжи. Психология лжи достаточно молодая отрасль в отечественной психологии.
Наиболее известными исследователями в этой отрасли психологии являются В.В. Знаков и И.П. Шкуратова.
В.В. Знаков классифицировал различные подходы ко лжи в философии истории, литературе и психологии, а также проанализировал различия в отношении ко лжи в западном и отечественном менталитетах. В.В. Знаков пишет, что для русского человека наиболее характерной является ложь во благо, для западного менталитета ложь для достижения личных целей.
Также в отечественной психологии существует небольшое количество работ посвященных гендерным различиям в отношении ко лжи.
Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи, его особенностей и причин изучались как отечественными, так и западными исследователями. Например, Д. Пауло и ее коллеги выявили ряд интересных гендерных различий, связанных с сообщением о лжи.
Хотя в отношении частоты сообщений о лжи не было выявлено гендерных различий, было отмечено, что различные типы лжи более характерны для мужчин и женщин. Мужчины чаще прибегают к самоориентированной лжи, а женщины склонны лгать другим, особенно когда имеешь дело с другими женщинами. В разговорах между двумя женщинами почти половина из представленной лжи была классифицирована как ориентированная на других.
Психодиагностическое исследование гендерных особенностей взрослых со склонностью к намеренному искажению информации было проведено на базе ООО «Дортехинжиниринг».
В исследовании принимало участие 40 человек (20 женщин и 20 мужчин). Возраст опрошенных - 32- 45 лет.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что гендерные различия проявляются в том, что женщины более склонны к использованию этикетной лжи и лжи-умолчания, а у мужчин отмечает более высокая мотивация одобрения.
Методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по направлению исследования,
2) наблюдение, беседа,
3) психодиагностические методы (тестирование, анкетирование),
4) методы количественного и качественного анализа.
Научная новизна заключается в том, что впервые была разработана диагностическая программа для изучения гендерных особенностей взрослых со склонностью к намеренному искажению информации и проведена на конкретной выборке.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные данные позволяют уточнить представление о гендерной роли лжи.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования результатов теоретических исследований учащимися, которые обучаются по направлениям «Психология», «Менеджмент», практических психологов и менеджеров персонала, работающих в различных организациях и фирмах. Кроме того, результаты эмпирического исследования могут представлять интерес для руководства организации для дальнейшей работы с сотрудниками организации, а также для сотрудников организации, участвующих в этом исследовании.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
Теоретический анализ проблем лжи раскрывает три основных подхода к определению значения лжи в социально-этическом контексте:
1. Ложь как морально-разрушительный феномен.
2. Ложь как функционально необходимая конструкция социальной системы.
3. Ложь как инструментальный феномен ситуативного значения.
Анализ литературы по проблемам лжи в отечественной и зарубежной психологии показал, что феномен лжи имеет отношение к современной науке, что имеет большое практическое значение.
Ложь является фундаментальным фактором социальных и личных отношений, она неизбежно присутствует во всех формах коллективных, институциональных и индивидуальных субъектов. Поэтому, рассматривая ложь как объективное явление, особенно важно учитывать понимание лжи разных исследователей, поскольку понимание и различение лжи позволяет очертить его границы.
Проблема лжи интересует как зарубежных, так и отечественных психологов. Некоторые авторы считают различные типы искажения информации взаимозаменяемыми, второй предпринимает попытки найти отличительные признаки между ними, некоторые включают некоторые типы лжи в контексте других типов.
В целом, различные варианты искажения правды, несмотря на некоторые различия, объединены тем фактом, что все они рассматриваются как особый эффект, направленный непосредственно на собеседника и преследующий полностью осознанную цель.
Ложь - не редкое явление, проявляющееся в самых разных ситуациях, в связи с чем это явление объясняется достаточно разнообразно. Как и наличие разнообразных мотивов искажения информации, существует множество причин лжи и обмана. Подобные причины и мотивы искажения информации обнаруживаются как у детей, так и у взрослых.
В зависимости от возраста, некоторые мотивы становятся более важными, чем другие. Ложь человека может быть порождена эгоистичными мотивами и направлена, например, на достижение личного благополучия за счет других людей. Такая ложь вызывает осуждение со стороны общества. Ложь может быть вызвана благородными мотивами (например, ложью навсегда) и морально оправдана.
В структуре морально-этических категорий ложь рассматривается, прежде всего, как негативное явление. Отношение к лжи варьируется в зависимости от исторической эпохи, условий жизни; цели, мотивы, последствия лжи; от искажения информации (безобидные виды лжи наиболее оправданы); из демографических факторов (с возрастом возрастает понимание лжи как социально опасного явления; женщины считают эту ложь социально более опасной, чем мужчины и т. д.) и личностных характеристик человека (например, тревожность, неуверенность в себе). склонны оправдывать ложь).
Способность человека обманывать сугубо индивидуальна и распространяется в широком диапазоне от патологической правдивости до патологического обмана. На искажение информации о себе влияют внешность, демонстративность, нестабильность стресса, повышенная тревожность и невротичность, застенчивость и неуверенность в себе, внутренний конфликт и низкая самооценка.
Частота проявления лжи в межличностных и социальных отношениях и само отношение общества к лжи могут служить показателем его цивилизации, зрелости и развития. В самом обществе никогда не бывает ложных утверждений, то есть лжи.
Пол, как уже отмечалось, также влияет на отношение ко лжи. Разница заключается не столько в частоте произнесенной лжи, сколько в отношении лжи и лживого человека. Мальчики чаще выражают желание применить физическое наказание, а девочки предпочитают метод словесного воздействия на лжецов.
Эмпирическое исследование было проведено на базе Общества с ограниченной ответственностью «Дортехинжиниринг» (ООО «Дортехинжиниринг»).
В ходе исследовательской работы были получены следующие выводы:
Отношение сотрудников ООО «Дортехинжиниринг» ко лжи складывается из отношения к видам собственной и чужой лжи. Наиболее снисходительно и мужчины и женщины относятся к тем видам лжи в своем и чужом поведении, которые не приводят к моральному ущербу обманываемого человека («этикетная ложь», «ложь-умолчание» и «ложь- самопрезентация»). Женщины в сравнении с мужчинами достоверно чаще в своем поведении используют «этикетную ложь», а мужчины - «ложь- умолчание».
Оценивая ложь в поведении других людей, сотрудники наиболее лояльны к использованию «этикетной лжи» и «лжи во благо». «Ложь- умолчание», «ложь-оправдание» и в особенности «ложь-сплетня» вызывают негативные реакции у опрошенных сотрудников ООО «Дортехинжиниринг». Мужчины полагают, что чаще всего людям приходится лгать, чтобы создать или не испортить хорошее впечатление о себе. Женщины считают искажение информации с целью прекращения контроля со стороны окружающих достоверно более частой причиной лжи, чем мужчины.
Многие сотрудники ООО «Дортехинжиниринг» полагают, что основной причиной лжи является искажение информации с целью не огорчать близких. У женщин в сравнении с мужчинами достоверно выше суммарный балл использования ложных высказываний. Женщины достоверно чаще руководствуются мотивом объяснения своей лжи необходимостью не ухудшать отношения с другими людьми. При этом мужчины в сложных ситуациях достоверно чаще называют настоящую причину своего поступка.
Сопоставительный анализ использования сотрудниками ООО «Дортехинжиниринг» ложных объяснений своих неблаговидных поступков в деловой, дружеской и семейной сферах общения показал, что сотрудники наиболее склонны ко лжи в деловой сфере общения, наименее - в семейной сфере.
По результатам расчетов критерия Манна-Уитни, значимые гендерные различия отмечаются по факторам: этикетная ложь и ложь-умолчание. Также значимые гендерные различия были отмечены по фактору «самооценка мотивации одобрения».
Таким образом, мужчины считают, что людям, чаще всего, приходится искажать информацию, чтобы не испортить отношения с окружающими и чтобы создать хорошее впечатление о себе.
Признавая правомерность использования определенных видов лжи в поведении других людей, человек, как правило, считает их приемлемыми и для себя. В результате проведенного исследования мы выявили отношение сотрудников ООО «Дортехинжиниринг» к различным видам лжи в собственном поведении и поведении других людей.
Подведя итоги, могу сказать, что выдвинутая в начале исследования гипотеза - подтверждена.
Проведенный анализ исследовательских работ на тему психологии лжи, показал, что ложь рассматривается с психологической точки зрения - как сознательное действие, с наличием мотива у лгущего, что является важным фактором в диагностике вербальных и невербальных признаков лжи. Также в теориях исследователей, наблюдается отсутствие параллелей между понятием «лжи» и «самообмана».
Люди, которые обманывают себя, ведут себя более спокойно и холодно, так как они внушают себе, что ложь, которую они придумали это правда, также они более самостоятельны и настойчивы по отношению к другим. И, так сравнивая лож и самообман, они проявляются в поведении, отражаются в ценностях, установках, мировоззрении людей. Если человек использует ложь, он более эгоистичен, его не волнуют ценности и мораль.
Ложь как способ получить контроль над ситуацией: когда человек видит, что путь к получению чего-то лежит через ложь, говорить правду не хочется, ведь тогда он что-то потеряет. Соответственно этим итогам, была достигнута главная цель работы: было изучено два основных компонента лжи - осознанное намерение и искажение, путем рассмотрения лжи на сознательном уровне, с одной стороны, и путем изучения видов лжи и способов искажения информации, с другой стороны.



1. Александров Ю.Н. Концептуальная ложь и объективная истина // Журнал «Диалог». -2013.- № 4. - С. 15-19.
2. Барсукова О.В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи // Молодой ученый. - 2014. - №2. (37) Т.2.
3. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
4. Бендас Т. С. Гендерная психология. Учебное пособие: Бендас Т. С. — СПб.: Питер, 2016. — 431 с
5. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2017. — 320 с.
6. Библия языка телодвижений / Десмонд Моррис; [пер. с англ. Н.Караева]. — М.: Эксмо, 2014 — 672 с.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер,2013.- 624 с.
8. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт,
2014. - 724 с.
9. Грушко Н. В. Психология лжи как новое направление исследования в социальной психологии (из опыта преподавания спецкурса «психология лжи»).// Вестник Омского университета. Серия «Психология».- № 2.- 2014.- С. 38-44
10. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 с.
11. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 с.
12. Джеймс Ф. Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с социально-психологической точки зрения. — СПб.: Питер, 2013. — С. 144— 161
13. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. Второе, доп. издание / М.: Канон РООИ «Реабилитация», 2014. - 336 с.
14. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. - 2-е изд. - М.: Джан-гар, 2014. - 864 с.
15. Знаков В. В. Психология понимания правды. - СПб.: Алетейя,
2013. - 281 с.
16. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2016. — С. 117.
17. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
18. Калинкина, Е. М. Возможности применения методики «Техника репертуарных решеток» Дж. Келли в различных областях психологической науки и практики / Е. М. Калинкина // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 191- 193
19. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб.: Речь, 2014. -249 с.
20. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. — М.: Академия, 2013. — С. 763-776.
21. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
22. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с.
23. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 с.
24. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с.
25. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога.- М.: Эксмо, 2015. — 784 c. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности.- М.: Смысл, -
2014. - 172 с.
26. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 с.
27. Пиз Алан, Пиз Барбара. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. - М.: ЭКСМО, 2015. - 416 с.
28. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
29. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. Научно-практическое руководство. - М.: Изд-во: Юрлитинформ, 2013. - 352 с.
30. Сартр Ж. П. Критика диалектического разума. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2013. - 639 с.
31. Секацкий А.К. Онтология лжи. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2015. - 120 с.
32. Спирица Е. Психология лжи и обмана. Как разоблачить лжеца. — СПб.: Питер, 2015. — 300 с.
33. Уолтерс С. Б. Правда про ложь. — М.: Эксмо, 2014. — 272 с.
34. Фрай О. Детекция лжи и обмана. - М.: Олма-Пресс, 2015. - 312 с.
35. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. — 284 с.
36. Холл, К.М. Теории личности. / К.М. Холл, Г.С. Линдсей. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 500 с.
37. Холодный Ю.И. Полиграфы («детекторы лжи») и безопасность. Справочная информация и рекомендации. - М.: Издательский дом «Мир безопасности», 2013. - 95 с.
38. Щербатых Ю.В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 720 с.
39. Щербатых Ю.В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. — М.: Изд-во Эксмо, 2015. — 720 с.
40. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2014. —272 с.: ил. - (Серия «Сам себе психолог»).
41. Экман, П. Психология лжи / П. Экман. - М.: Питер, 2017. - 259 с.
42. Багманова А.Р., Артамонова М.О. Феномен лжи в современном
обществе и политики. Открытие лжи // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6.;
[Электронный ресурс]: URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13413(дата обращения: 21.01.2019).
43. Барсукова О. В. Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 348-351. [Электронный ресурс]: URL https://moluch.ru/archive/39/4491/(дата обращения: 21.01.2019).
44. Ивакин С. Е., Куташов В. А., Припутневич Д. Н. Психологические особенности личности, влияющие на сокрытие информации при опросе с использованием полиграфа (обзор литературы) // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 335-339. [Электронный ресурс]: URL https://moluch.ru/archive/106/24879/(дата обращения: 22.01.2019).
45. Изучение гендерных различий в психологии [Электронный ресурс]: http://hr-portal.ru/article/izucheшe-gendemyh-razlichiy-v-psihologп(дата обращения: 22.01.2019).
46. Липартелиани Н. Г., Анисимова Н. П. Ложь как фактор
эффективного общения [Электронный ресурс]: https://research-
journal.org/psycology/lozh-kak-faktor-effektivnogo-obshheniya/ (Дата
обращения 23.01.2019)
47. Мягких С.Г., Петров А.М. Некоторые аспекты из области психологии лжи [Электронный ресурс]: http://psychotext.ru/633. html (Дата обращения 21.01.2019)
48. Фирсова Е. М. Особенности гендерных различий // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 336-339. [Электронный ресурс]: URL
https://moluch.ru/archive/133/37027/(дата обращения: 22.01.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ