Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
1.1 История развития теории эмоционального интеллекта 6
1.2 Формирование и развитие теории эмоционального интеллекта 12
1.4 Д. Гоулман 17
1.4 Вывод по первой главе 23
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ
КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ МЧС 24
2.1 Понятие профессионально важных качеств (ПВК) в психологии работников МЧС 24
2.2 Особенности профессиональной деятельности работников МЧС 28
2.3 Психологические требования к сотруднику МЧС 32
2.4 Психологические требования к сотруднику МЧС 35
2.5 Вывод по второй главе 39
3.1 Подбор психодиагностического инструментария и проведение психодиагностического обследования 41
3.2 План проект формирующих воздействий (или рекомендаций) 44
«Развития эмоционального интеллекта в тренинговой группе» 44
3.3 Протоколы эмпирических данных и графическое оформление результатов исследования. ...45
3.3 Выводы по третьей главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
A) ПЛАН - ПРОЕКТ 59
Б) Определение уровня Эмоционального Интеллекта Методика Н.Холла 64
B) Опросник ЭмИн Д.Люсина 66
В нашем активно меняющемся мире, ученые предполагают, залог жизненного успеха далеко не IQ, а в так называемом EQ «эмоциональная компетентность». Другими словами уровень эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект - это способность анализировать и управлять эмоциональными порывами. Назвать эмоцию, это базовая степень и вторая ее выразить. Очень много людей не могут правильно справиться со своими эмоциями, как правило, подавляя их. Вследствие этого человек, копивший в себе эмоциональное напряжение, может потерять аппетит, сон, его могут охватить чувство дискомфорта, тревоги, от этого человек впадает в стресс, переживает. Все это очень сильно влияет на его психическое здоровье - его психический статус. Из-за того что эмоции не высвобождены, а особенно это касается эмоций негативных, можно нанести себе вред.
На сегодняшний день развитие науки, а так же выхода в свет новых, высокоточных технологий, каждый день увеличивается угроза аварий, катастроф. В связи с чем особенную актуальность обретает отбор ресурсных экспертов, участвующих в ликвидации результатов чрезвычайных ситуаций, а собственно - специалистов пожарно-спасательных служб.
Абсолютно во всем мире специальность пожарного-спасателя является одной из наиболее опасных. В том числе и небольшое возгорание имеет возможность преподнести опасный подарок, к примеру, экстренное задымление или возгорание торговых площадей. Рискуя собственным здоровьем, пожарные спасают массу людей. И конечно ее можно назвать наиболее опасной. Такой род деятельности в сверх экстремальных ситуациях несет колоссальную ответственности за себя и других людей . От сотрудника МЧС службы требуется в сложившейся обстановке принять наиболее правильное и продуктивное решение, при этом оставаться в адекватном состоянии. Отличная результативность высококлассной работы пожарно - спасательной службы находиться в прямой зависимости от знаний, навыков приобретённых впоследствии деятельности и так же можно обозначить важным, генетическую обусловленность сотрудника.
Актуальность проблемы: Как ее обосновывают сами исследователи: «Сегодня актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта в России.» [6].
На сегодняшний день почти нет эмперических исследований, с целью изучения эмоциональной компетенции. В школьной программе эмоциональным навыкам внимание почти не уделяется. А эмоциональный интеллект напрямую влияет на контроль своих эмоций. Что в свою очередь может спровоцировать различного рода проекции.
Для наилучшего результата в профессиональных достижениях и продуктивность действий сотрудников МЧС возникает потребность диагностике эмоциональную сферу личности пожарно-спасательной службы МЧС с целью выявления сторон эмоциональной направленности, которые нуждаются в развитии или коррекции.
Целью нашего эмпирического исследования стало: Выявление возможности развития эмоционального интеллекта набором упражнений когнитивного подхода. Когнитивно-поведенческие направление в психологическом консультировании могут восприниматься как лечебно-профилактические средства консультировании, которые являются конгитивными средствами самовоздействия. Когнитивный подход вначале направлен на снятие симптома включая проблемное поведение и логические искажения но конечной целью является устранение систематических предубеждений в мышлении.
Объект исследования: Особенности эмоциональной сферы личности.
Предмет исследования: Особенности эмоционального интеллекта сотрудников МЧС.
Гипотеза: Уровень эмоционального интеллекта сотрудников МЧС можно повысить путем набором упражнений когнитивного подхода.
С учетом цели и гипотезы исследования, в рамках курсовой работы предполагается обозначить решение следующих задач:
1) Провести анализ специальной психологической, научной
литературы по проблеме исследования.
2) Составить план организации психологического исследования.
3) Апробировать программу психокоррекционных воздействий.
4) Повторное тестирование всех участников.
5) Сравнение результатов первичного и вторичного тестирования.
Теоретико-методологическую базу составили:
- Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо. Эмоциональный интеллект.
- Дэниел Г оулман. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить чем IQ.
Методологическую основу исследования составили:
- Опросник «Эмоциональный интеллект» Н. Холла.
- Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В.Люсин)
Критерием выбора респондентов: Выборка респондентов из 30 человек сотрудников МЧС. В нашей работе мы рассматривали результаты двух опросников по 30 человек, полученные при проведении исследования по каждому респонденту. Была сформирована из генеральной совокупности на основе критерий репрезантивности (наименьшие показатели по основному признаку) экспериментальная группа, включающая 14 человек. С этой группой было проведено 6 консультативных встреч. Встречи проходили на протяжении 3 недель, два раза в неделю по 1,5-2 часа, в формате группового консультирования. Участники, не вошедшие в экспериментальную группу, образовали контрольную группу.
Статистический анализ полученных результатов начального и повторного тестирования дает нам основание оценить, насколько эффективен метод когнитивно-поведенческие терапии в консультативном процессе, с точки зрения развития эмоционального интеллекта. Оценка проводилась с помощью T- критерия Вилкоксона, так как у нас 2 связанные выборки и нам необходимо оценка сдвигов в уровне исследуемого признака.
По завершению работы, целью которой было повысить уровень эмоционального интеллекта сотрудников МЧС путем осуществления определенных когнитивно-поведенческой терапии. В процессе работы были решены все задачи:
1) Провести анализ специальной психологической, научной
литературы по проблеме исследования.
Проведение изученной литературы показали что профессиональные качества в общем, понимаются как совокупность психических свойств личности, а так же целый ряд физических и физиологических свойств человека, определяющий успех в профессиональной деятельности. Для каждой работы комплекс профессионально важных качеств специфичен по составу, по степени выраженности, по нраву связи меж ними.
Работа сотрудников МЧС связана с огромным риском, эмоциональным напряжением, большими физическими и психологическими нагрузками. В связи с этим профессиональная работа пожарного-спасателя должен владеть целым комплексом ПВК: эмоциональная стабильность, маленький уровень тревожности, адекватная самооценка, готовность к риску. Не считая этого для действенной работы должен быть на высоком уровне развит: интеллектуальные возможности, техническое мышление, память, внимание.
2) Составить план организации психологического исследования.
Проведена диагностика эмоциональной сферы пожарных-работников спасательной службы МЧС. Установлены последующие индивидуальности их развития. Хочется отметить, что в нашей выборке испытуемых с более развитым эмоциональным интеллектом, нужные в профессиональной работе пожарных-работников спасательной службы, составляет больший процент чем с низким уровнем эмоционального интеллекта. Однако по показателям самоконтроля отмечается, развиты не на должном уровне. Чрезвычайно разнородны показатели скорости переключения внимания (от высочайшей скорости до очень низкой.)
3) Апробировать программу психокоррекционных воздействий.
В связи с плодами диагностики профессиональных качеств и свойств пожарных-работников спасательной службы для психолога МЧС разработаны советы, в которых учтено каждое изучаемое качество в отдельности, т. к. маленький уровень развития того либо другого качества может иметь связь как с персональными чертами пожарного-спасателя, так и с недостающим отдыхом и эмоциональной диградацией.
5) Сравнение результатов первичного и вторичного тестирования.
В итоге, задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены, цель достигнута. Гипотеза подтвердилась, конечно, в числе профессиональных принципиальных свойств сотрудника МЧС нужна эмоциональная стабильность, маленький уровень тревожности, развитое техническое мышление, высочайший уровень памяти и внимания.
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы: Ильиным высказывается такая точка зрения, что вести речь о настоящей эмоциональной стойкости можно тогда, когда имеется возможность определения, можно так же брать в расчет, что «общая» эмоциональная стойкость отсутствует. Эта стойкость будет различна по отношению к разным эмоциональным факторам. Отталкиваясь от этого, было бы более правильным вести речь не об эмоциональной стойкости, а про то, как та либо другая личность устойчива к определенному эмоциональному потрясению. Это и будет являться корнет эмоционального интеллекта.
Для наилучшего результата в профессиональных достижениях и продуктивность действий сотрудников МЧС возникает потребность диагностике эмоциональную сферу личности пожарно-спасательной службы МЧС с целью выявления сторон эмоциональной направленности, которые нуждаются в развитии или коррекции.
Изучая индивидуальности того, как эмоционально стойкость работников спасательной службы, проявляющее конкретное участие в действиях, которые связаны с ликвидацией последствий экстренных ситуаций. Оказывает влияние на то, как исполняют они обязанности, можно прийти к выводу, про наличие профессиональных познаний, умений и способностей, убежденности внутри себя, стабильности психологических состояний, эмоциональная стойкости к риску и принятие его, высочайшей степени саморегуляции, в общей сложности, представляют собой базы важных свойств психики, которыми должен владеть специалисты кто поступил или будет поступать на службу в МЧС.
По итогам проведения изучения теоретических положений, также отталкиваясь от приобретенных в итоге исследования знаний, предлагается. Что психологическое обеспечение подготовки, соответствовавших уровню, которым должен владеть личный состав спасательных формирований, чтоб они могли производить, необходимы действия в экстремальных ситуациях. Моделью определяется организацией, также методика, на базе которой производится проведение системы мероприятий, которые направлены на то, чтоб развить и усовершенствовать эмоционально - волевую стойкость служащих.
В ходе воплощения когнитивно-поведенческие упражнения проводилось исследование того, как оказывает влияние мотивирования на то, как развивается эмоциональная компетентность работников. Было выяснено, как составляющие к предлагаемой программе оказывает воздействие на то, развивается ли эмоциональная компетентность, также происходит ли развитие главных компонентов, которыми характеризуются познания и умения служащих в итоге использования мотивированной программы, когнитивно - поведенческие терапии. Было получены сведения,
что наличие выраженной эмоциональная компетентность содействует образованию нужного адаптационного потенциала, выступающего как принципиальное условие для действенной работы специалиста.
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета/ 2016
Издательство: Никея
2. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб.: Питер, 2014. - 240 с.
3. Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи.//Вопросы психологии, №1/2016. С. 7-9.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига: Знание, 2014. - 185 с.
5. Бурлачук Л., Морозов С. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2013. - 528 с.
6. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций.//Психология эмоций. - М.: Наука, 2014. - 520 с.
7. Вилюнас В.К. Перспективы развития психологии эмоций.// Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 2015. - 110 с.
8. Выготский Л.С. Учение об эмоциях.//Собр. Соч. - М.: Наука, 2015. - Т.4. - 318 с.
9. Глас Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Наука, 2014. - 110 с.
10. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб.: Питер, 2014. - 558 с.
11. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2015. - 195 с.
12. Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо. Эмоциональный интеллект (MSCEIT v. 2.0).
13. Джемс У. Что такое эмоцияю. Психология эмоций. - М.: Арко, 2015. - 520 с.а
14. Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Перевод на русский язык, издание на русском языке. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015г.
15. Ермолаева Е. П. «Психология социальной реализации профессионала» Издательство: "Институт психологии РАН" (2018)
16. Захарова Л. Н. Понимать друг друга. - М.: Московский рабочий, 2014.
17. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2015. - 285 с.
18. Кеннон В. Физиология эмоций. - Л.: Нева, 2014. - 115 с.
19. Клапаред Э. Чувства и эмоции.//Психология эмоций. - М.: Наука, 2015. - 520 с.
20. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2015. - 992 с.
21. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Наука, 2014. - 280 с.
22. Лук А.Н. Эмоции и чувства. - М.: Знания, 2015. - 220 с.
23. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. - М.: Просвещение, 2014. - 95 с.
24. Мак-Дуггал У. Развитие эмоций и чувств.//Психология эмоций. - М.: Наука, 2014. - 520 с.
25. Маркова А. К. Психология профессионализма Юрайт-Издат: Бакалавр
26. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / 2015 - 656с. Издательство АСТ.
27. Текущий документ не содержит ис1. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 2014. - 280 с.
28. Тюгашев Е. А., Философия ООО «Издательство Юрайт» 2016г. - 40с
29. https:ZZcyberlenmka.ru/articleZnZosobennosti-emotsionalnogo-intellekta-v- podrostkovom-vozraste-2ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. Иванова Екатерина Сергеевна. 2011г.
30. https://docviewer.yandex.ru/view/Сравнительный анализ результатов диагностики самооценки и объективных показателей эмоционального интеллекта А. М. Белобородов, Е. С. Ивановаточников. держит источников.