Российско-турецкие отношения в конце XX - начале XXI вв
|
Введение 3
Глава 1. Российская Федерация и Турецкая Республика в современном
мире 9
1.1. Основные параметры современной системы международных
отношений 9
1.2. Геополитическая характеристика Российской Федерации и Турецкой
Республики 18
1.3. Концептуальные основы российско-турецких отношений 32
Глава 2. Основные направления сотрудничества Российской Федерации и Турецкой Республики в конце XX - XXI вв 42
2.1. Политическое, энергетическое и экономическое сотрудничество РФ и
Турции 42
2.2. Взаимоотношения России и Турции в сферах туризма, культуры и
образования 53
2.3. Перспективы развития российско-турецких отношений 62
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Приложения 88
Глава 1. Российская Федерация и Турецкая Республика в современном
мире 9
1.1. Основные параметры современной системы международных
отношений 9
1.2. Геополитическая характеристика Российской Федерации и Турецкой
Республики 18
1.3. Концептуальные основы российско-турецких отношений 32
Глава 2. Основные направления сотрудничества Российской Федерации и Турецкой Республики в конце XX - XXI вв 42
2.1. Политическое, энергетическое и экономическое сотрудничество РФ и
Турции 42
2.2. Взаимоотношения России и Турции в сферах туризма, культуры и
образования 53
2.3. Перспективы развития российско-турецких отношений 62
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Приложения 88
В настоящее время проблема изучения внешней политики Турецкой Республики по отношению к Российской Федерации является достаточно актуальной темой. Современная политика данного государства неоднозначна, непредсказуема, а иногда необъяснима. Сотрудничество, конфликты, вновь дружеские отношения - данное непостоянство вызывает определенные сомнения в дружественных намерениях государства, тем самым Турция теряет доверие в Ближневосточном регионе. По этим причинам данная тема заставляет проявить огромный интерес к изучению причин такого поведения в исторических корнях Турецкой Республики.
Стоит отметить, что данное государство обладает уникальным географическим положением, но, не смотря на эту особенность, испытывает сложности с собственными военными и экономическими ресурсами. Также отсутствие месторождений нефти и затрудненное развитие тяжёлой индустрии, как следствие отсутствие собственного военно-промышленного комплекса, делают Турецкую Республику зависимой от импорта вооружений и сотрудничества с экономически развитыми странами не только в своем регионе, но и по всему миру.
Турция в послевоенное время являлась стратегическим сторонником и союзником Соединенных Штатов Америки и западного мира, в целом, также ориентируясь и на европейские страны. В 1952 г. она вступила в НАТО, и до сегодняшнего момента фактически сохраняет свое присутствие в данном блоке, что ставит под вопрос доверительные отношения именно с Российской Федерацией.
Несмотря на это, от сотрудничества с Россией Турецкая Республика получает существенные дивиденды, которые ей так важны. Успешно реализуются такие энергетические проекты, строительство АЭС «Аккую» и проект «Турецкого потока». Помимо этого, Турция в ближайшее время планирует закупку мощнейшего вооружения у Российской Федерации, что приводит к некоторым конфликтам в диалоге с западной стороной. Такое положение ситуации говорит о том, что Турецкая Республика постепенно разворачивает свой внешнеполитический курс в противоположную сторону, тем самым еще больше доказывая союзникам, что ей можно доверять.
Также большой интерес к изучению вызывают перспективы российско- турецких отношений. В связи с таким непостоянством внешнеполитических ценностей Турецкой Республики, несостоятельность концепций А. Давутоглу приводят её к еще большим сложностям ведения стратегических действий на Ближнем востоке и в мире в целом.
Объектом исследования в данной работе будут международные отношения в Европе в постбиполярный период.
Предметом исследования являются отношения между Россией и Турцией с 1991 г. по настоящее время.
Территориальные и хронологические рамки исследования.
Основное внимание в исследовании отношений двух государств - Турции и России, уделяется периоду с 1991, а именно с момента распада СССР, по 2018 гг. После распада Советского Союза России пришлось вновь налаживать все взаимоотношения, как фактически, так и документально. Турция оказывала необходимую экономическую помощь. С этих времен и начался её разворот внешней политики от Запада в сторону России. Также интересы обеих стран соприкасаются в Ближневосточном регионе. Они характеризуются проявлением лидерских амбциций для училения влияния в данном регионе.
Степень изученности темы. Историография внешней политики Турции и России представлена в трудах современных авторов, российскими, западными и турецкими исследователями, политологами и дипломатами.
Российский исследователь А.Д. Богатуров занимался изучением внешней политики России и современных глобальных проблем, а Российский политолог, доктор политических наук, Николай Баранов и В.Г. Барановский изучали основные параметры современной системы международных отношений и ее трансформацию в начале XXI в.
Британско-канадский политолог Барри Бузан в рамках английской школы изучал теорию и социальную структуру глобализации. А американский профессор политических наук Джеймс Розенау изучал глобализационные процессы. Также трансформацию государственных функций в условиях глобализации изучала историк Т.А. Васильева.
Российский политолог и историк В.И. Мизин описал новые аспекты стратегии национальной безопасности России. Актуальные вопросы геополитики современной России изучала кандидат политических наук Л.М. Мусина. А. Бовдунов рассуждал о возможностях угрозы военного конфликта между НАТО и Россией. А о проблемах национальной безопасности Турции рассуждал турецкий журналист Tuncay Mollaveisoglu.
Изучением геополитики Османской империи занимались еще в конце XIX-начале XX в. такие мыслители, как Джон Маккиндер в своей работе «Географическая ось истории». Его последователь - известный американский геополитик Николас Спикман считал географическое положение Турции уникальным, а также важнейшим пунктом в отношении взаимодействующих государств, называемым контактной зоной.
Отечественные авторы А.А. Сотниченко и А.Г. Дугин также занимались исследованием особенного геополитического положения Турецкой республики...
Стоит отметить, что данное государство обладает уникальным географическим положением, но, не смотря на эту особенность, испытывает сложности с собственными военными и экономическими ресурсами. Также отсутствие месторождений нефти и затрудненное развитие тяжёлой индустрии, как следствие отсутствие собственного военно-промышленного комплекса, делают Турецкую Республику зависимой от импорта вооружений и сотрудничества с экономически развитыми странами не только в своем регионе, но и по всему миру.
Турция в послевоенное время являлась стратегическим сторонником и союзником Соединенных Штатов Америки и западного мира, в целом, также ориентируясь и на европейские страны. В 1952 г. она вступила в НАТО, и до сегодняшнего момента фактически сохраняет свое присутствие в данном блоке, что ставит под вопрос доверительные отношения именно с Российской Федерацией.
Несмотря на это, от сотрудничества с Россией Турецкая Республика получает существенные дивиденды, которые ей так важны. Успешно реализуются такие энергетические проекты, строительство АЭС «Аккую» и проект «Турецкого потока». Помимо этого, Турция в ближайшее время планирует закупку мощнейшего вооружения у Российской Федерации, что приводит к некоторым конфликтам в диалоге с западной стороной. Такое положение ситуации говорит о том, что Турецкая Республика постепенно разворачивает свой внешнеполитический курс в противоположную сторону, тем самым еще больше доказывая союзникам, что ей можно доверять.
Также большой интерес к изучению вызывают перспективы российско- турецких отношений. В связи с таким непостоянством внешнеполитических ценностей Турецкой Республики, несостоятельность концепций А. Давутоглу приводят её к еще большим сложностям ведения стратегических действий на Ближнем востоке и в мире в целом.
Объектом исследования в данной работе будут международные отношения в Европе в постбиполярный период.
Предметом исследования являются отношения между Россией и Турцией с 1991 г. по настоящее время.
Территориальные и хронологические рамки исследования.
Основное внимание в исследовании отношений двух государств - Турции и России, уделяется периоду с 1991, а именно с момента распада СССР, по 2018 гг. После распада Советского Союза России пришлось вновь налаживать все взаимоотношения, как фактически, так и документально. Турция оказывала необходимую экономическую помощь. С этих времен и начался её разворот внешней политики от Запада в сторону России. Также интересы обеих стран соприкасаются в Ближневосточном регионе. Они характеризуются проявлением лидерских амбциций для училения влияния в данном регионе.
Степень изученности темы. Историография внешней политики Турции и России представлена в трудах современных авторов, российскими, западными и турецкими исследователями, политологами и дипломатами.
Российский исследователь А.Д. Богатуров занимался изучением внешней политики России и современных глобальных проблем, а Российский политолог, доктор политических наук, Николай Баранов и В.Г. Барановский изучали основные параметры современной системы международных отношений и ее трансформацию в начале XXI в.
Британско-канадский политолог Барри Бузан в рамках английской школы изучал теорию и социальную структуру глобализации. А американский профессор политических наук Джеймс Розенау изучал глобализационные процессы. Также трансформацию государственных функций в условиях глобализации изучала историк Т.А. Васильева.
Российский политолог и историк В.И. Мизин описал новые аспекты стратегии национальной безопасности России. Актуальные вопросы геополитики современной России изучала кандидат политических наук Л.М. Мусина. А. Бовдунов рассуждал о возможностях угрозы военного конфликта между НАТО и Россией. А о проблемах национальной безопасности Турции рассуждал турецкий журналист Tuncay Mollaveisoglu.
Изучением геополитики Османской империи занимались еще в конце XIX-начале XX в. такие мыслители, как Джон Маккиндер в своей работе «Географическая ось истории». Его последователь - известный американский геополитик Николас Спикман считал географическое положение Турции уникальным, а также важнейшим пунктом в отношении взаимодействующих государств, называемым контактной зоной.
Отечественные авторы А.А. Сотниченко и А.Г. Дугин также занимались исследованием особенного геополитического положения Турецкой республики...
В ходе данного исследования рассматривались отношения между Россией и Турцией в современной системе международных отношений. Было обозначено понятие постбиполярной системы международных отношений, причины ее формирования, а также её особенности. Описана геополитическая характеристика Турецкой Республики и геополитическая характеристика Российской Федерации. Были определены концептуальные основы российско- турецких отношений, их правовая база. Исследовались дипломатические, экономические и энергетические отношения между Россией и Турцией, а также российско-турецкие отношения в сфере туризма, культуры и образования. Была произведена оценка перспектив развития российско- турецких отношений, а также раскрыты их внешнеполитические цели.
Россию и Турцию объединяют географическое положение: обе страны находятся на обеих частях континента. Также у государств схожие процессы развития: от империй - через революции и гражданские войны. При этом геополитическая составляющая, а именно конкуренция в регионах своих интересов была и является неотъемлемой частью российско-турецких отношений во времена всех процессов развития сотрудничества.
Отношения России и Турции в исследуемый период практически на протяжении всех 30 лет носили дружественный характер. Исключением стал инцидент со сбитым российским бомбардировщиком Су-24 в 2015 г. Но спустя всего полгода оба государства начали восстановление всех связей, и уже сегодня мы можем увидеть полноценный разносторонний диалог обеих стран.
Последнее тридцатилетие условно можно разделить на три этапа:
1. С момента распада СССР до начала президентского срока В.В. Путина - период характерен лишь экономическим сотрудничеством между странами, а также экономической взаимопомощью Турецкой Республики в связи со становлением нового государства - Российская Федерация. С распадом СССР отношения между Россией и Турцией также характеризовались попытками Турции усилить своё влияние на новые независимые государства, что привело к определенной конфронтации на постсоветском пространстве.
2. С начала XXI в. по 2011 г. - сотрудничество России и Турции
является более разноплановым. Основное качество
взаимоотношений - энергетическое сотрудничество, которое является приоритетным для обеих стран. Также активно развивается торгово-экономическое сотрудничество, гуманитарное и даже сотрудничество в вопросах безопасности, что показало способность России и Турции находить точки соприкосновения в тех областях схожих интересов. Однако разрыв торгово-экономических связей и угроза заморозки таких крупных энергетических проектов как АЭС «Аккую» и «Турецкий поток» после событий 2015 г., показал неспособность существующих договорённостей в экономической сфере противостоять политическим потрясениям. Определенно это связано с отсутствием взаимного доверия.
3. С 2011 г. начало проявляться столкновение российско-турецких интересов на Ближнем Востоке. Желание Турецкой Республики установить ведущие позиции на территориях бывшей Османской Империи, и вовлечённость России в региональные процессы привели к новой трансформации двусторонних отношений. И несмотря на то, что сегодня позиции ТР и РФ относительно схожи, любая дестабилизация обстановки в регионе может разжечь новый конфликт и затянувшийся кризис в отношениях.
Однако на сегодняшний день существуют и серьезные вопросы в дружественных намерениях Турции. Например, энергетическое сотрудничество показывает противоречия, которые ярче всего проявляются в конкурентных проектах по транспортировке энергоресурсов в обход России.
Турция в них принимает полноценное участие и делает активные шаги для их реализации.
Также в результате изучения внешнеполитических документов и официальных выступлений на высшем уровне были определены следующие интересы и разногласия между Россией и Турцией:
Интересы России:
• Обеспечение устойчивости системы МО и международного права, предотвращение смены режимов и интервенций без согласия Совета Безопасности ООН или официальных просьб властей государств;
• Обеспечение внутренней стабильности в регионе;
• Наращивание влияния как в регионе, так и в мире;
• Поддержка дружественных режимов, создание и развитие долгосрочных геополитических альянсов;
• Обеспечение своего военного присутствия, мирное урегулирование сирийского конфликта;
• Укрепление дружественных отношений и сотрудничество с некоторыми странами Ближнего Востока;
• Более выгодный экспорт энергоресурсов, развитие новых проектов.
• Экспорт военного вооружения;
• Инвестирование со стороны экономически сильных государств в экономику России.
Интересы Турции:
• Ведение независимой внешней политики;
• Установление регионального лидерства на территориях бывшей Османской Империи и укрепление своих позиций в соседних регионах;
• Расширение границ за счёт Сирии и Ирака по турецкому «Национальному пакту» 1920 г.;
• Нейтрализация угроз, исходящих от курдского народа, недопущение создания государственных образований;
• Налаживание сотрудничества со странами региона в торговоэкономической, культурно-гуманитарной и социальной сферах, а также включение государств региона в интеграционные процессы.
В результате исследования можно сделать вывод о том, что сложная геополитическая ситуация, а также политические и экономические интересы могут стать гарантом продолжения трансформации российско-турецких отношений в положительную сторону и в ближайшем будущем.
Наличие большого количества договоров и соглашений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой помогло лучше определить приоритетные сферы сотрудничества и проблемные вопросы, которые в последствии будут создавать основу для новых соглашений и, тем самым, способствуя углублению и диверсификации взаимоотношений.
Анализ российско-турецкого сотрудничества показал, что исторической особенностью этих отношений является волнообразный характер или траекторию синусоиды, то есть на протяжении всего времени прослеживалось отсутствие стабильного и поступательного развития диалога.
Несмотря на это, перспективы развития отношений обеих стран больше положительные, нежели плачевные. Надежда на тесное сотрудничество и общие интересы присутствуют с обеих сторон. Конечно, доля определенных сомнений в целесообразности такого доверительного диалога присутствует, ведь политика Эрдогана достаточно резка и непредсказуема, а российская сторона старается относиться максимально лояльно и прагматично ко всем возникающим перед ней вызовам.
Россию и Турцию объединяют географическое положение: обе страны находятся на обеих частях континента. Также у государств схожие процессы развития: от империй - через революции и гражданские войны. При этом геополитическая составляющая, а именно конкуренция в регионах своих интересов была и является неотъемлемой частью российско-турецких отношений во времена всех процессов развития сотрудничества.
Отношения России и Турции в исследуемый период практически на протяжении всех 30 лет носили дружественный характер. Исключением стал инцидент со сбитым российским бомбардировщиком Су-24 в 2015 г. Но спустя всего полгода оба государства начали восстановление всех связей, и уже сегодня мы можем увидеть полноценный разносторонний диалог обеих стран.
Последнее тридцатилетие условно можно разделить на три этапа:
1. С момента распада СССР до начала президентского срока В.В. Путина - период характерен лишь экономическим сотрудничеством между странами, а также экономической взаимопомощью Турецкой Республики в связи со становлением нового государства - Российская Федерация. С распадом СССР отношения между Россией и Турцией также характеризовались попытками Турции усилить своё влияние на новые независимые государства, что привело к определенной конфронтации на постсоветском пространстве.
2. С начала XXI в. по 2011 г. - сотрудничество России и Турции
является более разноплановым. Основное качество
взаимоотношений - энергетическое сотрудничество, которое является приоритетным для обеих стран. Также активно развивается торгово-экономическое сотрудничество, гуманитарное и даже сотрудничество в вопросах безопасности, что показало способность России и Турции находить точки соприкосновения в тех областях схожих интересов. Однако разрыв торгово-экономических связей и угроза заморозки таких крупных энергетических проектов как АЭС «Аккую» и «Турецкий поток» после событий 2015 г., показал неспособность существующих договорённостей в экономической сфере противостоять политическим потрясениям. Определенно это связано с отсутствием взаимного доверия.
3. С 2011 г. начало проявляться столкновение российско-турецких интересов на Ближнем Востоке. Желание Турецкой Республики установить ведущие позиции на территориях бывшей Османской Империи, и вовлечённость России в региональные процессы привели к новой трансформации двусторонних отношений. И несмотря на то, что сегодня позиции ТР и РФ относительно схожи, любая дестабилизация обстановки в регионе может разжечь новый конфликт и затянувшийся кризис в отношениях.
Однако на сегодняшний день существуют и серьезные вопросы в дружественных намерениях Турции. Например, энергетическое сотрудничество показывает противоречия, которые ярче всего проявляются в конкурентных проектах по транспортировке энергоресурсов в обход России.
Турция в них принимает полноценное участие и делает активные шаги для их реализации.
Также в результате изучения внешнеполитических документов и официальных выступлений на высшем уровне были определены следующие интересы и разногласия между Россией и Турцией:
Интересы России:
• Обеспечение устойчивости системы МО и международного права, предотвращение смены режимов и интервенций без согласия Совета Безопасности ООН или официальных просьб властей государств;
• Обеспечение внутренней стабильности в регионе;
• Наращивание влияния как в регионе, так и в мире;
• Поддержка дружественных режимов, создание и развитие долгосрочных геополитических альянсов;
• Обеспечение своего военного присутствия, мирное урегулирование сирийского конфликта;
• Укрепление дружественных отношений и сотрудничество с некоторыми странами Ближнего Востока;
• Более выгодный экспорт энергоресурсов, развитие новых проектов.
• Экспорт военного вооружения;
• Инвестирование со стороны экономически сильных государств в экономику России.
Интересы Турции:
• Ведение независимой внешней политики;
• Установление регионального лидерства на территориях бывшей Османской Империи и укрепление своих позиций в соседних регионах;
• Расширение границ за счёт Сирии и Ирака по турецкому «Национальному пакту» 1920 г.;
• Нейтрализация угроз, исходящих от курдского народа, недопущение создания государственных образований;
• Налаживание сотрудничества со странами региона в торговоэкономической, культурно-гуманитарной и социальной сферах, а также включение государств региона в интеграционные процессы.
В результате исследования можно сделать вывод о том, что сложная геополитическая ситуация, а также политические и экономические интересы могут стать гарантом продолжения трансформации российско-турецких отношений в положительную сторону и в ближайшем будущем.
Наличие большого количества договоров и соглашений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой помогло лучше определить приоритетные сферы сотрудничества и проблемные вопросы, которые в последствии будут создавать основу для новых соглашений и, тем самым, способствуя углублению и диверсификации взаимоотношений.
Анализ российско-турецкого сотрудничества показал, что исторической особенностью этих отношений является волнообразный характер или траекторию синусоиды, то есть на протяжении всего времени прослеживалось отсутствие стабильного и поступательного развития диалога.
Несмотря на это, перспективы развития отношений обеих стран больше положительные, нежели плачевные. Надежда на тесное сотрудничество и общие интересы присутствуют с обеих сторон. Конечно, доля определенных сомнений в целесообразности такого доверительного диалога присутствует, ведь политика Эрдогана достаточно резка и непредсказуема, а российская сторона старается относиться максимально лояльно и прагматично ко всем возникающим перед ней вызовам.
Подобные работы
- Курдский фактор во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI вв.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - РОССИЯ - ТУРЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В
КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Система международных экономических отношений Турции на современном этапе (2008-2018 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЕС КАК ФАКТОР
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОН.ХХ - НАЧ. XXI
ВВ.: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Особенности, проблемы и кризисные явления в российско-турецком взаимодействии, их влияние на состояние двусторонних отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Взаимоотношения России и Турции на рубеже 20-21 веков: проблемы и
перспективы развития
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Особенности американо-турецких отношений в период президентства Д. Трампа (2017-2021 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТУРЕЦКОЙ
РЕСПУБЛИКОЙ И РФ (1991-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017





