Введение 3
Глава 1. Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки в современной системе международных отношений 8
1.1. Современная система международных отношений: общая
характеристика 8
1.2. Геополитическое положение РФ и США 19
1.3. Эволюция развития российско- американских отношений в конце XX -
начале XXI вв 33
Глава 2. Анализ основных направлений российско-американских отношений в конце XX - начале XXI вв 45
2.1. Тенденции развития российско-американских отношений в конце XX -
начале XXI вв 45
2.2. Прогноз развития российско-американских отношений до 2025 года:
ситуационный анализ 60
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
Приложения 86
После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-правопреемником Советского Союза и, таким образом, унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН.
Распад Советского Союза, экономический, социальный и политический кризис в России, а также резкое падение ее международного влияния и военно-политического потенциала привело к тому, что США стали единственным мировым лидером. Многие политические эксперты считают, что этот период ослабления России стал причиной её многочисленных уступок и неудач в дипломатических вопросах.
В настоящее время, несмотря на то, что Россия и США уже не представляют реальной обоюдной угрозы, они так и не стали союзниками в решении общих проблем, которые стоят перед каждой из стран. Поверхностный характер российско-американских связей привел к тому, что заинтересованными в их развитии остались, по сути, только лидеры обеих стран и некоторые правительственные чиновники.
Отношения между двумя странами продолжают страдать от взаимного недоверия. Лучший способ его преодоления - открытое сотрудничество по конкретным вопросам, которые стороны считают отвечающими взаимным интересам.
После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года в мире начала складываться новая обстановка, что заметно изменило контекст российско-американских отношений.
Если судить по внешним признакам, эти отношения серьезно улучшились. Россия и США впервые после Второй мировой войны находились в одной коалиции и боролись против общего врага. Между ними происходило взаимодействие, которое казалось гораздо более тесным и глубоким, чем взаимодействие России и США со своими союзниками по НАТО и Договору о коллективной безопасности.
Однако за этим внешним улучшением нельзя было не видеть и того, что политика США в отношении России, по сути, не изменилась и ни одна проблем не решена.
В проведении долгосрочной кампании против международного терроризма обойтись без России американцам оказалось весьма сложно. Кризис показал, что в районе Центральной Азии ни одно государство не обладает такими политическими и военно-техническими возможностями, как Россия. Сотрудничество с ней, ее поддержка для США оказались незаменимыми. Однако пока такое сотрудничество не носит равноправного характера.
Под знаменем борьбы с терроризмом США осуществили очередное крупное геополитическое наступление, прежде всего в Центральной Азии и на Кавказе - регионах, которые Россия ранее объявила зонами своих жизненно важных интересов. Причем произошло это наступление при молчаливом согласии Москвы. В результате антитеррористической операции Россия потеряла важные инструменты международного влияния, связанные как с Договором о коллективной безопасности, так и с шанхайской «шестеркой» - эти механизмы оказались невостребованными и сейчас фактически рассыпаются.
В области политической США подтвердили свое нежелание считаться с интересами России. По-прежнему форсируются планы расширения НАТО. России отводится в лучшем случае роль младшего партнера в решении не только глобальных, но даже региональных вопросов международной безопасности.
Актуальность данной работы состоит в прогнозировании развития российско- американских отношений.
Объектом данного исследования являются политические взаимоотношения РФ и Соединенных Штатов Америки в конце XX- начале XXI вв.
Предметом исследования являются роль и место отношений РФ и США во внешней политике РФ и США на рубеже XX - XXI вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная с 1991 и до 2018 года, так как в рассматриваемый период отношения России и США имели кардинальные повороты, как в позитивные стороны, так и негативные, во многом это связано с распадом Советского союза и появлением на его месте 15 самостоятельных государств.
Территориальные рамки исследования. Рассматриваются процессы на территории РФ, США и их союзников.
Степень изученности темы. При написании работы были привлечены различные источники, которые, в свою очередь, можно подразделить на публикации официальных документов и выступлений, официальные сайты министерств и ведомств, доклады официальных лиц. Для полноты исследования и сравнения были использованы официальные документы.
В литературе проблема российско- американских отношений активно изучается. Систему современных международных отношений рассматривали такие авторы, как В.Л. Иноземцев, В.Н. Коновалов, П.А. Цыганков, и многие другие.
Геополитическим положением США и России занимались такие ученые как В.Г. Андреев, А.П. Кудинов, И.И. Санжаревский, А.В. Шалак.
Эволюцию развития российско- американских отношений изучали А.С. Маникин, П. Наливайко, С. Ознобищев, И. Юргенс.
Тенденции развития российско - американских отношений изучали Д.А. Володин, А.Г. Савойский, А.П. Стародубов, Т.А. Шаклеина.
Таким, образом, сегодня существует довольно большой список литературы, посвященной анализу различных аспектов внешней политический процессов между РФ и США. Вместе с тем, в настоящее время все еще мало работ, посвященных комплексному осмыслению перспективы развития и определений проблем в условиях постбиполярной системы международных отношений.
Цель: изучив особенности внешней политики РФ и США в
постбиполярный период и определив проблемы сотрудничества, сделать прогноз развития российско-американских отношений до 2025 года.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить современную систему международных отношений: Россия и США на мировой арене.
2. Рассмотреть геополитическое положении РФ и США.
3. Проследить эволюцию развития российско-американских отношений в конце XX - начале XXI вв.
4. Проанализировать основные тенденции развития российско- американских отношений.
5. Спрогнозировать развитие российско-американских отношений до 2025 г.
Источниковую базу исследования представляют различные документы, регулирующие отношения России и США, среди них: «Декларация о новых отношениях между РФ и США 1992 года», «Хартия российско-американского партнёрства и дружбы», рамочный документ программы «Партнерство ради мира» и другие.
Методы исследования. Основой исследования являются общенаучные методы (анализ, сравнение, аналогия). При написании эмпирической части работы был использован метод прогнозирования, описания, ситуационный и контент - анализ.
Совокупность данных методов помогает подробно изучить рассматриваемую тему, выявить ее особенности, а так же спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Структура дипломной работы соответствует логике исследования. Состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматривается современная система международных отношений, геополитическое положение РФ и США, рассмотрена эволюция российско-американских отношений в постбиполярный период
международных отношений.
Во второй главе рассмотрены основные тенденции развития отношений РФ и Америки, а так же проведен анализ ситуации между РФ и США в текущий момент, и сделан прогноз развития отношений двух стран до 2025 года.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были изучены понятия: международные отношения, система международных отношений, геополитика. Были рассмотрены международные отношения между Россией и США в современной системе международных отношений, а так же дан прогноз их дальнейшего развития.
В работе за основу было взято определение международных отношений, данное Иноземцевым В.Г. : «международные отношения» это — «совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и различными общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова» [Иноземцев В.Г. 1978. С. 11].
Были рассмотрены такие системы международных отношений как:
• Вестфальская система международных отношений.
• Венская система международных отношений.
• Версальско-Вашингтонская система.
• Ялтинско-Потсдамская международных отношений.
• Постбиполярная система международных отношений.
Также были определены основные характеристики современной системы международных отношений: отсутствие четкой договорной базы, многополярность, геополитический центр тяжести сместился в направлении Восток/Азия, глобализация, рост региональной и глобальной нестабильности, упадок устоев Вестфальской системы МО.
Рассмотрев геополитику РФ и США, мы сделали вывод, что на данном этапе развития по совокупной геополитической мощи Россия уступает практически всем глобальным центрам силы. Таким образом, ей остается выбор в пользу позиционной стратегии, состоящей в конкретном российском случае из удержания максимального числа стран СНГ в орбите российского притяжения. Важны материальные связи и зависимости — сохранение оставшихся и развитие новых экономических контактов России с государствами СНГ, поощрение инвестиций СНГ в России, а также развитие широкой Россия-центристской военной кооперации в пространстве Содружества.
Рассматривая эволюцию российско- американских отношений мы выделили основные этапы взаимодействия двух стран (Приложение 4), которые связаны с нахождением во главе США разных политических лидеров:
1. Президент Билл Клинтон (1993- 2001).
2. Президент Джордж Буш- младший (2001- 2009).
3. Президент Барак Обама (2009- 2017).
4. Президент Дональд Трамп (2017- настоящее время).
Мы пришли к мнению, что отношения РФ с лидерами США развивались примерно по одной схеме: активно велись переговоры и некоторые практические достижения, а затем следовала неизменная стагнация, на которую Кремль реагировал выражением надежды на позитивные перемены при следующем хозяине Белого дома.
Во второй главе мы выявили основные тенденции развития США и РФ в таких направлениях как: экономическое, политическое, военное и борьба с терроризмом, а так же рассмотрели пересечение национальных интересов РФ и США.
Мы пришли к выводу, что наиболее серьезные проблемы сосредоточены в области стратегической стабильности и связанной с ней проблематикой нераспространения ядерного оружия. Менее значимыми являются международно-правовые и энергетические проблемы. Единственным стабилизирующем фактором российско-американских отношений остается система военно-стратегического паритета.
В заключение работы мы провели ситуационный анализ и спрогнозировали развитие российско- американских отношений до 2025 г. Цель ситуационного анализа отношений РФ и США рассмотреть, а так же выявить потенциальные возможности возникновения проблемных ситуаций, а также потенциальные пути решения и возможности оптимизации деятельности политических направлений в развитии и сотрудничестве двух стран.
Проведя ситуационный анализ, мы пришли к выводу, что дальнейшее развитие российско-американских отношений в настоящее время возможно по трем сценариям, которые представлены ниже:
1. Глобальное потепление в отношениях.
Позитивный сценарий является наиболее маловероятным в настоящее время для реализации. Отношения между Россией и США по большей части связаны с вопросами контроля над вооружениями. Без соглашения о ПРО российская сторона не согласится подписать какие-либо новые соглашения о СОА. Поэтому Россия и США должны найти способ решения самых сложных вопросов на субстратегическом уровне.
2. Стагнация двусторонних отношений.
Отношения России и США останутся неизменными. Даже если вновь избранный президент Д. Трамп будет пытаться изменить отношения России и США, политическая элита и бизнес структуры не дадут сделать этого в угоду своих интересов. Данный вариант предусматривает в российско- американских отношениях неизменность и «замораживание» сотрудничества на неопределенный срок. На данный момент этот сценарий самый вероятный.
3. Жесткая конфронтация.
Модель «жесткой конфронтации» предполагает откат результатов «политики перезагрузки», возврат к конфронтационной риторике, а также модернизацию ракетно-ядерного потенциала, как России, так и США, что ведет к повышенному риску региональных конфликтов. Такой сценарий весьма вероятен, что обусловлено следующими факторами:
• Удары по двусторонним отношениям, вызванные критикой Белого дома результатов парламентских и президентских выборов в России;
• Чрезмерно жесткая предвыборная риторика кандидата от
республиканцев Митта Ромни.
• Усиление российско-американского соперничества в
Центральной Азии;
По всем трем сценариям выходит, что США сейчас важно консолидировать свое приобретение Украины, и зафиксировать полученные преимущества в глобальной геополитической конструкции. При этом американцы не намерены выигрывать с Россией, но одновременно проиграть с Китаем.
18. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др.Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир" 2001.
19. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический Проект, 2004. 456 с.
20. Войтоловский Ф. Г. Российско-американские отношения в контексте украинского кризиса: тенденции и перспективы //Пути к миру и безопасности. - 2015. - №. 1. - С. 48.
21. Гриневский О. А. Перелом: от Брежнева к Горбачеву. - ОЛМА Медиа Групп, 2004. С. 63.
22. История международных отношений (1975—1991 гг.): Дубинин Ю. А., Мартынов Б. Ф., Юрьева Т. В. с. 47.
23. Зевелев И. Россия и США в начале нового века: анархия-мать партнерства //ProetContra. - 2002. С. 34.
24. Иванов С. М. Вооружённые конфликты в Сирии и Ираке.Перспективы их разрешения //Научно-аналитический журнал Обозреватель- Observer. - 2017. - №. 3. - С. 14-24.
25. Иноземцев В.Г. В поисках международной стабильности. 1978. С. 11.
26. В.Н. Коновалов Политология. Словарь. — М: РГУ. 2010. с. 12.
27. П.П.Кремнев Распад СССР: международно-правовые проблемы. - Зерцало-М, 2005. С 75.
28. Крутаков Л. Другой мир // Коммерсантъ-власть. 2014. № 44. С. 28-32.
29. Кудинов А. П. Геополитика, геоэкономика, международные
отношения, государственная безопасность. Т. 2: 20-21.11.07, Санкт-
Петербург, Россия. / . СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2008.- 169 с.
30. Лапкин В. В., Пантин В. И. Кризис украинской государственности: политико-правовой, ценностный и геоэкономический аспекты //Внутриполитические процессы в России и Украине и перспективы российско-украинских отношений в период 2014—2020 гг. М.: ИМЭМО РАН, 2014.
31. Малашенко А. В., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. - Гендальф, 2002. С. 32.
32. Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939—1941. c. 376.
33. Наливайко П. Н. Российско-американские отношения на современном этапе: произошла ли «перезагрузка»? // Ойкумена. 2010- № 4
34. Нартов Н.А Геополитика: Учебник.- М.: Юнити, 2000.- 359 с.
35. Ознобищев С. Российско-американское партнерство и проблемы обеспечения безопасности: промежуточные итоги // МЭ и МО. 2009-№ 8.
36. Печатное О., Маникин А. С., История внешней политики США / - М.: международные отношения, 2012...