Введение 4
Глава 1. История формирования концепции «мягкая сила» 6
1.1. Возникновение и характеристика понятия «мягкая сила» 7
1.2. «Мягкая сила» как концепция во внешней политике США 13
1.3. Виды «мягкой силы» 25
Глава 2. Роль и место «мягкой силы» во внешнеполитическом курсе
США 33
2.1. Ближневосточный вектор «мягкой силы» США 33
2.2. «Мягкая сила» США в отношении стран ЕС и СНГ 44
2.3. «Мягкая сила» США во внешнеполитическом взаимодействии с КНР 59
2.4. Перспективы реализации «мягкой силы» как инструмента внешней
политики США: ситуационный анализ 66
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 78
Приложения 83
Правительства используют военную мощь для того, чтобы выдвигать угрозы, бороться, и при сочетании мастерства и удачи, достичь желаемых результатов в разумные сроки. Экономическая мощь часто является столь же простым вопросом. Правительства замораживают иностранные банковские счета в одночасье и могут оперативно давать взятки или оказывать финансовую помощь (хотя экономические санкции часто требуют длительного времени).
Но «мягкая сила» является более сложной, поскольку многие из её важнейших ресурсов находятся вне контроля правительств, и её последствия в значительной степени зависят от признания со стороны принимающей её аудитории. Кроме того, ресурсы мягкой силы часто работают опосредованно, формируя условия для политики, и иногда для достижения желаемых результатов требуются годы.
Конечно, эти различия являются вопросами степенности. Не все войны или экономические действия быстро приводят к желаемым результатам, чему свидетельствует продолжительность и провал войны во Вьетнаме или о то, что экономические санкции исторически приводили к их предполагаемым результатам только в трети случаев.
В Ираке Саддам Хусейн находился под санкциями более десяти лет, и хотя четырехнедельная военная кампания сломила его режим, это был лишь первый шаг к достижению американских целей в Ираке. Кроме того, иногда распространение информации может быстрее привести к желаемому результату или предотвратить его. Но, как правило, ресурсы мягкой силы медленнее, более диффузны и более громоздки, чем ресурсы жёсткой власти.
Актуальность темы исследования. На протяжении XX в. инструменты невоенного воздействия прочно закрепились в американском внешнеполитическом арсенале, многократно доказав свою эффективность. Баланс сил, поддерживаемый сверхдержавами в эпоху биполярной конфронтации, и гарантированное взаимное уничтожение стимулировали США сделать ставку на эффективную информационно-пропагандистскую стратегию, привлекательность культуры, образования, политических ценностей, брендов и образа жизни общества массового потребления. История доказала обоснованность таких шагов, отобразив превращение культуры, информации и образовательной политики в могущественное оружие. Также актуальность подтверждается приходом к власти в США Дональда Трампа и его преобладающей «жёсткой силой», которая не поддерживается населением как США, так и другими странами, которые видят более разумной и продуктивной концепцию «мягкой силы».
Объектом данной работы являются особенности использования мягкой силы правительством США.
Предметом исследования данной работы является результат последствий и влияние применения мягкой силы правительством США в современной системе МО.
Хронологические рамки исследования рассматривают первые попытки использования США мягкой силы с начала Первой мировой войны(1914 год) по настоящее время.
Изучением «мягкой силы» занимались следующие ученые: Дж. Най, А. Наумов, М. Фразер, Т. Дмитриев, У. Фан и другие. В своих научных трудах они рассматривают применение мягкой силы США. Филимонов Г.Ю. рассматривал «мягкую силу» со стороны культурного влияния. Самуилов С.М. внёс большой вклад в изучение взаимоотношений США и СНГ.
Основным ресурсом источниковой базы является Стратегия национальной безопасности США. Также рассматривались такие сайты как РИА Новости, Би-Би-Си и Иноновости. Также внесли свой вклад в исследование «мягкой силы» следующие авторы статьей: А. Фоминых, Э. Соловьёв, Д. Прайст и Э. Розенберг.
Из анализа существующей литературы можно сделать вывод, что предпосылки, история и последствия мягкой силы США в системе международных отношений была хорошо изучена не только учеными других стран, а также российскими учеными.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение ключевых моментов использования мягкой силы во внешней политики США в системе международных отношений.
Задачами данной работы являются:
• Охарактеризовать термин «мягкая сила»;
• Определить виды «мягкой силы»
• Проанализировать внешнюю политику США, изучить нормативноправовую базу «мягкой силы»;
• Ознакомиться с историей развития мягкой силы во внешней политике США;
• Изучить взаимодействие США с ЕС, Ближним Востоком, Китаем и СНГ с позиции использования «мягкой силы».
• Проанализировать возможные сценарии развития «мягкой силы» США;
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: терминологический анализ, сравнительно-исторический анализ,
классификация, описание, проблемно-хронологический метод, ситуационный анализ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
Во введении показана актуальность данного исследования, объект и предмет исследования, его цели и задачи. Перечислены авторы, занимающиеся данной темой, методологическая база и структура исследования.
В первой главе изучены теоретические основы понятия мягкая сила, ее сущность и виды, её подкрепление на государственном уровне.
Во второй главе рассмотрена роль «мягкой силы» в отношениях с другими странами, тенденции и перспективы развития внешней политики США при условии её дальнейшего использования.
В заключении представляются выводы о проделанном исследовании.
Американцы вновь открыли для себя необходимость в общественной дипломатии после 11 сентября, но всё еще не приспособились к сложностям обладания мягкой силой в информационную эпоху. В настоящее время некоторые люди считают упразднение ЕСИА ошибкой, но нет единого мнения относительно его воссоздания, в отличие от реорганизации его функций, которые были распределены внутри Госдепартамента. Совет управляющих вещания осуществляет надзор за Голосом Америки, а также рядом специализированных станций, которые сосредоточены на конкретных странах. Ряд полезных шагов, таких как создание Радио Сава и радио Фарда, который вещает на Иран. В Белом доме создан офис глобальной коммуникации. Но требуется гораздо больше.
Возможно, наиболее поразительным является низкий приоритет и нехватка ресурсов, выделяемых на производство мягкой силы. Совокупная стоимость программ Государственного департамента в области общественной дипломатии и международного вещания США составляет чуть более миллиарда долларов, или около 4 процентов бюджета страны на международные дела, около 3 процентов от бюджета разведки, и 29 процентов от военного бюджета. Если бы США тратили один процент военного бюджета на общественную дипломатию то, что Ньютон Минноу называет «один доллар для запуска идей на каждые 100 долларов, которые мы инвестируем для запуска бомб», - это будет означать почти в четыре раза больше существующего бюджета. Как показано в таблице 1, Соединенные Штаты по- прежнему инвестируют в ресурсы мягкой силы гораздо меньше, чем инвестируют в неё другие крупные страны.
Не менее важно обеспечить большую согласованность политики между аспектами общественной дипломатии и связать их с другими вопросами. Например, несмотря на снижение доли рынка для иностранных студентов, правительство США, кажется, недостаёт во всём стратегического чувства, потому что обмен важен, и в этом стратегическом вакууме, трудно противостоять изо дня в день препятствиям, с которыми студенты сталкиваются в попытке приехать сюда. Практически отсутствует координация обменной политики с визовой политикой. После 11 сентября американцы стали больше бояться. Как отметил один из наблюдателей, что «хотя, безусловно, необходимо проявлять большую бдительность, эта широкая сеть охватывает все типы людей, которые не представляют никакой опасности». Бессмысленно препятствовать таким людям приезжать в Соединенные Штаты, такая политика подрывает наши ресурсы мягкой силы.
Общественная дипломатия нуждается в большей поддержке в Белом доме. Целевая группа по общественной дипломатии Совета по международным отношениям призвала к созданию офиса, который будет называться координационной структурой общественной дипломатии в Белом доме, возглавляемый назначенцем от президента. Кроме того, можно было бы создать новые институты для содействия мобилизации частного сектора. Этого можно было бы также добиться путем создания некоммерческой организации под названием «Корпорация общественной дипломатии» для организации усилий частного сектора. Успешная стратегия должна быть нацелена не только на трансляцию американских сообщений, но и на двустороннюю связь, которая в большей степени затрагивает неправительственные аспекты общества.
Общественная дипломатия нуждается в большей поддержке в Белом доме. Целевая группа по общественной дипломатии Совета по международным отношениям призвала к созданию офиса, который будет называться координационной структурой общественной дипломатии в Белом доме, возглавляемый назначенцем от президента. Кроме того, можно было бы создать новые институты для содействия мобилизации частного сектора. Этого можно было бы также добиться путем создания некоммерческой организации под названием «Корпорация общественной дипломатии» для организации усилий частного сектора. Успешная стратегия должна быть нацелена не только на трансляцию американских сообщений, но и на двустороннюю связь, которая в большей степени затрагивает неправительственные аспекты общества.
1. Интервью с американскими экспертами по евразийской политике профессорами Спеклер Д. и М. / Информационно-аналитический центр МГУ. 23 июня 2008 г. [Электронный ресурс]. - URL: www.centrasia.ru/ NewsA.php?st=1213857720
2. Крейгор Н., Адмирал Мэхэн: геополитическая доктрина «морской силы». Режим доступа: http://forum.msk. ru/00261Q0033/html27
1. Лебедева М.М. Акторы современной мировой политики. // Вестник МГИМО-Университета, 2013
2. Най, Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения: / Джозеф С. Най // Свободная мысль-ХХГ - 2004. - № 10. - С. 20-24 развития // Вестник МГИМО-университета. 2013. № 1 (28). С. 38.
3. РИА новости
4. Соловьев Э. От «военного гуманизма» к «вооруженному идеализму». Эволюция американских подходов к миропорядку // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. Т.1. №2. Май-Август 2003. С.50.
5. Стратегия национальной безопасности США
6. Филоник А.О. «Глобализация и арабский мир». // Сборник «Ближний Восток и современность». Выпуск 11. М., 2001.С.41
7. Фоминых А. «Мягкая мощь» обменных программ. Режим доступа: http//www.intertrends .ru/sixteenth/008. htm
8. Bureau of Budget and Planning // U.S. Department of State
9. Deibel T., Walter Roberts, Culture and Information: Two Foreign Policy Functions (Beverly Hills: Sage Publications, 2006), pp. 14-15
10. Harold Lasswell cited in Philip M. Taylor, British Propaganda in the 20th Century, (Edinburgh: Edinburgh University Press, 1999), p. 37
11. Islamism, the Arab Spring, and the Failure of America’s Do-Nothing
Policy in the Middle East. - Режим доступа:
https://www.theatlantic.com/international/archive/2015/10/middle-east- egypt-us-policy/409537/
12. Jane Holl Lute, paper prepared for the Aspen Strategy Group, August 2003
13. Kroes R., American Empire and Cultural Imperialism. Режим доступа: http://webdoc.sub.gwdg.de/ebook/p/2005/ghi 12/www.ghi- dc.org/conpotweb/westernpapers/kroes.pdf (дата обращения 24.04.18)
14. Maack M. N., «Books and Libraries as Instruments of Cultural Diplomacy during the Cold War,» Libraries and Culture, 36 (Winter 2011), p. 66
15. Priest D., «A Four Star Foreign Policy? U.S. Commanders Wield Rising Clout, Autonomy,» Washington Post, September 28, 2000, p. A1...