Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Геополитические интересы России в Арктическом регионе

Работа №97673

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Геополитические основы внешней политики государств в
Арктическом регионе 7
1.1. Развитие классической геополитики от географического детерминизма к
цивилизациям «суши» и «моря» 7
1.2. Геополитическая характеристика Арктического региона 19
1.3. Международно-правовые нормы регулирования Арктического
пространства 26
Глава 2. Международное сотрудничество в Арктическом регионе 44
2.1. Характеристика интересов и действий приарктических стран 44
2.2. Северный морской путь как фактор развития Арктики 62
2.3. Развитие приарктического пространства в 2018-2024гг 62
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 91
Приложения 101

В современном мире происходит противостояние сверхдержав. Мировые лидеры стараются не потерять свою власть и обрести еще большее влияние. Совершаются все новые и новые попытки государств управлять глобальными процессами, происходящими во всем мире, в том числе и экономическим состояниям государств и их ресурсной базой. Как следствие, происходит борьба политических мировых сил в различных регионах Земли. Тот факт, что энергетическая сфера носит политический характер - не требует особых подтверждений. Поэтому, развитие мировой экономики самым тесным образом взаимосвязана со способами обеспечения энергетической безопасности, которая, как правило, осуществляется различными методами, в том числе политическими. Надежное и стабильное обеспечение энергоресурсами является важным внешне- и внутриполитическим приоритетом у большинства государств мира, что оказывает существенное влияние на глобальные политические процессы.
Наиболее перспективным районом, с точки зрения разведки и разработки новых богатых районов с запасами углеводородов признается Арктический регион.
Освоение природных ресурсов Арктического региона, может в значительной мере изменить как региональную, так и глобальную геополитическую обстановку в целом. Безусловно, основную геополитическую и геоэкономическую выгоду получают прибрежные страны региона: Россия, США, Канада, Норвегия и Дания. Более того, Россия может в значительной мере усилить свои геополитические позиции, обрести статус мощной морской державы с широким выходом в Мировой океан, в том числе для осуществления необходимых операций ее военно-морского флота, а также для судоходства судов гражданского назначения. Но стоит отметить, что политика со стороны России может вызвать сопротивление со стороны
других акторов. Таким образом, рост геополитического соперничества приарктической «пятерки» не оставляет сомнений в том, что Арктике в XXI веке суждено стать серьезным узлом международных противоречий. В частности его международно-правовой статус. Именно этим обусловлены актуальность и практическая значимость исследования.
Объект - Арктический регион, как субъект современных международных отношений
Предмет исследования - геополитические интересы Российской Федерации в Арктике.
Цель исследования - изучить основные факторы и перспективы взаимодействия России с другими государствами в Арктическом регионе.
Для достижения цели следует выполнить ряд задач:
• Охарактеризовать основные геополитические течения
• Дать геополитическую характеристику Арктики
• Изучить нормативно-правовую основу международных отношений в данном регионе
• Выявить стратегии и интересы ведущих государств в Арктике
• Исследовать развитие Арктического региона через Северный морской путь
• Проанализировать перспективы развития арктического пространства
Хронологические рамки берут свое начало с 1991 года, когда распался СССР и образовалась Российская Федерация, как новый участник на международной арене, по сегодняшний день. Однако, в рамках исследования, рассматриваются более ранние документы, регулирующие международно­правовые отношения в Арктическом регионе.
Территориальные рамки охватывают Арктический регион и приарктические страны: Россию, США, Канаду, Данию и Норвегию.
Степень изученности темы. Многими исследователями уделено внимание анализу международного морского права и национального законодательства приарктических государств относительно морского 4
пространства. Из российских ученых таковыми являются работы Сергунина А.Р., Вылегжанина А.Н., Губанова А.И., Гудева П.А., Казмина Ю.Б., Дугин А.Г., Валеева Р.М., Абдуллина А., Дьяковой Н.А. и др. Различные правовые проблемы Арктики анализируются в работах западных ученых Байерза М., Антрим К. и др.
Выявить ключевые действия и приоритеты внешней политики в Арктике помогли труды Ивашенцова Г., Комиссиной И.Н., Конышева В.Н., Сергунина А.А., Селина В.С., Фадеева А., Филатова С. и др.
Основным сюжетом работ Богоявленского В.И., Богоявленского И.В., Боровского Ю., Истоминой А., Павловой К., Филатовой С., Борджерсона С. являются проблемы, перспективы и текущее состояние
ресурсообеспеченности региона.
Большое внимание к транспортному потенциалу Арктики проявляли такие исследователи Селин В.С., Конышев В.Н., Сергунин А.А., Кортунова М.В., Храмчихин А., Антюшина Н.М., Рукша В.В., Антрим К. и др.
В работе использованы такие методы исследования как историко­описательный метод, с помощью которого были изложены основные события и процессы, формирующие создание международно-правовой базы, метод классификации, благодаря которому мы структурировали основные понятия; картографический метод, который позволил наглядно рассмотреть территориальный охват региона, его перспективные морские пути; общенаучные методы, включающие в числе прочих подходов сравнение, обобщение, описание и сценарный анализ, благодаря которому нам удалось спрогнозировать возможные стратегии развития региона. Совокупность данных методов помогает подробно изучить рассматриваемый исторический период, выявить его особенности, выполнить поставленные задачи и достигнуть цели исследования
Источниковая база исследования. В процессе работы нами использована большая нормативно-правовая база. Прежде всего, это документы универсальных и региональных международных организаций: ООН, Арктического Совета, НАТО, а так же постановления правительства Российской Федерации. Фундаментальное значение для исследования имеет Конвенция ООН по международному морскому праву 1982 года. Анализ этих документов позволил выявить особенности правового статуса и режима использования водных пространств Арктической зоны. Сам факт существования стратегий приарктических государств не оставляет сомнений в том, что регион превращается в важнейшую проблему мировой политики и международных отношений XXI века.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, включающих в общей сложности шесть параграфов и построенных по проблемно-хронологическому принципу, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении представлена актуальность данной темы, предмет и объект изучения, а также цели и задачи работы.
В первой главе рассматриваются и раскрываются основные аспекты становления геополитической мысли, дается геополитическая характеристика и нормативно-правовой статус Арктики.
Во второй главе дана характеристика деятельности приарктических государств, особое внимание уделено перспективному морскому пути. Дается анализ развития Арктического региона.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Глобальное потепление и его последствия оказывают сильное влияние на мировую политику и экономику, ставят в мировую повестку ряд серьезных проблем, такие как адаптация к изменениям климата, сведение к минимуму экономического ущерба, обеспечение глобальной энергетической безопасности и т.д. Повышение температурного режима в Арктике, открывающий новые возможности разведки и освоения ее огромных углеводородных и биоресурсов, а также использования Арктического бассейна в качестве мировой транспортной коммуникации, может в корне изменить геополитическую ситуацию в мире. В результате исследования автор сделал следующие выводы:
Во-первых, из геополитической характеристики Арктического региона, мы сделать вывод, что интересы страны будут отстаивать исходя из имеющихся у них сил, которые в свою очередь зависят от их ресурсов, численности населения и размера территории, экономического потенциала, военной мощи, политической стабильности и т.д. При реализации своего внешнеполитического курса в Арктическом регионе, акторы будут руководствоваться своими национальными интересами.
Так, интересы США и России в основном представлены обеспечением военной и внутренней безопасности, защиты и охраны государственной границы. Для РФ приоритетными направлениями являются комплексное социально-экономическое развитие российской Арктической зоны, развитие науки и технологий и прочее. Для США - свобода перелётов и мореплавания применительно ко всей Арктике, добыча и разведка полезных ископаемых и т.д Для достижения своих целей и защиты интересов США имеют выгодное географическое положение, экономический потенциал, военную мощь (в том числе ядерное оружие) и внутреннюю политическую стабильность. Защищая свои интересы, Россия будет руководствоваться сильным характером правительства, большой территорией и численностью населения, наличием природных ресурсов, национальным духом, эффективной дипломатией, военным потенциалом и ядерным оружием.
Интересы канадской стороны заключаются в укреплении торговых связей с арктическими государствами, обеспечении безопасности судоходства по Северо-Западному проходу, решении пограничных споров, всяческое содействие существующим наднациональным органам в регионе. Потенциал Канады заключаются в следующем: на суше граничит лишь с США, большая территория, экономическая и внутриполитическая стабильность.
Датчане намерены отстаивать свои экономические и стратегические интересы. Основными приоритетами признаны Гренландия и утверждение своего суверенитета в регионе. Главные силы Дании заключаются во внутреполитической и экономической стабильности.
Ключевыми интересами Норвегии являются утверждение суверенных прав в регионе, поощрение научных исследований и развитие сотрудничества с Россией. Несмотря на все имеющиеся различия, у них имеется один общий интерес и значимый интерес - охрана и защита окружающей среды. Однако для защиты своих интересов Норвегия имеет прежде всего внутриполитическую и экономическую стабильность.
Во-вторых, отношения в Арктическом регионе регулируется большим количеством нормативных документов, в общей сложности известно примерно о 70 актах регионального и международного уровня. Наиболее значимыми документами для предпринятого исследования явились Женевские морские соглашения от 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Илулиссатская декларация от 2008 г. и Кирунская декларация от 2013 г. Несмотря на то, что часть из этого большого количества документов была создана с целью урегулирования конфликтов, на практике мы выявили, что она не в силах предотвратить спорные ситуации (принадлежность СМП и СЗП, внешние границы континентального шельфа в Арктике и т.д).
Непосредственно международно-правовой статус Арктики определен нормами морского права, в первую очередь, положениями Конвенции 1982 г., согласно которой, под юрисдикцией прибрежных стран находится 12 морских миль акватории и 200-мильная исключительная экономическая зона и самое главное - с юридической точки зрения Арктика никому не принадлежит.
В третьих, существует большое количество наднациональных органов международного сотрудничества в соответствующем регионе, которые доказывают свою эффективность при решении важных проблем Арктики, включая сферу климата, экологии, энергетики, транспорта, торговли, экономики, социально-экономического развития коренных народов Севера и и.тд.: К таковым относятся региональная программа ЕС - Северное измерение Евросоюза. Основной акцент - решение экологических проблем. Совет министров Северных стран, Северный совет и международная неправительственная организация Северный форум - исследовательской работой не занимаются, однако, они финансируют арктические исследования грантами и стипендиями и т.п. Наиболее полезными являются ведущий межправительственный форум - Арктический Совет, содействующий устойчивому развитию и координации международного сотрудничества и национальных политик стран-участниц. И форум регионального сотрудничества - СБЕР, позволяющий улучшать дву- и многостороннее сотрудничество на региональном уровне, а также развивать арктические районы России. В целом, был успешно реализован ряд проектов, в том числе в России. Однако, как показывает наше исследование, имеющиеся институты способствуют, не только сотрудничеству и урегулированию споров между странами, сколько являются своеобразным инструментом для продвижения собственных национальных интересов. Тем самым подтверждая основные положения теории реализма.
В-четвертых, действия основных игроков в сфере военной
безопасности, рыболовства, научно-исследовательской деятельности, поисково-разведочных показывают, что существует огромное поле как для взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества, так и для развития собственного потенциала. К примеру, США и Канадой неоднократно проводились военные учения, наиболее крупные - «Северный край-2008» и «Оперейшн Нанук». В рамках разведки углеводородов, например, на арктической территории России круным успехом считается строительсвто платформы Приразломная. Российская сторона также принимает участие в 80 научно-исследовательских проектах. Норвегия увеличивает финансирование исследований, США тесно сотрудничают с Канадой в области изучения строения морского дна и арктических НИОКР. Введение ИЭЗ дало толчок для заключения ряда ваимовыгодных двусторонних соглашений. Например, между Россией и Данией. Кроме того, в 2015 г. «пятерка» заключила соглашение, запрещающее промышленную добычу рыбы за пределами ИЭЗ.
Наблюдаются вызовы и угрозы национальным интересам и появлении крупных внерегиональных акторов - Китая, Индии и Японии, которые прежде всего делают акцент на инвестици в проекты Арктики, научно­исследовательскую деятельность и коммуникационные перспективы региона.
В-пятых, подробное рассмотрение двух морских транспотрных магистралей в Северном Ледовитом океане показало, что СМП в разы выгоднее и перспективнее чем СЗП, и иные традиционные морские евроазиатсие коридоры через Суэцкий канал, поскольку: имеет меньшую протяженность, экономическая целесообразность, защищен от пиратских нападений, более благоприятная ледовая обстановка (чем у СЗП) и т.д. Кроме того, использование проекта Севморпути даст толчок для внутреннего развития не только российской Арктики но и России в целом (строительство новых транспортных узлов, портов, социально-экономический рост северных районов и т.п) наиболее значимых проектов российской Арткики - «Ямал СПГ», «Белкомур» и прочие. Следует понимать, что проект Севморпути требует серьезных капиталовложений и инвестиций.
В-шестых, анализ возможных сценариев развития приактического простанства в 2018-2024 гг. позволил выделить 3 возможных сценарных развития: позитивный, нейтральный и негативный. Наиболее вероятным представляется развитие Арктики согласно позитивному сценарию, предполагающему секторальное деление, на котором традиционно настаивают Россия и Канада. Нейтральный сценарий, а именно международное управление имеет большое количество сторонников, прежде всего, в рядах внерегиональных акторов (Китай, Индия, Южная Корея, Япония, ЕС и НАТО) и, конечно, США. Главный аргумент - природные запасы и коммуникации Арктики являются «общим достоянием». Однако не все арктические страны пойдут на такие уступки. И последний - негативный сценарий, подразумевающий военный конфликт. Он будет спровоцирован борьбой за раздел месторождений углеводородов на шельфе. Участниками такого конфликта могут стать все арктические страны, притом в любых коалициях. Но именно из-за возможных тяжелых последствий, военное противоборство в виде вооруженного столкновения вряд ли возможно.


1. Выступление В. В. Путина на международном форуме «Арктика - территория диалога», 23.09.2010.
2. Выступление Д. А. Медведева на заседании Совета безопасности «О защите национальных интересов России в Арктике» в Кремле,17.09.2008.
3. Директива США по Арктической политике, 12 января 2009 г.
4. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
5. О защите национальных интересов России в Арктике. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева на заседании Совета Безопасности 17 сентября 2008 г. Российская газета, 17 сентября 2008.
6. Основные положения стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2020 года и на более отдаленную перспективу. М., СОПС, с.37-38, 2009.
7. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом РФ Д. Медведевым//Совет Безопасности Российской Федерации, 18 сентября 2008, URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html, (дата обращения: 14.12.2015).
8. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ. Российская газета, 16 мая, 2003.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 21
апреля 2014 г. № 366 г. Москва "Об утверждении государственной
программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года".
10. Постановление Правительства РСФСР «О Государственной комиссии РСФСР по делам Арктики и Антарктики» от 26 декабря 1991 года № 75.
11. Постановление Правительства РФ «О Всероссийском научно­координационном центре по комплексным проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера Государственного комитета Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера» от 22 июня 1992 года, № 419. 90
12. Постановление Правительства РФ «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» от 31 декабря 1997 года, № 1664 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 256.
13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Государственной комиссии Российской Федерации по делам Арктики и Антарктики и персонального состава Государственной комиссии Российской Федерации по делам Арктики и Антарктики» от 28 марта 1992 года, № 197.
14. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. с. 101-105.
15. Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее, 2009 г...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ